-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Berenne8

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.02.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 247


Методичка: Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков

Воскресенье, 15 Апреля 2018 г. 05:48 + в цитатник
Методическое пособие для сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков Я.Г. Анапреенко Минск 2001 Попытка систематизации акцентуаций личности несовершеннолетних правонарушителей, предложена авторская методика диагностики и коррекции поведения подростков социально отклоняющейся направленности. Методическое пособие рассчитано на использование в практической деятельности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других служб органов внутренних дел. Сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних Московского РУВД г. Минска посвящаю.
Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков


Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков


Детальная информация о работе


Выдержка из работы


Методическое пособие для сотрудников


инспекций по делам несовершеннолетних


Диагностика и коррекция поведения акцентуированных подростков


Попытка систематизации акцентуаций личности несовершеннолетних правонарушителей, предложена авторская методика диагностики и коррекции поведения подростков социально отклоняющейся направленности.


Методическое пособие рассчитано на использование в практической деятельности сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних, других служб органов внутренних дел.


Сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних Московского РУВД г. Минска посвящаю.



  • Введение

  • Глава I. Место акцентуаций в структуре личности несовершеннолетних

  • 1. Об особенностях психики подростков

  • 2. Понятие акцентуаций личности несовершеннолетних

  • 3. Классификация и типы акцентуаций личности правонарушителей

  • 3.1 Классификация акцентуаций личности

  • 3.2 Типы акцентуаций личности несовершеннолетних

  • Глава II. Диагностика акцентуаций личности несовершеннолетних

  • 1. Особенности выявления акцентуаций личности

  • 2. Диагностика акцентуаций личности правонарушителей

  • 2.1 Диагностика по методике К. Леонгарда

  • 2.2 Диагностика по методике А.Е. Личко

  • 2.3 Модифицированный тест-опросник

  • 3. Диагностика иных свойств личности подростков

  • 3.1 Определение уровней агрессивности

  • 3.2 Определение уровней тревожности

  • 3.3 Изучение татуировок

  • 3.4 Корреляция татуировок и акцентуаций личности

  • Глава III. Коррекция поведения акцентуированных подростков

  • 1. Проблемы коррекции поведения подростков

  • Заключение

  • Список использованной литературы



Сложившееся положение среди несовершеннолетних не удовлетворяет наше общество, так как снижается возрастной порог преступности, в её структуре преобладает корыстная направленность, криминализации способствует семейное неблагополучие; на фоне уменьшающейся рождаемости увеличилось количество отказов матерей от детей, увеличились рождения вне брака, на профилактических учетах состоят тысячи неблагополучных семей и подростков, увеличились детская смертность, инвалидность, заболеваемость. На фоне этих и других факторов, детерминирующих противоправное поведение подростков, неурегулированность отношений государственных органов и общественных организаций, призванных заниматься воспитанием «трудных» подростков, приводит к тому, что каждый из них пытается переложить ответственность за общие упущения на представителей других ведомств. В сложившихся условиях отдельные подростки, которым свойственны отсутствие опыта нравственного поведения, незнание, извращение или примитивное представление о социальных и культурных ценностях: дружбе, любви, искусстве, переходят грань нормы поведения и совершают различные правонарушения. Требуется коренной пересмотр проблем профилактики преступности несовершеннолетних, так как искажённые их представления о нравственных и правовых нормах, недостаточный социальный опыт, появление различных негативных явлений, способствуют девиантному поведению. К тому же в обществе смирились с курением, сквернословием, хулиганскими выходками, прогулами учеников в школах, ставшими чуть ли не нормой поведения. С другой стороны, сокращается работа государственных учреждений по организации досуга и воспитанию детей, подростков и молодежи.


Исходя из приведенных примеров, можно предположить, что комплексный подход к устранению условий, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних, остаётся открытым. Можно вполне согласиться с тем, что неблагополучная семейная ситуация, конфликтные отношения с окружающими являются лишь условиями, способствующими деформации подростка, которая в сочетании с асоциальным, антиобщественным, криминогенным воздействием на личность является причиной её делинквентного поведения. В обобщенной форме индивидуальные особенности несовершеннолетних правонарушителей трудно поддаются описанию, потому что их специфика у разных категорий проявляется по-разному, в зависимости от их реализации. Обычно выделяют в первую очередь особенности характера и темперамента подростка. В то же время эмоциональные реакции в различных жизненных обстоятельствах проявляются как типичные для каждого подростка, и это лежит в основе понимания его девиации. Встает вопрос: как диагностировать индивидуальные ее формы, объяснить, а возможно и прогнозировать по ним делинквентность несовершеннолетнего?


Особый интерес вызывает диагностика подростков-правонарушителей на предмет выявления акцентуаций, то есть индивидуальных конституционно-генетических особенностей его психической активности. В этой связи представляется актуальным учёт особенностей личности подростка, акцентуаций их психики. За преступления подростков должны в первую очередь не назначаться наказания, а исправляться дефекты, способствующие противоправному поведению. Нужно повышать ответственность тех должностных лиц, которые непосредственно отвечают за воспитание. В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних необходимо создание ювенальной юстиции Анапреенко Я. Г. , Лазебник Ю. В. Предупреждение преступности несовершеннолетних в Республике Беларусь. //Проблемы развития ювенальной юстиции в Республике Беларусь. — Мн.: РИВШ БГУ, 2000. не просто в качестве специализированных судов для несовершеннолетних, а функционирование целой системы социально-психологических конструкций, способных обеспечивать физическое и психическое благополучие несовершеннолетних. Важно понимать поведение подростков как психосоциальное явление. Как считает А. А. Самохина , «Проблема девиантного, и в частности делинквентного, поведения носит междисциплинарный характер и распространяется на деятельность различных органов, имеющих различную ведомственную подчиненность, включая учреждения образования, здравоохранения, опеки и попечительства, социальной защиты. Для достижения успеха, в превентивной и коррекционно-реабилитационной работе каждый из субъектов этой работы должен знать, что представляет собой делинквентное поведение, чем оно вызвано, какие особенности присущи подросткам. Девиантное поведение — это отклоняющееся от сложившихся в обществе социально-правовых и моральных норм социально дезадаптированное поведение; поскольку имеет место воздействие на психическое состояние и здоровье, общественное положение и социальные ценности личности, на духовную сферу и ценностные ориентации личности. Под делинквентным поведением как одной из разновидностей девиантного поведения понимают отклоняющееся поведение субъекта, представляющее собой уголовно наказуемые действия». А. А. Самохина . Социально-психологическая деформация как причина делинквентного поведения. //Прикладная психология, № 3, 2000, с. 46.


Практика показывает, что подростковые психологи в процессах по делам о преступлениях несовершеннолетних в качестве субъектов уголовно-процессуальной деятельности практически не привлекаются. Это обусловлено тем, что в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие конкретные формы участия их в уголовном процессе, их права и обязанности четко не определены. Между тем, психологическая практика показывает, что развитие каких-либо особых признаков поведения в пределах нормы проявляется у подростков вследствие пренатального (наследственного) либо социального воздействия, либо как сочетание этих факторов. Среди неблагоприятных социальных факторов наибольшее влияние оказывают безнадзорность, тяжелая нравственная атмосфера в семье, что может существенно изменять личность ребенка, даже при отсутствии негативных наследственных причин. Поэтому при изучении психического состояния подростков-правонарушителей необходимо уделять первостепенное внимание выявлению акцентуаций психики как предела нормы поведения, устанавливать степень влияния на характер девиантного поведения социальных и наследственных факторов.


Основной целью данной работы является систематическое исследование и описание особенностей несовершеннолетних правонарушителей с различной акцентуацией личности. Это позволило бы определить у несовершеннолетних с различным типом акцентуации личности выраженность специфических качеств. Задача состоит в том, чтобы установить специфику индивидуальных особенностей, обусловленных типом акцентуаций, определить «слабые звенья» в психологических процессах и возможности их коррекции и адаптации к условиям нормального существования. Диагностика каждого типа заключается в описании «сильных» и «слабых» сторон, благоприятствующих либо мешающих нормальной социализации, что очень важно при проведении индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними, совершившими противоправные действия или склонными к их совершению.


акцентуированный подросток коррекция поведение


Глава I. Место акцентуаций в структуре личности несовершеннолетних


Издревле человечество пытается осознать природу добра и зла, социального порядка, выработать правила поведения. Время вносило коррективы в жизнь людей, но проблемы взаимоотношений между людьми не исчезали. Необходимость воспитания человека вызывалась потребностями общественного существования. Более двух тысяч лет назад правитель китайского уезда конфуцианец Сюнь-цзы рассуждал: «Сейчас, если человека не воспитывать и не воздействовать на него с помощью законов, он становится несправедливым, коварным и идет по неправильному пути. Если на человека не воздействовать с помощью законов, норм ритуала и чувства долга, он нарушает законы, поднимает смуту и не поддается умиротворению. То, что не может быть получено через учебу или практическую деятельность, но заключено в человеке, называется его природой. То, в человеке, что может быть получено через учебу и практическую деятельность, называется приобретенными чертами. Таково различие между тем, что в человеке от природы, и тем, что в нем является приобретенным» Сюнь — цзы. О злой природе человека. — В кн.: Древнекитайская философия.Т. 2, с. 201. — М., 1973..


Древнегреческий философ Продик упоминал, что в пору перехода из детского возраста в юношеский, когда молодые люди уже становятся самостоятельными и видно бывает, по какому пути они пойдут в жизни — по пути добродетели или порока, — «Геракл ушел в пустынное место и сидел в раздумье, по какому пути ему идти. И ему явились две прекрасные женщины — Порок и Добродетель и соблазняли его» См.: История философии.Т. 1. — М., 1940. Средневековой философ Востока Аль-Фараби, высказывая мысль о зависимости души от тела, утверждал: «Победители же всегда либо уничтожают друг друга, считая, по природе своей, что существование всякого другого существа представляет собой несовершенство и является арендным для его собственного существования, либо же используют и порабощают друг друга, считая, что любое другое существо именно для него. Другие полагают, что основой связи является общность дома и вообще местожительства. Общность дома порождает связь наиболее тесную; затем идут общность улицы, общность квартала — вот почему люди ищут утешения у своего соседа, ведь именно он разделяет вместе с ним ту же улицу или тот же квартал, — затем — общность города и общность местности, где расположен город» Аль Фараби. Философские трактаты. — Алма — Ата, 1972, с. 351..


Эти примеры воззрений мыслителей древности являются актуальными для изучения особенностей поведения несовершеннолетних. Пределы нормы поведения выходят на психологический уровень исследования проблемы. Особенности поведения людей с отклонениями в пределах допустимого в литературе были представлены афористично, сатирично. Ярким, но типичным представителем наблюдательного знатока человеческих душ был французский писатель Жан де Лабрюйер: «Душевный склад, нравы и поведение большинства людей отличаются удивительной непоследовательностью. Бывает, что человек всю жизнь угрюм, вспыльчив, скуп, угодлив, принижен, старателен, корыстен, хотя родился веселым, добродушным, ленивым, щедрым, гордым, смелым и чуждым всякой житейской низости: житейские невзгоды, положение, в котором он находился, и неотвратимый закон необходимости взяли верх над его природными свойствами и решительно изменили их. В глубине души подобный человек и сам не знает, что он такое: слишком много было обстоятельств, которые переделали, изменили его истинный облик. Он совсем не таков, каков есть каким кажется. «Жан де Лабрюйер. Характеры. — М. — Л., 1964.С. 235. Близка к взглядам Лабрюйера по своим жанровым особенностям описательно-моралистическая проза Монтеня («Опыты»), Паскаля («Мысли»), Лорошфуко («Максимы»), комедии Мольера, басни Лафонтена, Крылова. Основоположник ассоцианизма в психологии Джон Локк вплотную подошел к психологическому обоснованию взаимодействия различных психических образований в пределах нормы поведения: «Какую бы дурную черту люди ни проглядели в себе и ни прощали себе самим, она может внушить им только отвращение и стыд, когда выступает перед ними в других людях» Джон Локк. Педагогические сочинения. — М., 1939.С. 122..


Громадное влияние на педагогику нового времени, подчеркивая «резкий перелом, каким сопровождается переход от детства к возмужалости», называя юность «эпохой второго рождения», оказал Ж. — Ж. Руссо. Ж. — Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании. — М., 1959


Тончайшие нюансы психики человека описал философ, ученый, революционер П. Н. Ткачёв , который отметил наследственную природу психики подростков, ее влияние на межличностные отношения, вплоть до социальной организации: «Вопросу психической наследственности суждено было, как кажется, пройти три фазы развития, которые, по мнению старых метафизиков, составляют неизбежные элементы всякого прогрессивного процесса. В доброе старое время, в зачаточный период цивилизации принцип психической наследственности стоял, по-видимому, вне всяких сомнений: он был положен в основу социальной организации первобытных государств Востока, на него опирались их мораль и право, его возродила в непреложный догмат их философия. По поступкам человека можно узнать, принадлежит ли он к низшему классу, рожден ли он презренной женщиной. Человек дурного поведения и происхождения наследует свои качества от отца, или от матери, или от обоих вместе, но он никогда не может скрыть своего рождения». П. Н. Ткачёв . Сочинения в 2-х томах. — М., 1976.Т. 2, с. 402. О патологических аномалиях характера как крайних вариантах нормы В. М Бехтерев писал как о «переходных степенях между психопатией и нормальным состоянием» В. М. Бехтерев . Психопатия (психо-нервная раздражительная слабость) и её отношение к вопросу о вменении. — Казань, 1886. Имея в виду аномалии характера человека, П. Б. Ганнушкин определял психический облик его накладыванием на его душевный склад «резких изменений, «мешающих приспособлению к окружающей среде» П. Б. Ганнушкин . Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика (1933). //Избранные труды. М., 1964. с. 116−252. Основоположник системы коллективного воспитания детей с отклоняющимся поведением А. С. Макаренко осуществлял в практике трудовой колонии массовое перевоспитание в духе требований советской идеологии. Отклоняющееся поведение со всеми трудностями воспитательного воздействия в специфических условиях успешно удалось скорректировать, как писал впоследствии сам великий педагог: «Я — сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас в Советском Союзе создадут. Основные принципы этого воспитания: уважение и требование; искренность и открытость; принципиальность; забота и внимание; упражнение; закалка; труд; коллектив; семья: первое детство; знание. Количество любви и мера суровости; детская радость. Игра; наказание и награда». А. С. Макаренко . Сочинения в 7-и томах. — М., 1958.Т. 5. с. 523.


В стремлении к гуманизации образовательного и воспитательного процесса советский педагог В. А. Сухомлинский особое внимание уделял трудным детям, проблемам ненормального их психического развития: «Трудные дети! Сколько тяжелых дум, тревог, огорчений приносят они и учителям, и родителям, и всему нашему обществу. До недавнего времени модным было утверждение: нет плохих школьников, есть плохие учителя. Поэтому для перестраховки слово „трудные“ всегда брали в кавычки — так безопаснее. А это далеко не одно и то же. Но легче ли школе, родителям, общественности от таких объяснений? Трудные дети есть, от них никуда не уйдешь. Это такой маленький человек, у которого в силу самых разнообразных причин мы видим ненормальности, аномалии в умственном, эмоциональном или моральном развитии» В. А. Сухомлинский . Избранные педагогические сочинения. — М. 1981.Т. 3, с. 451..


Инициатор разработки в Советском Союзе новой отрасли медицинской науки подростковой психиатрии А. Е. Личко совместно со своими сотрудниками в 60 — 80-х годах в научных статьях и в популярных очерках рассказал о трудностях становления характера подростков с отклоняющимся поведением, предложил методы определения у них слабых и сильных сторон А. Е. Личко . Эти трудные подростки. — Л., 1983. Он же впервые наряду с психопатиями дал описания акцентуаций характера подростков, описаны основные виды психопатических нарушений поведения — делинквентность, побеги из дому, ранняя алкоголизация и др., а также подростковые личностные реакции, лежащие в основе этих нарушений: реакции эмансипации, группирования, смешанные типы психопатий и акцентуаций, условия, способствующие психопатическому развитию, а также даны рекомендации по их смягчению и устранению в социальной среде А. Е. Личко . Основные типы нарушений поведения у подростков. //Патологические нарушения поведения у подростков. — Л., 1973, с. 5 — 16..


Наибольший интерес представляют научные разработки А. Е. Личко при одновременном познании природы личности подростка с использованием концепции немецкого психиатра К. Леонгарда об акцентуированных личностях К. Леонгард. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Несмотря на разницу методологических подходов, обе концепции указанных авторов во многом сходны. Тождественны следующие типологии личности этих исследователей: гипертимический — гипертимный, демонстративный — истероидный, аффективно-экзальтированный — лабильный, педантичный — психастенический, возбудимый — эпилептоидный, лабильный, тревожно-боязливый — сенситивный, эмотивный, циклотимический — циклоидный В. М. Мельников , Л. Т. Ямпольский . Введение в экспериментальную психологию личности. — М. 1985, с. 101. Концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко об акцентуированных личностях удачно используются в практической работе психиатрами и психологами. Некоторые психологи утверждают, что акцентуированная личность и акцентуации не могут развиваться как данные с рождения, другие же с ними не согласны. Исследуя роль акцентуаций личности в генезисе неврозов, психопатий и психосоматических заболеваний (язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, других болезней), немецкий профессор психологии Р. Тёлле особо подчёркивает, что влияние акцентуаций психики несовершеннолетних на отклонения в поведении зависит не столько от специфических свойств личности, сколько именно от их выраженности и доминирования Р. Тёлле. Психиатрия с элементами психотерапии. — Мн.: Вышэйшая школа, 1999..


Проблему акцентуаций исследуют и белорусские ученые. Так, В. Т. Кондратенко и А. Г. Чернявская раскрыли несколько типов акцентуаций и дали характеристику различных семей, в которых формируются определенные акцентуации. Они обратили внимание на то, что «…исследователи особенностей подросткового возраста часто говорят о среднестатистическом подростке. Но в том-то и трудность, что нормального подростка вообще не существует, как не существует двух одинаковых подростков. Сами физиологические и психологические особенности возраста, огромные катаклизмы и бури, преодолеваемые организмом, программируют отклонения от понятной взрослому нормы. Этот период детства к взрослости труден (тем труднее, чем цивилизованнее общество) не только потому, что требования к детям часто завышены, но, что главное, очень противоречивы». В. Т. Кондратенко , А. Г. Чернявская . По лабиринтам души подростка. — Мн., 1991, с. 17. Известные белорусские врачи-сексопатологи В. Владин и Д. Капустин высказывают собственные наблюдения об особенностях подросткового организма: «Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, кто отвечает за ее будущее. Чисто биологические изменения в организме приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом» В. Владин, Д. Капустин. Гармония семейных отношен. — Мн., 1989, с. 83. Вполне соотносится с изложенным и высказывание наших ученых И. Л. Зеленковой и Е. В. Беляевой : «Часто в своей нравственно-оценивающей деятельности субъект опирается на собственный опыт как на единственного достоверную для него реальность. При всей значимости индивидуального опыта, он не является панацеей от заблуждений, особенно если довольно ограничен в содержательном и количественном отношении. Умение правильно оценить иное, чуждое, то есть не имеющее аналогов в собственном опыте или не соответствующее собственным ценностным ориентациям, — показатель духовной зрелости личности» И. Л. Зеленкова , Е. В. Беляева . Этика. — Мн., 1995, с. 107. Белорусский учёный И. А. Фурманов дал научные рекомендации по психодиагностике и коррекции несовершеннолетних с отклоняющимся поведением См.: А. И. Фурманов . Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. — Мн., 1996. Ценностные ориентации подростков-правонарушителей характеризуются неразвитостью, несформированностью взглядов на будущее, высоким уровнем социальной дезадаптации, они не ценят роль образования для получении профессии, не имеют либо имеют нереальные планы, в то время, как их притязания носят характер материального вознаграждения. Недостаточная зрелость личности, проявляющаяся в низком уровне самосознания, психическая незрелость, неадекватность самооценки неточные представления о своих возможностях и занимаемом в обществе месте делают подростка неподготовленным к условиям существования, толкают на своеобразные пути самоутверждения, заостряют внимание на специфических влечениях, неадекватном поведении, что делает его предметом интереса различных государственных и общественных структур. Практические работники, занимающиеся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, должны относиться к применению различных методик коррекции осторожно, имея в виду особые условия установления факторов, детерминирующих девиантное поведение подростков.


Понимание особенностей психики подростков, склонных к совершению правонарушений, должно являться важной составляющей деятельности практических работников. Одним из инструментов для их выявления, является диагностика акцентуаций психики. Акцентуации — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты психики чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Немецким психиатром К. Леонгардом на основе многолетнего опыта клинической работы с несовершеннолетними диагностированы и описаны типы акцентуированных личностей: демонстративные, педантичные, застревающие, возбудимые, гипертимические, дистимические, аффективно-лабильные, экзальтированные, тревожные, эмотивные, экстравертированные, интровертированные. К. Леонгард. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, 541 с. При этом некоторые психические особенности личности им расценивались как «акцентуации характера», другие же — как «акцентуации темперамента». Различные классификации психических особенностей личности в пределах нормы ранее были даны П. Ганнушкиным П. Б. Ганнушкин . Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика (1933). //Избранные труды. — М., 1964, с. 116−252., А. Шостремом, Э. Фроммом, Э. Шелдоном и другими исследователями. Значительный вклад в их разработку и классификацию внёс ленинградский учёный А. Е. Личко . А. Е. Личко . Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1999., который выделил основные типы акцентуаций:


· астено-невротический — повышенная раздражительность, склонность к ипохондрии;


· эпилептоидный — тоскливость, агрессивность, педантичность;


· гипертимный — постоянно приподнятое настроение, активность;


· шизоидный — отчужденность, замкнутость, эмоциональная холодность;


· конформный — консерватизм, безинициативность.


· лабильный — резкая смена настроения, эмоциональных реакций;


· неустойчивый — поиск новых впечатлений, общительность, контактность;


· психастенический — мнительность, тревожность, скептицизм, аутоанализ;


· циклоидный — чередование стадий плохого и хорошего настроения;


· демонстративный — лживость, авантюризм, честолюбие, депрессивность;


· группа сенситивных (эстетическая впечатлительность, женственность);


· группа психической неуравновешенности (невротизм, психотизм, депрессия);


· группа асоциальности (совестливость, расторможенность);


· группа интроверсии (общая активность, робость, общительность).


Э.Г. Эйдемиллером описан метод аутоидентификации акцентуаций: неврастеничной, эпилептоидной, гипертимной, паранойяльной, шизоидной, конформной, эмоционально-лабильной, неустойчивой, психастеничной, циклоидной, истерической, меланхолической, сенситивной Э. Г. Эйдемиллер . Тактика семейной психотерапии при психопатиях и психопатоподобных расстройствах подросткового возраста. //Семейная психотерапия при психических заболеваниях. — Л., 1978, — с. 64−75..


В классификации К. Леонгарда дистимический тип соответствует конституционально-депрессивному типу по П. Б. Ганнушкину , но отсутствуют истероидный и конформный типы, а также астено-невротический тип, а застревающий тип — паранойяльному у Э. Г. Эйдемиллера , которые подростковому возрасту свойственны меньше других, так как раскрываются в период социальной зрелости. Поэтому, учитывая «разнобой» в толковании и описании «особенностей в пределах нормы», нам представляется, что более точным определением этих признаков может быть понятие акцентуации личности, предложенное российскими исследователями Л. Ф. Бурлачук и В. Н. Духневич Л.Ф. Бурлачук, В. Н. Духневич . Акцентуации личности: что диагностируем? //Вопросы психологии, 1998, № 2, с. 136 — 143. Таким образом, акцентуации личности — это выделение каких-либо свойств или признаков на фоне других свойств, их особенное развитие в пределах нормы. Различные исследователи по-разному оценивают и выделяют их.


Примерное соответствие акцентуаций и психопатий


2. Робость (акцентуация).


3. Неустойчивость (акцентуация и психопатия).


4. Акцентуация циклотимизм, психопатия циклоидность и психическая болезнь циклофрения.


Следует особо подчеркнуть, что в жизни чёткие границы между «нормой», «пределом нормы», акцентуациями психики, психопатиями и психическими болезнями отсутствуют либо не всегда явно проявляются. Так, если акцентуации психики целиком входят в понятие «предел нормы», то психопатии как свойства конституционно-генетически обусловленной дисгармонии личности (параноики, психопаты, истерики и т. д. ) многообразны в проявлениях и могут в зависимости от разнообразных условий находиться на разных сторонах «предела нормы»; психические же болезни как расстройства с нарушением отражения реальности более очевидно демонстрируют изменения психической деятельности. Нами рассматривается именно «предел нормы», подробно описанный К. Леонгардом, А. Е. Личко и другими исследователями.


Многие из указанных акцентуаций в той или иной степени получают тождественное подтверждение специфических признаков у соответствующих психопатий и даже психических болезней. Отсутствие четких границ акцентуаций в «пределах нормы» зачастую затрудняет их диагностику и даже интерпретацию. От типа акцентуации психики в значительной мере зависят особенности поведения подростков в разных условиях и в различных обстоятельствах. Основываясь на знании акцентуации психики, можно прогнозировать поведение несовершеннолетнего в конкретных жизненных ситуациях.


3. Классификация и типы акцентуаций личности правонарушителей


Исследуя индивидные особенности психики несовершеннолетних правонарушителей, следует заметить, что ее свойства не являются причиной девиантного поведения, так как они включаются в процесс девиантного поведения через конкретную мотивацию на уровне отношений подростка с окружающей действительностью.


Рис. 1. Показатели акцентуированности в контрольной группе несовершеннолетних (1) и среди правонарушителей (2): белые столбцы — минимум, чёрные — максимум.


Акцентуированность чрезвычайно распространена среди подростков-правонарушителей. Поэтому преступность подростков должна волновать не только сотрудников правоохранительных органов, но и быть объектом внимания психологов, философов, политиков.


В педагогической среде вместо понятия «акцентуации личности» пользуются эквивалентным понятием «трудный подросток». По утверждению А. Е Личко, акцентуированность варьирует в пределах от 32 до 68 процентов среди всего контингента подростков. Нами же по его методике среди различных категорий несовершеннолетних был диагностирован более широкий спектр этих показателей:


Следует научиться определять пределы допустимых норм поведения в сочетании как юридических, так и психологических и педагогических знаний. Изученные автором многочисленные материалы о правонарушениях несовершеннолетних позволяют отметить, что не все акцентуированные подростки могут быть «трудными». Отдельные аспекты этой проблемы подробно исследованы психологами. В своей работе К. Леонгард. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, 541 с. К. Леонгард подробно описывает особенности акцентированных личностей, раскрывает их природу, выделяет типы, дает им характеристики. Он определяет три сферы, определяющих индивидуальность каждого человека:


· направленность интересов и склонностей — добро, зло, эгоистичность, боязливость, справедливость, ненависть;


· чувства и воля — эмоции, чувства, воля;


· ассоциативно-интеллектуальная — заинтересованность, стремление к упорядоченности и т. д.


При всех особенностях черт этих сфер, не выходящих за пределы нормы, индивидуальные вариации психики подростков могут приводить к усилению определенной черты. Акцентуированность у К. Леонгарда — это усиленная степень определенной черты характера или темперамента, либо экстравертированность или интровертированность психики подростка. Многие черты не удается строго дифференцировать, бывает трудно установить, являются ли они акцентуированными и к какому виду акцентуаций они относятся. В методике Леонгарда сочетаются прямые и косвенные вопросы о возможных неблагоприятных наследственных факторах, и результаты их исследования психологом позволяют решить вопрос о некоторых природных особенностях человека.


Раскрывая типологию личности, К. Леонгард выделяет:


Программа корректировки лабильной акцентуации характера

Программа корректировки лабильной акцентуации характера


3AKAЗАТЬ МОЖНO НА ОФИЦИАЛЬHОМ МАГАЗИНЕ САЙTЕ

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку