Если мы вспомним размышления М. Хайдеггера о гуманизме, то под гуманизмом он понимает не что иное, как "культивирование человечности". Это, в общем. А в частности виды гуманизма различаются им в зависимости от того, как в каждом конкретном случае понимаются природа и свобода человека. То, что в человеке пребывают в единстве "тварь" и "творец" не является секре-том для Ницше. Но для него привлекателен и заслуживает внимания и сострадания лишь "творец в человеке". Радикализм Ницше в уничтожении "твари в человеке" зачастую рассматривается как жестокость и человеконенавистничество. Но если это так, то отсечение хирургом источника болезни и слабости в человеке также есть жестокость и человеконенавистничество. Ницше отказывается сострадать "к социальным "бедствиям", к "обществу" и его больным и обездоленным, порочным и изломанным от рождения, распростёртым вокруг нас на земле; ещё менее … к ропщущим, угнетённым, мятежным рабам, которые стремятся к господству, называя его "свободой". И вместе с тем, как мне представляется, в философии Ницше изложены его великая Надежда и великая Любовь к Человеку.
Ницше представляется мне больше гуманистом и реалистом, чем любой другой философ его времени. Он изначально выступает против уничижения и умаления человека в социуме или в Боге и объявления равенства в твари, в тварности. Даже здесь люди не равны, полагает он, но вместе с тем он всем, указывает цель и предоставляет возможность движения к этой цели. Ницше всех призывает к творчеству и созиданию, к утверждению человека творца и избавлению от твари. И творец ни в коем случае не должен быть равен твари. Да, жёстко и, может быть, даже жестоко, порой, звучит требование Ницше, но это реальное требование к реальному человеку.
Для Ницше действительный человек представляет большую ценность, чем "желательный" человек любого из прежних идеалов и он утверждает, "что всякая достигшая господства "желательность" такого рода принижала до сих пор ценность человека, его силу, его уверенность в будущем…". Ницше против бегства от реальности (жизни) в тень любого идеала, уничижающего жизнь, отрицающего жизнь как она есть. Он желает исходить из человека реального, как такового, т.е. со всеми ему присущими свойствами и возможностями, достоинствами и недостатками.
Суть задачи относительно человека, которую формулирует Ницше в том, чтобы научить человека смотреть на свою будущность как на свою волю, как на нечто, зависящее только от человеческой воли, и это будет уже иной, высший человек. С точки зрения Ницше, человек как индивид, как единичное зависит только от самого себя. Но здесь следует иметь в виду тот факт, что индивид для Ницше не есть нечто просто отдельное, обособленное, но это вся цепь, "он есть одна цельная линия "человек" вплоть до него самого…" , "он есть вся предыдущая жизнь в одной линии, а не её результат". Потому Ницше и требует высшей ответственности, высшей обязанности и, прежде всего, по отношению к самому себе, а тем самым он требует и высшего человека. Он требует от человека творческого избытка мощи и власти, выступая против нигилизма и тех социально-политических и экономических процессов, которые охватили современную ему Европу и против христианства, способствующих, по его мнению, умалению и уничижению человека. Выступая против христианства, против христианской морали, прежде всего, желая снять все оковы с творческой свободы человека в процессе созидания человеком самого себя, Ницше подчёркивает факт "невинности становления".