И попутал же меня черт(не иначе) полазить в видео каких-то друзей друзей и найти этот проклятый фильм. Так найти это полбеды -посмотреть его. "Последняя сказака Риты" - так это называется. Название вполне безобидное, никогда не подумаешь, что за дрянь за этим стоит. Разве что слово "последняя" так слегка намекает.
Если бы меня попросили написать рецензию на этот фильм,обращ я бы написала следующее: "На темной-темной улице, в темном-темном доме, в темной-темной комнате стоит темный-темный гроб". Этим все сказано. Сюжет таков: Рената (она же смерть с косой) приходит в наш мир(буду звать ее Рената, потому что не запомнила, как ее звали по фильму), чтобы проводить некую Риту в мир иной. Рита - пациентка со смертельным диагнозом, лежит в грязной-грязной, темной-темной комнате (даже окон там нет -они кирпичами заложены), здание того и гляди разрушится, штукатурка осыпается, картину дополняет совковая мебель и убогий совковый двор. Рита - женщина непонятного возраста, роста и внешности ничем не примечательной, этакая серая мышка. Всем своим чахоточным видом она вызывает то чувство омерзения, смешанного с жалостью, что вызывают покрытые струпьями бомжи, околачивающиеся зимой в 30-градусный мороз возле метро. Под стать Рите ее сокамерница, пардон, соседка по палате, женщина, напоминающая злобных бабушек у турникетов того же метро. Весь фильм - процесс донесения до Риты факта приближения ее смерти. Рената прикидывается то работницей морга, то врачихой, проникает в больницу, пудрит мозги пересоналу и начинает посылать Рите знаки. Рита видит сны. Первый сон: она лежит на саночках, вся в веночках-цветочках, а Рената ее везет. Второн сон: она на собственных похоронах, слышит голоса родных, видит, как ее вынсят. На этом мерзости не кончаются. К Рите приходит ее мужик,типичный русский алкаш вида тоже весьма неприглядного, сразу после свидания с Ритой он идет по Москве бухой и падает в сугроб.Рената находит в больнице врачиху-подругу Риты с детства, с ней смотрит анализы Риты и обсуждает тот факт, что Рите скоро помирать.Это слышит ее соседка и записывает себе в дневник. Несложно догадаться, что дневник находит Рита, у которой случается припадок: она хватает своими костлявыми руками спинку соседской железной кровати и исступленно борется с кроватью минут 5. Зрелище, опять же, не для слабонервных! Несчастная чахоточная, дышащая на ладан, вымещает зло на кровати... Рената в это время заигрывает с каким-то алкашом возле морга, и тут же возле морга они предаются плотским наслаждениям. Хорошо хоть на этом эпизод обрывается и фильм без постельных сцен! Рената потом решает с подругой Риты, что перед смертью они должны с Ритой сходить в кафе и попрощаться красиво. Рита-то уже в теме, потому в кафе она приходит с завещанием, которое при свидетелях зачитывает и объявляет, что все завещает этому своему мужику-алкашу. Потом Рита сама напивается до такой степени, что на двери кафе сооружает себе что-то типа надгробного венка, становится возле него и пугает посетителей. Рената оттаскивает ее оттуда и убеждает вернуться в больницу. В больнице ночью (автор сценария явно взял много от Булгакова за неимением своей фантазии!): Рената является к Рите в желтом (как Рита и хотела, что по пьяни в голову не взбредет) платье, с бутылкой шампанского, дает его Рите испить. И тут -парам-пам-пам молния, аццкий свет, инфернальное превращение и без того мерзкой палаты в подобие кладбища, земля разверзается, кровать с Ритой проваливается в тартар, либо еще неведомо куда. Рената с непонятно откуда возникшпей косой, как и полагается. Тут даже смешно,потому что это уже пафосный цирк какой-то. Утром собрание врачей, планерка: докладывают, что в обшарпанной палате в разваливающемся здании прорвало трубы, все затопило и залило, что Рита в оную ночь отдала душу Богу и т.п. Это было бы все, но режиссер решил не останавливаться, и показать всю мерзость: труп Риты вскрывают, это сопровождается истериками подруги Риты, которая ее врач и должна присутствовать....Мужик пришел опять бухой с цветами, просить передать и передает их какой-то бабке-вахтерше, говорит, что это для Риты....Рената возращается и докладывает, как она Риту в мир иной отправила, со всеми-де почестями...
Напрашивается вопрос: какова мораль сей басни? зачем собрали в одном кадре столько омерзительного? чему научить хотели? Чем-то это напоминает пьесу "На дне" - но там философ-Лука хотя бы всех обнадеживал, каждому дарил надежду... Что-то от "Мастера и Маргариты", но если то произведение сводилось к мысли, что рукописи не горят, и что всем воздастся по заслугам, рано или поздно, так или иначе, то тут что хотел сказать автор сценария - хрен знает. Смерть -великое таинство, и вот так цинично обрисовать процесс ухода человека из жизни, со всеми этими шушуканьями за спиной:"Она умрет! Она уже поняла?", которые проходят лейтмотивом через весь фильм, простите, это опускает нас до уровня бабушек на лавочке, друг другу рассказывающих, кто нынче помер, кто скоро помрет, чем болел, как умирал. Это самое грязное , чем можно осквернить великое, повторюсь, таинство -смерть человека.
Второй вопрос - а для чего вообще столько негатива, столько грязи и мерзостей. Зачем такая гротескная обстановка : треснувшие, обшарпанные стены, похожие на живые трупы старухи-вахтерши, грязные диваны с мерзкими пятнами и выпирающими пружинами, чахоточные лица пациентов, этот вечно пьяный мужик с распущенными свалявшимися волосами? Зачем Рената, везущая по грязному мартовскому снегу труп, и через пять минут уже соблазняющая какого-то алкаша? Зачем вскрытие? К чему столько дряни? У нас мало в жизни негатива, реальных смертей? Да выйди в любой подъезд, на лавочке будут сидеть бабки и смаковать:" А сколько ей осталось?" "Ой-ой, а дееети кааак?"
В общем, ни одной новой идеи, ни одной интересной мысли. Лейтмотив фильма -слухи о смерти, сплетни и шепот за спиной. Что касается игры, то Рената ведет себя слишком наигранно и вульгарно. Эпизод, где кровать проваливается , похож на дешевый кадр из фильма ужасов для подростков, еще больше укрепляет это ощущение нарочитая коса в руках Ренаты....Образы отвратительны, мерзки и гротескно мрачны.
К слову сказать, даже спать боюсь - не дай бог приснится что-то подобное после таких просмотров....