-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140392


Тринадцать демонов Михаила Врубеля

Вторник, 24 Мая 2016 г. 05:52 + в цитатник
Bo4kaMeda



Шестикрылый Серафим, Михаил Врубель 1904
Русский музей в Санкт-Петербурге, Россия

Юбилей удивительного и непостижимого Михаила Врубеля — 160 лет со дня рождения, отмечали 17 марта 2016 года. Какие крылья унесли его дух 14 апреля 1910-го? Белые или черные? Сказочно-мистический мир Врубеля, его чувственная эстетика завораживали, притягивали и… отталкивали современников. Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника?

Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишня страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах!




Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель (5 [17] марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург)

В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал.


Демон первый. «Оттуда не возвращаются»


Может ли ребенок, потерявший мать, встретиться с ней? Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда.
Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь



Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность




Демон второй. «Мне скучно, бес»


Отец Михаила был военным, семья переезжала с места на место — Омск, Саратов, Астрахань, Петербург, Харьков, Одесса… Все это не способствовало длительным привязанностям.

В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих. Он преуспевает в литературе и языках, увлекается историей, читает римских классиков в оригинале и оканчивает одесскую Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Семья поощряет Мишино увлечение рисованием, он посещает Одесскую рисовальную школу.



Автопортрет
Михаил Александрович Врубель


Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир.





«…в Одессе была летом Петербургская оперная русская труппа… я слышал: „Жизнь за царя“, „Жидовку“, „Громобоя“ и „Фауста“; познакомился через Красовского с Корсовым и Дервизом»; «Теперь в Одессе «Передвижная художественная выставка, с смотрителем которой Де-Вилье я недавно познакомился; это очень милый человек, жандармский офицер, сам прекрасный пейзажист; он просил меня приходить к нему во всякое время писать и обещался для копировки достать картин в галерее Новосельского».

И вместе с тем:
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб… часы досуга… проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».

…Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».



Михаил Александрович Врубель
Фауст. Триптих
1896



Демон третий. Безумная техника и странная эстетика


В Петербурге учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и… в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом.

В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Серов.
Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова. У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема.

«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».



Роза
Михаил Александрович Врубель
1904, 18×29 см




Белый ирис
Михаил Александрович Врубель
1887, 24×16 см.


Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника:

«…маэстро быстрыми, угловато-рублеными штрихами возводил на листе бумаги тончайшую графическую паутину. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. …Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Но врубелевский метод был совершенно иной; в какой-то момент нам показалось даже, что художник потерял контроль над рисунком… и мы уже предвкушали неудачу художника… И вдруг на наших глазах космические штрихи на бумаге стали постепенно приобретать кристаллическую форму. …перед взором моим предстал плод высочайшего мастерства, произведение удивительной внутренней экспрессии, ясного конструктивного мышления, обличенного в орнаментальную форму».


Демон четвертый. Неразделенная любовь


Во время работы над росписью Кирилловской церкви, для реставрации которой его пригласил в Киев профессор А. В. Прахов, Врубель без памяти влюбился в эксцентричную жену Прахова — Эмилию Львовну.



Врубель. Богоматерь с Младенцем. 1885


К. Коровин вспоминает, как во время купания в пруду увидел на груди Врубеля большие шрамы, на вопрос о них несчастный влюбленный ответил: «…я любил женщину, она меня не любила — даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».

Читайте также: «Как Михаил Врубель в Киеве был: маршрутами страстей»



Демон пятый. «Демон сидящий»


Лечиться от любовной тоски Врубель уехал в Одессу. В Одессе он впервые начинает работать над образом Демона сидящего. Серов вспоминал, что видел поясное изображение Демона на фоне гор: «…в опрокинутом виде снимок представлял удивительно сложный узор, похожий на угасший кратер или пейзаж на луне». Картина создавалась лишь двумя масляными красками: белилами и сажей. Врубелю не было равных в передаче оттенков белого цвета.

Отцу Михаила Александровича работа не понравилась:

«Демон этот показался мне злою, чувственною… отталкивающею… пожилою женщиной».

Художник уничтожил этот вариант, но вернулся к теме Демона позже, в Москве.

Из письма сестре:

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».



Демон сидящий
Михаил Александрович Врубель
1890, 213.8×116.5 см

В «Демоне сидящем» наиболее отчетливо проявилась «фирменная» врубелевская крупная «лепка» и кристаллобразность живописи. Примечательно, что Анна Врубель вспоминала об увлечении брата в гимназии естествознанием и выращиванием кристаллов.


Демон шестой. Лермонтовский


В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона»! Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.



Голова демона
Михаил Александрович Врубель
1891




Демон (рисунок 2)
Михаил Александрович Врубель
1880-е




Демон летящий
Михаил Александрович Врубель
1880-е




Летящий Демон
Михаил Александрович Врубель
1880-е




15.jpg


И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье Бога своего,

И на челе его высоком

Не отразилось ничего,



Демон у монастря

Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..


Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».













Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.
Для примера: Демон в представлении К. Маковского






Демон седьмой. Несбывшаяся «Грёза»


В 1896 году Савва Мамонтов заказал Врубелю два панно размером 20 × 5м для Всероссийской нижегородской выставки, приуроченной к коронации Николая II. Долой демонов! Врубель задумывает образ Грёзы — музы, вдохновляющей художника. Тоже нездешний дух, но вполне дружественный.

Комиссия признала оба панно Врубеля — «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», — чудовищными. В ответ Мамонтов построил к приезду императорской четы специальный павильон под названием: «Выставка декоративных панно художника М. А. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». Правда, пять последних слов пришлось закрасить.



Михаил Александрович Врубель
Принцесса Грёза
1896


Газеты взорвались критикой, особенно отличился Максим Горький (кстати, много позже написавший в советской прессе чудовищную статью против джаза), — в пяти статьях о выставке он разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника.




Впоследствии один из фронтонов гостиницы «Метрополь» был украшен майоликовым панно «Принцесса Грёза» А. Врубеля.


Демон восьмой: кто в облике таком?


В разговоре с отцом по поводу первого, уничтоженного Демона Михаил объяснял, что демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Вероятно, это и отпугивало заказчиков и зрителей в женских образах художника. Тревожила завораживающая тайна, зов в неизведанное. Его «Гадалка», дух «Сирени» и даже «Девочка на фоне персидского ковра» чужды русской эстетике, здесь «переночевал» восток с его губительной Шамаханской царицей.



Сирень




Девочка на фоне персидского ковра (отец девочки - Маши Дохнович - от портрета отказался)




Гадалка




Михаил Александрович Врубель
Царевна-Лебедь
1900, 93×142 см.


В этом лице, глазах в пол-лица, повороте головы — та же демоническая тоска,
Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь? Эта «инаковость» сделала «Царевну-Лебедь» любимой картиной Александра Блока, но не остальной публики — она тоже подверглась ожесточенной критике.


Демон девятый. Духи разных миров.




Михаил Александрович Врубель
Утро
1897


Илья Репин с трудом отговорил Михаила Александровича от уничтожения отвергнутого заказчиком панно «Утро», где в образах духов и вовсе стирается грань между мужским и женским.


Обращение к духам леса, рек, гор очень характерно для врубелевской «формулы живого отношения к природе». И он снова и снова возвращается к мифологическим образам.



В имении Тенишевой, куда чета Врубелей приглашена на отдых, художник под впечатлением новеллы Анатоля Франса «Святой Сатир» за один день создает «Пана»




Хозяйка имения — княгиня Мария Тенишева, — предстает в образе Валькирии — воительницы, переправляющей павших воинов в Валгаллу.


«Валькирия» вместе с «Болотными огнями», как символ возвращения в город юности художника, попала в коллекцию Одесского художественного музея (дар М. В. Брайкевича). Также в музейной коллекции находятся два рисунка художника — «Семья Я. В. Тарновского за карточным столом», «Портрет неизвестной» и две майолики — «Волхова» и «Морская царица» (из собрания А. П. Руссова).



«Волхова»




«Морская царица»



Демон десятый. Демон – Ангел.


Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники… Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином.



Михаил Александрович Врубель
Демон




Михаил Александрович Врубель
Ангел с кадилом и свечей


Двойственная природа и у шестикрылого серафима - Азраила – ангела смерти.



Шестикрылый Серафим
Михаил Александрович Врубель
1904, 155×131 см.
Парафраз "Валькирии"




Шестикрылый серафим
Михаил Александрович Врубель
(Демон и ангел "в одном флаконе")


Демон одиннадцатый – вознесшийся и поверженный.


В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций): он колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный».

В 1900 году к художнику приходит признание: на Всемирной выставке в Париже ему присудили золотую медаль за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».
«Летящий Демон» остается незавершенным. Над «Демоном поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая…

Дальше — диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» и психиатрическая лечебница.

«Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов…» — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице.



Михаил Александрович Врубель
Летящий Демон
1899, 430×138 см




Демон поверженный
Михаил Александрович Врубель
1902, 387×139 см


У этого изломанного Демона — пустые остекленевшие глаза, оперение когда-то мощных крыльев обратилось в декоративные павлиньи перья.


Двенадцатый демон. Пророк


Последний из его «потусторонних сюжетов» — «Видения пророка Иезекииля» — остается незавершенным: в начале 1906 года художника Врубеля не стало — он ослеп.



Михаил Александрович Врубель
Видения пророка Иезекииля
1905
Михаил Александрович Врубель
Видения пророка Иезекииля
1905


Доктор Усольцев писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления — эстетические — погибают первыми; они у него погибли последними, так как были первыми»



Михаил Александрович Врубель
Автопортрет
1885


Демон тринадцатый. Посланник иных миров


Быть может, Александр Блок был единственным, кто при жизни полностью принял врубелевский мир:

«Возвращаясь в своих созданиях постоянно к „Демону“, он лишь выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением… Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».


Нам — через столетие — кажется, что Демон другим и не может быть. Он нас тревожит и потрясает…

Автор: Инна Лостман

[size=2]
/artchive.ru

.
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 19 раз
Понравилось: 21 пользователям

Tat_Zu   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 08:54 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 14:31 (ссылка)
Прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
_Lana_Svet   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 19:16 (ссылка)
Доброго вечера и моя благодарность за интересный, содержательный пост о творчестве этого замечательного, но с трагичной судьбой художника.
Ответить С цитатой В цитатник
дегтярьлина   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 19:37 (ссылка)
Bo4kaMeda, Bo4kaMeda, Мне таким чудесным предстало литературное изложение текста и всей публикации, произведение поэта так и не издано было при его жизни, а сказать о художнике не найти прекрасных слов, остаются только чувства страданий. Такое большое СПАСИБО. Непременно поделюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
Торнадо2112   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 21:25 (ссылка)
раньше всех я в детстве,еще до школы, познакомилась с Врубелем,дома висели репродукции Царевна -лебедь и Пан
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 21:58 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Юрий-Киев   обратиться по имени Среда, 25 Мая 2016 г. 05:05 (ссылка)
Огромное спасибо, прочитал и посмотрел с большим интересом.

С добрым утром! Пусть оно принесет тебе радость, откроет новый день, и все что случится сегодня, будет только хорошим, и приятным!
Ответить С цитатой В цитатник
Leon_Meusi   обратиться по имени Среда, 25 Мая 2016 г. 10:30 (ссылка)
Спасибо Вам огромное за прекрасную публикацию талантливом художнике.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:17 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Юрий-Киев

Спасибо, Юрочка, за добрые пожелания! Взаимно! Удачи тебе и душевного комфорта!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Торнадо2112

а я этого пана боялась ужасно))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:19 (ссылка)

Ответ на комментарий дегтярьлина

Доброго времени суток! Спасибо вам за интересный и трогательный комментарий!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 03:20 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Торнадо2112   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 20:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

ну так и я боялась,мне казалось,что он за мной наблюдает)
Ответить С цитатой В цитатник
Tat_Zu   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 23:31 (ссылка)
Люблю Лермонтова, а Врубель великолепно его иллюстрирует!
Ответить С цитатой В цитатник
sherila   обратиться по имени Понедельник, 30 Мая 2016 г. 00:49 (ссылка)
Беру,беру,торговаться не буду,спасибули.
Ответить С цитатой В цитатник
SvetaSlava50   обратиться по имени Пятница, 08 Июля 2016 г. 12:19 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку