-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 13055
Комментариев: 64895
Написано: 140649


Семейный альбом императора.|Часть вторая: "Амур"

Понедельник, 10 Февраля 2014 г. 13:36 + в цитатник
catherine-catty в Амур
ПОРТРЕТ

Часть первая: «Господин Александр».
Часть 3: Братья
Часть 4: Аполлон

По практически единодушному мнению современников великий князь Александр Павлович был образцом юношеской красоты. Впрочем, и на солнце были пятна. «Что за прелесть этот юноша, от которого все без ума, да и есть чем восхищаться! Это наш любимчик; он очень хорошо знает это и идет своей дорогой. Голова у него несколько наперед, но красивая голова. Как увидишь ее, так забудешь, что молодой человек держит ее не довольно прямо, а немножко наклоняет вперед. Это было уже часто ему замечено, но когда он сидит на лошади или танцует и держит голову прямо над плечами, то он напоминает Аполлона Бельведерского тем, кто имеет честь знать последнего.» (Из письма Екатерины II от 14 августа 1792) Обратим внимание: наверное, первый раз его назвали Аполлоном. Позже это сделают не единожды.

Е.П.Янькова вспоминает. «Александр Павлович был так хорош собой и привлекателен, что на придворных балах он всех мужчин превосходил красотою и императрица (Екатерина II) не могла на него налюбоваться. Но он имел два недостатка: голову как-то странно вытягивал вперед и был туг на одно ухо.»

Посмотрим на изображения.



Признаюсь: вот этот портрет мой любимый. Собственно, это не сам портрет, а гравюра с него. Где находится подлинник неясно. Кто автор – тоже как-то не очень известно. Называют Бореля, Вуаля, Лампи.
Начинаешь понимать, почему его нередко называли "ангелом".


Еще один портрет. Автор неизвестен:



Честно: я очень долго ломала голову, размышляя, кто же здесь изображен: мальчик или уже юноша. Беда с модами 18 века. Как оденут ребенка в камзол-кафтан, как повяжут на шею высокий галстук и завьют волосы буклями… Поди разбери, сколько лет: 12 или все 18. Нарисовано, как я понимаю, еще при Екатерине.

В 1792 году баденская принцесса Луиза так написала о своем нареченном: «Я смотрела на Великого Князя Александра так внимательно, насколько это позволяло приличие. Он мне очень понравился, но не показался мне таким красивым, как мне его описали.» (письмо 1792 года) Вероятно, наши дипломаты, стараясь устроить этот брак, несколько перестарались в восхвалениях. Но позже наш великий князь все-таки произвел должное впечатление на немецкую принцессу: «Он на самом деле прекрасно сложен, ноги, ступни красивой формы, но если ступни чуть велики, то это находится в пропорции к его высокому росту. У него каштановые волосы, голубые глаза, не очень большие, но и не маленькие, очаровательный оттенок кожи, прямой, довольно красивый нос. Ну, а рот почти точно такой, как у императрицы.»

Почему пост называется «Амур»? Спасибо Державину. Именно он написал стихи к свадьбе Александра и Елизаветы, бывшей Луизы.

Амуру вздумалось Психею,
Резвяся, поймать,
Опутаться цветами с нею
И узел завязать.

Прекрасна пленница краснеет
И рвется от него,
А он как будто бы робеет
От случая сего.

Она зовет своих подружек,
Чтоб узел развязать,
И он - крылатых своих служек,
Чтоб помочь им подать.

Приятность, младость к ним стремятся
И им служить хотят;
Но узники не суетятся,
Как вкопаны стоят.

Ни крылышком Амур не тронет,
Ни луком, ни стрелой;
Псишея не бежит, не стонет,-
Свились, как лист с травой.

Так будь чета век нераздельна,
Согласием дыша:
Та цепь тверда, где сопряженна
С любовию душа.


Современники радостно подхватили эту идею.
«Ничто не могло представить зрелища более интересного и приятного, чем прелестный союз Великого Князя Александра и Великой Княгини Елизаветы. Это были Амур и Психея.» (Из мемуаров Головиной)

Вот портрет Александра Павловича, который он подарил своей матери в 1794 году:


Гравировал И. Г. Набгольц с рисунка Рита.

Кстати, французская художница Э. Виже-Лебрен, работавшая в России в конце XVIII века, считала, что «…Александр унаследовал от матери красоту и характер…»

Австрийский живописец Лампи написал портрет старших внуков императрицы Екатерины II в 1795 году.



Вот как расшифровывает символику портрета сотрудник Эрмитажа М.П.Гарлова: "Молодые люди представлены на фоне классицистической архитектуры в орденских костюмах: Александр — в костюме ордена Св. Андрея Первозванного, Константин — ордена Св. Александра Невского. Справа статуя Минервы (Афины), богини Мудрости, традиционно ассоциирующейся с императрицей Екатериной II. У подножия статуи — курильница с воскуряющимся фимиамом. Братья держатся за руки, демонстрируя свою дружбу и единство. Композиция полотна навеяна «Портретом великих князей Леопольда и Иосифа», написанным Помпео Батони в 1769 году в Риме и снискавшим большой успех... Настроение любви и дружеского согласия было усилено на портрете российских великих князей введением барельефа на постаменте скульптуры Афины, где в тондо, обрамленном лавровым венком, изображены античные герои братья Диоскуры, Кастор и Полидевк - символ нерушимой братской любви и единодушия в героической борьбе... Надпись на греческом языке - цитата из Пиндара: «А Совоокая даровала им лучшие доблести и умение, превосходящие всех смертных».

Великий князь Александр Павлович был завзятым щеголем. "Тогда же была на Таврическом театре представлена комедия Русская Лебедянская Ярманка, сочин. г. Копьева, где осмеяны странныя моды молодых жеманов, толстые на шее платки, короткия трости и низкие башмаки, кои ежеминутно с ног спадывали. Государыни и всем тут присутствовавшим оная очень понравилась, кроме молодых в. князей, которые некоторым образом себя тут видели." (Из записок Протасова, 2 апреля 1794)

Когда Павел I вступил на престол, его сыну на время пришлось забыть о щегольстве. Прусские наряды мало соответствовали требованиям тогдашней моды. Тем не менее, похоже, природные данные нельзя были испортить ни старомодными мундирами, ни нелепыми прическами. Характерный эпитет, относящийся к Александру конца 1790-х годов – «прелестный». Комаровский вспоминает о назначении его в 1797 году адъютантом великого князя Константина:

«Выходя от него, я встретил наследника; увидевши меня, с свойственною ему прелестною улыбкою его высочество сказал мне:
- Поздравляю, Комаровский.»

Вигель пишет более восторженно: «Я стоял с трепетом 10 мая 1798 г. на Тверской, подле дома главнокомандующего, когда Павел Первый в нескольких шагах проехал мимо меня. Он сидел в открытой коляске с своим наследником и с улыбкой кланялся (Безобразием его я был столько же поражен, как и красотою Александра).»

Ну, или вот воспоминания Е. Вюртембергского (Виртембергского). 1801 год. «В течение различных перипетий этого дня я наконец столкнулся в первый раз и с наследником престола. Сколько доброты и любезности светилось во взорах Александра! Прелестный 23-х летний юноша мимоходом проговорил мне какую-то любезность, более, чтоб сделать удовольствие своему отцу, чем во внимание к моей собственной маленькой личности; но его обращение со всеми окружающими внушило мне к нему полнейшее обожание.»

"Великий князь Александр, наследник короны, князь самый красивый и самый любезный, какого только можно себе представить..."

1796, Неизвестный художник, копия портрета Боровиковского:



Очень интересный портрет: Александр, принявший типично наполеоновскую позу.

Еще пара портретов. Судя по тому, что на шее великого князя мальтийский крест, нарисованы они после ноября 1797 года, но до марта 1801.



Из Александровского дворца. (И опять глаза серые!)


А этот Александр вам никого не напоминает? Просто вылитый папенька.


Я очень долго сидела над этой картиной, размышляя, куда ее вставить. В этот пост? Или в следующий? Или в этот? Или все-таки следующий? Дело в том, что живописец Кюгельхен написал этот семейный портрет в 1801 году, но позже фигуры великих князей Александра и Константина были переписаны. Их нарядили в мундиры начала XIX века и даже причесали по-новому. Братья стоят в левом углу, один - в семеновском мундире, другой - в конногвардейском.



Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800
Государственный музей-заповедник «Павловск».

Часть первая: «Господин Александр».
Часть 3: Братья
Часть 4: Аполлон


catherine-catty

.
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
РОМАНОВЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 24 пользователям