Цитата сообщения Падунский
Вуся вэлаты, ёжики ё!
Так уж случилось, что первая птица, прилетающая в наше Двуречье весной – ворона. Что поделаешь, не каждому везёт. Как бы там ни было, весна есть весна и её надо встречать с полагающимся размахом. Обские угры отмечают по такому поводу Вороний день. Песни, пляски (если это можно назвать плясками), прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей и, конечно, зазываение вороны.
Когда в детстве мы играли в индейцев и ковбоев, то изучали самое что ни на есть индейско-ковбойское искусство – метание лассо. Бизоны по двору бегали редко, поэтому приходилось бросать мотки бельевой верёвки на врытую вертикально в землю палку. Так вот, наше индейское лассо здесь называют тынзяном, а палку – хореем. Получается, что местные жители, в отличие от Онегина, сызмальства отличают ямб от хорея.
Строго говоря, это забава не лесных жителей – хантов и манси, а их северных соседей – ненцев. Там есть где развернуть плечо, раззудить руку и, в случае промаха, тынзян не запутывается в кедровых ветках, а летит себе легко и свободно аж до Карского моря.
По этой самой причине я не покажу Вам эти соревнования, - нечего там было снимать в густой толпе бросальщиков. Ну ладно, уговорили, покажу как это происходит у коми в Саранпауле. Вот:
А это прыжки через нарты. Нарта – товар штучный, хорошая нарта легко меняется на ландкрузер, поэтому при соревнованиях из соображений экономии их заменяют такими деревянными конструкциями. Пацанёнок на переднем плане прыгает уверенно и уже не первый год, - еле остановили вечером. А мужичок с рюкзачком за ним – столичный журналист. Он нарушал спортивный режим, пропускал тренировки и, в результате, прыгает перед камерой неубедительно. Вот из-за таких мы и опростоволосились в Ванкувере.
Обряд зазывания вороны прост и двухстадиен. Сначала надо развесить по деревьям сушки и конфеты. (По окончании их, конечно, съедят участники праздника – не пропадать же добру!) А потом свернуть из веток некое подобие гнезда и зашвырнуть его куда-нибудь на сосну –
улетай, туча прилетай, ворона!
Вот, собственно, и всё. Из интересного – люди в как бы народных костюмах. Понятное дело, что настоящий народный костюм, если ещё где и носят, так только в маленьких сезонных стойбищах на рыболовных песках. Да и то вперемешку с магазинными вещами. Кстати говоря, у Раисы Горбачёвой (если кто ещё помнит такую) кандидатская диссертация как раз рассматривала вопросы социализации жителей деревни: она скрупулёзно подсчитывала, какой процент консервативных граждан шьёт себе рубахи самостоятельно, а какой – покупает в сельмагах, т.е. окультуривается и цивилизуется.
Так вот. В как бы народных костюмах были артисты, да некоторые старушки одели на себя роскошные цветастые платки. Жаль, что в таких платках они не ходят просто так, по улицам. Департамент туризма недоработал вопрос!
Что же означают диковинные слова, вынесенные в заголовок? – спрашиваете Вы нетерпеливо. Отвечаю. Так приветствуют дорогих гостей: «здравствуйте, друзья!». Впрочем, возможно, я неправильно расслышал.
Всех с наступившей весной!