-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12985
Комментариев: 64873
Написано: 140557


Сказка о художнике и чудных словах | СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ ЭРЬЗЯ

Вторник, 11 Сентября 2012 г. 16:21 + в цитатник
СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ ЭРЬЗЯ

Erzia (232x315, 52Kb)Давным-давно жил в мордовской деревне Баеве, среди дремучих лесов, на берегу речки Бездны, один мальчик. Звали его Степан, Степашка. Был он маленький, худой, со светлыми волосами и приметливыми голубыми глазами. Характер у Степки был самостоятельный и молчаливый. Зимой большую часть времени он проводил на верху большой печки - на полатях. Там было жарко и душно. Еще бы - в избе жили не только его семья, но и весь их скот спасался там зимой от холода. Представь себе только - и корова, и свиньи, и гуси с курами - все вместе!
Зато летом наступало приволье! Целыми днями занят был Степан своими делами. А дел у него было! И в лес сходить, ягодами полакомиться, и в речке искупаться, и на травке понежится, и кукол разных из черного ила налепить, и порыбачить - голавлей-то можно просто решетом у берега поймать, и раков поискать...



Мать и дитях

КРЕСТЬЯНИН (335x500, 60Kb)Эх, хорошо было летом! Но, конечно, матери по дому и отцу в поле тоже помогать было нужно - и пахать, и сеять, и боронить - всему постепенно учил Степку отец. А если выдавалась минутка отдыха, рассказывал, что на белом свете видал, когда с бурлацкими ватагами по Волге или по другим рекам ходил. Впрягались они, словно лошади, в свои лямки - и вперед! Идут бурлаки по берегу, а за ними по воде тяжелая груженая баржа против течения тащится. Поют бурлаки свои заунывные мерные песни, чтобы в ногу шагать, с ритма не сбиваться. А вечером костер разложат, похлебку сварят, рассказывают друг другу всякие истории. Тяжело, конечно, и платят мало, но что делать, всякая копейка в хозяйстве нужна.
А Степашка все другое примечает: какие узоры мать вышивает, как отец все какие-то фигурки ножичком из кореньев строгает. А старший брат, Иван, тот вообще мастер - какие хочешь узоры из дерева вырежет. Хочешь - на крышу, словно оборка кружевная, а хочешь - окно украсит резными ставнями. Совсем по-другому изба смотрится - нарядно!



СТРАСТЬ

Может быть, так и остался бы Степашка в родной деревне на всю жизнь, но пришла ему пора грамоте учиться. Не очень он это любил, да что делать - заставляли. Неучи-то, мол, нигде не нужны. И вот однажды увидел Степашка большую нарядную книгу и прочитал на ней “А. С. Пушкин. Сказки”. Про Пушкина им в школе уже рассказывали, а сказки он вообще ужасть как любил. Сунул Степка в книжку нос, а там такая сказка интересная попалась: про попа и про его работника Балду! Как хотел поп Балду обмануть, да тот и его самого, и чертей одурачил. И запала Степашке в голову одна мысль. Их-то речка недаром Бездной звалась. Тихая-тихая, а весной как разбушуется! Помнил Степка, как снесло водой их избу, построенную на самом берегу, как тащила мать из воды корову, как он спасал нехитрые пожитки. Ох и страшно было!
Рассказывали ему, что есть в Бездне и омуты, и водовороты, показывали места, где нельзя было в воду соваться.


ЛЕШИЙ



И вот однажды набрал Степашка полную сумку камней, да и пошел к речке, на самое страшное место, где вода была черная, без дна, и закручивалась колоколом. Сел на берег и давай камни бросать, в самую глубину. Да так точно у него получается! Бросал-бросал, почти опустела сумка, и тут забурлила вода, поднялась фонтаном, а на верхушке его сидит маленький чертенок!

И спрашивает Степку, ну совсем как в сказке:
- “Зачем воду-то баламутишь? Чего тебе надо, цера?”
("Цера - это парень, пацан по-мордовски).
Испугался сначала Степашка, а потом собрался с духом и пропищал:
“Скуцно мне тут. Хоцу поехать куда-нибудь!” (Он всю жизнь так говорил, вместо “ч” - “ц”).
“Наездишься, надоест еще”, - ухмыльнулся бесенок.
“Хоцу другие страны увидеть, все-все!”
“Увидишь, еще домой запросишься”- опять отвечает чертенок.
“Ну скажи, цто мне на роду написано!” - не унимается Степашка.
“Кебрачо, альгарробо!” - громко закричал бесенок и показал Степке язык.
Рассердился Степашка, но виду не показывает, спрашивает опять:
“А цто эти слова-то значат?”
“Много будешь знать, скоро состаришься”, - ответил чертенок и скрылся под водой.
Совсем осерчал Степка, нашел камень покрупнее, да и запустил его как раз в то место, куда бесенок нырнул.


МАТЕРИНСТВО



Тут выскочил тот опять, злой-презлой, на лбу шишка. Ка-а-ак дунет, так Степашка кувырком куда-то полетел и очнулся только у стены своей избы.
Ну ладно, покажу я тебе “кебрачо да альгарробо!” - пробормотал он. Да что он мог сделать? Позлился-позлился, да и остыл. Но слова эти запомнил.
А потом подрос Степашка. Хотелось ему рисовать, да из дерева резать, да красками писать. Что делать - отдали его в иконописцы, других-то художников никто в их краях и не знал. Всему научился Степашка, но чувствовал, что что-то другое ему нужно. А что?
И вот, когда другие парни в деревне уже давно женились и детей себе завели, отправился Степан учиться, да не куда-нибудь, а в Москву. Приняли там его в специальное училище, где на художников учат.


АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ



И много времени прошло, прежде чем он понял, что вовсе не художником хочет стать, а скульптором. А скульптор - это еще потруднее, чем художник будет. Знаешь, из чего скульпторы свои работы делают? Вырубают из камня - гранита да мрамора, отливают из металла, а то и из бетона. Как же сделать, чтобы из твердых, холодных, застывших навеки материалов получилось что-то живое, теплое? Чтобы казалось, что вот эта женщина только что подняла руку, чтобы поправить прическу, этот прекрасный воин замахнулся копьем, а маленький ребенок только-только встал на ноги? О, это трудное и очень долгое искусство, ему нужно учиться много лет!



МИКЕЛАНДЖЕЛО, 1940



И понял Степан, что не может он стать настоящим скульптором, если не увидит то, чем славились другие страны, особенно Италия - страна великих художников и ваятелей - так по-другому называют скульпторов. И хотя денег у него, конечно, не было, отправился он в Италию. Всякого пришлось хлебнуть Степану в чужих краях: и умирал от голода, и ночевал под мостом, и подолгу болел. Сколько раз повторял он про себя заветные слова: “кебрачо”, “альгарробо”, думал, помогут они ему. Но нет, ничего не менялось. Сам, изучая работы великих художников и наблюдая людей, научился Степан превращать полупрозрачный холодный мрамор в живое теплое тело. Но главное - он научился, изображая фигуру человека, рассказывать о том, что сам он, автор, думает и чувствует. А ведь это всегда самое главное для художника - не просто изобразить что-то, а передать свои чувства, чтобы зритель тоже понял и взволновался.



КАЛИПСО



Сделать портрет скульптору еще сложнее - надо, чтобы в жестком камне не просто запечатлелись черты живого человека, но проявилась его душа, его особенный характер. И это сумел осилить Степан. Посмотрит на камень со всех сторон, повертит его на специальном станке, потом возьмет в руки молоток и разные резцы, да и давай стучать. Тут кусочек отколет, здесь дырочку просверлит, в этом месте осторожно отшлифует, чтобы гладко было, а в другом полосы оставит, зазубринки разные. Будто он заранее в куске камня все видит и только лишнее отсекает! Не все скульпторы так умеют. Часто они делают из мягкой глины словно бы образец, эскиз, а уж в камне работают другие люди. Они просто точно повторяют то, что сделал художник. Но все равно это немножко другое - ведь у художника в каждом движении руки мысль и чувство есть.


Волна, альгорробо. 1938 г. С. Эрьзя


К тому времени стал Степан известным, работы его на выставках и в Италии, и в Париже показывались, да и деньги появились. Теперь никто уже не звал его Степашкой. И фамилию он себе взял другую, не ту, что у него была от рождения - Нефедов. Теперь он подписывал свои произведения так “Степан Эрьзя”. Потому что есть такая мордовская национальность - “эрзя”, и захотел Степан, чтобы все знали о том, что существует на свете такой маленький народ и он сам принадлежит к нему.
Семь лет прожил Степан на чужбине. Вернулся в Россию знаменитым мастером, только бы и работать, столько замыслов в голове! А на родине - революция, голод, ни мастерской, ни материалов - дорогие они ведь, камни-то эти, и где их взять в разоренной стране? А годы идут, ему уже под сорок - самый возраст для скульпторов, чтобы работать - и силы есть, и умение.



ЛЕДА



И вот предложили ему опять устроить выставку во Франции, в любимом им Париже, городе художников, где каждому найдется местечко. Обрадовался Степан, собрал свои работы, с трудом нашел ящики, упаковал в них скульптуры и тронулся в путь. Прошла его выставка в Париже с большим успехом. Много газет рассказывали о том, какие необычные у него работы, какой он итересный художник. А самому Степану все кажется, что что-то не так, не получается у него, как он хочет. А как хочет, и сам не знает.



Людвиг ван Бетховен, 1929

Захотел Степан показать свою выставку в других странах. А там - то одно, то другое, в общем, не пускают его никуда. Согласилась принять его с его скульптурами одна страна, которая была совсем на другом краю света - в Южной Америке. Называлась она Аргентина. Чтобы до нее добраться, нужно было переплыть огромный океан. А там, на высоком берегу залива, раскинулся замечательный город, столица страны тропических лесов и диковинных животных. И название у этого города было непривычное и совсем чужое на слух - Буэнос-Айрес. Вот куда занесла судьба Степана! Приехал он туда, да и остался. На много-много лет.



Медуза, кебраччо. 1938 г. С. Эрьзя


Однажды в порту среди огромных штабелей всяких ящиков и товаров увидел Степан стволы необыкновенного дерева. Оно было тяжелым, как железо, твердым, как камень и необыкновенного тепло-коричневого цвета.
- Цто это за дерево? - спросил Степан человека, который распоряжался погрузкой. И услышал в ответ: “Кебрачо”.
- Кебрацо? - повторил Степан, чувствуя, как сильно заколотилось его сердце. Не соврал, видно, ему чертенок-то! - Кебрацо? А “альгарробо” у вас есть?
- А как же, - ответили ему. - Видишь вон, лежат стволы с причудливыми наростами. Это и есть альгарробо. Мы стараемся такие деревья быстрее спилить, потому что это такая болезнь у дерева и другие деревья рядом тоже покрываются наростами.
- А где растут такие деревья? Мне они оцень нужны! - закричал Степан.
- Для этого надо ехать далеко, в глухие тропические леса, ты там не выживешь, - отвечали ему.



Степам Эрьзя. Женский портрет - дерево кебрачо


Но плохо они знали Степана. Хоть и казался он маленьким и слабым, на самом деле, если нужно было для его работы, он мог сделать все. Отправился он в место, которое называлось “Чако”. Там, среди дикого леса, он несколько месяцев жил в самых гнилых болотах. Каждый день встречался с ядовитыми змеями и дикими зверями. Ели его москиты и клещи. Весь в болячках, едва живой вернулся Степан оттуда. Но привез много дерева! Так много, что хватило ему на всю оставшуюся жизнь. И когда, спустя 24 года вернулся он все-таки на родину, нагрузил он готовыми скульптурами, стволами кебрачо и огромными кусками альгарробо целый пароход. В них тоже жили другие скульптуры, которые он уже видел, но нуспел пока вырезать.



Пламенный. 1934


Маленький, худой, в развевающемся темном халате, он подходил к огромной коряге со своими инструментами - ножиками и пилами, фрезами и разными борами, как у зубных врачей. В некоторых местах он обрабатывал и шлифовал дерево - то розовое, то коричневое, то смугло-золотистое. В других оставлял его нетронутым. Кое-где специальным клеем, секрет которого знал только он один, вставлял недостающие кусочки. В извивах и переплетениях наростов коры угадывал Эрьзя головные уборы, пышные, струящиеся, как быстрая вода, волосы, кудрявые бороды, складки платья, изгибы тела. Никто больше не мог так работать с этим деревом, как Эрьзя!



Парижанка в шляпке, 1927


Кебрачо и альгарробо стали его судьбой. И в каждой из скульптур он не просто изображал женские или мужские лица, а по-своему рассказывал о добре и зле, печали и радости, подвигах и сомнениях
Давно нет на свете Скульптора. Но его искусство живет. Тоскуют, страдают и радуются его герои. Они заставляют думать и восхищаться мастерством сделавшего их автора тех людей, которые приходят в музей Эрзи в городе Саранске. А перед зданием музея - бронзовый памятник Степану Эрзе. Он словно присел здесь ненадолго, чтобы раскурить свою любимую кривую “трубоцку”



Христос распятый 1910



Христос кричащий -1910



Голова Христа



Последняя ночь осужденного перед казнью



Голова мордовки




Каприз, 1944



Женский портрет (Спокойствие), 1919



Любовь, 1955



Мельпомена, 1939



Моисей




Монашенка, 1931



АВТОПОРТРЕТ

Степана Эрьзи имя не забыто -
Мятежный дух его живых скульптур
Взрывает время силой динамита -
Противоядие от нынешних халтур!

Роденом русским не напрасно назван:
Огня души ему не занимать!
Кипит творца неугомонный разум,
Его резца бессмертная печать.

И сила духа резчика навеки
Переплелась с надежностью корней.
И в тверди дерева застыли вехи
Пути творца, размах его идей.

В музее Эрьзи корни оживают,
Со зрителем вступают в диалог.
Как искренность беседы подкупает –
Осмысленный целительный глоток!




САЙТ


http://vetrogal.ru/skazki-o-hudozhnikah/skazka-o-hudozhnike-i-chudnyh-slovah.html
http://art.rin.ru/cgi-bin/index.pl?id=118&start=1&page=2&work=4&art=604
http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=9055
http://ngasanova.livejournal.com/12963.html

Серия сообщений "СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ":
Часть 1 - Сказка о художнике, любимце муз. Орест Кипренский
Часть 2 - Сказка о волшебной стране. Сильвестр Щедрин
...
Часть 5 - СКАЗКА О ГРУСТНОМ ХУДОЖНИКЕ. ЛЕВИТАН
Часть 6 - СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ И ХУДОЖНИКЕ-ВОЛШЕБНИКЕ | ВРУБЕЛЬ
Часть 7 - Сказка о художнике и чудных словах | СТЕПАН ДМИТРИЕВИЧ ЭРЬЗЯ
Часть 8 - СКАЗ О ХУДОЖНИКЕ И ВЕЛИКОЙ ТИШИНЕ | АНДРЕЙ РУБЛЕВ
Часть 9 - СКАЗКА О ВОЛНЕ И ХУДОЖНИКЕ. АЙВАЗОВСКИЙ
...
Часть 47 - СКАЗКА О ПРИСНИВШЕЙСЯ ПРИНЦЕССЕ. ВЛАДИМИР ГАУ
Часть 48 - СКАЗКА О ПРАВДИВОМ ХУДОЖНИКЕ. Валентин Серов
Часть 49 - Сказка о художнике, который объехал весь мир|Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)

Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 10 раз
Понравилось: 9 пользователям

Людмила_Дунина   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 18:56 (ссылка)
Какая интересная история. Вроде бы сказка, а вроде бы и нет. Сбылись слова бесенка.
Спасибо, Танечка за такой замечательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
милена50   обратиться по имени Замечательно! Вторник, 11 Сентября 2012 г. 20:08 (ссылка)
Какая-то магия присутствует в работах, завораживает! Демонически красиво!
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 20:31 (ссылка)
Интересная сказка...
Ответить С цитатой В цитатник
Олечка1961   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 20:39 (ссылка)
Спасибо, Танюша, как всегда интересно.)
Ответить С цитатой В цитатник
Пусть_буду_-_Я   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 21:52 (ссылка)
Увидев этот пост, с удовольствием прочитала мягкое и теплое повествование о самобытном, уникальном скульпторе. Когда-то,отрабатывая свои 3 года по распределению в Москве, в 1976-м мы бегали на его выставку (как раз напротив работы), восхищала эта непохожесть ни на кого, его такие талантливые работы! Жаль, что не знала я тогда эту историю с кебрачо и альгарробо:))
Ответить С цитатой В цитатник
i-r-i-na56   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 22:42 (ссылка)
А это памятник ему самому в нашем городе. Он родился недалеко от нашего города в селе...
foto_cheb_ru_alatyr_022 (525x700, 63Kb)
Он находится рядом со Свято-Троицким мужским монастырем...
0_3d043_497ddff_orig (700x154, 71Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 23:26 (ссылка)

Ответ на комментарий i-r-i-na56

Спасибо! Вот еще. Возле музея памятник:
Ответить С цитатой В цитатник
i-r-i-na56   обратиться по имени Вторник, 11 Сентября 2012 г. 23:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

Благодарю!!! Наш город находится на границе Чувашии, Мордовии и Ульяновской области, недалеко от Саранска, но никогда там не была. Хорошо хоть на фотографии увижу.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 00:47 (ссылка)
Исходное сообщение i-r-i-na56
Наш город находится на границе Чувашии, Мордовии и Ульяновской области, недалеко от Саранска...
Я уже побегала-почитала про ваш город (по фото нашла)
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 00:52 (ссылка)
Спасибо, Твнюша, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
sherila   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 07:58 (ссылка)
Tanyusha,nu kakoi ti raznostoronnii chelovechek,i skazami interesueshsya.Ne to chto ya,mne kartinki podavai,glaz poradovat,a vot dushu...
Ответить С цитатой В цитатник
i-r-i-na56   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 08:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Bo4kaMeda

Благодарю за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Среда, 12 Сентября 2012 г. 12:01 (ссылка)

Ответ на комментарий sherila

Глаза-зеркало души....Глаза радуются - и душа радуется....Все у тебя хорошо, милая)))
Ответить С цитатой В цитатник
Алллок   обратиться по имени Четверг, 13 Сентября 2012 г. 00:22 (ссылка)
Как чувствует АВТОР материал! Замечательно!
1043963 (240x320, 628Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку