5 июня. День третий
Проснулись раньше задуманного. Сверху на палатку упало несколько капель. Как же неохота под дождём собираться! Вася выглянул из палатки и сказал, что небо-то чистое. Под такое состояние надо бы чаю, но вместо него Вася поставил разогреваться вчерашний суп, оставшийся у Тихомировых. Они туда добавили банку горбуши, после чего он стал похож на то, чем должен быть, да ещё и Вася туда положил сухарей. Жизнь, определённо налаживается! Ладно, чай будем пить на привале. Ещё вечером было понятно, что дальше идти надо в «берцах», да и вряд ли сейчас в кроссовках будет быстрее.
Третий раз вижу ясную погоду при выходе из Монастырского, и в этот час уже вовсю светит. Вася начинает утренние молитвы. Впереди сквозь поредевшую колонну ползут автобусы, выходим на трассу — нас пропускают по левой стороне дороги, а по правой уже открывают реверсивное движение машин. Вот что значит выход на час позже! Как свернули с трассы, Вася принялся за акафист. Снова читал его по памяти, только на 7 икосе сбился, пришлось мне подхватить. На подъёме к привалу Вася пел 13 кондак, а у меня на это уже не хватило дыхания. На привале икону уже не застали, расположились в конце, откуда обычно видна церковь в Горохово.
Пришла и остальная братия под руководством Альфредовича. Я поставил котелок на горелку, — у Васи газа было уже мало, но братия не стала засиживаться, остались мы вчетвером. Разговаривали с Алексеем про московские храмы и про ряд других вопросов. В общем, чувствуется, что серьёзный человек. Вася сказал, где его искать на следующем привале, но встретились в следующий раз только в Великорецком.
Второй переход прошёл как-то незаметно. На привале никого не нашёл. На переходе к Горохово читал акафист Казанской иконе Божией Матери, быстрее пришёл, чем его закончил. Из нового — в Горохово около храма появилась часовня в память о крестоходцах, внутри пока только металлические конструкции.
На нашем обычном месте никого не застал. Наверняка, все переместились в тень, но сейчас солнце не печёт как год назад. От кого-то слышал, что раз мы пришли рань, то выходим в 11-00. Пошёл за едой. По пути парнишка в камуфляже (наверно из коломенского «Пересвета») с кастрюлей в руке:
— Кому каши! — видимо, набрал лишнего.
Всё же пошёл за чаем. За чаем выстроилась очередь, зато за кашей — свободно. Наконец, чай закончился, в соседней очереди был кипяток, но это снова стоять. И что, думаю, я вставал — быстрей бы себе на горелке вскипятил! Пообедал, отдохнул — самое время на источник! Традиционно, народу много, но быстро. Нет, выход точно не в 11-00, но очередь к иконе — явно до конца привала.
Вот на такой технике и надо сюда ехать!
Старался с выходом не задерживаться, а всё равно на 22 минуты отстал. В отличии от предыдущих двух лет, традиционный километр грязи по выходе из Горохово был на месте.. Думал, может, выберемся из неё — переобуюсь, но останавливаться не хотелось. Перед тем, как слева показалось большое поле, всё же пришлось присесть на 5 минут не снимая рюкзак перевести дух, а то темп не держу, надо его сбавить. Дотянул до привала, посмотрел — переход получился на 2 часа.
Вскипятил чаю, сижу пью. Приходит северная братия. Альфредович:
— Давно пришёл?
— Да только чаю успел попить! Минут 20, наверно! Вам чаю вскипятить?
— Давай, а то газовщик Вася где-то потерялся!
Ещё две соседки тоже попросили себе кипятка, пока не сказали,что они тоже из Сыктывкара, не признал. Они в свою очередь предложили добавить в чай настойку элеутерококка. В общем, какого только чаю я за этот день не пил!
Поморосил мелкий дождь, пришлось накрыться плёнкой. Когда снова выглянуло солнце, почувствовал, что руки горят. Всё-таки обгорели и на этот раз, хоть и не так сильно, как год назад.
Я хотел, как и в 2012, основательно отдохнуть на этом привале, чтобы не задерживаться на последнем и попробовать там выбраться вперёд. Задержался с выходом минут на 40, переобулся в кроссовки и когда пришёл к последнему привалу, икону уже подняли. Силы при себе оставались, могу здесь не останавливаться. Протиснулся вперёд по ходу движения. Поприветствовал издалека ухтинского тёзку, больше за этот крестный ход я его не встречал. Перед самым выходом закончилась плёнка в зеркалке, едва успел я её перезарядить. В голове увидел о. Илию с сыном, наверно, наверно, у них всё благополучно..
Перед Великорецким впереди увидел Макса. Когда он обернулся, спросил:
— Ну как идётся?
— Да всю дорогу силы копил, чтобы сейчас быть здесь!
От быстрой ходьбы ноги снова горят. Когда на следующий день рассказал об этом рывке сыктывкарцам, Альфредович покачал головой:
— Не бережёшь ты себя, Слава!
Когда видишь впереди икону, жаль выходить из колонны в камеру хранения, хочется обернуться побыстрей. И вот снова я вижу молебен перед Никольским храмом, всего лишь второй раз на него успеваю за эти годы. После молебна, насколько удалось увидеть, владыка зашёл в Спасо-Преображенский храм, наверно, там и будет служить.
Как ни стараюсь я побыстрей поставить свою палатку и переодеться, но это занимает время. Место, где раньше располагался, слишком заросло травой, так что расположился посередине поляны, где трава пониже. Другие крестоходцы располагались только у забора, рядом со мной никто больше не поставил, да и сама поляна отделена от дороги плотным рядом торговых палаток (что только в них не продают!).
В Слободском лагере традиционно угощали чаем, но не возвращаться же за кружкой в палатку, да и хочется быстрей на службу.
Пришёл к концу вечерни, всенощная шла как-то слишком быстро, хотелось бы чтобы она была подольше. После помазания пошёл на исповедь. Очереди на исповедь выстроились значительные, знакомых лиц нигде не видел. Один из исповедавших священников — сам шёл крестным ходом, так что в какой-то момент закончил принимать и очередь к нему разошлась к другим священникам. Стоять нам ещё долго, я даже включился в какие-то разговоры про то, кто как добирается на крестный ход и про мат. Сказал, что грех сквернословия шире, чем просто мат, но если бы пришлось уточнять, объяснить бы не смог.Потом всё-таки решили начать читать каноны. И правда, очередь начала двигаться побыстрей.
Когда очередь дошла до меня, было уже так темно, что не разглядеть лица священника, а некоторые читали свои записки с фонарём. В общем, отстояв 2,5 часа, на исповеди долго не задержался. Когда отошёл, меня окликнул из очереди парень с вопросом:
— А что надо говорить, когда всё назвал?
— Первый раз на исповеди?
— Да!
— Представляешь, что надо сказать на исповеди?
— Да, читал.
— Тогда скажи, что у тебя всё!
Вот что бы мне ему не посоветовать сказать, что в первый раз на исповеди, тогда всем было бы проще, но ведь совершенно не готовы бы к такому вопросу! Вот так и получается, что кому-то надо больше времени на исповеди, чем остальным, а им же, соответственно, приходится подождать!
После исповеди так же никого из наших не встретил, наверно, все разошлись, да и настроение было помолчать. Очередь к иконе была небольшой, так приложился и пошёл наверх.
Выпил чашку чая, чтобы согреться, передохнул немного, заглянул в церковь да пошёл читать вечерние молитвы. В храме кто-то отдыхал на полу, кто-то читал правило. Я бы, наверно, ночную литургию не осилил. И от недосыпа и от недостатка воздуха.