-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140324


Чему и как учили царских детей в в XVI-XVII столетиях.| Обучение пению и письму

Пятница, 31 Августа 2012 г. 22:05 + в цитатник
ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА

Первые годы жизни и знакомство с окружающим миром
Обучение чтению



Если сейчас дети учатся читать и писать одновременно, то в Средние века очередь письма наступала только после обучения чтению. Часто встречаются упоминания о людях, которые читать умели, но писать не могли. В Западной Европе письмо и чтение также долгое время существовали раздельно: чтение по традиции относилось к благородной литературной и религиознои деятельности, а письмо - к ремеслам или занятиям торговлей


Школа. Миниатюра из «Жития Антония Сийского». XVIIв. Государственный Исторический музей


Поэтому для изучения счета обычно использовали деньги, а образцами для обучения письму часто служили деловые бумаги. Читать такие написанные от руки документы было очень трудно. Писцы употребляли множество сложных соединений разных букв, сокращали многие слова, для экономии места выносили буквы поверх основной строки. Недаром историки относят рукописные документы XVII века к числу самых трудночитаемых.


Историки ведут долгие споры о том, существуют ли подлинные документы, подписанные, например, Иваном Грозным и Борисом Годуновым. Ведь строгий дипломатический этикет не разрешал самому царю подписывать государственные документы, а повелевал скреплять их печатью. Однако большинству историков ясно, что умение писать входило в «обязанности» государя, несмотря на возможность воспользоваться услугами секретарей и продиктовать все необходимое.

До первой половины XX века, пока делопроизводственные документы не стали выполняться на пишущих машинках, а затем на иных технических средствах, красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования. Россия XVII столетия не была исключением, поэтому писать царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени - подьячие и дьяки Посольского приказа. Известно, что царь Алексей Михайлович обладал беглым и ровным почерком.

Двадцать первого ноября 1670 года учитель царевича Фёдора Алексеевича Панфил Тимофеев сын Белянинов получил сорок соболей и десять аршин сукна. «А пожаловал великий государь, как его великого государя царевича посадили учить писать». Потом подключился второй каллиграф Андрей Семенов сын Юдин. В ноябре 1670 года он писал к царевичу Фёдорy в хоромы «писма уставом и скорописью», то есть прописи. Царевича учили и счету - «счетец писаной новой» упоминается в январе 1674 года.



М. П. Клодт. В тереме царевен. 1883. Пермская государственная художественная
галерея



Однако часто усилия лучших мастеров своего дела пропадали напрасно. Почерк слабого здоровьем царевича Фёдора Алексеевича, согласно мнению некоторых исследователей, неуверен, строки на листе лезут вверх. Что касается царя Петра Алексеевича, то его почерк трудночитаем, не говоря уже о грамматических ошибках. К его оправданию надо сказать, что в те времена еще не существовало установившегося правописания, одно и то же слово могли писать по-разному, однако Пётр I ухитрялся пропускать буквы в собственном имени.


С 1683 года, кроме Никиты Зотова, упоминается еще один учитель - Афанасий Алексеев (Алексеевич) Нестеров. Видимо, он начал обучать уже не царевича, а одиннадцатилетнего царя Петра Алексеевича церковному пению, которое также входило в обязательную программу образования того времени. Ученик Афанасию Нестерову до стался в музыкальном отношении не бездарный, во всяком случае,
известно, что позднее государь император Пётр Алексеевич очень любил церковное пение и частенько сам пел в церкви на клиросе.



Пению могли учиться как со слуха, так и с помощью «крюков» - прообразов нот, которыми тогда записывалась музыка. Церковное пение издавна входило в число основных предметов, изучаемых княжескими и царскими детьми, - его любил еще царь Иван Грозный. Особенно преуспела в пении дочь Бориса Годунова царевна Ксения, о музыкальных талантах которой упоминали современники. Многие русские государи сами писали тексты или музыку к церковным песнопениям. Историкам музыки известны сочинения Ивана Грозного и старшего брата Петра, царя Фёдора Алексеевича.



Книга с крюковыми нотами. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Однако во второй половине XVII века под музыкой понимали уже не только церковное пение. В букваре царевича Алексея Петровича есть композиция под названием «музы-
ка - пение сладкое», где изображены молодые люди, играющие на разных музыкальных инструментах.

Обучение же танцам, в отличие от Западной Европы, отсутствовало до начала реформ Петра I, поэтому первыми научились танцевать европейские танцы его племянницы, царевны Екатерина, Анна и Прасковья.



Репродукция картины мира Меркатора, 1541 год. Оригинальный образец этого шара тщательно охраняется в Stadtmuseum Дуйсбург, город, где жили Меркатор от 1552.

Первоначальный этап обучения всех детей, в том числе и царских, заканчивался на занятиях чтением, письмом и церковным пением. Но учителя царских детей обычно не расставались со своими воспитанниками. Карьера их бывшего учителя продолжалась дальше. Только о Василии Прокофьеве, который обучал царевича Алексея Михайловича, известно очень мало. Учитель же царевича Фёдора Алексеевича, которого звали Афанасий Федосеев, после вступления своего бывшего ученика на престол по-прежнему входил в ближайшее окружение царя и выполнял его поручения, получая причитающееся ему учительское жалованье. Но самым известным учителем царских детей в XVII веке был, без сомнения, Никита Зотов. Согласно исследованиям земельных владении членов Боярской думы, а потом и других высших органов государственной власти, бывший приказный дьяк был среди высшей титулованной знати на первом месте: в его собственности находилось более тысячи ста дворов!

Как же продолжалось обучение царских детей дальше? Отличалось ли оно после окончания «начальной школы» от учебы обычных детей?



Царь Борис Годунов наблюдает за обучением Федора Борисовича. Литография. XIXв.


Если говорить о XVI столетии, то на этот вопрос ответить трудно. Царь Иван Грозный, например, считается историками одним из самых образованных русских людей своего времени. Он свободно цитировал в cвоих сочинениях многочисленные богословские
и исторические произведения. Однако известно, что в раннем возрасте он остался сиротой, а после смерти матери бояре удалили от него даже «мамку», боярыню Аграфену Челяднину, и никто не спешил позаботиться о его учении. Скорее всего, все его знания были получены в более зрелом возрасте. Путь самообразования традиционен для Средних веков. Те, кто не хотел продолжать учение, ограничивались умением читать Евангелие, а те, кто желал узнать что-то новое, сами искали другие книги, нередко заказывали их переписку у профессиональных писцов или переписывали их сами. Известно, что стараниями митрополита Макария в Московском Кремле XVI века были собраны почти все известные в то время произведения русской литературы. Из них составили Великие Четьи-Минеи - сборник житий святых и богословских сочинений, предназначенный не для чтения в церкви, а для самостоятельного чтения благочестивыми людьми.

По числу двенадцати месяцев они состоят из двенадцати книг. Их объём столь колоссален, что современные исследователи до сих пор не взялись за издание этих книг: в каждом томе от полутора до двух тысяч листов! Судя по всему, одна из копий Минеи предназначалась специально для царя Ивана Васильевича. Так что и Ивану Грозному, и его сыновьям открывались лучшие возможности для чтения, которые были в ту эпоху.



А. Ортелий. Карта мира. Из книги: Зрелище мира земного. Музеи Московского Кремля

Точно так же в домашних условиях продолжалось и обучение королевских детей в странах Западной Европы. В этом они ничем не отличались от России XVI-XVII веков. Наличие в Париже многочисленных школ и такого всемирно известного университета, как Сорбонна, никак не сказывалось на образовании французских принцев. Не следует думать, что государи в Западной Европе XVII столетия были образцами учености. Высокий уровень знаний, как и на Руси, часто достигался путем самообразования - чтением, общением и перепиской с высокообразованными современниками. «Короля Людовика XIII никак нельзя было назвать не только что ученым, но попросту образованным человеком. Он с трудом мог припомнить несколько слов на латыни. Он писал, как ребенок - крупными неровными буквами, а уж об орфографии и говорить нечего. Он ненавидел чтение, и если перелистывал книгу, то только тогда, когда в ней можно было найти гравюры с изображениями птиц, животных, военных сцен или античных памятников», - пишет один из французских историков.



А. Ортелий. Карта России. Из книги: Зрелище мира земного. 1572г. Музеи Московского Кремля

Позднее в странах Западной Европы отпрыски королевских семейств стали получать дипломы колледжей и университетов. Но в Российской империи ничего не менялось: все члены правящей династии учились только дома. Никто из представителей Дома Романовых не имел диплома о высшем образовании, в различных анкетах на вопрос об образовании все они отвечали: «домашнее».



Царь Борис Годунов с детьми. Литография. XIX в.



Глава 1. Первые годы жизни и знакомство с окружающим миром

Глава 2. Обучение чтению

Глава 4. Завершение обучения


ИСТОРИЯ РОССИИ
обложка (200x259, 13Kb)М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА
ДЕТСКОЕ
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 8 пользователям

милена50   обратиться по имени Пятница, 31 Августа 2012 г. 22:14 (ссылка)
Добрый вечер, Татьяна! Все основательно было, с душой и прицелом на будущее.
Ответить С цитатой В цитатник
Mesabi_ArtCafe   обратиться по имени Суббота, 01 Сентября 2012 г. 00:36 (ссылка)
познавательно!
Ответить С цитатой В цитатник
vic2009   обратиться по имени Суббота, 01 Сентября 2012 г. 04:52 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Суббота, 01 Сентября 2012 г. 13:03 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
lipa_fv   обратиться по имени Суббота, 01 Сентября 2012 г. 14:22 (ссылка)
Очень интересно, спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда-Ариана   обратиться по имени Понедельник, 01 Октября 2012 г. 20:52 (ссылка)

0_6ea44_2975f67b_L (400x350, 92Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Понедельник, 01 Октября 2012 г. 21:05 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку