-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка амстердам англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 13145
Комментариев: 64916
Написано: 140760


СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И НАСТОЯЩЕМ ДЕЛЕ. ИЛЛАРИОН ПРЯНИШНИКОВ

Четверг, 20 Декабря 2012 г. 05:21 + в цитатник
ИЛЛАРИОН ПРЯНИШНИКОВ







«Жестокие романсы» 1881 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


В селе Тимашово жил-был купец. Звали его Михаил Прянишников. Небольшая лавка в родном селе — вот и все его имущество.

И был у него сынок любимый, Лариоша. За что ни возьмется Лариоша, все сделает красиво, с душой. Коньков из дерева вырезает, лодочки — кажется, сейчас поплывут, а кони топнут деревянными копытцами — и ищи ветра в поле.




«Я небогат, зато Лариоша богатым станет и именитым, — мечтал отец.— Прославит он наш род. "Глядите, — скажут люди, — вот идет богатейший из богатейших, почтеннейший из почтеннейших Илларион Прянишников" и будут кланяться ему в пояс».

А Лариоша ловил рыбку в пруду, играл с соседскими ребятишками в казаки-разбойники, салки, лапту. Еще в чижика играл, в кости, в бабки, на салазках с горы катался, на ледянке. Летом по грибы, по ягоды в лес бегал — в общем, хорошо жил.


«Дети на рыбалке» 1882
Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова


Скучать в селе было некогда. Иногда случался пожар, и всем миром спешили его тушить. А не успевали, так уходили погорельцы с малыми детишками бродить по свету, просить милостыню. Много таких погорельцев проходило через их село. Брели и брели старые солдаты-инвалиды на костылях, усталые коробейники с грошовым товаром, слепые певцы. Дети и сердобольные бабы слушали их заунывные песни, давали еды, и те шли себе дальше, бездомные, никому не нужные.

Жалко Лариоше этих горемык! Убегал он в бор и плакал, а сосны шумели над его головой, утешали.

Исполнилось Лариоше десять лет, и отец взял его помощником в свою лавку. Смышленый Лариоша уже давно заметил, что вырастает сын кузнеца и становится кузнецом, сын сапожника — сапожником, барина — барином, крестьянский сын — крестьянином. А значит, сын купца должен быть купцом. На роду ему так написано.


«В засаде»
Переславль-Залесский историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник



Грустно Лариоше в лавке. Посмотрит он в окошко: ребятишки закончили работу и теперь в пруду купаются. А он товар отпускает, конфеты в кульки заворачивает. Но слово отца — закон. Лариоша старается, делает все, как положено, только иногда вдруг замечтается и примется на оберточной бумаге что-то рисовать. Радуется,
спешит, горький химический карандаш облизывает, и тогда тот пишет жирно, синим цветом. Не заметит, как всю бумагу перепортит. Смотрит отец на сына — тот улыбается блаженно, а рот весь синий от химического карандаша. А на прилавке — ворох изрисованной бумаги!

— Ах ты озорник! — закричит отец, схватит хворостину да и выпорет в сердцах нерадивого помощника.

А Лариоша стоит растерянный — он и не понял, как такое могло случиться! Пообещает он исправиться, а завтра снова все повторится.

Жалко отцу наказывать сына, но как еще выбить из него мечтательность?

— Эх, с чудинкой ты у меня, Лариоша! — вздохнет отец.

Возьмет он в руки рисунки Лариошины — а там домики, деревья, пруд, ребятишки с горки катаются, в снежки играют, рыбку ловят, просто на заборе сидят, конь пасется, или собака гонится за зайцем... Да как умело, как хорошо!

— Баловство все! — решит отец, крякнет досадливо, бороду огладит. И думает, как из озорника купца сделать.


Погорельцы. 1871 г.
Частное собрание. Москва


Похудел Лариоша, побледнел, перестал радоваться солнышку, воробышкам под застрехой дома, матушкиным пирожкам. Вернувшись из лавки, все лежал, уткнувшись в подушку.

«Никудышный я человек! — думал мальчик. — Так хочу угодить тятеньке, так стараюсь, все напрасно. И с чего вдруг оно на меня напало, это озорство?»

Раз задремал он, и вдруг почудилось ему: распахнулись окна, раскрылись ставни, в комнату ворвался ветер, листва зашелестела, соловушка запел. Смотрит Лариоша, а перед ним девочка в русском платье. Обычная вроде девочка, только вся из воздуха и в руках кисточка. Улыбнулась девочка и говорит:

— Не печалься, Лариоша. Скоро жизнь твоя переменится — найдешь ты настоящее дело!

Сказала, кисточкой, как палочкой волшебной, мальчика коснулаеь, легким ветерком Лариошу овеяла — и исчезла.

Заснул Лариоша спокойно. А на утро встал, смотрит — за самоваром гость сидит, родители его чаем потчуют. Давно не видел Лариоша своего крестного, — жил тот в Москве, был купцом удачливым, — а узнал сразу. Борода у гостя лопатой, больше, чем у отца, и говорит он весело:

— Здорово, Илларион! Слух о твоих проказах до Москвы дошел. И решил я поучить тебя уму-разуму. Поедешь со мной?

— Поеду! — Лариоша кинулся крестному на шею.

Правду сказала девочка — меняется его жизнь! Через несколько дней сложили Лариошины пожитки в небольшой сундучок, и поехал Лариоша Прянишников в Москву.


И. М. Прянишников Пряха 1878


Не видел он города прекраснее!

Была Москва больше губернской Калуги, куда они ездили на ярмарку. Дома, как дворцы, церквей нарядных сорок сороков! Улицы широкие, мощеные, людей на них видимо-невидимо! Брички проносятся, экипажи, пролетки — не зевай, а то задавят! Жизнь веселая, шумная!

Стал крестный обучать мальчика купеческим премудростям. Лариоша слушал внимательно... И вдруг отвлекся: Тимашово вспомнил, нарисовал коровку Буренку,собачку Полкашу, родительский дом. А потом еще и Кремль нарисовал.

— Не дело это, Илларион Михайлович! — расстроился крестный.

Опять подвел он родителей и крестного! Не только не удалось Лариоше от озорства избавиться, но (стыдно признаться) даже нравилось ему озорничать!

В отчаянии выскочил мальчик из дому и побежал вдоль по улице Пятницкой. Остановился, чтобы утереть слезы, возле величественного четырехэтажного здания, с круглой пристройкой, именуемой ротондой.

И вдруг из здания высыпали мальчики, расставили какие-то доски на ножках (это были мольберты), прикрепили к ним бумагу и принялись рисовать карандашами и красками
все — само здание, дома, деревья, церковь. С ними был учитель, он рассматривал их рисунки, что-то объяснял и не ругал за озорство!


«В мастерской художника» 1890
Государственная Третьяковская галерея Москва


А между мольбертами мелькала уже знакомая девочка, легонько касалась рисунков кисточкой, улыбалась, хмурилась. И никто, кроме Лариоши, ее не замечал.

Подошла к нему девочка:

— Смотри, Лариоша, сколько здесь озорников! Занимаются делом, а ты от своего дела бегаешь!

— Это самые счастливые мальчики на свете! — воскликнул он взволнованно. — Как бы я хотел стать художником!

Засмеялась девочка, обрадовалась. И тут понял наконец Лариоша, где его настоящее дело.

Прибежал он домой, кинулся в ноги крестному:

— Крестный, я не хочу быть купцом! Я хочу быть художником!

Нахмурился крестный. Думал он день, думал другой, а на третий день привел любимого крестника на экзамены в Московское училище живописи и ваяния — в то величественное здание с ротондой. Учились в нем будущие художники: и маленькие, и взрослые, и из знатных семей, и из простых. Выдержал Лариоша экзамены. Приняли его.


В. Г. Перов. Портрет И. М. Прянишникова. Около 1862.

Никто больше не ругал Лариошу за рисунки. Наоборот, хвалили его учителя.

Вот только отец огорчился. Он то надеялись, что Лариоша будет учиться, как стать зажиточным купцом, а совсем не художником.

Счастье Лариоши было огромным, но оказалось недолгим. Не проучился он и года, как случилась беда: умер любимый крестный. Некому стало платить за учебу, пришлось
мальчику уйти из училища и самому зарабатывать себе на жизнь.

Приехал отец, сказал строго:

— Не тому ты, Ларион, целый год учился. Ступай-ка ты «в люди», поучись торговому делу!

И пошел Лариоша в услужение к чайному торговцу Волкову.

— Мальчик, подай то! Мальчик, принеси это! — кричали ему.

Выходило: Лариоша служил «мальчиком». И хотя хозяин лавки был добрым человеком и мальчика не обижал, иногда даже называл по имени-отчеству Илларионом Михайловичем, Лариоша мечтал вернуться в училище. Волшебный запах красок преследовал его даже во сне. Вместе с этим запахом появлялась волшебная девочка,подбадривала.

Прослужил Лариоша в лавке несколько лет, накопил денег и снова стал учиться. Хотел он стать настоящим художником, поэтому с особым рвением взялся за учебу.

Преподаватели учили талантливого ученика бесплатно.


Порожняки, 1872

У Лариоши появился настоящий друг, художник Василий Перов. Вместе они снимали дешевое жилье, зимой ходили в одной шубе по очереди, помогали друг другу в работе.

На картинах Иллариона все выходило, как в жизни, правдиво и честно. Не героев необыкновенных рисовал Лариоша, а обычных людей. Потому что он любил и жалел их. Все, подмеченное в жизни, увиденное в детстве, любимое и родное, вновь ожило на его полотнах. И мальчик-коробейник, и слепые калики перехожие, жалобно поющие молитвы. И горемычные погорельцы. И бедная швея, уснувшая за работой, и ее худенькая дочка.

Иллариону казалось, что богатые люди, взглянув на картину, задумаются и постараются облегчить жизнь бедняков.

Правдивые рисунки Лариоши всегда получали самые высокие оценки на экзаменах. За картины «Маленькая нянька» и «Чтение письма в овощной лавке» он получил малую серебряную медаль.


«Чтение письма в мелочной лавке» 1864 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


А люди полюбили картины Иллариона Прянишникова. Лариоша занимался любимым делом, и оно было нужно людям.

Под конец своей учебы написал он картину: толстые купцы потешаются над бедным чиновником, заставляют его плясать, а за спиной показывают языки. Бедняга не видит этого и совершенно искренне отплясывает под смех купцов. За «Шутников» Иллариону дали большую серебряную медаль. С медалью он закончил училище.

Поместили картину на выставку, и она произвела впечатление на многих людей. Одни просто задумались и пожалели старика. Других она удержала от злых поступков. Третьи поняли, что толстый кошелек — еще не главное в жизни.

На эту выставку попал и отец Лариоши, небогатый купец Михаил Прянишников. Не верил он, что сын занимается серьезным делом.

«Баловство все!» — по-прежнему ворчал старик и сердито оглаживал седую бороду.
А теперь стоял он перед картиной Лариоши и вместе со всеми жалел бедного чиновника.


Шутники. Гостиный двор в Москве, 1865


— Вот идет сам художник, Илларион Прянишников! — вдруг пронеслось по залу, и посетители поклонились Лариоше.

Подошел Михаил к сыну, обнял.

— Будь по-твоему, Илларион Михайлович! Вижу, хорошее твое дело! — сказал он ему.

А чуть в сторонке улыбалась девушка в простом платье, с кисточкой в руке, и видел ее один лишь Лариоша. Это была русская живопись. Но не только Лариоше — многим талантливым русским художникам помогла она найти любимое и нужное людям дело.

Всю свою жизнь писал Лариоша картины правдивые. Вместе с картинами других художников их перевозили из города в город по всей Руси, чтобы многие люди смогли их увидеть. Чтобы узнали они, как другие люди живут, и историю своей родины. Чтобы задумались над своею жизнью. Чтобы радовались, вспоминая свое детство, плакали
и смеялись.


Illarion Mikhailovich Prianishnikov (1830-1894). Allegory of Music.
Pencil and watercolour on paper.
Аллегория музыки. Карандаш, акварель на бумаге



Ведь то, о чем Лариоша рассказывал людям, не обязательно было грустным. Герои его картин — незадачливые охотники, веселые рыболовы, ребятишки. И русская природа.

Илларион Михайлович Прянишников так и не смог расстаться с родным Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Он стал преподавать в нем и воспитал многих хороших художников. Ученики души не чаяли в своем талантливом и мудром учителе, а за глаза любовно называли Пряником.


Церковный староста, 1885


На тяге, 1881


"Конец охоты" 1884
Третьяковская галерея, Москва


Охота пуще неволи, 1882



В ожидании шафера, 1891



«В 1812 году» 1874г.
Государственная Третьяковская галерея Москва


«Крестный ход» 1893г.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Задворки»
Калужский областной художественный музей


«Спасов день на севере» 1887
Государственная Третьяковская галерея


«Татарин» 1880
Этюд
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан



"Пасха", Прянишников И.М. (1840-1894).



«Калики перехожие» 1870 г.
Третьяковская галерея, Москва, Россия



«Сельский праздник» 1870 г.
Иркутский областной художественный музей, Иркутск, Россия


«Возвращение с ярмарки» 1883 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия



«Воробьи, ребята на изгороди» 1883 г.


«На Лысой горе»
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


«Любитель» Конец 60-х
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия


«Дегустаторы» 1860-е Дерево, масло 23 х 35,3 см.
Частная коллекция.


«Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии» 1887–1890 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия



Крестьянин с рогатиной на плече
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Портрет В. Ф. Белюстина 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет М. Г. Белюстиной 1870-е
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Порубка 1874
Харьковский художественный музей



Прянишников И. М. Охотник в лесу зимой



Маковский Владимир Егорович
Портрет художника Иллариона Михайловича Прянишникова
1883



СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ
000 (250x326, 25Kb)Чудовская Инесса Сергеевна. Сказка о художнике и настоящем деле. Илларион Михайлович Прянишников 91840-1894)

Дорогие читатели! Мы рады, что серия "Сказки о художниках" нравится вам и вашим малышам... Мы решили показать всю нашу великую живопись - неизвестную, забытую, скрываемую от нас с вами за стенами "запасников". В конце XIX - начале XX веков все, что воспевало красоту мира и природы, что говорило о Боге, было объявлено мещанством, "салоном" - искусством, "не раскрывающим социальных язв общества". К сожалению, многое мы никогда больше не увидим. Но даже то, что осталось, никто не торопится выставлять для всеобщего просмотра... Мы пытаемся с вашей помощью возродить имена художников, составляющих золотой фонд нашей культуры, открыть их шедевры вам - нашим читателям. Дух захватывает при виде этих гениальных полотен! Только русские живописцы могли так писать! Русская культура не умрет, покуда есть люди, стремящиеся открыть мир прекрасного для своих детей.


artsait

Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":
Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 44 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ВОЛШЕБНОМ ПЕРЫШКЕ. АНДРЕЙ РЯБУШКИН
Часть 45 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ. ГРИГОРИЙ ГАГАРИН
Часть 46 - СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ И НАСТОЯЩЕМ ДЕЛЕ. ИЛЛАРИОН ПРЯНИШНИКОВ
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ
Часть 48 - СКАЗКА О ПРАВДИВОМ ХУДОЖНИКЕ. Валентин Серов
Часть 49 - Сказка о художнике, который объехал весь мир|Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)

Рубрики:  СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ
ДЕТСКОЕ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 19 раз
Понравилось: 21 пользователям

Галина_Шутова   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 07:36 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Филимонова   обратиться по имени Доброе утро! Четверг, 20 Декабря 2012 г. 08:16 (ссылка)
Спасибо, Танюша!
Люблю сюжетные картины.
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 08:24 (ссылка)
Интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ИнкоКросс   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 08:42 (ссылка)
Картинки русского быта. Рассматривала с любопытством. особенно понравилась «В мастерской художника» , поза натурщицы такая убедительная
Ответить С цитатой В цитатник
Светлая_осень   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 09:00 (ссылка)
Гениальный художник русский Илларион Прянишников.
Ответить С цитатой В цитатник
Ванда   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 09:44 (ссылка)
Татьяна, доброе утро. Все так натурально на картинах.Русским духом пахнет. Спасибо.Забираю.
Ответить С цитатой В цитатник
Тамара_Васильевна   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:17 (ссылка)
Благодарю за отличный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:18 (ссылка)
Bo4kaMeda, СПАСИБО большое. Забираю.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:19 (ссылка)

Ответ на комментарий ИнкоКросс

Карин, а что ты думаешь про картину ПАСХА? Что то я ее не понимаю: ничего там, вроде, пасхального и нет)))
Ответить С цитатой В цитатник
Таточка-Танюша   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:20 (ссылка)
Добрый день, Танечка! Понравилось. Спрасибо. Всего самого доброго!

Ответить С цитатой В цитатник
мои_девочки   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

Таня, у посетителей в руках красные пасхальные яйца. Это тоже я,Карина))))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 12:32 (ссылка)

Ответ на комментарий мои_девочки

ой, какая ты молодец! как ты разглядела то...а я вижу лица какие то недовольные и не понимаю ничего! Спасибо, дружок!))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 13:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Jo-Ann

Рада встрече, Жанночка!)) Доброго дн1))
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 13:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Таточка-Танюша

Удачног дня, Танюша!))
Ответить С цитатой В цитатник
Jo-Ann   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 14:56 (ссылка)
Взаимно всех благ!
0_25a3f_a550267f_XL[1]_png (250x170, 12Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Сильвина   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 17:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

Я вижу,что дворовые люди одеты нарядно, в руках пасхальные яйца. Пришли ,видимо, после храма поздравить хозяев с праздником. А потом пойдут и сами разговляться.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 18:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Сильвина

Спасибо... надела другие очки, рассмотрела в руках пасхальные яйца...разобралась))
Ответить С цитатой В цитатник
_Ирина-Тверичанка_   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 18:36 (ссылка)
Спасибо Танюша!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 20:26 (ссылка)
Большое спасибо за замечательное сообщение о Прянишникове. Вся серия сказок о художниках интересная!
Ответить С цитатой В цитатник
sherila   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 21:01 (ссылка)
Очень и очень славные картины,Танюша! Спасибульки.
Ответить С цитатой В цитатник
Sveta_Savyhska   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 21:57 (ссылка)
Благодарю, прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Дунина   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 22:27 (ссылка)
Танечка, спасибо дорогая за такую интересную сказку.
Ответить С цитатой В цитатник
борисюлька   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 23:24 (ссылка)
Как всегда,очень интересный пост,спасибо Танюша)))
Ответить С цитатой В цитатник
Красота_женщины   обратиться по имени Четверг, 20 Декабря 2012 г. 23:32 (ссылка)
Спасибо,дорогая !Приятное путешествие в прошлое...
Ответить С цитатой В цитатник
Капелька-_Капелька   обратиться по имени Пятница, 28 Декабря 2012 г. 22:07 (ссылка)
Спасибо!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку