За период педагогической практики мною было проведено 10 уроков истории в 6 классе. Стоит отметить, что все уроки прошли по-разному, ведь на это влияет не только содержание изучаемой темы, но и настроение учеников.
Откровенно неудачных уроков не могу выделить, так как на всех уроках мы с классом успели рассмотреть все содержание изучаемых тем, закрепить материал, выполняя различные задания на всех уровнях познавательной самостоятельности, развивая когнитивные умения с помощью картографических, хронологических и других видов заданий.
Среди наиболее удачных уроков могу выделить два: самый первый – «Начало раздробленности Древнерусского государства» и еще один в середине практики – «Нашествие с Запада». Именно на этих уроках ученики проявили наибольшую заинтересованность в изучаемом предмете, активно работали, выполняли все задания и, ко всему прочему, очень спокойно себя вели. Что касается моей подготовки к урокам, то тут сложно себя оценивать, ведь со стороны трудно понять, как я веду урок, каково содержание. Однако, без ложной скромности, скажу о том, что к каждому уроку я очень старательно готовилась, тщательно подбирала материал, чтобы он одновременно и отображал все необходимые содержательные линии темы, и был интересен для учащихся. Очень сильно при проведении уроков мне помог проектор, благодаря которому мне удалось конструктивно использовать наглядность, демонстрировать ученикам презентации.
Надо отметить, что класс, в котором мне довелось преподавать – очень активный и несколько непоседливый, но это никак не мешает самим детям получать знания. Многие ученики проявляли на моих уроках неподдельный интерес к истории, не стеснялись высказывать свою точку зрения. Иногда (как и в любом классе, наверное) возникали проблемы с дисциплиной, но, не смотря на это, нам с классом удавалось сохранять рабочую атмосферу на уроках.
Вспоминая проведенные уроки, особенно хочется отметить викторину «Древо познания». Ребята приятно удивили меня, бросившись с азартом и рвением выполнять задания. К сожалению, при проведении этого нетрадиционного урока было несколько шумно, ребята активно вступали в дискуссии друг с другом, но, тем не менее, урок прошел хорошо.
За шесть недель педагогической практики, как мне кажется, у нас с классом установились очень теплые отношения, дети не восприняли меня как чужого, временного человека, хотя некоторое время они ко мне присматривались.
Наша педагогическая практика началась с форс-мажорных обстоятельств – болезни куратора Елены Дмитриевны Блиновой. Однако то, что мы буквально с первых дней оказались перед классом, давая уроки – несомненная польза для каждого, кто проходил практику вместе со мной. Ведь мы смогли прочувствовать каждый урок, понять, как это – быть учителем. Еще одним большим плюсом лично для себя я считаю тот факт, что я не посещала уроки своего класса перед тем, как вести историю. В результате этого дети восприняли меня не как кого-то временного, молодого и неопытного практиканта, а как настоящего учителя, строгого, но справедливого.
Если подвести итог всей проделанной работе, то, отвечая на вопрос «Что мне дала педагогическая практика», говорю:
1. Я, наконец, смогла побороть страх публичных выступлений.
2. Я смогла ответить на вопрос смогу ли я быть учителем и работать с детьми положительно.
3. Я осознала окончательно всю значимость педагогической профессии, роли учителя в жизни учеников (учитель должен быть для детей авторитетом, но достигнуть этого он может только приложив недюжинные усилия).
4. Я научилась грамотно подбирать информацию, конструировать урок, преподносить знания детям в доступном для них виде.
5. Самое главное: практика помогла мне повзрослеть, немного выше подняться по социальной лестнице.
Анализ уроков товарищей
Мне довелось побывать на уроках почти всех моих соратников по практике, за исключением Шишковой Ольги – к сожалению, наши расписания не совпали. Поэтому я постараюсь проанализировать в общем работу остальных моих однокурсников. Каждый учитель, без сомнения, имеет свой неповторимый стиль в проведении уроков, в чем я смогла сполна убедиться, посетив уроки своих товарищей.
Наталья Круговых отлично справилась со своим 5 «а» классом – непоседливыми и очень активными детьми. Самый удачный ее урок – «Греко-персидские войны», на нем ей удалось максимально полно раскрыть эту сложную тему, удержать интерес учеников. Ребята слушали ее очень внимательно, особенно им понравился видеофрагмент о битве при Феромопилах.
Дарье Хлебцевич достался, наверное, самый сложный класс из всех – 7 «а». Однако ей, имеющей уже опыт преподавания в школе, удалось контролировать ситуацию с дисциплиной, не забывая при этом раскрывать тему урока. Один из ее интереснейших уроков – «Первые Романовы» - приятно удивил меня глубиной своего содержания (в рассказе Дарьи присутствовало большое количество интересных фактов, привлекающих внимание учеников).
Вспоминая уроки Ковалевой Анны, хочется прежде всего отметить замечательный методический аппарат урока – различные дидактические материалы способствовали усвоению детьми такой сложной темы, как «Начало феодальной раздробленности на Руси» в 6 «б» классе.
Екатерина Бачурина проводила уроки в 6 «а» классе. Самый интересный ее урок – «Нашествие монголо-татар». Что отличает ее уроки от уроков остальных практикантов, так это хорошо поставленный голос, которым она умело манипулирует, объясняя материал. Он подчиняет себе внимание детей, не дает им отвлечься на посторонние дела.
У Кристиана Молотова уроков было больше всех нас – целых 30! Ему очень повезло, ведь он смог действительно хорошо попрактиковаться в этом сложном деле – преподавании. Ему достались самые взрослые дети – три девятых класса (!). Надо сказать, что справился он на «отлично». При его уроки нельзя сказать, что качество перешло в количество. Самый главный позитивный момент в его уроках – это то, что он рассказывал очень сложные темы («Холодная война», «Оттепель» и «Эпоха развитого социализма») своими словами, простым и доступным языком. Благодаря тому, что изучаемый период можно назвать недавней историей, Кристиан смог очень уместно использовать отрывки из документальных фильмов, посвященных изучаемым проблемам и художественного кино, представляющего некий памятник той эпохи.
Иными словами, все студенты, проходившие вместе со мной практику, смогли проявить себя очень хорошо, никто не ударил в грязь лицом. Мне кажется, что практика ни для кого из нас не прошла даром и каждый будет вспоминать ее очень добрыми словами.