По поводу инсталляций домашнего кино и прочих электронных коробок принято писать на редкость скучно. Дескать, мы тут подобрали наилучшие компоненты, которые, благодаря уникальным свойствам, и прочее...
На самом деле всё происходит проще и в суете: дизайнеры вырисовывают картинки, следуя своим убеждениям, а затем вдруг оказывается, что среди занавесок и стеклянных витражей нужно располагать акустические системы, пространство вовсе не располагает к серьёзному звуку: чуждо, очень чуждо зачастую вторгается идея музыки и домашнего кино в интерьеры.
Описываемая система - не просто нагромождение звучащих и излучающих свет коробок, а серьёзная, местами непростая и противоречивая попытка войти в уже сложившийся имидж жилья, пространства.
Что говорить, если стены отданы живописи, некий стиль в мебели, витражах, планировке, аксессуарах. А, скажем, электронный кейборд, стилизованный под белый рояль(причём все свободные места в нём используются для хранения дисков). Допускаю, что кто-то скажет – китч, но я вижу организованность и потребность в определённом стиле мультимедиа. Что и было сделано довольно успешно.
После таких восторженных пассажей, как ни крути, следует приниматься за работу: описывать входящие дивайсы, восторгаясь их свойствами. А дивайсов этих немало – даже краткое перечисление их свойств съест большую часть текста, уводя от замысла. Попробуем всё же героически отстоять контекст повествования, дабы в финале прочувствовать как всё вышло в целом и стоит ли это примерять на себя.
Сперва о проекторе главного зала. Это Epson EMP-TW2000. ЖК-матрицы, как технология, всегда казались привлекательными для домашнего кино – мягкость цветов и близость фактуры к киноплёнке. Но предательски слабыми местами оказывались серость чёрного и несовершенство матричных сегментов, ограничивающих чёткость. В матрице C2 Fine D7 кристаллы на неорганическом слое расположены вертикально, что делает это самое чёрное почти бескомпромиссным. Результат достигается в сочетании с динамическим управлением световым потоком и субрефлекторм на лампе, верно направляющим свет. При яркости 1600 АНСИлюмен это проектор почти без артефактов.
Удачно сочетающийся по картинке с обилием репродукций в квартире.
Проектор среди картин, бокалов, муляжей и фруктов, но он здесь – основное блюдо по заказу. С затемнением комнаты и выезжающим сверху экраном. В обычной жизни дежурит плазма Panasonic TH-65PF10RK.
Но особо интересно проанализировать фронтальную композицию в целом, сочетание звука, созданного интерьера и картинки. Мы видим деревянную конструкцию, образующую вместе с картинами нечто ретро-консервативное. Здесь нисколько не удивил бы старинный ламповый приёмник типа немецкого Телефункена. И ведь угадали! Фронтальное (оно же стерео) звучание действительно формируется в германском стиле.
Маленькое отступление. Был довольно длинный период, когда именитые производители hi-fi двинулись на завоевание кинотеатрального поля. Появились процессоры-предусилители, многоканальные усилители мощности, претендующие на звук с самыми изысканными свойствами, да и процессоры изображения претендовали на немалую художественную изысканность.
Увы, это всё почти в прошлом. Звуковые мастодонты, смущённо пятясь, уходят с театрального рынка. Среди примеров – отлитые в бронзе британские имена Linn, Naim, Cyrus. Очевидно, это связано с тем, что сегодня звуковая кинотехника массового сектора вполне устраивает массового покупателя при своей вполне китайской цене, а эстеты, как всегда, в меньшинстве.
Как бы то ни было – повсеместно сложилась практика, когда процессор отдаёт свои фронтальные каналы именитому усилителю + акустика более высокого класса. Сюда же приходит индивидуально музыка от классного источника.
Непременно следует упомянуть об этом CD входе. Вернее, комплекте. Имя Musical Fidelity у меня, как ни странно, не ассоциируется с канонами британской школы. Думаю, мягковато и излишне прямолинейно. Впрочем, здесь почти в точку. Добавляет немцам романтизма. Тем более, что речь идёт о парочке транспорт kW-DM25, конвертер kW-DM25DAC. Там очередное помешательство на почве подавления джиттера путём хитрой подвески транспорта (удивительно как в цифре и виниле решают проблемы одними и теми же способами!), а также мощной развязкой питания в Дакке. Труды пропали не зря: музыка чертовски эмоциональна и, в отличие от купола кино, плотно заполняет всё пространство. Несколько хаотично, но сильно и стильно.
И вот, наконец, акустика. Юбилейные Elac FS210A. Традиционные 2,5 полосы и конёк бренда – замысловатый твитер, состоящий из обычного алюминиевого излучателя + ленточный для самых высоких. Придаёт воздушность при весьма тёплом саунде. Честно говоря, я не такой уж поклонник элаков – мне они всегда казались излишне стерильными, но результат определяет пара. Усилитель-акустика. Вот усилитель то как раз и интересен : Hegel H200. Тяжёлый ящик, могущий отдать 2х350 Вт с киловаттным блоком питания, гигантской батареей электролитов и запатентованной системой компенсации искажений.
Впрочем, формальные данные здесь, как всегда, практически бесполезны. Куда важнее – СЛОЖИВШЕЕСЯ СОЧЕТАНИЕ. Уже упомянутая мною бесстрастность Элаков прекрасно сочетается с местами рычащим агрессивным напором, а вместе выходит – уютно, динамично и глубоко, с чем я и поздравляю авторов композиции.
Центральный Elac CC201 из той же породы – два серебристых глаза, но не станем забывать, что тянется всё же усилителем процессора (а здесь это Denon AVC-A11XVA bl, принимающий сигнал от проигрывателя Onkyo DV-SP1000E ), да к тому же помещён непосредственно в нишу, что явно снижает потенциальную классность. Ему бы такой же хегелевский канал и замысловатую стойку – в фильмах случился бы улёт даже без тыла. Но может быть художественный образ важнее даже при определённых жертвах?
Кстати о тыловых каналах. Выбраны здесь были датские Audiovector – звук более резкий и очерченный, нежели у немцев и самую чуточку выходит за датские традиции.
Применена 7-канальная структура. Обычно так делают в больших помещениях для замазывания «дыры» между фронтом и тылом, но здесь инсталляторы уверенно гнули свою линию, причём заложив разные колонки для тыла и сурраунда. Собственно тыловые – AK1: в общем-то стандартные ящички с инвертором без затей. Зато окружающие (ну что в них за прок? Каналы в любом случае производно-синтезированные) – те же Audiovector, но KX – выполненные по всем правилам чего-то сзади: развёрнутые динамики, изогнутая поверхность.
Угадано (или придумано, или так сложилось) очень верно. В маленькой комнате пространство не просто охватывает, НО КАК-ТО МЯГКО ОБНИМАЕТ. Неточности и недостатки уходят, но комната с кожаным диваном, фигурными креслами и самой атмосферой иных времён уже стала частью происходящего. Почти без противоречий.
Отметим бас и переместимся в другое пространство. Бас этот самый организуется сабвуфером (между стульями, а как это важно, чтобы воздух касался ног!) Velodyne DD18. ДД это конечно оттого, что всё там цифровое и мощность исчисляется в киловаттах, а главное – возможная микрофона коррекция с учётом помещения. Я вообще-то настороженно отношусь к таким способам, но здесь в сравнительно короткое время прослушивания я чувствовал саб, но он мне не мешал – редкое сочетание!
И уходим в дублирующую зону – спальню. Это особый кайф, который лично мне до конца не понятен. В спальне в молодости (если не было других там дел) можно было послушать транзисторное радио, прижав к щеке, но чтоб кинотеатр…
Зато спальня какая! И даже широкоугольный объектив только подчёркивает всю округлость уюта и спокойствия.
Электроника скромнее: проигрыватель DVD-процессор – Деноны DVD2910 и AVR-2808 соответственно + панель Panasonic TX-PR50VT20.
Интересен выбор акустики. Dali Ikon On-Wall – с виду традиционный ящик, но всеми свойствами своими адаптированный для монтажа на стене. Не ставится задача изысканного hi-fi, но максимальная интеграция в обстановку. Цетральный Vocal славится прежде всего подчёркнуто милитаристским видом и массой нюансов, которыми порой нескромно оттеняет основную фронтальную акустику. Но здесь-то нам того и надо…
Тыл (опять 7 каналов – прямо наваждение пространственное…) – простенькие Dali Suite – всё, классно, хватит…
Не считая, конечно, менее мощного братца-саба Velodyne SPL-800.
Отдельно об электропитании. Всё решено очень сильно и ирония вот уж здесь неуместна. Отечественная сеть способна легко свести на нет все усилия брендовых разработчиков своими уникальными свойствами:
- нестабильностью
- неэкологичной несинусной формой
- шумами и помехами
- опасными, вплоть до смерти дивайса бросками.
Здесь двойная обработка. На входе в квартиру – мощный промышленный стабилизатор Lider PS7500SQ-25 мощностью 7500Вт, предназначенный для питания промышленного и медицинского оборудования. На всякий случай – при колебаниях сети 160-290В (!!!) выходное напряжение поддерживается в пределах полутора процентов.
Интересно, что такое глобальное решение поддерживается локально двумя сетевыми фильтрами Isol-8 VMC1080 и Isol-8 MainLine-2 для проектора и сабвуфера соответственно. Как бы это сказать – первый не пускает помехи из сети, могущие дестабилизировать картинку и вызвать видеошумы (а это, поверьте, вполне реально и очень видно), а второй напротив – призван не пускать в сеть неизбежные выбросы цифрового более чем киловаттного усилителя.
Что касается спальни, то там установлен кинотеатральный фильтр Furman Elite-10i с индикацией и таким сервисом как выдвижные лампы для оперативного контроля в темноте.
Уф! Не многовато ли? Знаете, некоторый опыт работы с оборудованием, особенно на загородних объектах открыл глаза на такие возможные глюки и артефакты в поведении аппаратов (зачастую необъяснимые логически), что уже никакие сетевые обработки не покажутся лишними. В нашей стране сеть столь же кошмарна, как и прочая экология, да ещё и помножить это на дремучую некомпетентность персонала. Не стоит экономить на защите от стихии, тем более, что в процентном отношении это не столь уж
сокрушительно.
Как ни стараешься – описание выходит несколько сумбурным. Очень много дивайсов и, следуя сложившейся в аудиопрессе традиции, непременно хочешь дать им техническую оценку, между тем, как читающему эти строки важнее понять, что же всё-таки изменилось в жизни заказчика данной системы после уплаты немалых денег и немерянной суеты с установкой всего этого, сопоставимой с ремонтом квартиры среднего масштаба.
Главное:
СОХРАНИЛСЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЗАДУМАННАЯ И НЕПРОСТО СОЗДАННАЯ НЕПОВТОРИМАЯ ОБСТАНОВКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ. Иначе говоря, ящики, экраны и коробки ничего не вносят дисгармонии, уютно прячась за непростыми креслами, диванами, теряясь среди картин.
Звук и картинка гармоничны. Жилище обрело новые свойства, они востребованы, удобны в реализации, интуитивно понятны в обращении. Часть архитектуры и дизайна.
Больше всего хочется не анализировать частности, а затеять разговор с хозяевами о музыке (в том числе в собственном исполнении), бродить по комнатам, пробовать вина из коллекции, импровизированно оценить фрагмент нового фильма, неспешно продолжить беседу, забыв о времени.
Честно говоря, это вероятно лучший результат, которого только возможно достигнуть.
Допускается использование статей с обязательной активной ссылкой на www.pult.ru
Автор: Александр Тарим
Серия сообщений "обзоры":
Часть 1 - Модификация любимого пространства
Часть 2 - История виниловых пластинок – прошлое, настоящее, будущее…
Часть 3 - Hegel Music System — патентованные технологии на благо хорошего звука
Часть 4 - NuForce Icon - USB ЦАП и усилитель
Часть 5 - Проигрыватель винила T+A G1260 R— актуально и стильно