-Рубрики

 -Я - фотограф

Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь.

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в BlooDandMilK

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 15923


Эсхатология

Вторник, 26 Февраля 2008 г. 19:49 + в цитатник

Эсхатология (от др.-греч. ἔσχατος, "последний"), религиозное учение о "конце света", входящее составной частью во многие религии; эсхатологические мифы - мифы о предстоящем конце мира. В противоположность большей части мифов, повествующих о важнейших событиях прошлого - времени мифологического, эсхатологические мифы содержат пророчества о будущем конце света.

В самом общем плане можно сказать, что среди первобытных народов конец мира считается уже состоявшимся, хотя в более или менее отдаленном будущемон должен вновь повториться. И, действительно, мифы о космических катаклизмах очень распространены. В них рассказывается, каким образом мир был разрушен и всечеловечество уничтожено, за исключением одной парыили нескольких мужчин и женщин, оставшихся в живых.Из них самые распространенные — это мифы о потопе,известные повсюду (за исключением Африки, где онипочти не встречаются).
 

      Наряду с мифами о потопе, существуют мифы, рассказывающие об уничтожении человечества в результатекатаклизмов, имеющих космические масштабы: землетрясения, пожары, разрушения гор, эпидемии, и так далее.Очевидно, подобный конец мира не окончателен: онскорее оказывается концом одного человечества, за которым следует появление другого рода людского. Но полное погружение суши в воду или разрушение ее огнем,за которым следует возникновение новой земли, символизирует возвращение к хаосу и космогонию.


      Многие мифы связывают потоп с какой-либо ритуальной виной, которая вызвала гнев высшего существа;иногда он оказывается только лишь желанием некоегобожества уничтожить человечество. Но при внимательном анализе мифов, предвещающих всемирный потоп,приходишь к выводу, что одной из основных причин являются грехи людей и старение, разложение мира. Потопоткрыл путь к возрождению мира и человечества. Иначеговоря, конец мира как в прошлом, так и в будущем,представляет из себя гигантскую и чрезвычайно драматически насыщенную проекцию на макроскопическомуровне ритуальной системы праздника Нового года. Нона этот раз речь идет не о «естественном конце» мира(естественном, поскольку он совпадает с концом года и,следовательно, составляет часть космического цикла), ао реальной катастрофе, вызванной божественными силами. Параллель между потопом и ежегодным обновлением мира проявляется в нескольких довольно редких случаях (Месопотамия, иудаизм, мандан). Как правило,мифы о потопе независимы от ритуальных мифическихсценариев новогодних праздников. Что легко объяснить,так как периодические праздники возобновления мирасимволически актуализируют космогонию, то есть творческую деятельность богов, а не уничтожение старогомира: старый мир исчезает «естественным образом» илишь потому, что дистанция, отделяющая его от «начала» достигает крайнего предела.
 

      В сравнении с мифами, повествующими о конце мирав прошлом, мифы, рассказывающие о конце мира в будущем, до удивления мало распространены у первобытных народов. Как замечает Ф.Р. Лееман, это, возможно, результат того, что этнологи не ставили этот вопросв своих исследованиях. Иногда трудно уточнить, отно-
 

сится ли миф к катастрофе будущей или прошедшей. Посвидетельству Е.Г. Мена, андаманды считают, что послеконца мира возникает новое человечество, наслаждающееся райской жизнью: не будет ни болезней, ни старости, ни смерти. Мертвые воскреснут после катастрофы.Но, по мнению А. Редклифа Брауна, Мен, по-видимому, соединил несколько версий, полученных из разныхисточников. В действительности, уточняет Редклиф Браун, речь идет о мифе, в котором говорится о конце Света, но этот миф относится только к прошлому, а не кбудущему. Но, так как, по свидетельству Леемана, языкандаманов не имеет будущего времени , то нелегко решить, идет ли речь о событии прошедшем или будущем.
 

      Весьма редко встречаются первобытные мифы о концеСвета, где нет указаний относительно возможного воссоздания мира. Так, в верованиях племени кай (Новая Гвинея)Творец Маленгфунг, сотворив мир и человека в нем, удалился на край света, за горизонт, и погрузился в сон. Каждый раз, когда он поворачивается во сне, земля содрогается,но когда-нибудь он поднимется с ложа и разрушит небо,которое обрушится на землю и уничтожит все живое. Наодном из Каролинских островов, а именно, о. Намолут, засвидетельствовано предание, что творец однажды уничтожит человечество за грехи. Но боги будут продолжатьжить, и это предполагает возможность нового сотворения.На другом из Каролинских островов, а именно, на о. Аурепик, за катастрофу несет ответственность сын творца. Когда он заметит, что хозяин острова не занимается большесвоими подданными, он затопит остров, вызвав циклон.Здесь еще неясно, идет ли речь о решающем конце:ведь идея наказания грешников предполагает, какправило, последующее сотворение нового человечества.

      Трудно интерпретировать верования племени негритана Малакском полуострове. Они убеждены, что- однажды Карей уничтожит мир, так как люди не уважают егопредписаний. Поэтому во время грозы туземцы пытаются предотвратить катастрофу, принося кровавые искупительные жертвы. Катастрофа будет всеобщей, одинаковой для праведников и для грешников, и, по-видимому,за ней не последует новое творение. Поэтому туземцынегрита называют Карей «плохим», а представители племени пле-сакай видят в нем врага, который «украл у нихрай».


        Особенно поражает пример племени гуарани, живущемв провинции Мато Гроссо (Бразилия). Зная, что Землябудет разрушена огнем и водой, они отправились на поиски «Праведной страны», представляющей собой нечтовроде земного рая, расположенного за океаном. Этидолгие путешествия, вдохновителями и руководителямикоторых были шаманы, начались в XIX веке и продолжались до 1912 года. У некоторых племен есть поверье,что за катастрофой последует обновление мира и воскрешение мертвых. Другие племена ожидали и желали полного конца мира'. Курт Нимуендай писал в 1912 году:«Не только племя гуарани, но и вся природа состарилась и устала жить. Не раз шаманы, увидав во снеНандерувуву, слышали, как земля возносила молитвы:"Я поглотила слишком много трупов, я пресыщена иутомлена. Отец, положи конец этому". В свою очередьи вода также умоляла Создателя оставить ее в покое,равно как и деревья... и вся природа» .

        Трудно найти более волнующее выражение космической усталости, желания абсолютного покоя и смерти.Речь идет о неизбежном разочаровании, которое следуетза долгой и тщетной мессианистской экзальтацией. Ужевек как гуарани искали в танцах и плясках земной рай,они восстановили и интерпретировали миф о конце светав милленаристской мифологии".
 

    Большинство мифов американских индейцев о конце света предполагают или циклическую теорию (как у ацтеков), или поверье, что за катастрофой последует новоетворение, или, наконец, (как в некоторых районах Северной Америки) поверье о всеобщем возрождении безкатастрофы. (В этом случае погибнут только грешники.)По верованиям ацтеков, мир разрушался уже три или четыре раза, и в будущем ожидается четвертое (или пятое)разрушение. Каждый из этих миров управляется Солнцем, падение или исчезновение которого и знаменует конец.


        Невозможно перечислить здесь все важнейшие мифыЮжной и Северной Америк, касающиеся конца Света.Некоторые мифы рассказывают о супружеской паре, которая даст начало народу, населяющему новый мир".Так, племя чоктау верит, что мир будет разрушен огнем, но души вернутся, кости обрастут плотью, и воскресшие люди вновь окажутся в местах своего бывшего


обитания . Можно встретить подобный миф у эскимосов: люди воскреснут, обретя жизнь от своих костей (верование, характерное для охотничьих племен). Вера,
что катастрофа есть неизбежное следствие «старости» иразложения мира, по-видимому, достаточно распространена. Согласно верованиям племени чироки, «когда мирсостарится окончательно, люди умрут, веревки разорвутся, и земля погрузится в Океан» (земля представляетсяим огромным островом, подвешенным к небесному сводучетырьмя веревками )


      В мифе племени майду Творец Земли уверяет чету,которую он создал, что «когда этот мир износится, япересоздам его целиком, и когда я его переделаю, выобретете новое рождение». Один из основных космогонических мифов народа като, племени атапаски, начинается с сотворения нового неба, заменяющего старое, крушение которого кажется неизбежным. Как замечаетАлександер по поводу космогонических мифов Тихоокеанского побережья, «многие рассказы о сотворении, по-видимому, сводятся в действительности к преданиям, сообщающим о воссоздании земли после великой катастрофы; некоторые мифы, однако, говорят и о сотворениимира впервые и о воссоздании его заново».


        Короче говоря, эти мифы о конце Света, более илименее определенно предполагающие воссоздание новойвселенной, выражают одну и ту же древнюю и оченьраспространенную идею о прогрессирующей «деградации» Космоса, что требует его периодического разрушения и восстановления. Именно из этих мифов о конечной катастрофе, которая будет в то же время провозвестником неизбежного возрождения мира, вышли и развились уже в наше время пророческие и милленаристскиетенденции первобытных обществ. К вопросам милленаризма мы вернемся позднее, так как он представляет изсебя, вместе с марксистским хилиазмом, единственныепозитивные современные переоценки мифа о конце Света.

 

Опубликовано:  Мирча Элиаде  Аспекты мифа (1995)


Рубрики:  [Разное]/Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку