-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в BerNI

 -Подписка по e-mail

 


Без заголовка

Суббота, 14 Февраля 2015 г. 19:08 + в цитатник
Цитата сообщения Колесниченко Есть зарядка для хвоста, и для Голоса зарядка

Задумываетесь ли вы, как вы произносите слова? А не забываете ли вы часом из-за своей “отшельнической” или малоразговорчивой работы, как нужно правильно или красиво говорить? Ну и вообще, мало ли для чего может понадобиться голос… Я например, точно знаю, что голос может быть не только средством общения, но и средством для зарабатывания денег. Так уж пришлось мне в жизни какое-то время поработать диктором за кадром. Ради этого мне пришлось три месяца учиться “говорить, говорить, да не заговариваться”. Вы считаете это просто? С одной стороны – да, упражнения для улучшения дикции не требуют стольких физических затрат, сколько например, для накачивая пресса. С другой – не все так просто как кажется на первый взгляд. Хотите попробовать улучшить свою дикцию? Тогда вперед – заниматься.


Весь комплекс упражнений для дикции состоит из пяти частей, выполнять которые желательно перед зеркалом. В этом случае вы будете не только произносить правильно, но и следить за тем, чтобы ваша правильная речь еще и красиво смотрелась со стороны. Многие доморощенные дикторы забывают, что от красивого “отрывания рта” зависит не меньшее приятное впечатление, чем от издаваемых звуков.

Конечно, кто-то со мной поспорит и скажет, что в наш век “безголосого” общения дикция не имеет практически никакого значения. С одной стороны это действительно так: скачал бесплатно аську на телефон samsung или любую другую модель – и общайся сколько хочешь без участия голоса. А с другой стороны, речевой аппарат нам дан от Природы на для того, чтобы мы забывали им пользоваться. Поэтому, голос в нашей жизни, все-таки очень важен. А раз так, как говорил Чебурашка, нужно: “Жаниматься и жаниматься”…

Часть 1. Зарядка для голосового аппарата:

Широко отрыть рот, закрыть рот
Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы
Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы
Чередовать движение верхней и нижней губ
Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы
Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы
Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке
Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно
Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку
Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение
Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону
Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье»
Часть 2. Упражнение “Аквалангист”

Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, первые буквы которых подчеркнуты, как бы изнутри, из живота, на выдохе. Попробуем?

Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь Аквалангистом
Все ниже опускаюсь, ниже
А дно морское ближе, ближе
И вот уж в царстве я подводном
Хоть опустился глубоко
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать аквалангистом

Часть 3. Упражнение А.В. Прянишникова:

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении
Следует клетку грудную расширить слегка при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,
И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,
Так как при выдохе движется одна диафрагма.
Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

Часть 4. Трудновыговариваемая

Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваемые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.

ЛРИ — РЛИ, ЛРЭ — РЛЭ, ЛРА — РЛА, ЛРО — РЛО, ЛРУ — РЛУ, ЛРЫ — РЛЫ
МНИ — НМИ, МНЕ — НМЕ, МНА — НМА, МНО — НМО, МНУ — НМУ, МНЫ — НМЫ
КПТИ — ГБДИ, КПТЭ — ГБДЭ, КПТА — ГБДА, КПТО — ГБДО, КПТУ — ГБДУ, КПТЫ — ГБДЫ
ПТКИ — ГБДИ, ПТКЭ — ГБДЭ, ПТКА — ГБДА, ПТКО — ГБДО, ПТКУ — ГБДУ, ПТКЫ — ГБДЫ
ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ
Часть 5. Скороговорки

Мы все знаем пользу скороговорок, вот небольшая подборка тех, которые мне очень нравятся или по содержанию, или по своей сложности:

От топота копыт, пыль по полю летит
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
Рыла свинья белорыла пупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла подрыла
У нас на дворе — подворье, погода размокропогодилась
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку
Интервьюер интервента интервьюировал
Бомбардир бомбардировал Брандербург
Константин констатировал
А мне не до недомагания
Не велик бицепс у эксгибициониста
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал лорингиты
Из-за пригорка, из-под приподвыподверта зайчик расприподвыподвернулся
К Габсбургам из Страсбурга, приехал Вахмистр с Вахмистершей и Ротмистр с Ростмистершей, но Вахмистр с Ротмистершей, а Ротмистр с Вахмистершей из-под Сыктывкара
На мели мы лениво, налима ловили, для меня вы ловили линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня
Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку, за скороговорочкой
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу промолчал, а говорил что у гусыни усов не ищи — не сыщещь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола — колокола, что у осы не усы, не усища, а усики
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмомешковыколачиватели
UPD: недавно увидела вот такую скороговорку, не смогла не поделиться

В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведрах ядра кедров! Выдрав с выдры в тундре гетры, вытру выдрой ядра кедра, вытру гетрой выдре морду – ядра в вёдра, выдру в тундру.

В качестве маленького бонуса, расскажу как учить детишек правильной дикции. Берете любую русскую народную сказку и записываете ее на листочке. Рассмотрим на примере сказки “Репка”.

Итак вы записываете, приблизительно так:

По-садил де-д ре-пку = По де ре.

Вы-росла ре-пка бо-льшая пребо-льшая = Вы ре бо-пре-бо

По-шел де-д рва-ть ре-пку = По де рва ре

Тя-нет по-тя-нет вы-тянуть не мо-жет = Тя-по-тя вы не мо

По-звал де-д ба-бку = По де ба

Понятно? В итоге получается такая детская сказка:

По де ре. Вы ре бо-пре-бо. По де рва ре. Тя-по-тя вы не мо.

По де ба. Ба за де, де за ре, тя-по-тя вы не мо.

По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя-по-тя вы не мо.

По вну Жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя-по-тя вы не мо.

По Жу ко. Ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя-по-тя вы не мо.

По ко мы. Мы за ко, ко за жу, жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя-по-тя и вы ре: бо пре-бо.

Кстати, сколько раз я рассказывала малышам эту сказку в “укороченном” и “ускоренном” варианте, дети всегда угадывали, что это “Репка”. В отличие от взрослых, которым приходилось рассказывать что по чем. Впрочем, дети иногда в этих вопросах оказываются намного сообразительнее своих пап и мам. Да и запоминают дети веселую сказочку очень быстро. А полезности в этом – масса. Попробуйте выучить эту сказку вместе с ребенком, и потом устраивайте соревнования на скорость и четкость.

Вот и все упражнения для улучшения дикции для взрослых и детей. Желаю вам и вашему младшему поколению успехов в покорении вершин дикторского мастерства.
Рубрики:  ПРОЧЕЕ/~ ДЕТКАМ ЗАНЯТИЯ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку