-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140666


«Марокканский цикл» Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Пятница, 10 Октября 2014 г. 05:31 + в цитатник
Зинаида Серебрякова
1. Звезды Эпохи. Зинаида Серебрякова
(Серафима Чеботарь. Карточный домик)

2. Зинаида Серебрякова. Женский портрет|Часть первая
3. Зинаида Серебрякова. Женский портрет|Часть вторая
4. Зинаида Серебрякова. Мужской портрет
5. Зинаида Серебрякова. Безмятежная свежесть детского портрета
6. Зинаида Серебрякова. Автопортрет
7. Зинаида Серебрякова. Натюрморт
8. Мягкая эротика Зинаиды Серебряковой






Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Молодая сидящая марокканка» 1928
63х43 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой


Самым успешным в творчестве Серебряковой после отъезда из России можно считать марокканский период. Потомок Зинаиды Евгеньевны по линии ее брата Евгения Лансере – историк искусств Павел Павлинов, отмечает, что, «пожалуй, лучше, чем в других поездках французского периода, Зинаида Серебрякова смогла раскрыть свой живописный и графический талант в поездках по французской Бретани и в Марокко».




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Молодая женщина в белом головном уборе» 1928


Оба ее путешествия в Марокко – в 1928-1929 и в 1932 годах состоялись благодаря содействию бельгийского барона Жана-Анри Броуэра из Брюгге – владельца плантаций в Марокко.

«Во время проведения “Выставки старого и нового русского искусства” во Дворце изящных искусств в Брюсселе в мае 1928 года, – повествует П.Павлинов, – барон был впечатлен тринадцатью работами художницы и впоследствии пригласил ее написать портреты его жены Жанны-Франсуазы Душам, дочерей Катрин и Мари-Анн, и его самого. <…> В декабре 1928 года барон Броуэр устроил ей полуторамесячную поездку в Марокко, с условием выбора из ее “этюдов ” всего, что ему понравится. <…> В марте 1932 года <…> по предложению Жана Броуэра и Анри Лебёфа Зинаида Серебрякова снова едет в Марокко, на тех же условиях выбора понравившихся работ».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Первый день в Марракеше. Вид из окна гостиницы «Континенталь» 1928


А вот что вспоминает об этих событиях Екатерина Серебрякова: «Мама два раза ездила в Марокко. Получилось это так. В Бельгии была большая выставка, и мама принимала в ней участие, выставляя свои работы, среди которых были и обнаженные. Бельгийский король посетил эту выставку, шел со своей свитой и остановился перед мамиными работами. Среди сопровождавших его людей был барон Броуэр, который увидел, что король остановился перед мамиными работами, и решил заказать ей портреты своей семьи. У него были большие имения в Марокко, и он предложил маме, что он отправит ее туда рисовать, оплатит ей дорогу. У него там была одна знакомая, и он хотел, чтобы мама ее нарисовала. Он оплатил маме дорогу, и мама должна была отдать ему все работы, которые он выберет. <…> В Марокко мама жила у одной француженки, знакомой Броуэра. Маме там было очень трудно рисовать, никто не хотел позировать, потому что у них запрещено делать портреты. Мама еще очень стеснялась и не могла рисовать, когда люди подходят и смотрят. <…> Поэтому ей было тяжело, но все-таки она довольно много нарисовала, так как могла рисовать очень быстро. Набросок портрета она делала за пятнадцать-двадцать минут».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Играющая на рабабе. Марракеш» 1928


Сама же художница в декабре 1928 года в письме из Марракеша своему брату Евгению Лансере, обосновавшемуся в Тифлисе, с большей конкретностью писала о пожеланиях барона: «Он хотел, чтобы я сделала “ню” с туземок прекрасных, но об этой фантазии и говорить не приходится – никто даже в покрывалах, когда видна только щелка глаз, не хочет позировать, а не то что заикнуться о “ню”».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Девушка с востока» 1928
Бумага, пастель 60 х 45,5
Частное собрание


Но, тем не менее, собрание неповторимых обнаженных Серебряковой украсилось томными марокканками. Пребывание в Марокко, вызвавшее поначалу у художницы чувство отчаяния из-за местных условностей, обернулось в итоге незабываемыми страницами, рассказами о которых Серебрякова, похоже, делилась с особой радостью.

«Самые яркие и счастливые воспоминания за все годы, проведенные матерью за рубежом, – писала ее дочь Татьяна, – это ее поездки в 1928 и 1932 годах в Марокко, где она нашла людей и природу, вдохновивших ее. Соприкосновение с этим сказочным миром заставило ее забыть все неприятности. <…> Рисовала так жадно, так много, что ей не хватило бумаги, которую она взяла с собой, и Катюша выслала ей еще партию. В этот период она работала буквально молниеносно. Эта молниеносность была вызвана тем, что Коран запрещает людям позировать, и ей с трудом удавалось за небольшую плату “ловить” модель. Она рассказывала мне, что больше тридцати минут не трудилась ни над одним пастельным портретом, а ведь каждый ее набросок является законченным произведением искусства! Ее привлекали гордая поступь, осанка арабов, стройность их фигур и декоративность бурнусов и одеяний».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Дворик» 1928


Вернувшись из первой поездки, Серебрякова пишет брату Евгению: «Теперь и не верится уже, что я была там, в этой чудесной стране, где такая радость для глаз! <…> Сделала я в Марракеше 60 этюдов. <…> Я там рисовала только пастелью и, как всегда, типы людей, а пейзажей всего три. Очень мне помешало, что я была одна и стеснялась и боялась уйти из города, поехать в горы Атласа и другие города Марокко, например, в Фес, который, говорят, в сто раз живописнее Марракеша».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Два молодых марокканца» 1928
64 х 48,5 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой.


В Фесе ей посчастливилось побывать в свой следующий приезд в Марокко. О выставке, устроенной после этой поездки, А.Н.Бенуа писал в парижских «Последних новостях»: «Пленительна серия марокканских этюдов, и просто изумляешься, как в этих беглых набросках (производящих впечатление полной законченности) художница могла так точно и убедительно передать саму душу Востока. Одинаково убедительны как всевозможные типы, так и виды, в которых, правда, нет того “палящего солнца”, которое является как бы чем-то обязательным во всех ориенталистских пейзажах, но в которых зато чувствуется веяние степного простора и суровой мощи Атласа. А сколько правды и своеобразной пряности в этих розовых улицах, в этих огромных базарах, в этих пестрых гетто, в толпах торгового люда, в группах зевак и апатичных гетер. Все это в целом du beau documentaire [Красота документальная (франц.).] и в то же время de la beauté tout court. [Просто красота (франц.).] Люди такие живые, что, кажется, точно входишь с ними в непосредственный контакт, точно лично знакомишься с ними».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Женщина, открывающая чадру» 1928
61 х 47
Бумага, пастель
Калужский областной художественный музей

Чрезвычайно высоко этот цикл Серебряковой был оценен в статье художественного критика Камилла Моклера, опубликованной в газете «LeFigaro»: «Она воспроизводит местный колорит Феса и Марракеша с подлинной достоверностью, просто и деликатно, сохраняя при этом всю силу обаяния изображаемого, что могут полностью оценить те, кто долго испытывал на себе воздействие этих неповторимых мест. В ее Востоке нет ничего общего с крикливыми рыночными куклами, которые Анри Матисс называет одалисками. У госпожи Серебряковой живописный темперамент подкреплен глубоким и упорным изучением натуры. Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. И как мы должны быть довольны, что среди окружающей нас посредственности можно встретить талант такой величины».


кликабельно
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Вид с террасы на горы атласа. Марракеш. Марокко» 1928
45,3 х 61,8 см
Бумага, темпера
Калужский областной художественный музей.


Впрочем, для самой художницы ориентальная тема не была неожиданной. «У Зинаиды Серебряковой, – напоминает П.Павлинов, – интерес к Востоку появился еще в 1915 году, когда она получила заказ на росписи интерьера Казанского вокзала в Москве. Уже в 1916 году художница исполнила большие эскизы четырех панно с женскими фигурами, олицетворяющими страны Востока: Турцию, Японию, Индию и Сиам. Из-за революции проект остался неосуществленным. Большое впечатление уже в 20-е годы на Серебрякову оказали рассказы о работе в Турции и на Кавказе ее брата Евгения Лансере, в 1927 году навестившего сестру во Франции».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Пожилой араб в белом» 1932


Щедрый поток экзотики, который обрушился на нее в Марокко, она выплеснула в творчестве с тем же поразительным восторгом, какой испытала в этой стране сама: «Меня поразило все здесь до крайности, – пишет она брату, – и костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь: негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские) и т.д. Жизнь в Марракеше тоже фантастическая – все делается кустарным образом, как, должно быть, было и 1000 лет тому назад. <…> Я <…>так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». Но создала в неостановимом порыве творческой свободы феерическую галерею типажей, жанровых сцен, видов.



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Марокканка, сидящая на площади в Марракеше» 1928


О том, какой след марокканский период оставил в судьбе Серебряковой, можно судить по ее признанию в письме, написанном спустя четверть века из Парижа в Москву к дочке Татьяне: «Вообще 34 года жизни здесь – одна суета, одна нервность и отчаянье… А как же художнику “творить” без “радостного волненья”? Вот разве что один месяц, проведенный в Марокко в 1928 году, и затем полтора месяца там же захватили меня всецело своей непосредственной живой красотой – ведь там все было как в “античном ” мире – ничего не изменилось, ни одежды, ни типы и т.д. Теперь же, говорят, “прогресс” в Марокко (?!) – женщины одеты по-“европейски”, наша “цивилизация” ведь безобразит человека, особенно печально видеть такую перемену для художника».



Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Водонос» 1928
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой


Результаты поездок были представлены Серебряковой на двух выставках: в конце февраля — начале марта 1929 года в «малюсенькой комнате» галереи Бернхейма-младшего она экспонировала сорок работ, а в декабре 1932 года в галерее Шарпантье среди шестидесяти трех выставленных произведений также сорок были «марокканские». Выставки получили хорошие отзывы в прессе. Парижане восторгались картинами Серебряковой. Это и портреты марокканок, и натюрморты, и городские пейзажи. До сих пор как живые стоят в Марракеше, написанные когда-то темперой типично марокканские прямоугольные минареты с зеленым обрамлением наверху. Все еще красуются белые и розовые кубики арабских домов. А по всему Марокко развлекают туристов водоносы с медными бляшками и чашками. Они тоже не ушли от цепкого взгляда Серебряковой.




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Мальчик-музыкант 1928
61 х 46
Бумага, пастель
Калужский областной художественный музей




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка в белом 1928
93 х 74
Холст, масло
ГРМ





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка в чадре с ребенком 1928
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марракеш, 1928




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марракеш. В дверях 1928
92 х 73 см
Холст, масло
Донецкий областной художественный музей





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Мать и дочь 1928





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Музыканты (араб и негр), 1928





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Негритянские дети 1928
Холст, масло
ГРМ




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Обнаженная мароканка 1928
Бумага, пастель, 60 х 45,5
Частная коллекция





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Обнаженная марокканка в розовом 1928
48 х 63 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Освещенная солнцем
A girl sunlit 1928





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Отдыхающая негритянка 1928
46,5 х 61,5 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Портрет молодого марокканца, 1928





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Рынок в Марракеш, 1928





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Солдат-сенегалец 1928
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Стены и башни. Марракеш. Марокко 1928
44 х 61,7 см
Бумага, темпера
Калужский областной художественный музей





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Три марокканки 1928
48 х 63 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканская женщина, 1931





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Девушка в розовом. Марракеш», 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Лежащая марокканка 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Араб на осле 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Верблюды, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Две марокканки, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Девочка в розовом 1932
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Девушка-шильх 1932
Бумага, пастель
62 х 47
Частная коллекция





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Еврейская девушка из Сефру, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Жасмин и Бельхер 1932
63 х 48 см
Бумага на картоне, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка с ребенком на руках. Марракеш 1932
Бумага, пастель
48 х 63





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Задумчивый человек в голубом. Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
«Мост в Фесе» 1932




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканец в бурнусе 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканец в зеленом 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканец в синем, 1932




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка в белом 1932
92 х 65 см
Холст, масло
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка в желтом с ребенком 1932
62 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка в розовом 1932
100 х 81 см
Холст, масло
Собрание Е.Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка в розовом платье, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканка, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканская девушка. Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокканская еврейка. Фес 1932
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е.Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокко. Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Марокко. Сефру. Крыши города, 1932




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Молодая марокканка в профиль 1932
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Негр в коричневой накидке 1932
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Одалиска 1932
46.5 х 61.5 см
пастель, бумага
Частная коллекция




Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Площадь в Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Портрет молодой девушки. Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Рынок с верблюдами. Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967)
Этюд женщины 1932
48 х 63 см пастель
Частная коллекция





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Студент-марокканец из Феса 1932
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Три фигуры в проеме двери. Марракеш, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Уличная сценка в Марракеше 1932
Бумага, гуашь
48.5 х 64
Частное собрание





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Уличная сценка в Марракеше, Марокко, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Фес. Марокко, 1932





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Фес. Площадь Баб-Декакен 1932
Бумага, темпера
ГРМ





Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Фонтан. Фес 1932
63 х 48 см
Бумага, пастель
Собрание Е. Б. Серебряковой



1. Звезды Эпохи. Зинаида Серебрякова (Серафима Чеботарь. Карточный домик)
2. Зинаида Серебрякова. Женский портрет|Часть первая
3. Зинаида Серебрякова. Женский портрет|Часть вторая
4. Зинаида Серебрякова. Мужской портрет
5. Зинаида Серебрякова. Безмятежная свежесть детского портрета



Давтян Лариса. "Радостное волнение" искусства Зинаиды Серебряковой
Русакова Алла Александровна. Зинаида Серебрякова

.
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 11 пользователям

сандро_пятый   обратиться по имени Пятница, 10 Октября 2014 г. 07:45 (ссылка)
Великолепные работы!!!
Ответить С цитатой В цитатник
lipatowa   обратиться по имени Пятница, 10 Октября 2014 г. 12:06 (ссылка)
Ничто НЕ может сравниться с ее творчеством! талантище с огромной буквы!....ВОСТОРГ НЕОПИСУЕМЫЙ....СПАСИБО ОГРОМНОЕ
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Пятница, 10 Октября 2014 г. 13:13 (ссылка)
Красиво и так наполненно!Очень нравится мне творчество Серебряковой! Цитирую)) Спасиб, Танечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку