-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12821
Комментариев: 64841
Написано: 140350


Вивьен Ли и ее ароматы

Суббота, 19 Мая 2018 г. 05:31 + в цитатник
Bo4kaMeda




«Только Англия могла создать ее. Она была прекрасна, как английская роза. Когда открывалась дверь и в комнату входила она, весь мир вокруг замирал, настолько она была изысканно красива», - писала Диана Вриланд в ту пору, когда она работала колумнистом в Haarper’s Bazaar.

Предметом ее восхищения была Вивьен Ли.

Роза - первое сравнение, которое возникало при виде Вивьен Ли, потому что от нее пахло розами. она обожала розы. Сажала их в своем саду, когда у нее появился дом, и всю жизнь носила духи с запахом роз. Она всего три раза меняла духи, которыми пользовалась, но главной нотой у всех была роза.

В начале XX века считалось, что ароматы для настоящих леди - это роза, вербена и фиалка. Бесспорно, Вивьен Ли была настоящей леди. По рождению и по воспитанию, по манере вести себя и одеваться. Она была гениальной актрисой и при этом оставалась настоящей леди. Во всем. Даже в выборе парфюмерии.

А между тем, самые знаменитые роли Вивьен Ли - Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром», которая выжила благодаря тому, что не была «настоящей леди», и Бланш Дюбуа в «Трамвае „Желание“», которая находила спасение в том, чтобы изображать из себя леди, хотя жизнь швырнула ее в грязь, да еще и придавила тяжелым кулаком Стэнли Ковальски, чтобы сломать хребет, чтобы уж точно не поднялась...





В СССР Вивьен Ли знали преимущественно как «Леди Гамильтон», которая тоже была не совсем леди, а куртизанка, ставшая сначала женой лорда, а потом - возлюбленной адмирала Нельсона.

Вивьен Ли почти все время играла женщин, которые пытаются вести себя, как леди, но происхождение или обстоятельства им мешают, или - леди по рождению, которых любовь толкает к падению: так произошло с Майрой Лестер в фильме «Мост Ватерлоо», с Анной Карениной в экранизации романа Льва Толстого и с Карен Стоун в фильме «Римская весна мисс Стоун».

И все же свое природное благородство актриса полностью спрятать не могла. Поэтому ее Скарлетт была куда обворожительнее и нежнее, чем героиня книги. Поэтому ее Бланш Дюбуа была такая трепетная и уязвимая, что не могла вызвать ничего, кроме сострадания, хотя пьеса Теннеси Уильямса неоднозначна, и образу главной героини разные актрисы давали разные трактовки. А те, кто видел Вивьен на сцене, вспоминали, что впечатление было еще более яркое, чем от ее ролей в кино.





...Как же я жалею, что нет записи спектакля «Сон в летнюю ночь» 1937-го года, в котором двадцатичетырехлетняя Вивьен Ли играла Титанию. королеву фей. Осталось всего несколько фотографий. Но глядя на них, понимаешь, что ни одна другая актриса не была в этой роли так ослепитально красива, а главное - так похожа на настоящую фею, существо нечеловеческой природы.

«Ее красота былла безупречна, грациозна и аристократична; ее лебединая шея, прозрачная кожа и тонкие совершенные черты придавали ей воздушность, которые, казалось, отрицают существование земли, крови и огня. И еще эта смесь была эротична», - писал о ней Дэвид Нивен.





Вивиан Мэри Хартли - так звали девочку, родившуюся 5 ноября 1913 года в Калькутте. Отец, Эрнст Хартли, был англичанином. Мать, Гертруда Якджи, - наполовину ирландка, наполовину француженка, с примесью испанской и даже армянской крови. Гертруда считалась красавицей, но ее дочь уже в годовалом возрасте поражала окружающих соверщенно ангельской внешностью.

«Англичане побаиваются женской красоты и не доверяют ей. иностранкам позволено быть красивыми, англичанкам - нет. Красивые англичанки считаются особами сомнительными», - не то иронизируя, не то всерьез заявляла Вивьен Ли.

Мать воспитывала ее строго, во многом - из-за того, что девочка везде, где бы ни появлялась, привлекала слишком много внимания, и много лет спустя Вивьен Ли вспоминала ее поучения:

«Поступай так, как хочет хозяин, только тогда тебя будут приглашать вновь и вновь. Если гости приходили к нам. мама говорила: "Делай то, чего ждут от тебя гости: только так ты станешь хорошей хозяйкой". Я спросила: "А когда я смогу делать то, что хочу сама?" Ответа ее я не помню, но помню, что я поняла сразу и навсегда: обладать хорошими манерами - значит никогда не делать того, чего тебе хочется».





Хартли вернулись в Англию и отдали малютку Вивиан в возрасте шести лет в католический пансион при монастыре Святого Сердца, где она провела восемь лет. Потом родители перевели ее в монастырский пансион в Швейцарских Альпах, чтобы юная леди обучилась иностранным языкам. Монахини «отполировали» ее манеры, а природа завершила работу над формированием ошеломляющей красоты. В 1931 году Лилиан начали вывозить «в свет», на вечера для дебютанток.

Наверняка именно тогда - вряд ли раньше, это было бы неприлично! - у Вивиан Хартли появились первые духи.





Гертруда Хартли пользовалась «White Rose», самыми знаменитыми духами от Atkinsons. Эти духи были популярны во всем мире. Их обожала последняя русская императрица. Александра Федоровна, она говорила, что «White Rose»: «прозрачны без всякой примеси и бесконечно ароматны».

Поэт «серебряного века» Андрей Белый в поэме «Первое свидание» писал:

Я, Майей мира полонен,
В волнах летаю котильона,
Вдыхая запах «poudre Simon»,
Влюбляясь в розы Аткинсона.


«White Rose» считался аристократическим ароматом, и Atkinsons использовали его успех, выпустив одеколон, соль для ванны, мыло, пудру - все с этой композицией, различавшейся только насыщенностью.





Вивиан очень нравились духи, которыми пользовалась ее мать, и она тоже выбрала для себя «White Rose».

Спустя много-много лет, в одном интервью, будучи уже очень знаменитой киноактрисой, она скажет: «Если бы мне дали шанс прожить жизнь заново. я уверена в двух вещах: во-первых, я бы стала актрисой намного раньше; во-вторых, сразу бы после этого я б вышла замуж за Лоренса Оливье: в случае необходимости я бы сама попросила его руки». И как всегда, в ее словах, под флером иронии светилась правда. Но она и так стала актрисой и сделала карьеру довольно быстро.

В 1931 году Вивиан поступила в Королевскую академию драматических искусств. Семья не возражала, домашние спектакли были популярным светским развлечением.

Через год Вивиан вышла замуж за адвоката Генри Ли Холмана. Он был старше на тринадцать лет, но являл собой прекрасную партию. Ничто не могло помешать Вивиан идти на зов своего призвания, своей истинной судьбы: ни брак с Холманом, ни рождение дочери Сюзанны.


* * * *



В 1934 году Вивиан сыграла эпизодическую роль в кино и влюбилась в театрального актера Лоренса Оливье. Она сказала подруге: «Вот человек, за которого я когда-нибудь выйду замуж». И Вивиан, и Лоенс были в это время несвободны, но она словно предвидела будущее...

Вивиан была настоящей леди, как хотела ее мать, как ее воспитали, но при этом решила, что будет поступать не иак, как требуют хорошие манеры, а так, как хочется ей самой. Правда, она по-прежнему пользовалась аристократическими «White Rose». Она воспринимала их как свой запах, и, как многие женщины тех времен, не планировала никогда менять «White Rose» на другой аромат.

В 1935 году Вивиан впервые вышла на сцену в пьесе «Маска добродетели» и получила свой псевдоним: наборщик сделал ошибку и ее имя на афише выглядело как «Вивьен». Ей понравилось. Она оставила: мужу - дочь, себе - часть его фамилии в качестве творческого псевдонима. И полностью ушла в мир искусства.





Вивьен Ли практически не знала неудач. Нет, конечно же, некоторые ее роли подвергали критике. Но красота всегда выручала Вивьен. Настолько, что актриса ненавидела сами эти слова - «красивая» и «хорошенькая». Она хотела, чтобы ее ценили за талант, а не за внешность. Но ничего не могла поделать с восхищением, которое вызывала у каждого, кто ее видел.





«Она изящна как цветок, стройна как ива, экзотична как тигровая лилия. ЕЕ подбородок воинственен, что придает ее личику в форме сердца заостренность, выразительность и невероятную привлекательность. У нее зеленые завораживающие глаза, обрамленные густыми, изогнутыми черными ресницами. Ее темные брови уходят резкой линией вверх. Есть что-то дерзкое, безрассудное и бесстрашное в ее лице; что-то необузданное и бунтарское в ее натуре», - писал о ней Дэвид Левин.

В том же году, когда актриса обрела псевдоним, она встретила «своего» режиссера и продюсера Александра Корду, и была представлена мужчине своей мечты Лоренсу Оливье.





«В ее магической красоте было что-то терзающее: хрупкость в сочетании с жесткой линией подбородка, изумительного разреза изумрудные глаза, мягкий излом бровей и взгляд пантеры», - вспоминал Лоренс Оливье первую встречу с ней.





Воспоминания разных людей расходятся. Одни говорят, что флакон «Bellodgia Caron» Вивьен Ли привез из Парижа Александр Корда, от которого актриса принимала и подарки, и даже материальную помощь во время войны, что позволило ей вывезти мать и дочь из Англии в Америку, подальше от бомбежек. Другие утверждают, что в ту пору, когда Вивьен сменила прозрачный и чистый аромат «White Rose» на великолепный, сложный букет «Bellodgia», она еще не принимала подарков ни от кого, кроме мужа, а значит - духи подарил ей Генри Ли Холман.





Меня удивляет, когда «Bellodgia» называют гвоздичным ароматом. Может когда то, после многочисленных реформулировок, он и стал таким, но в винтажной версии цветут медовые чайные розы, их так много, что своим нежным, чуть ладанным ароматом они исхитрились затмить цветы с более сильным запахом: остро-сладкие белые гвоздики, влажные лесные фиалки и даже густой, томный, чуть ванильный, чуть солоноватый запах белых лилий. Окутывает весь этот гигантский букет облако тончайшей гелиотроповой пудры. Когда привыкаешь к роскоши и удивительной согласованности нот изначально не гармонирующих между собой цветов, чувствуешь в базе благородный сандал и гвоздику в виде пряности.

«Bellodgia» словно рассказывает про утонченную роскошь былых времен, но женщин нежных, будто они созданы из пены морской, а не из плоти... Про кружево ручной работы и диадемы от Рене Лалика, про шляпки, расшитые перьями колибри, и про нити отборного морского жемчуга, обвивающие шею в три ряда. Но главное - он рассказывает про чувства такие сильные, что ради них можно легко отказаться не только от кружева и жемчуга, но даже от надежного будущего и крыши над головой. А поскольку нежные женщины не могут выжить, пожертвовав всем этим, «Bellodgia» - про смерть из-за любви.

Героини Вивьен Ли не раз из-за любви умирали. Майра Лестер бросилась под колеса автомобиля. Анна Каренина - под поезд, Эмма Гамильтон спилась... Но все они остались Незабвенными. Как и сама Вивьен Ли.



Вивьен Ли и Лоренс Оливье в фильме «Огонь над Англией»


В 1936 году Вивьен Ли и Лоренс Оливье сыграли в фильме Александра Корды «Огонь над Англией». И поняли, что любят друг друга. Но официально они оставили свои семьи только в 1937 году, а пожениться смогли три года спустя, когда наконец были оформлены оба развода. Генри Ли Холман и Сюзанна долго не могли простить Вивьен ее предательство. Джилл Эсмонд, бывшая жена Оливье, напротив, не демонстрировала враждебности ни к мужу, ни к его новой возлюбленной. У Вивьен сложились более теплые отношения с пасынком Тарквинием, нежели с родной дочерью.





Вивьен Ли и Лоренс Оливье безумно любили друг друга. И называли «возлюбленными Божьей милостью». Общество простило им и адюльтер, и разводы, настолько сильной и прекрасной была их любовь, так сияли их глаза, когда они смотрели друг на друга. Они обожали вместе играть, особенно на сцене, ведь там они проживали за несколько часов жизнь своих героев. Ли всегда сожалела о том, что не Лоренс сыграл Ретта Батлера в «Унесенных ветром», а Оливье - что не Вивьен играла Кэти, возлюбленную его героя Хитклиффа в «Грозовом перевале».

Играть в театре и в кино, любить Лоренса и быть им любимой: вот и все, что было смыслом ее жизни, вот и все, что имело значение.





Главными духами в ее жизни стали «Joy» Jean Patou. Этот парфюм, созданный после биржевого краха 1929 года, словно цветочный щит, который должен был защитить привыкших к роскоши женщин от ужасов Великой Депрессии, очаровал всех. Он был любимым и для Оливии де Хэвилленд, которая сыграла Мелани Уилкс в «Унесенных ветром», и - спустя десятилетия - для Жаклин Кеннеди, жены самого молодого президента США. И для Вивьен Ли, которой драгоценный хрустальный флакон с драгоценнейшей жидкостью подарил Лоренс Оливье.





Любители делят «Joy» на розовую и жасминную версии. Но все же «Joy» - это розы. Взрыв роз. Море роз. Великолепные, чуть терпкие розы, слегка оттененные деликатным жасмином и сладким, нежным, телесным ароматом мускуса. Однако и жасмин, и мускус застенчиво растворяются в море роз, и их приветствие только слегка придает теплоты и сложности этому розовому орнаменту. Роза в «Joy» - поистине королевская. Одна капля - и вокруг образовывается плотное облако из аромата роз. Оно такое стойкое, что кажется: когда возвращаешься в комнату, где наносила на себя «Joy», оно тебя там встречает.

Носить «Joy» - словно постоянно жить в розарии. И нести вокруг себя аромат роз: не масла, а живых цветов.

Неудивительно, что он так нравился Вивьен, но все же... Я думаю, что для нее важнее было, что подарил ей эти духи Ларри - так называла она Оливье. Это был его выбор. И Вивьен не рассталась с «Joy» даже тогда, когда рассталась с любовью всей своей жизни.


* * * *


Вивьен Ли могла бы стать абсолютно счастливой женщиной... Если бы не такой огромный талант и не такое хрупкое здоровье. При ее красоте ей хватило бы и среднего актерского таланта, но Вивьен Ли была гениальной актрисой. И возможно так велик и уникален был ее талант именно из-за психической болезни, помогавшей Вивьен не просто играть, а проживать каждую из ролей - и на какое то время ствновиться своей героиней: Майрой, Эммой, Джульеттой, Скарлетт, Офелией, Клеопатрой...





Ее талант с годами рос, но болезнь захватывала Вивьен все глубже. Она была больна туберкулезом и перенесла два выкидыша: потеряла двух желанных детей, о которых они с Ларри мечтали. Горе этих утрат наносило сокрушительные удары по неустойчивой психике актрисы. У Вивьен начались затяжные депрессии, сменявшиеся приступами неконтролируемой ярости. Ее лечили электрошоком. Иногда сразу после «процедуры» она ехала в театр и играла... Восхитительно играла! Но болезнь была неизлечимой.

«Должно быть все знают, что я такая же сумасшедшая, как Шляпник из "Алисы"», - говорила она врачам.

...Вивьен Ли могла сыграть сильную женщину, но лучше всего у нее получались образы нежных, как ландыши, женщин из хрустального мира, которые сталкиваются с миром обыденным и суровым, и из-за этого погибают морально или физически.





Удивительно, что все недуги, терзавшие душу и тело Вивьен, не сказывались на ее красоте.

«У нее кошачье лицо, кошачья грация, кошачьи повадки, кошачья дерзость, кошачьи глаза и когти. Она совершенно виртуозна в умении по-кошачьи цапнуть или закатить истерику. Она дерзкая, бойкая, властная. Сэр Лоуренс назвал ее "Кошечка". Я прекрасно могу вообразить ее всеохватывающее кошачье царство в рамках недели, как если бы, скажем, в понедельник, она была игривым маленьким котенком, а на выходные взрослой тигрицей», - вспоминала Илейн Данди.





Цветы и кошки. Дом Вивьен Ли и Лоренса Оливье был полон цветов и кошек. Супруги называли друг лруга «Кот» и «Кошечка».

И все же Оливье не выдержал. Он оставил Вивьен, чтобы спустя некоторое время обрести покой в обществе другой женщины, актрисы Джоан Плаурайт. Она родила ему троих детей. Они даже были счастливы. Но не таким ослепительным, ошеломляющим счастьем, которое Лоренс познал с Вивьен. Однако он не сожалел. Он помнил, как ему пришлось за это счастье платить.





Вивьен тоже нашла себе другого. Актера Джона Меривейла. Оливье взял с него слово, что он позаботится о Вивьен.

Но это было невозможно. Потому что без Ларри невозможна была ее жизнь. Тарквиний, навещавший Вивьен в легочном санатории незадолго до ее смерти, вспоминал их последний разговор:

- Ли Холман научил меня тому, как надо жить; твой отец научил меня тому, как надо любить; а Джон Меривейл научил меня одиночеству. Лучше несколько дней прожить с ним, чем целую жизнь, но без него...
- С кем «с ним»? - спросил Тарквиний.
- С Ларри, - выдохнула Вивьен и, закрыв глаза, отвернулась к стене.

Почти как в финале «Леди Гамильтон», когда спившаяся, неузнаваемая Эмма Гамильтон рассказывает о своей любви к адмиралу Нельсону, о его гибели. И умолкает... А на вопрос собеседника: «А что потом? Что было после?» - отвечает: «Ничего. Не было никакого "после"...»





Елена Прокофьева
источник




fragrantica.ru

.
Рубрики:  ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 27 пользователям

Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Суббота, 19 Мая 2018 г. 09:17 (ссылка)
Bo4kaMeda, благодарю от души!
Ответить С цитатой В цитатник
Seniorin   обратиться по имени Суббота, 19 Мая 2018 г. 09:30 (ссылка)
Прочитала на одном дыхании... Как можно быть такой "бессовестно" красивой... Глазам больно от этой красоты! Потрясающая женщина! А я вот ничего не знала о том, как она ушла из жизни, о её психическом заболевании... Какой прекрасной парой были они с Оливье!.. Мысли перескакивают у меня с одной на другую... Танечка, спасибо огромное за этот пост об удивительной женщине!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Суббота, 19 Мая 2018 г. 12:16 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Gostevoj   обратиться по имени Суббота, 19 Мая 2018 г. 13:14 (ссылка)
Замечательный пост о безумно-красивой женщине!
Огромное спасибо, Танечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Суббота, 19 Мая 2018 г. 13:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Gostevoj

Привет, Саша! Рада тебе безумно!
Ответить С цитатой В цитатник
Maria_Madeleine   обратиться по имени Воскресенье, 20 Мая 2018 г. 01:58 (ссылка)
Много про нее читала, но все равно интересно. Спасибо! Говорят, что у всех хороших актеров неустойчивая психика. Это и немудрено, если каждый раз полностью перевоплощаться в свою героиню, это получается сколько жизней они проживают за одну свою?!
С удовольствием процитирую, люблю все, что связано с кино...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку