-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12905
Комментариев: 64869
Написано: 140463


Андрон Кончаловский рассказывает о Михаиле Врубеле

Вторник, 24 Марта 2015 г. 05:41 + в цитатник
facebook



Михаил Александрович Врубель
Автопортрет 1904


17 марта 1856 родился великий русский художник Михаил Врубель (1856-1910 гг.). Его имя неразрывно связано с семьёй Кончаловских.

1378349_727459287268829_1803020245_n (160x160, 6Kb)Мой прадед, литератор, издатель и переводчик Петр Петрович Кончаловский (1839-1904гг.) через Валентина Серова познакомился с Врубелем и пригласил молодого художника иллюстрировать лермонтовского «Демона» и «Героя нашего времени». Рисунки Врубеля браковали, они проходили с трудом и только благодаря тому, что Кончаловский их отстаивал, они почти все вошли в юбилейное собрание сочинений М. Ю. Лермонтова. И, наконец, Михаил Александрович был шафером на свадьбе моих бабушки и дедушки.

Еще интересное о Михаиле Врубеле - из книги моей мамы, Натальи Петровны.


«…Врубель появился в семье Кончаловских в 1891 году вместе с группой художников, приглашенных иллюстрировать юбилейное издание Лермонтова. Вел это издание Петр Петрович, руководивший к тому времени издательством Кушнарева и книжным магазином в Петровских линиях. В магазине помогала ему дочь Леля. Мальчики Кончаловские забегали туда после уроков, потолкаться среди интересной публики, попить чаю с горячими пирожками у Лели, в комнатке за шкафами, где постоянно бывали художники.


Типография И. Н. Кушнерева

Иллюстрировали издание Лермонтова такие мастера, как Поленов, Суриков, Репин, Виктор Васнецов, а из молодых Петр Петрович привлек Серова, Врубеля, Коровина, Пастернака, Аполлинария Васнецова.

С Михаилом Александровичем Врубелем Кончаловские подружились очень тесно. Он умел разговаривать с детьми, как со взрослыми, всерьез, и за это мальчишки Кончаловские его обожали. Для них оригинальный талант Врубеля открылся, раньше, чем для окружающих взрослых.



Михаил Врубель. Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон". Демон летящий.
Черная акварель. 1890-91.

Врубель снял комнату близ Чистых прудов, на углу Харитоньевского и Машкова переулков, в том же доме, где жила семья Кончаловских, этажом ниже, и стал ежедневно бывать у них, столовался там и постоянно находился в обществе молодых. Он поражал всех своей удивительной культурой и знаниями, с увлечением устраивал маскарады, игры, шарады, спектакли. Они ставили отрывки из «Горе от ума» Грибоедова и «Леса» Островского, и молодежь так увлекалась этим, что вскоре была готова выступать в платных спектаклях. В пользу учащихся той гимназии, где учились мальчики, был устроен спектакль. Врубель поставил «Севильского цирюльника» Бомарше. Вместе с Петей он написал декорации, сам занимался режиссурой. Макс играл Альмавиву, Петя — Фигаро, Вита — Розину. Остальные роли исполняли друзья молодых Кончаловских.



Михаил Врубель. Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон"
Демон, смотрящий на танец Тамары.
Золотая акварель. 1890-91.

Врубель с увлечением придумывал разные варианты сцен, легко находил выходы из трудных положений. Макс, например, не обладал ни слухом, ни голосом, а по ходу действия ему следовало исполнять серенаду. Тогда Максу — Альмавиве Врубель предложил обратиться к Пете — Фигаро с такими словами: «Спой за меня, сегодня я не в голосе!» И Петя пел и за себя и за брата. Спектакль прошел с успехом…» (Из книги Н. П. Кончаловской «Дар бесценный»).



Михаил Врубель. Иллюстрации к поэме Лермонтова "Демон".
Свидание Тамары и Демона.
Черная акварель. 1890-91.

В продолжение ко вчерашней публикации о Михаиле Врубеле. Не могу не поделиться с вами любопытным фрагментом из моей любимой книги - «Константин Коровин вспоминает..» - о Врубеле и Шаляпине. «Демон» Врубеля оказался решающим в создании образа «Демона» Федором Шаляпиным в постановке одноименной оперы Рубинштейна в Большом театре (Москва, 1904) и на декорации Коровина к ней. У Шаляпина были сложные отношения с Врубелем, но позже сам Фёдор Иванович признавал: «От Врубеля - мой «Демон»».



На фото – Михаил Врубель и Фёдор Шаляпин.


«На Долгоруковской улице в Москве, в доме архитектора Червенко, была у меня мастерская. Для Серова Червенко построил мастерскую рядом с моей. Ход был один. Приехав из Киева, Врубель поселился у меня в мастерской. Врубель был отрешенный от жизни человек - он весь был поглощен искусством. Часто по вечерам приходил к нам Шаляпин, иногда и после спектакля. Тогда я посылал дворника Петра в трактир за пивом, горячей колбасой, калачами.

На мольберте стоял холст Врубеля. Большая странная голова с горящими глазами, с полуоткрытым сухим ртом. Все было сделано резкими линиями, и начало волос уходило к самому верху холста. В лице было страдание. Оно было почти белое.



Константин Коровин Федор Шаляпин в роли Демона в опере А. Рубинштейна 1903 Russian Museum, St. Petersburg, Russia


Придя ко мне, Шаляпин остановился и долго смотрел на полотно:

- Это что же такое? Я ничего подобного не видал. Это же не живопись. Я не видал такого человека.

Он вопросительно смотрел на меня.

- Это кто же?

- Это вот Михаил Александрович Врубель пишет.

- Нет. Этого я не понимаю. Какой же это человек?

- А нарисовано как! - сказал Серов. - Глаза. Это, он говорит, «Неизвестный».

- Ну, знаешь, этакую картину я бы не хотел у себя повесить. Наглядишься, отведешь глаза, а он все в глазах стоит... А где же Врубель?

- Должно быть, еще в театре, а может быть, ужинает с Мамонтовым.


А. Головин Шаляпин в роли Демона
опера А. Рубинштейна Демон 1906г.

Шаляпин повернул мольберт к стене, чтобы не видеть головы «Неизвестного».

- Странный человек этот Врубель. Я не знаю, как с ним разговаривать. Я его спрашиваю: «Вы читали Горького?», а он: «Кто это такой?». Я говорю: «Алексей Максимович Горький, писатель». - «Не знаю». - Не угодно ли? В чем же дело? Даже не знает, что есть такой писатель и спрашивает меня: «А вы читали Гомера?». - Я говорю: «Нет». - «Почитайте, неплохо... Я всегда читаю его на ночь».

- Это верно, - говорю я, - он всегда на ночь читает. Вон, видишь, - под подушкой у него книга. Это Гомер.

Я вынул изящный небольшой томик и дал Шаляпину. Шаляпин открыл, перелистал книгу и сказал:

- Это же не по-русски.

- Врубель знает восемь иностранных языков. Я его спрашивал, отчего он читает именно Гомера. «За день, - ответил он, - устанешь, наслушаешься всякой мерзости и скуки, а Гомер уводит...» Врубель очень хороший человек, но со странностями. Он, например, приходит в совершенное расстройство, когда манжеты его рубашки испачкаются или промнутся. Он уже не может жить спокойно. И если нет свежей под рукою, бросит работу и поедет покупать рубашку. Он час причесывается у зеркала и тщательно отделывает ногти. А в газетах утром читает только отдел спорта и скачки. Скачки он обожает, но не играет. Обожает лошадей. Ездит верхом, как жокей. Приятели у него все - спортсмены, цирковые атлеты, наездницы. Он ведь и из Киева с цирком приехал.

Отворилась дверь и вошел М. А. Врубель.

- Как странно, - сказал он, - вот здесь, по-соседству, зал отдается под свадьбы и балы. Когда я подъехал и платил извозчику, я увидел, что в доме бал. А у подъезда лежит контрабас, а за ним - музыкант на тротуаре. И разыгрывается какой-то скандал. В этом было что-то невероятно смешное. Бегут городовые, драка.

- Люблю скандалы, - вскинулся Шаляпин, - пойдемте, посмотрим.

- Все кончилось, - сказал Врубель, - повезли всех в полицию.

- Послушайте, Михаил Александрович, вот вы - образованный человек, а вот здесь стояла картина ваша, такая жуткая, - что это за человек, «Неизвестный»?

- А это из лермонтовского «Маскарада» - вы же знаете, читали.

- Не помню... - сказал Шаляпин.

- Ну, забыть трудно, - ответил Врубель.

- Я бы не повесил такую картину у себя.

- Боитесь, что к вам придет такой господин? А может прийти...

- А все-таки, какой же это человек, «Неизвестный», в чем тут дело?

- А это друг ваш, которого вы обманули.

- Это все ерунда. Дружба! Обман! Все только и думают, как бы тебя обойти. Вот я делаю полные сборы, а спектакли без моего участия проходят чуть ли не при пустом зале. А что я получаю? Это же несправедливо! А говорят - Мамонтов меня любит! Если любишь, плати. Вот вы Горького не знаете, а он правду говорит: «Тебя эксплуатируют». Вообще в России не любят платить... Я сказал третьего дня Мамонтову, что хочу получать не помесячно, а по спектаклям, как гастролер. Он и скис. Молчит, и я молчу.


Михаил Врубель.
Автопортрет 1885


- Да, но ведь Мамонтов зато для вас поставил все оперы, в которых вы создали себя и свою славу, он имеет тоже право на признательность.

- А каменщикам, плотникам, архитекторам, которые строили театр, я тоже должен быть признателен? И, может быть, даже им платить? В чем дело? «Псковитянка»! Я же Грозный, я делаю сборы. Трезвинский не сделает. Это вы господские разговоры ведете.

- Да, я веду господские разговоры, а вот вы-то не совсем...

- Что вы мне говорите «господские»! - закричал, побледнев, Шаляпин. - Что за господа! Пороли народ и этим жили. А вы знаете, что я по паспорту крестьянин, и меня могут выпороть на конюшне?

- Это неправда, - сказал Врубель. - После реформ Александра II никого, к сожалению, не порют.

- Как, «к сожалению»? - крикнул Шаляпин. - Что это он говорит, какого барина разделывает из себя!

- Довольно, - сказал Врубель.

Что-то неприятное и тяжелое прошло в душе. Шаляпин крикнул:

- И впрямь, к черту все и эту тему!

- Мы разные люди. - Врубель оделся и ушел.

- Кто он такой, этот Врубель, что он говорит? - продолжал в гневе Шаляпин. - Гнилая правда.

- Да, Федор Иванович, когда разговор зайдет о деньгах, всегда какая-нибудь гадость выходит, - сказал Серов и замигал глазами. - Но Мамонтову театр тоже, кажется, много стоит. Его ведь все за театр ругают. Только вы не бойтесь, Федор Иванович, вы получите...

- Есть что-то хочется, - сказал несколько погодя Шаляпин. - Поехать в «Гурзуф», что ли, или к «Яру»? Константин, у тебя деньги есть, а то у меня только три рубля.
И он вынул из кармана свернутый трешник.

- Рублей пятнадцать... Нет - двенадцать. Этого мало.

Я обратился к Серову:

- Антон, у тебя нет денег?

- Мало, - сказал Серов и полез в карман. У него оказалось семь рублей.

- Я ведь не поеду, вот возьмите пять рублей.

- Куда же ехать, - сказал я, - этих денег не хватит.

Поездка не состоялась, и Шаляпин ушел домой».
(Из «Воспоминаний о Фёдоре Шаляпине» Константина Коровина, 1939).



Bo4kaMeda

facebook.com
a.konchalovsky

.
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 12 пользователям

Алллок   обратиться по имени Вторник, 24 Марта 2015 г. 11:23 (ссылка)
Незабываемые ПОСТЫ - СпасиБО!
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Вторник, 24 Марта 2015 г. 11:45 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
masha29   обратиться по имени Вторник, 24 Марта 2015 г. 18:10 (ссылка)
СПАСИБО!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку