-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка амстердам англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 13145
Комментариев: 64916
Написано: 140760


Лидия, добрый ангел Матисса|Первая встреча - последняя встреча. Рязанов Эльдар

Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 05:40 + в цитатник
ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ









ryazanov.thumbnail (128x96, 2Kb)Муза Анри Матисса, Лидия Николаевна Делекторская, вела затворнический образ жизни. Я надеялся, что мне удастся повидаться с ней, но она решительно отказывалась от каких бы то ни было интервью. Единственное, что мне удалось, это поговорить с ней по телефону.

Я просил ее о встрече, однако получил очень вежливый, очень доброжелательный, но бесповоротный отказ. И тем не менее, мне бы хотелось, чтобы вы узнали об этой женщине, она того заслуживает. И еще как заслуживает!



Анри Матисс и Лидия.
Фото из архива Олеси Фокиной
отсюда


Судьба Лидии Делекторской в общих чертах похожа на судьбы других русских женщин, волею обстоятельств выброшенных за пределы отчизны.

В Сибири в конце Гражданской войны погибает ее отец, а вскоре умирает мать. Девочку подбирает тетка, и она оказывается в Харбине. Харбин был спасительным островком русской эмиграции в Китае.



Здесь Лида училась в русском лицее, окончила его. Затем судьба забрасывает ее в Париж, и там в девятнадцать лет она выходит замуж за русского эмигранта. Однако брак, очевидно, оказался неудачным, ибо когда ей исполнилось двадцать, Лидия Делекторская одна уезжает в Ниццу. Там совершенно случайно ее нанимают в ателье Матисса. Он в это время работал над большим полотном «Танец» для американского музея. Для многофигурной композиции ему нужны были натурщицы.


Лидия Делекторская



Л. Н. Делекторская в мастерской А. Матисса. Фото А. Матисса


Полгода Лидия Николаевна проработала в мастерской, познакомилась с великим художником. Но после того как картина «Танец» была закончена, в ее услугах больше не нуждались. И Делекторская оказалась без работы.

Мадам Матисс в это время болела, и старая сиделка, которая ухаживала за ней, стала раздражать супругов. Тут они вспомнили о молчаливой русской, милой спокойной блондинке, которая плохо знала французский язык. Чета Матиссов пригласила ее. Так Лидия Делекторская поселилась в этой семье.


Анри Эмиль Бенуа Матисс. «Мадам Матисс» 1905

Это было в 1932 году. Ей было 22 года. И вся ее судьба, до ухода Матисса в 1954 году из жизни и после, оказалась связанной с великим художником. Она прилежно ухаживала за мадам Матисс, и та поначалу благоволила к ней. Что же касается Матисса, то сперва он Лидию почти не замечал. Она была для художника, ну как вещь в доме, которая делает свое дело. Со временем художник все больше и больше присматривался к ней. Матисс стал приглашать ее позировать в качестве модели. Рисовать ее портрет за портретом. У нее были красивые волосы, и Матисс попросил Лидию каждое утро мыть голову, чтобы волосы были пышными и рассыпались по плечам. Его восхищали линии ее тела, изящество. Лидия была скромна, трудолюбива, очень деликатна. И она была молода: разница в возрасте между ней и Матиссом была огромна – 40 лет.




Анри Матисс



Постепенно Лидия Делекторская стала незаменимым человеком в этой семье. Была и сиделкой, и помощницей, и служанкой, и моделью. Вскоре стала вести все дела. Это стало раздражать мадам Матисс. Отношения в семье разладились, и супруги разъехались. Мадам Матисс осталась в Париже, а Матисс уехал жить на юг Франции. Лидию он забрал с собой. Она была необходима художнику. Без нее он не мог работать.


Лидия Делекторская помогает больному Матиссу, 1945

Она была с ним рядом, когда ему в начале войны делали сложную операцию; она была ему верным помощником, когда он строил и оформлял свой последний шедевр – изумительную часовню в Вансе. Эта капелла поражает безупречными пропорциями, гениальными витражами, атмосферой, которая уносит тебя ввысь, ощущением того, что все, что тебя окружает в церковке, – прекрасно. Это удивительное творение великого художника. И Лидия должна была вникать в архитектурные и строительные тонкости, быть посредником с рабочими, следить, чтобы все задуманное создателем, было воплощено в жизнь. Конечно, между ней и художником сложились доверительные дружеские отношения, душевная связь стала нерасторжимой. Но Лидия по-прежнему оставалась скромной и щепетильной.


Портрет Делекторской. 1947

В частности, она иногда покупала у Матисса его рисунки, эскизы, картины небольшого размера. Причем, у нее не было никаких доходов, кроме той заработной платы, которую выплачивал ей Матисс. И если порой художник хотел сделать ей скидку, продать дешевле, Делекторская категорически отказывалась. Она покупала именно за ту цену, которую, по ее мнению, Матисс мог бы получить от картинной галереи. В этом не было ни игры, ни жеманства. Она жила по своим правилам и никогда их не нарушала. И она никогда не забывала о существовании семьи Матисса.




Лидия Делекторская. Рисунки Анри Матисса



Два раза в год он дарил ей свои рисунки. Один ко дню ее рождения, другой – на Рождество. Это были подарки, сделанные от всего сердца, и она их, естественно, принимала. Она знала – художник сам говорил ей – по завещанию все оставалось семье – законной супруге и детям. Строгость, честность, справедливость были сущностью Лидии Николаевны. Больше всего она боялась доставить кому-либо какие-нибудь, даже минимальные, неудобства.



Хотя Лидия Делекторская покинула Россию совсем в раннем возрасте, она очень тосковала по Родине. В особенности она переживала в военные годы, когда страна изнемогала в суровой, кровавой войне против фашизма. В 1945 году, когда кончилась война, она попросила продать ей шесть картин, она хотела подарить их России. Матисс за эти же деньги, как у нас бы сказали, «дал с походом», то есть добавил еще одну, седьмую, картину. Все семь картин Лидия Николаевна отправила в Советский Союз – в «Эрмитаж» и в Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Причем это было передано без всяких условий, напротив – с просьбой не упоминать ее имя.



Лидия Николаевна – абсолютная бессребреница, бескорыстная душа. Многие ей говорили: «Ты сошла с ума! Если бы ты продавала эти картины, жила бы безбедно!» А она вела и ведет очень скромный образ жизни: ездит на автобусах, электричке, у нее нет машины, маленькая квартирка. От самых разных людей мы слышали о Лидии Делекторской только одно: это редкой души человек, благородный, деликатный, застенчивый. Мне очень жаль, что нам не удалось встретиться с ней лично, познакомиться. Это позволило бы мне более полно представить вам еще одну прекрасную русскую женщину – верную спутницу великого Анри Матисса.



Она пережила человека, которому посвятила свою жизнь, на 44 года. Она была крупнейшим специалистом по творчеству французского гения. К ней всегда обращались музеи и галереи, когда надо было установить подлинность произведения. И ее суждение всегда было абсолютно верным. Никто не знал творчества Матисса лучше, чем она. Не могу не сказать еще об одном качестве Лидии Николаевны. Она стала литературным переводчиком с русского на французский. Она подружилась с лучшим писателем-стилистом нашей страны Константином Георгиевичем Паустовским. Она гостила у него в его доме в Тарусе на Оке и глубоко прониклась красотой прозы Паустовского. В результате Лидия Николаевна проделала исполинский труд – перевела на французский все творения писателя – 12 томов.


Париж, у Лувра. 1956 г. Слева направо Д. А. Гранин, Л. Н. Делекторская, К. Г. Паустовский, Е. И. Катерли, Л. Н. Рахманов.
Фото Е. Адант (Париж).


Уже в Москве я узнал, что директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова – старинный друг Делекторской. По возвращении сразу же устремился в музей, чтобы разузнать об этой странной и удивительной женщине.


Ирина Александровна Антонова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (с 1961).


Эльдар Рязанов. Ирина Александровна, скажите, пожалуйста… Матисс был уже стар, а Лидия Николаевна была молодой женщиной. Были ли там какие-то личные, любовные отношения? Я не имею в виду постель, но все-таки испытывал ли Матисс к этой женщине какие-то чувства? Короче, как вам кажется, любил ли он ее?




Ирина Александровна. Думаю, что любил. Но я не берусь объяснить чувства Матисса. Понимаете, ведь в начале своей жизни она была простой женщиной. По своему положению, по образованию, по своим знаниям, конечно, не соответствовала великому живописцу. Но она росла рядом с Матиссом – и человечески, и житейски, и в понимании искусства тоже. Лидия Николаевна обладала и обладает удивительными человеческими ценностями. Помимо ее души и духа, ее разумной головы, работоспособность у нее всегда была невероятной. Кроме того, ей были свойственны удивительное изящество, особая красота, пластичность, которые понятны художнику. Он сначала, может быть, не заметил этого, потом прозрел. Он вдруг увидел линию ее плеч, красоту ног, овал лица, ее профиль, ее фас, ее волосы, дивные белокурые волосы.


Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской,
помошницы художника). 1939.



Эльдар Рязанов. Вот все это он увидел внезапно и осознал, что это то, в чем он нуждался, что это его тип. Скажите, а была ли она влюблена в Матисса?

Ирина Александровна. Трудный вопрос, Эльдар Александрович. Я с ней как-то провела отпуск в Крыму, в Доме творчества художников. Просто пригласила ее. И у нас было много свободного времени, когда мы гуляли по берегу и в окрестностях. Она никогда об этом не говорит. При этом она так не говорит, что даже не дает повода ее спросить. Понимаете, это такой человек, с которым я точно знаю, о чем нельзя разговаривать.


Эльдар Рязанов. Но не из-за жалованья же она прожила с ним двадцать два года?

Ирина Александровна. Нет, конечно, нет. И знаете, так же уверенно, как говорю о чувствах Матисса по отношению к ней, могу вам сказать: убеждена – она его любила.


Интерьер с этрусской вазой. 1940


Эльдар Рязанов. А в завещании он что-нибудь ей оставил?

Ирина Александровна. Ей ничего не было оставлено в завещании.

Эльдар Рязанов. Только родным?

Ирина Александровна. Только родным. Мы ведь знаем, что когда Матисс умер в Ницце, Лидия Николаевна в тот же день покинула дом. Ее долго никто не мог найти.

Дети и внуки Матисса относятся к ней с уважением. Она мудрая женщина, всё понимала.И с самого начала заняла именно такую жизненную позицию. Это и спасло ее отношения с потомками Матисса на все последующие годы.



Лидия Делекторская-Одалиска


Post Scriptum

Прошло около пятнадцати лет. В июне 2010 года в Музее изобразительных искусств им. Пушкина состоялся вечер, посвященный столетию со дня рождения Лидии Николаевны Делекторской. Выступали директор музея И.А. Антонова, научные сотрудники музея, друзья, племянница Лидии Николаевны. Потом был показан большой документальный фильм о Делекторской. На этом вечере я задал Ирине Александровне два вопроса.



Эльдар Рязанов. Когда умерла Лидия Николаевна?

Ирина Александровна. Это случилось 16 марта 1998 года. Лидии Николаевне было 88 лет, она покончила с собой. До этого у нее было несколько попыток уйти из жизни.

Расскажу такую историю. Это было года за два – за три до ее ухода. Однажды я оказалась в Париже на кладбище Сен-Женевьев де Буа. Вы знаете, это русское кладбище. И вдруг я увидела свежую могильную плиту с выбитой надписью: «Лидия Делекторская. Дата рождения – 1910 год». Даты смерти не было. Я немедленно позвонила ей и спросила, что это значит? Она сказала, что, мол, готовится… что не хочет доставить каких-то неудобств с организацией ее похорон. Вот такой она человек… Я ее люблю. Просто счастье, что я встретила такого человека, таких людей очень мало…

Эльдар Рязанов. Но из фильма я узнал, что она похоронена в России, в городе Павловске под Петербургом. Как это случилось?

Ирина Александровна. Честно говоря, я не знаю…


Это было единственное, на что мудрая, замечательная, уникальная, потрясающая женщина Ирина Александровна Антонова не смогла мне ответить. Но, слава Богу, что другая потрясающая, уникальная женщина Лидия Делекторская нашла свой последний приют на Родине, в России, откуда ее вывезли маленькой девочкой…



Текст: Первая встреча - последняя встреча
Рязанов Эльдар




henri-matisse
Рубрики:  РАЗНОЕ
ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 58 раз
Понравилось: 50 пользователям

ИнкоКросс   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 09:02 (ссылка)
У тебя очень умные,познавательные,насыщенные информацией, интересными фотографиями или картинами посты.
Ответить С цитатой В цитатник
Saechka62   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 09:08 (ссылка)
Так интересно читать Ваши посты!Очень много интересной информации!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
хаверочка   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 09:31 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 10:50 (ссылка)
Спасибо! Интересно узнавать пропущенное...
Ответить С цитатой В цитатник
Nadin-YA   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 11:13 (ссылка)
Так интересно!Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:46 (ссылка)
Спасибо,Танечка,за эту интересную серию с Э, Рязановым! Мне это очень интересно! Цититрую))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:50 (ссылка)

Ответ на комментарий ИнкоКросс

Кариночка, ну, ты ж знаешь, что я без фото, как без воздуха...
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Saechka62

Спасибо! Я очень рада, что вас это интересует!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:51 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Nadin-YA

Привет, Надюша!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 12:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Tatjanuschka

Танюша, очень я рада, что тебе пригодилось))
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 13:25 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Loel1   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 13:45 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Тамара_Васильевна   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 13:48 (ссылка)
Спасибо за потрясающий рассказ.Цитирую с удовольствием.
Ответить С цитатой В цитатник
Ramata   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 14:08 (ссылка)
Благодарю за интересный пост
Ответить С цитатой В цитатник
VOLKSD   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 14:11 (ссылка)
Прекрасная информация и великолепное знакомство с прекрасным Таня!!!
Ответить С цитатой В цитатник
vfulan   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 15:36 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 16:23 (ссылка)
Спасибо за интересный рассказ! Замечательный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
sherila   обратиться по имени Воскресенье, 17 Февраля 2013 г. 19:25 (ссылка)
Жалко Лидию,была ли она счастлива,как женщина?!
Ответить С цитатой В цитатник
Glascha   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 09:22 (ссылка)
Спасибо, очень интересный пост.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Женщина_Осени   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 09:42 (ссылка)
Благодарю!!! Очень интересно!
75189247_animaciya_11 (500x320, 106Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Ангела_Вайс   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 10:51 (ссылка)
Спасибо. Взяла себе.
Ответить С цитатой В цитатник
Veralex   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 11:03 (ссылка)
Спасибо.Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
galkagala500   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 11:24 (ссылка)
с огромной благодарностью!!!!!.Низкий Вам поклон....
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana-k   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 16:10 (ссылка)
У нее по всей видимости была занижена самооценка либо была очень мудра...
Ответить С цитатой В цитатник
Yail   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 17:05 (ссылка)
Интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Dieznata   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 19:00 (ссылка)
Спасибо за интересный рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
balini   обратиться по имени Понедельник, 18 Февраля 2013 г. 19:22 (ссылка)
С удовольствием ещё раз прочитала о судьбе удивительной русской женщине Лидии Делекторской!!!СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ...Спасибо за прекрасный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Мелешечка   обратиться по имени Вторник, 19 Февраля 2013 г. 19:47 (ссылка)
Bo4kaMedaЕще раз убеждаюсь,какая великая ценность -русская женщина.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку