-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка амстердам англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принцесса птицы религия рисунок россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140939


Арсений и Андрей Тарковские: Зеркальные портреты

Среда, 23 Мая 2018 г. 05:36 + в цитатник
Bo4kaMeda



Тарковские: слева — Андрей
справа — Арсений; Фото Л. В. Горнунга, 1930-е годы

Говорят, что природа отдыхает на детях гениальных родителей. Думается, что происходит это не от прихоти природы, а оттого, что творческий человек, родитель, идет путем своих исканий, на котором так мало места семье. Он бывает безжалостен к своим любимым и детям, уделяя им меньше времени и сил, чем своему таланту. Он несет свое творчество как дар всем, а рук его и сердца не хватает на тех, кого он, повинуясь человеческому укладу и божьей воле, родил на этот свет. Но бывает, что это неумолимое правило хотя бы отчасти нарушается, и кровное родство с гением идет об руку. Пожалуй, трудно найти более яркий пример тесной родственной связи двух гениальных художников, чем тот, который являет нам история отца и сына Тарковских, Арсения и Андрея, поэта и режиссера.


Андрей Тарковский родился в 1932 году в селе Завражье недалеко от города Юрьевец в семье Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. Спустя два года появилась на свет его сестра – Марина. А еще через год Арсений ушел из семьи к другой женщине.


Андрей Тарковский с сестрой Мариной

Несмотря на распад брака, у Марии Ивановны достало мужества и мудрости воспитать детей в любви к отцу и его творчеству. Близкие этой удивительной женщины после вспоминали, что ее отношение к Арсению Александровичу было не столько супружеским, сколько материнским, она оправдывала его не только перед детьми, но и перед любым другим человеком и – прежде всего – перед самим поэтом, не давая ему усомниться в правильности своих поступков. Только благодаря этой женщине, матери и жене, сохранилась сложная и неразрывная связь между отцом и сыном Тарковскими. Позже Андрей, отвечая на вопрос о влиянии родителей, скажет, что он, конечно, обязан своим воспитанием, становлением да и просто выживанием матери, но отец «действовал в каком-то биологическом, подсознательном смысле», имел «какое-то внутреннее влияние».


Арсений Тарковский с сыном Андреем

Их судьбы во многом были схожи. Детство обоих пришлось на страшные для страны годы. Арсений, родившийся в 1907 году, рос в эпоху слома старого уклада жизни, хотя, по его воспоминаниям, ему удалось напитаться памятью добра и огромной любовью родителей. Андрею выпало расти в годы Великой Отечественной войны, без отца и его тепла. Они оба разрушили свои семьи, оба были одержимы искусством, в котором, впрочем, проявились совершенно по-разному. И дело не только в том, что у одного – поэзия, а у другого – кино, но и в самом векторе художнического видения.


Арсений Тарковский с сыном Андреем играют в шахматы. Фото Л. Горнунга, 1948

В отношениях отца и сына все же Андрей был больше сыном, чем Арсений отцом. Сохранилось письмо Андрея к отцу 1942-го года, в военные годы, когда Арсений был на фронте. Вот оно с сохранением орфографии и пунктуации:

16/VII – 42 г.

Милый папа!

Мама ходила в деревню и принесла черники, земляники. Но ягоды очен далеко и мы туда не поедем. Бабушка разбила ноги коленки и Марина ставила ей компрессы. Мы сегодня собираемся в деревню Жуковку если не будет дождя.

Привет от бабушки.

Целую крепко-крепко. А.Т.



Мальчик пишет о том, что происходит здесь и сейчас, о том, что будет завтра, о том, о чём хочется сказать вживую, без бумаги. Пишет о малых родных событиях отцу на фронт, трогательно обращаясь к нему «милый папа».

Андрей всегда потом говорил и писал о том, как ему не хватало отца. Но он же вспоминает и события 1937-го года, когда отец внезапно приехал поздно вечером и требовал от своей бывшей жены отдать ему сына. Андрей вспоминал, что ни за что не хотел бы жить с отцом тогда.

Мучение о разрушенной семье преследовало всех – и Арсения, и Марию и, конечно, детей – Марину и Андрея. Клубок боли и любви постоянно преследовал Андрея Тарковского. К нему он обратится в фильме «Зеркало», снятом в 1974 году, через несколько лет после развода с первой женой Ирмой Рауш. В этой картине в образе женщины смешивается и образ его жены, и образ его матери, а в образе мужчины можно угадать и его собственную судьбу, и судьбу его отца. По воспоминаниям, Арсений Александрович много раз пересматривал этот фильм своего сына и каждый раз имел при себе валидол. Этот фильм явился одновременно и упреком отцу и себе, и оправданием. Оправданием через любовь, такую близкую и так легко ускользающую.



Арсений Александрович пытался быть «правильным» отцом. Он писал письма и старался говорить с сыном на равных, но делал он это, будто исполняя роль, до которой снисходил с высоты своего таланта. Многие вспоминали, что из семьи он ушел не из-за любви к другой, а скорее – сбежал от быта, разрушительного для поэтической натуры. Пеленки, каши, необходимость в деньгах, необходимость оставаться дома, рядом с женой и детьми тяготили его.

Но иногда его отцовский долг становился для него как бы продолжением поэзии с её порывами и поисками, и тогда он исполнял этот долг искренне, как умел. В письме к восемнадцатилетнему Андрею, который будучи еще школьником без памяти влюбился в девушку Тату и собирался на ней жениться, отец с горячей наивностью остерегает сына от своих собственных ошибок:

А теперь – о твоей влюбленности. То, что я тебе напишу, – безусловно верно, если допустить, что мы с тобой устроены одинаково, а это так во многом, мы ведь очень похожи по душевному строю. У нас (у меня, я предполагаю, что и у тебя) есть склонность бросаться стремглав в любую пропасть, если она чуть потянет и если она задрапирована хоть немного чем-нибудь, что нас привлекает. Мы перестаем думать о чем-нибудь другом, и наше поле зрения суживается настолько, что мы больше ничего, кроме колодца, в который нам хочется броситься, не видим. Это очень плохо, и может оказаться губительным.

Ради Бога, не пытайся жениться. Сначала немножко хоть перебесись, потому что начнешь снова беситься через 3–5 лет после женитьбы, если она окажется слишком ранней, и жизнь для обоих (ты + она = семья) превратится в ад, из которого один выход: развод, – мука для себя, для жены и – если будут, что возможно, для детей. Это я пишу тебе, оснащенный опытом – и иначе не бывает и не может быть. Поговори с мамой, она скажет тебе то же самое.

Не надо, чтобы любовь тебя делала тряпкой и еще более слабым листком, уж совсем неспособным к сопротивлению. Любовь великая сила и великий организатор юношеских сил; не надо превращать любовь в страсть, в бешенство, в самозабвение, я буду счастлив, если твоя влюбленность окажется любовью, а не чумой, опустошающей душу. Пусть она будет хорошей и чистой девушкой: я так и представляю себе ту, кого ты полюбил, потому что я очень тебя люблю и очень хочу, чтобы ты был счастлив, а быть счастливым – значит не быть раздвоенным, мечущимся; значит – любить свое жизненное дело, работать для него и жить им, самоутверждаться в пределах жизненной задачи.


Значительно позже Андрей Тарковский, уже сам «оснащенный опытом», скажет: «Есть вещи поважнее, чем счастье». И ради этих важных вещей не пощадит свой брак и своего сына Арсения. И судьбы продолжат отражаться друг в друге.

Существует фотография-диптих, двойной «зеркальный портрет». Арсений и Андрей сняты рядом с зеркалом – каждый в свое время, в разных обстоятельствах. Разница в том, что Арсений глядит прямо на зрителя, а в зеркале – его профиль; лицо же Андрея обращено к нам в три четверти, зато его отражение в зеркале смотрит прямо на нас. В этой разнице есть свое глубокое содержание. Практически во всех своих фильмах Андрей Тарковский обращался в прошлое, к детству, к своим переживаниям и воспоминаниям, наконец, к истории. И через все его фильмы проходит тема отца и сына, тема возвращения.


Зеркальные портреты: слева — Арсений Тарковский, справа — Андрей Тарковский

Показательна последняя сцена в фильме «Солярис», повторяющая образ, запечатлённый на полотне Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое было написано по мотивам притчи Христа. Этой сцены никогда не было и не могло быть в реальной жизни Андрея, но ее проекция, ее тень всегда ощущалась в отношениях отца и сына Тарковских.


Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» и сцена из кинофильма «Солярис»

В 1957 году, в год, когда Андрей женился на своей сокурснице по ВГИКу Ирме Рауш (в дальнейшем сыгравшей роль дурочки в «Андрее Рублёве»), между ним и отцом произошел разлад, о котором горько сожалел будущий режиссер. Арсений Александрович был настроен против возлюбленной сына и отговаривал жениться, произошло недоразумение из-за материальных вопросов. Это подвигло Андрея написать очень искреннее и личное письмо отцу. Такой степени откровенности между ними, быть может, больше никогда и не было. Тогда были сказаны самые важные слова.

Вот отрывок из этого письма, написанного Андреем сгоряча, которое и привело к разладу:

…Я всю жизнь любил тебя издалека и относился к тебе как к человеку, рядом с которым я чувствовал себя полноценным.

…Нет и не было, верно, сына, который бы любил тебя, то есть отца, больше, чем я.

…Но вот в чем я тебя упрекну — не сердись за слово «упрекну», — ты всю жизнь считал меня ребенком, мальчишкой, а я втайне видел тебя другом. То, что я… обращался к тебе, только когда мне было нужно, — это печальное недоразумение. Если бы можно было, я бы не отходил от тебя ни на шаг. Тогда ты не заметил бы, что я у тебя просил что-то и искал выгоды.

…Ты пишешь о своей заботе обо мне как о денежной помощи, — неужели ты настолько груб, что не понимаешь, что забота — это не всегда деньги? Я тебе повторяю: если ты не поймешь, что я не допускаю (с сегодняшнего дня) в наши отношения деньги, мы поссоримся и никогда не увидимся. Я никогда не был уверен в твоем расположении ко мне, в дружеском расположении. Поэтому мне было (очень часто) неловко надоедать тебе. Я редко виделся с тобой поэтому. Поверь, что мне нужен ты, а не твои деньги, будь они прокляты! Ты говоришь о том, что тебе осталось немного жить.

Милый мой! Я понимаю, что только большая обида могла заставить коснуться тебя этой темы. Какая я сволочь! Прости, дорогой. Скажи, что мне сделать, чтобы ты прожил как можно дольше? Что от меня зависит?!




В конце жизни Андрей эмигрировал из СССР. Последние свои два фильма он снял в Италии и Швеции. Это был страшный выбор – остаться на родине, где он не видел для себя возможности работать и творить, или бросить всех – отца, детей, друзей, наконец, – ради работы, ради предназначения художника, которое он остро ощущал. Последние письма – отца к сыну и его ответ – пронизаны болью о невозможности изменить судьбу, которая все время шла за ними по пятам, «как сумасшедший с бритвою в руке».

Арсений Александрович пишет сыну в Италию:

Дорогой Андрей, мой мальчик!.. Я очень встревожен слухами, которые ходят о тебе по Москве…

…Я себя чувствую очень постаревшим и ослабевшим. Мне будет в июне семьдесят семь лет. Это большой возраст, и я боюсь, что наша разлука будет роковой. Возвращайся поскорее, сынок. Как ты будешь жить без родного языка, без родной природы, без маленького Андрюши, без Сеньки? Так нельзя жить – думая только о себе – это пустое существование.

…Не забывай, что за границей, в эмиграции самые талантливые люди кончали безумием или петлёй. Мне приходит на память, что я некогда перевёл поэму гениального Махтумкули «Вдали от родины». Бойся стать «несчастным из несчастных» — «изгнанником», как он себя называл…

Папа Ас, который тебя очень сильно любит.

Андрей Арсеньевич пишет ответ:

Дорогой отец! Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль «изгнанника» и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию…

Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17-ти был безнадёжно безработным.

…Потом я вовсе не собираюсь уезжать надолго.

…Я уверен, что всё кончится хорошо. Я кончу здесь работу и вернусь очень скоро…

Целую тебя крепко, крепко, желаю здоровья и сил. До скорой встречи. Твой сын — несчастный и замученный – Андрей Тарковский.



Отец и сын больше никогда не увиделись. Андрей Арсеньевич умер в Париже в 1986 году. Арсений Александрович пережил сына почти на три года, в которые сильно сдал, сраженный известием о его кончине. Болезненная любовь этих двух людей, сына и отца, завершилась большой болью для обоих. Перед ними всегда стоял выбор между судьбой художника и судьбой человека, но, следуя судьбе художника, каждый из них сохранил кровную любовь, которая, быть может, не была бы такой сильной, если бы не постоянная вынужденная разлука, расстояния и обстоятельства, если бы не постоянная нехватка этой любви. То, что утрачивается, то и чувствуется острее в натяжении на грани разрыва. Очищенная от бытовой «шелухи» (вспомним, как Андрей изгонял материальное из их отношений), эта привязанность смогла держать двух художников вместе всю жизнь. Тем горше, что возвращение и последнее объятие отца и сына так и не свершилось.





rusbatya.ru

.
Рубрики:  КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
ПЕРСОНЫ
АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 23 пользователям

repman   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 05:56 (ссылка)
Привет, Таня! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
соня_лифинская   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 13:09 (ссылка)
Трагическая судьба
Ответить С цитатой В цитатник
ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 13:33 (ссылка)
БЛАГОДАРЮ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Seniorin   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 21:05 (ссылка)
Какое наслаждение и какая жуткая боль читать письма этих великих, талантливых, гениальных людей... Спасибо, Танечка! Прекраснейший пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 21:15 (ссылка)
Танюша, большое спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
vadik15   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 21:49 (ссылка)
Подпись к первому фото - Андрей вроде справа?
И годы - наверное, не 30-е? Тут ему явно не 5-8 лет.
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 22:19 (ссылка)
Bo4kaMeda, СПАСИБО,
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Среда, 23 Мая 2018 г. 22:53 (ссылка)

Ответ на комментарий vadik15

Справа Арсений 1907 года рождения))
Ответить С цитатой В цитатник
Leon_Meusi   обратиться по имени Четверг, 24 Мая 2018 г. 00:07 (ссылка)
Классный пост. Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
vadik15   обратиться по имени Четверг, 24 Мая 2018 г. 05:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

Понял. Фото - каждое отдельно.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку