Видео школа большого тенниса. Техника и удары
Видео урок большого тенниса. Выбор ракеткиОдним из самых важных моментов деятельности любого теннисиста является выбор теннисной ракетки.
Описание слайдаОдним из самых важных моментов деятельности любого теннисиста является выбор теннисной ракетки.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. ПодачаПодача - грозное оружие в руках теннисиста, с помощью которого можно выигрывать целые матчи.
Описание слайдаПодача - грозное оружие в руках теннисиста, с помощью которого можно выигрывать целые матчи.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. Удар справаРекомендации по исполнению удара справа, одного из самых важных ударов в большом теннисе.
Описание слайдаРекомендации по исполнению удара справа, одного из самых важных ударов в большом теннисе.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. Удар слеваРекомендации по исполнению удара слева, одного из самых важных ударов в большом теннисе.
Описание слайдаРекомендации по исполнению удара слева, одного из самых важных ударов в большом теннисе.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. Удар "свеча"Описание слайдаСмэш - является очень сильным атакующим оружием. Поговорим о смэше поподробнее на этом уроке.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. Удар "смэш"Смэш - является очень сильным атакующим оружием. Поговорим о смэше поподробнее на этом уроке.
Описание слайдаСмэш - является очень сильным атакующим оружием. Поговорим о смэше поподробнее на этом уроке.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. Удар с полулетаВ этом ролике речь пойдёт о ударах с полулёта, о том чем характеризуются удары с полулёта.
Описание слайдаВ этом ролике речь пойдёт о ударах с полулёта, о том чем характеризуются удары с полулёта.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео урок большого тенниса. Удар с летаВ этом ролике речь пойдёт о ударах с лёта, о том чем характеризуются удары с лёта.
Описание слайдаВ этом ролике речь пойдёт о ударах с лёта, о том чем характеризуются удары с лёта.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Видео школа большого тенниса. Техника и ударыВ этой программе мы бы хотели поглубже познакомиться с теннисной техникой, разобрать каждый отдельный удар на составляющие, при этом поговорить о работе ног, подготовке к удару, встрече мяча, тобишь разобрать теннисную технику на составные части.
Описание слайдаВведение.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Техническое исполнение ударов в теннисе.Исполнение подачи,ударов справа в различных игровых ситуациях,работа ног,удары с лета,удары слева.
Описание слайдаИсполнение подачи,ударов справа в различных игровых ситуациях,работа ног,удары с лета,удары слева.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Взаймодействие тактики и техникиНе усложняйте игру;Развивайте свои сильные стороны; Выработайте свой неповторимый стиль игры ;Принимайте самостоятельные решения; Практика во время матчей; Умейте приспособить свою игру к обстоятельствам; Нейтрализуйте своего противника ;Играйте в свою игру; Расширяйте свой опыт; Развивайте профессиональные привычки; Принимайте изменения как должное.
Описание слайдаВзаймодействие тактики и техники
Наша глубочайшая приверженность теннису основана на опыте игры и тренерской работы на профессиональных турнирах. И вот что интересно: постоянно подтверждается наблюдение, что теннис меняется каждые шесть месяцев. Почему это происходит?
Многие из наиболее известных победителей теннисных турниров, на протяжении многих лет игравшие в одиночном или в парном разрядах, помогли заново определить основы этой спортивной игры. Их ярко выраженные индивидуальные стили игры, которые достаточно жестко определяют то, как эти теннисисты строят тактику своей игры, а затем на деле, технически выполняют задуманное, уникальны. Мы учитываем то обстоятельство, что существуют в некотором смысле одинаковые стратегии, тактики, а также общие факторы, определяющие технику тенниса. Однако игра конкретного теннисиста несет отчетливую печать, выглядит как своего рода искусство. После каждого матча теннисисты высшей лиги, как и художники, могли бы поставить свой автограф, чтобы отметить свое авторство.
Мы постараемся взглянуть на всю проблему в целом, т. к. нельзя отделить тактику тенниса от его техники. Они неразрывно связаны с индивидуальными особенностями стиля конкретного теннисиста, а также с уровнем его культуры. Например, Пит Сам-прас своей игрой определил заново то, как надо стратегически держать свою подачу, и в то же самое время он заново предложил эталон того, как надо выполнять подачу. Ан-дре Агасси установил новые правила, касающиеся того, как стратегически надо выигрывать очки при подаче соперника и как надо принимать подачу.
Оба эти теннисиста обладают совершенно различными стилями игры, их почерки резко отличаются друг от друга. Откуда же идут истоки указанных характерных особенностей стиля игры? Мы уверены в том, что общий уровень культуры, основные черты личности, генетические факторы, опыт игры и тренерской работы — все вместе оказывает влияние на то, как теннисист сам оценивает присущий ему почерк игры, а также уровень владения техническими приемами, необходимыми для игры указанным стилем. У каждого из этих теннисистов имеются собственные убеждения и оценки, касающиеся того, каким образом надлежит выигрывать теннисные матчи.
Аналогичные наблюдения имеют прямое отношение и к игре в парном разряде. Стратегия, тактика и техника, необходимые для того, чтобы добиться чемпионского титула в парном разряде, также были определены заново каждой из самых знаменитых парных команд современности. Лидирующая команда 90-х годов прошлого века — Марк Вудфорд и Тодд Вудбридж — установила новые правила, касающиеся того, как надо стратегически и технически строить игру в парном разряде. Она разработала собственный метод отражения каждой подачи противника, а также целую систему командного перехвата подачи. Эти два теннисиста создали некоторую основу для четкого определения пары, которая будет играть эффективно, с учетом культуры, личных качеств, дружеских взаимоотношений, генетических факторов, опыта тренерской работы и игры, а также согласованного мнения относительно того, каким образом следует строить парную игру в теннис.
Не усложняйте игру
Игроки высшей профессиональной лиги не любят усложнять игру. То, как они выигрывают каждое очередное очко, гейм, а также матчи, имеет очень много схожего, повторяется от случая к случаю — это просто, но имеет строго индивидуальные черты.
Большая часть игроков высшей лиги обладает по крайней мере одним или двумя эффективными игровыми приемами, которые снова и снова пускает в ход на протяжении соревнований. Победители матчей и турниров, чемпионы также обязаны иметь свои слабости, как и все остальные теннисисты. Однако их стиль игры настолько хорошо и продуманно построен на основе этого игрового оружия, коронного приема, что сопернику бывает очень трудно воспользоваться его слабостями. Игра чемпиона отличается стремлением использовать эти коронные приемы как можно чаще на протяжении игры, матча или турнира. При этом соперник чемпиона вынужден непрерывно на них реагировать. Ключевым сопутствующим результатом при игре в таком «повторяющемся» стиле является уверенность в себе. Уверенность в себе является вообще ключевой характеристикой каждого хорошего спортсмена.
Развивайте свои сильные стороны
Развивайте сильные стороны и не усугубляйте слабости. Обычно теннисисты создают индивидуальный стиль игры на основе одного-трех боевых, коронных приемов, в выполнении которых они значительно превосходят всех остальных, и выполняют эти приемы из какой-нибудь определенной точки игрового поля корта. Обычно теннисист бывает весьма компетентным в отношении игры в любых других местах корта. Например, стиль игры Ллейтона Хьюитта базируется на соответствующей подготовке и выполнении очень мощных ударов справа, которые в буквальном смысле слова раскалывают оборону противника, а также заставляют его совершать все больше и больше ошибок при попытках отразить такие удары. Много раз случалось так, что коронный удар справа Ллейтона Хьюитта заставлял мяч лететь по очень короткой траектории, но он все равно успевал выиграть очередное очко за счет приближения к сетке и удара с лета. Обратная ситуация также может быть результативной. Пит Сампрас любит выходить к сетке после подачи и обмениваться ударами с целью обыграть противника у сетки. Несмотря на это, за счет ударов с отскока он может расправиться с вами, играя от задней линии корта, хотя в это время он будет вести оборонительные действия. Теннисист обязан иметь в своем арсенале один или несколько коронных ударов (примером тому может служить удар справа Сампраса), которые позволяли бы ему принимать подачу и выходить к сетке при удобном случае с помощью подготовительных ударов. Универсальные игроки, которые умело действуют по всей площади корта, обладают способностью нейтрализовать оппонента и в зависимости от обстоятельств играть как в оборонительной, так и в наступательной манере при розыгрыше каждого очередного очка.
Выработайте свой неповторимый стиль игры
Всегда стремитесь к созданию собственного, неповторимого стиля игры. Начинающие игроки в теннис должны вполне осознать то, как они представляют себе выигрыш и проигрыш каждого очка в гейме или гейма целиком, а также то, как они себе представляют выигрыш или проигрыш в теннисном матче.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваш тренер был в курсе вашего плана победной игры. Тренер может, кроме того, понаблюдать за вашей игрой в одном или двух матчах, внимательно фиксируя основные игровые движения и проверяя, действительно ли вы
выигрываете или проигрываете очки в точном соответствии с вашим планом, который вы предварительно разработали. Критически оцените состоятельность плана в трех областях: теория, практика и соревнование. Как часто вы на деле повторяете те игровые движения, с помощью которых, по предварительным оценкам, вы выигрываете очки? Кроме того, существуют многие другие факторы, которые необходимо принимать во внимание: рост и вес теннисиста, сила, скорость перемещения, выносливость, генетические факторы, характерные черты личности, а также уровень культуры. Дополнительно требуется учитывать не менее значимые, но менее очевидные на первый взгляд обстоятельства: охотно ли вы идете на риск, как переносите совершенные ошибки, реагируете на проигрыш, победу, как относитесь к необходимости постоянно учиться. Наконец, ключевой вопрос — как вы сами представляете свой индивидуальный стиль игры?
Основное внимание - индивидуальному стилю игры
Вам надлежит осознать себя как теннисиста, игрока в теннис и сосредоточиться на том, каким образом вы выигрываете. Многие игроки постоянно упускают из вида это немаловажное обстоятельство. На профессиональных турнирах тренеры постоянно напоминают своим подопечным об их сущности и о том, каким образом они побеждают. В настоящее время признано, что та манера, в которой теннисист побеждает и проигрывает, является фундаментальным фактором, определяющим то, как он будет продолжать побеждать или проигрывать - очки, геймы, сеты, а также матчи - на протяжении всей теннисной карьеры. В данной главе мы обсуждаем индивидуальный стиль игры теннисиста, точнее то, что составляет стержень, сердцевину его индивидуального стиля. Обычно стиль игры в теннис непрерывно улучшается, развивается. Теннисисты, постоянно стремящиеся к совершенству, по всей вероятности, могут в конце концов достичь довольно высокого уровня. Однако стержень их личности, сущность их как игроков, которые побеждают и выигрывают определенным образом, отражается в их личном рейтинге в соревнованиях. Существует вполне уверенная манера мыслить, присущая каждому из таких игроков, в отношении того, как они выигрывают и проигрывают очки, геймы, сеты, а также матчи. Данная базисная концепция^ указывающая направление развития успешной игры, впервые начала развиваться в применении к игре юниоров. По мере того как теннисисты формировались в игроков высшего уровня, они просто-напросто все лучше и лучше усваивали основы науки о победах и поражениях. Данная закономерность проявляется и на профессиональном уровне. Из года в год профессиональные теннисисты выигрывают много очков, действуя на корте в одной и той же манере. В условиях стресса, независимо от возраста и реального мастерства игрока, он всегда вспоминает то, насколько он был результативен в период расцвета. Особенно ярко эта черта характера проявляется в период больших матчей. Действительно, все теннисисты самого высшего, чемпионского уровня однажды вдруг обнаруживают, что процесс выигрыша или проигрыша с годами незаметно тускнеет. Вопрос ставится теперь так: сыграл теннисист свою игру или еще не сыграл?
Когда наступает время показать, на что ты способен, возникает очень важный вопрос: «Готов ли ты активно и неизменно действовать на корте и демонстрировать свою игру или же ты собираешься только отвечать на подачи соперника и спокойно дашь ему играть по-своему?»
Принимайте самостоятельные решения
Теннисисты обязаны принимать самостоятельные решения, касающиеся игры. Тренер может стать своего рода зеркалом, отражающим процесс развития игрока, и таким образом помочь ему выработать собственные подходы к выигрышу очков, геймов, сетов, матчей, а также турниров. Иногда, в самом начале процесса, тренеры используют методы анкетирования и собеседования. Это помогает отделить мнения самих игроков о процессе достижения победы от мнения тренера или родителей теннисиста по этому же вопросу. В результате суждение относительно своей игры и ответственность за нее ложатся на плечи теннисиста. В конце концов - кто играет в теннис? Впоследствии тренер может использовать информацию, полученную в результате предварительного опроса, для разработки программы подготовки теннисиста. Данная программа обычно начинается с общей формулировки точки зрения тренера, на основе которой формируется мнение теннисиста по поводу характера и игры и ее стратегического развития. Кроме того, на основе точки зрения тренера разрабатываются меры по корректировке техники, более жесткие требования по исправлению ошибок, а также рекомендации по ее улучшению.
Вам следует точно знать, что вы будете отрабатывать практически на протяжении каждого конкретного дня тренировок. Другие вопросы, которые необходимо себе время от времени задавать: «Как я буду играть против этого соперника сегодня? На что мне сегодня следует обратить внимание в процессе работы на корте? Каким образом я собираюсь на практике продемонстрировать свои самые сильные стороны в игре против этого соперника? Чего именно я хочу добиться сегодня в процессе игры? Что хочет, по моему мнению, увидеть мой тренер?» Вам необходимо взять на себя роль лидера (прийти к самостоятельным решениям) во всех вопросах, касающихся вашей игры, — как во время тренировочных занятий, в процессе теоретической подготовки (тренеру надлежит объяснить теннисисту-профессионалу, что именно вы хотите сегодня отработать), так и в ходе теннисного матча.
Подсознательный конфликт мнений также порой бывает полезен. Часто бывает так, что личный тренер либо один из родителей направляют игру начинающего теннисиста с самого начала. Важно уметь восстановить ролевые функции, вернуть собственное мнение теннисисту. Теннисисту будет проще выигрывать и сложнее проигрывать, если он сам разрабатывает и реализует планы своей игры. Развитие навыков и обучение лучше всего происходят в тех случаях, когда теннисист играет и тренируется без какой-либо двусмысленности или неопределенности. Собственное мнение - критически важный компонент подготовки теннисиста!
Практика во время матчей
Профессиональный теннис является видом спорта, основу которого составляет матчевая игра, единоборство с жесткой системой типа «проигравший выбывает». Турнир обычно продолжается в течение недели или в некоторых случаях две недели. Для того чтобы добиться выигрыша в турнире, на протяжении этого отрезка времени вам надлежит выиграть от четырех до семи матчей подряд. Каждый следующий матч проводится против другого соперника, обладающего совершенно отличающимся от предыдущего стилем игры
Каждый предыдущий матч должен быть органично встроен в последующий таким образом, чтобы пик вашей физической формы приходился на финал, который играется, как правило, по воскресеньям.
Именно таким образом игроки чемпионского класса по-новому открывают большой теннис для себя. Как и многие агрессивно настроенные спортсмены в других видах спорта, они быстро уясняют, как можно побеждать, участвуя в сотнях тренировочных и турнирных матчей. Для того чтобы теннисист сумел в достаточной степени развить свои навыки и научиться тому, как побеждать, используя свой основной стиль игры, он должен сыграть довольно большое количество тренировочных матчей. Наилучший способ обучения основан на опыте «первой руки». Теннисисту требуется без конца играть «свою игру» в условиях реального соревнования для того, чтобы выяснить, что работает, а что требует дополнительных усилий с его стороны. В идеальном случае, именно участвуя в данном процессе матчевой игры, теннисист учится тому, как заставлять оппонентов зацикливаться на бесконечном реагировании на его игровой стиль. Это является ключевым фактором, который определяет, кто выигрывает, а кто проиграл.
Примите как должное уникальность стиля
Игра каждого теннисиста уникальна. Каждый профессиональный теннисист играет так же, как и все остальные, но в то же время отличается от всех. Каждый игровой стиль обладает скрытыми от постороннего взгляда стратегическими отличиями, которые также уникальны, присущи только конкретному профессиональному игроку. Тренер часто задает вопросы, касающиеся того, когда и почему теннисист делает выбор в пользу решающего, победного удара справа или же в пользу изменения направления полета мяча. Например, теннисист обладает великолепным ударом слева и очень любит выполнять его очень сильно и по диагонали корта, посылая мяч прямо под линию. Тренер просит его в игре против каждого соперника выяснять, куда он собирается подавать, чтобы получить ответный мяч под свой коронный удар слева. Куда именно следует ему наносить удар справа, чтобы подготовить следующий удар слева? Куда следует наносить удар слева, чтобы следующим был также удар слева? Каким образом он может использовать игровое поле корта для выполнения решающего удара слева кроссом или по линии? После матча тренер вместе с теннисистом критически оценивают его игру с учетом данных вопросов. Какой прием работал при подачах с целью создания условий для последующего удара слева таким образом, чтобы игрок мог доминировать в центре корта? Делает ли резкий удар кроссом доступным решающий удар по линии? Как часто игрок проигрывал при оборонительных действиях? Создает ли резаная подача во второе поле подачи под левую руку противника достаточно места для того, чтобы выполнить затем мощный удар под правую руку соперника, или же в этом случае лучше сделать крученую подачу с высоким отскоком мяча? Данные вопросы являются основными для тренеров, однако для начинающих теннисистов они представляют собой почти неразрешимые задачи. Теннисистам нужно научиться активно решать такие задачи именно в процессе матчевой игры.
Умейте приспособить свою игру к обстоятельствам
Приспособление не означает изменения вашего стиля игры. Оно означает внесение таких тактических изменений, которые вы с уверенностью можете сделать при сохранении почти всех возможностей для использования вашего коронного оружия. Ключевым моментом в процессе приспособления является ваша уверенность в успехе. Мы искренне уверены в том, что теннисист вполне уверенно может произвести тактические изменения. Однако изменение игры касается принципиального изменения ее стиля. К примеру, игрок от задней линии корта, который обладает коронным ударом справа, начинает проигрывать и решает изменить стиль игры и перейти на другой стиль, отличающийся выходом к сетке после первой подачи. Мы не уверены в том, что теннисист способен в этом случае вполне уверенно изменить стиль своей игры. Нельзя изменить стиль игры и сразу выиграть. Такое изменение, как правило, влечет за собой довольно существенный сдвиг способа мышления спортсмена, что может привести к потере уверенности в себе.
В том случае, когда вы меняете стиль игры, вы используете второй по качеству и результативности стиль своей игры, в котором вы не вполне уверены. Обычно тот теннисист (как в женском, так и в мужском теннисе), который меняет стиль своей игры по ходу матча, быстрее проигрывает. Ключевой проблемой в процессе тренировок и игры является то, что любое тактическое или стратегическое новшество ни в коем случае не должно снижать уверенность теннисиста в себе. Необходимо помнить, что уверенность теннисиста в себе зависит от повторяемости. Повторяемость основана на надежности результата каждого удара (как, например, коронной подачи Сампраса или приема подачи Агасси) или же наработанных приемах (как, например, обратный кросс Курье или слайс слева, который выполняет Штеффи Граф, чтобы получить мяч под свой удар справа). Теннисистам следует иметь в своем арсенале несколько хорошо отработанных тактических приемов, состоящих из последовательности движений и завершающего удара, которые в процессе игры вновь и вновь дают возможность выиграть очередное очко и довести дело до победы.
Завершающие удары также имеют сугубо индивидуальные характеристики. Речь в первую очередь идет о том, насколько часто вы можете пускать в ход свое коронное оружие на корте и с его помощью достигать успеха. Например, Густаво Куэртен выигрывает большинство матчей, применяя повторяющийся тактический ход для атаки: удар слева по линии.
Однако успех этого теннисиста состоит в его способности вести всю игру по собственному стилю таким образом, чтобы закончить именно коронным ударом слева (послать мяч прямо по линии) независимо от того, с кем приходится играть. Цепкая, упорная приверженность Куэртена данному игровому приему и непоколебимая уверенность в том, что «каждому предстоит на деле попробовать, какова моя игра», привели его на самый верх теннисной иерархии.
В том случае, если ваша самая лучшая игра «А» не работает, что предпринять для исправления положения? Прежде всего постарайтесь играть вариант «А» еще лучше! Например, подавайте мяч к намеченной цели как можно точнее, нейтрализуйте своего соперника более эффективно с помощью отработанных ударов с отскока, а ситуация, когда вы сможете применить свое коронное оружие, не заставит себя долго ждать. Кроме того, произведите некоторую тактическую корректировку, приспособьте свою игру к обстоятельствам таким образом, чтобы ваши коронные приемы были включены в естественный ход матча. Изменение стиля игры в ходе матча является, как правило, иллюзией. К примеру, на Открытом чемпионате Франции в 1999 году Агасси постоянно следовал тактике выполнения резких ударов с отскока в процессе приближения от задней линии корта к сетке. Такая тактика игры на деле мало отличается от варианта «А», присущего этому теннисисту. Он все еще мог диктовать правила игры во всех случаях ударов с отскока, а также достаточно профессионально использовать преимущества выбранной позиции на корте, быстро приближаясь к сетке и выполняя удары с лета. Необходимость в данной корректировке основного стиля игры Агасси была вызвана качеством покрытия корта. Стиль его игры был по-прежнему таков, что противник был вынужден без конца отвечать на его агрессивные удары с отскока.
Игра Агасси обычно бывает построена таким образом, чтобы лишить оппонента свободного времени. На Открытом чемпионате Франции такая тактика как можно более продолжительного удержания мяча в воздухе была направлена на выполнение именно такой задачи. Стержнем стиля Агасси все также являлась игра в позиции, расположенной перед задней линией корта. При этом он полностью владел ситуацией в центральной части корта с помощью непрерывной череды очень сильных ударов с отскока. Свойства покрытия корта, а также реальная сила противника заставляли Агасси заканчивать розыгрыш большинства очков именно в таком стиле. При этом он все также должен был полностью использовать преимущества своего положения на корте и заставлять противника выполнять укороченные удары с отскока, чтобы самому приближаться к сетке.
При этом необходимо отметить, что, назвав все это изменением стиля игры Агасси, мы сильно ошибемся. Он скорректировал свою игру, приспособил ее к требованиям, предъявляемым покрытием корта и реальным ходом матча.
Нейтрализуйте своего противника
Найдите способы нейтрализовать своего противника. Большинство теннисистов думают, что они играют либо в оборонительном, либо в наступательном стиле от задней линии корта. Однако существует и третий параметр — нейтрализация противника. Этот параметр игры является основой профессионального тенниса.
Нейтрализация начинается с ответа на подачу некоторым приемом, который позволяет свести на нет ее преимущества. Затем выполняется удар с отскока с максимальным использованием возникших игровых преимуществ. Как только один теннисист принял подачу, а подающий сыграл этот мяч, причем ни один из игроков не имеет позиционного преимущества, позволяющего получить мгновенную выгоду и выполнить короткий резкий удар, начинается обмен ударами. Это производится из нейтральной позиции. Розыгрыш очка можно теперь сравнить с быстрой игрой в шахматы. Каждый игрок старается завладеть ситуацией в процессе розыгрыша каждого очка путем контроля центральной части корта. Каждый нейтрализующий удар с отскока должен быть достаточно глубоким, должен выполняться так, чтобы мяч летел в цель как можно дальше от противника. Кроме того, этот удар должен быть достаточно сильным, с заметной подкруткой мяча. Наконец, сила нейтрализующего удара должна быть достаточной для того, чтобы ограничить возможности соперника выполнить ответный удар. Данные удары с отскока должны давать начало серии ударов (комбинации) с целью создания позиционных преимуществ, на основе которых вы сможете выиграть очко. Эти комбинации должны создавать возможности для вашего коронного удара или, по крайней мере, для выполнения некоторых подготовительных ударов для того, чтобы приблизиться к сетке. Это является ключом к тому, чтобы заставить соперника реагировать по вашему плану на протяжении всего матча.
Играйте в свою игру
Представление о необходимости изучения вашего противника может только сбить с толку. Теннисистам полезно наблюдать за тем, как играют их соперники. Это позволяет получить новые знания, которые имеют довольно высокую ценность. Это позволяет понять, как потенциальный противник пускает в ход свое коронное игровое оружие и выигрывает. В конце концов это приводит к тому, что теннисист начинает непрерывно думать о том, как он сам будет пускать в ход свое коронное оружие против этого соперника.
Но это только начало. Как только стартует матч, все предварительные корректировки и все разведданные о противнике, которые вы собрали до начала матча, могут быть совершенно бесполезными, потому ваш противник также сделает определенные корректировки своего стиля игры в процессе матча. Можно сказать, что каждый матч имеет свой сценарий, часто непредсказуемый. Теннисист, который активно участвует в решении возникающих на корте задач, чаще всего побеждает. Вот почему вам следует сконцентрироваться на чувстве уверенности в себе и в своей игре. Вам необходимо научиться верить, что ваш стиль игры будет эффективно работать против любого противника. Разведку следует применять лишь для создания некоторой базы данных для того, чтобы в критические моменты матча вы были уверены в том, что противник реагирует на ваши действия, а не на действия окружающих людей.
Мы ни в коей мере не склонны считать, что наиболее известные теннисисты ищут пути к победе в каждой игре. Напротив, мы хотим подчеркнуть, что они каждый раз ищут пути к победе, оставаясь верными своему стилю игры. При этом сценарий игры включает создание ловушек для противника, попадая в которые он вынужден играть по вашему сценарию, а не выполнять свой.
Представляйте, какова ваша техника
Безусловно, сначала должны быть усвоены основы теннисной школы. Только затем собственное представление теннисиста об игре будет помогать ему в формировании результативного профессионального уровня игры. Существуют универсальные и фундаментальные для тенниса знания, которые должны быть усвоены, однако они не должны быть самоцелью. Целью должна быть игра в теннис. Например, в том случае, если теннисистка (в данном случае девочка) любит играть у сетки и ей только 13 лет или менее, тренер обязан помочь ей найти способы для владения игрой с лета. Важно начать процесс обучения, который потом будет проходить по нарастающей, с того, чтобы научить начинающего игрока побеждать с применением имеющейся в распоряжении стратегии. Принятый стиль может потребовать соблюдения некоторых технических стандартов игры с учетом качества ударов с отскока, ударов с выходом к сетке, ударов с лета, а также умения выбрать нужное место на корте и других факторов. Решение о развитии данных навыков формируется на основе видения самого теннисиста. Это и позволяет улучшить технику игры.
Расширяйте свой опыт
В процессе обучения теннисист должен приобрести определенный опыт игры. Теннисисты обязаны взаимодействовать друг с другом и играть спарринги. У вас должна быть возможность самому выбирать партнеров по тренировкам. Полезно взаимодействовать с теннисистами, чей уровень отличается от вашего. Таким образом вы почерпнете новые знания и приобретете дополнительный опыт.
Развивайте профессиональные привычки
Создавайте вокруг себя профессиональное окружение как на корте, гак и вне его, независимо от того, находитесь ли вы дома или в дороге. Выдающиеся теннисисты, которые сформировались в Соединенных Штатах Америки, играли как профессионалы еще в юниорском разряде. Сампрас, Агасси, Курье, Майкл Чанг, а также Линдсей Дэвенпорт возглавляют перечень тех, кто начал развивать свой профессиональный стиль игры в юношеском возрасте, а затем продолжил совершенствовать его на протяжении всей профессиональной карьеры.
Мне, одному из авторов данной главы (Патрику Макинрою), посчастливилось иметь старшего брата, который был игроком высшего класса и который ввел меня в профессиональный теннис. Я уверен в том, что стремление играть с самого начала на профессиональном уровне, когда я был подростком, явилось важным шагом на пути моего становления как профессионального теннисиста. В тот период времени, когда я был подростком, мой старший брат Джон хотел, чтобы я ежедневно вел себя, ел, отдыхал, обучался, тренировался и играл, как профессионал. Он не верил в то, что, даже став однажды профессионалом, можно в одно мгновение приобрести соответствующие этому званию манеры.
Принимайте изменения как должное
Профессиональный теннис постоянно претерпевает изменения. Некоторые специалисты говорят, что необходимо усовершенствовать игру каждые шесть месяцев или же вы быстро сойдете с дистанции, окажетесь вне игры. Рациональное зерно, скрытое за данным утверждением, имеет очень простой смысл. Именно игроки в теннис и их реакция на действия других теннисистов являются движущей силой всех усовершенствований, которые мы постоянно видим в этом виде спорта. Теннис является динамичной, постоянно развивающейся игрой (в этом он аналогичен шахматам), которая требует постоянного и динамичного решения возникающих проблем. Например, совсем недавно мы видели, как теннисисты начали выполнять удары слева в открытой стойке. Этот удар был невозможен, с технической точки зрения, буквально несколько лет назад.
По мере того как игроки научились все сильнее и сильнее наносить удары по мячу, по мере нарастания требований по сохранению темпа игры на различных покрытиях корта, а также нарастания требований по скорости возвращения для подготовки и выполнения следующего удара, игра вызвала к жизни соответствующую корректировку техники тенниса. Так возник и удар слева в открытой позиции. В настоящее время все теннисисты высшего класса умеют выполнять удар слева как в оборонительной, так и в наступательной игре. Это характеризует процесс, который происходил непрерывно во все времена, — постоянное усовершенствование игры и ее приспособление к новым условиям и обстоятельствам. Данная спортивная игра постоянно требует усовершенствования стиля игры, тактики и техники, которые должны приниматься на вооружение теннисистами, стремящимися к достижению успеха.
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ ПО ТЕННИСУПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ ПО ТЕННИСУ А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК
Описание слайдаПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММ ПО ТЕННИСУ А ТАКЖЕ КЛАССИФИКАЦИЯ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК. Вы можете посмотреть материал перейдя по ссылке: http://tennis-pract.boom.ru/programm.html
Остальные слайды урока на skillopedia.ru
Tom Avery(Consistent Tennis Wins)Обучение технике ударов.
Описание слайдаОстальные слайды урока на skillopedia.ru
Тренировка мышц, отвечающих за силу и скорость
Большой теннис предъявляет уникальные требования к физической подготовке
спортсменов и ставит перед теми, кто нацелен на успех, исключительно трудные
задачи. В процессе игры очень сильному напряжению, граничащему со стрессом, подвергаются все части тела спортсмена. При этом сообщения о травмах, напрямую связанных с перенапряжением как верхних, так и нижних конечностей, а также туловища, относятся как к высшей лиге, так и к начинающим. Обычно в процессе теннисного матча игрок совершает от 300 до 500 резких движений, которые сопровождаются всплеском энергии, причем матч может продолжаться более четырех часов. Поэтому игра требует не только исключительно высокой мышечной силы, но и физической выносливости, как аэробной, так и анаэробной.
Цель данной статьи — дать подробное описание главных мышц, которые бывают задействованы в процессе выполнения теннисистом ударов с отскока и подач, а также дать читателю информацию о методах тренировки, характерных только для тенниса и предназначенных для развития силовых и скоростных качеств. Кроме того, освещены вопросы развития гибкости, приведены некоторые актуальные советы о том, каким образом можно объединить данные методы тренировки в единую программу подготовки спортсменов.
Виды мышечных сокращений в теннисе
Существуют три основных вида мышечных действий, на которое способно тело человека, причем все они в той или иной степени используются в процессе игры в теннис. Этими тремя видами действий являются следующие: изометрические (то есть статические), концентрические и эксцентрические (то есть иррадирующие). Теннис является очень динамичной спортивной игрой, в процессе которой спортсмены двигаются, поэтому концентрические и эксцентрические действия преобладают. Однако не следует упустить стабилизирующую роль изометрической работы мышц. По определению, изометрическим сокращением мышц является такое их сокращение, при котором включение мышцы в работу происходит без какого-либо перемещения суставов. Примером такого вида сокращения мышц может служить работа мышц игрока, который с очень большой силой сжимает вместе ладони своих рук и при этом не совершает никаких видимых движений. Изометрическое сокращение мышц используется для стабилизации суставов или для того, чтобы сохранить определенное положение туловища на корте после выполнения удара (статическую позу).
В процессе игры в теннис значительная часть работы, которую совершают мышцы, является динамической и состоит из концентрических и эксцентрических движений. Концентрическое сокращение мышц происходит в тех случаях, когда происходит укорочение мышечных волокон. Место лучшего закрепления мышцы, имеющее, как правило, большие размеры и являющееся своего рода «центром силы», и другое место прикрепления мышцы, которое может быть подвижным, перемещаются навстречу друг другу. Примером концентрического сокращения мышц может служить сокращение бицепса на руке в том случае, когда выполняется упражнение со сгибанием руки в локтевом суставе с нагрузкой. В процессе укорочения мышцы рука приближается к плечу, при этом спортивный снаряд или другой предмет, создающий указанную нагрузку,
поднимается по направлению к туловищу. Концентрическое действие обычно возникает в тех случаях, когда необходимо придать ускорение руке или ноге или какой-нибудь части туловища.
Вид сокращения мышц, имеющий противоположный характер, называется эксцентрическим сокращением. В процессе эксцентрического сокращения место лучшего (центрального) закрепления мышцы, имеющее, как правило, большие размеры и являющееся своего рода «центром силы», и противоположное место закрепления мышцы, которое может быть подвижным, удаляются друг от друга. При этом происходит удлинение мышечных волокон. Такой вид сокращения мышц обычно происходит в тех игровых ситуациях, когда требуется срочно замедлить движение руки, ноги или части туловища, а также для того, чтобы помочь последнему поглотить энергию удара и сохранить равновесие.
В связи с тем, что все три вида сокращений мышц характерны для игры в теннис, в особенности растяжение и сокращение, оба данных вида сокращений должны быть отработаны и хорошо развиты за счет специальных программ тренировки теннисистов.
Группы мышц, которые используются в процессе игры в теннис
С целью лучшего понимания того, какие именно мышцы задействованы в процессе игры в теннис, ученые применяют метод электромиографии и высокоскоростную видеосъемку. При этом определяются величины, характеризующие мышечную активность на протяжении каждой фазы или части движения, составляющего теннисный удар. Это позволяет исследователям, профессионально занимающимся вопросами спортивной медицины, а также специалистам по развитию силы и общей физической подготовке спортсменов и тренерам сосредоточиться на особенностях движений мышц и суставов. В таблицах 1 - 3 показаны преобладающие факторы активности основных групп мышц на разных стадиях движений, характерных для каждого теннисного удара.
Некоторые хорошо известные виды мышечной активности могут быть определены путем анализа и осмысления информации, представленной в данных таблицах. В процессе удара справа и подачи большая часть мышц переднего отдела груди и туловища служит в качестве первичных средств ускорения или генераторами силы (например, грудные мышцы, которые соединяют ребра грудной клетки с костями верхнего отдела руки, мышцы живота, большая четырехглавая мышца бедра, а также бицепсы). Мышцы спины изначально служат в качестве средств торможения движения тела в процессе подачи мяча и при ударах справа. Примерами этих мышц служат мышцы, определяющие вращение тела в области пояса, а также разгибатели спины. В связи с тем, что указанные два вида ударов (подача мяча и удар справа) являются основными ударами, сила которых, согласно длительным наблюдениям, определяется во многом физическими качествами спортсменов, — мышцы, отвечающие за процесс ускорения, часто бывают развиты избыточно в ущерб мышцам, отвечающим за динамическое торможение. Такое положение ведет к мышечному дисбалансу и может послужить фактором, предрасполагающим к травмам.
Таблица 1
Мышечная активность в процессе удара с отскока справа
Действие
Используемые мышцы
Стадия ускорения. Отталкиване нижней частью тела. Вращение корпуса. Мах вперед
Гастрокнемиус (Gastrocnemius) или солиус (soleus), то есть самый большой мускул икры на ноге, квадрицепс (quadriceps), большие ягодичные мышцы (gluteals). Косые мышцы живота, другие мышцы брюшной области, разгибатели спины (концентрические или эксцентрические). Передняя дельтовидная (anterior deltoid), подлопаточная мышца (subscapularis), бицепс, (serratus anterior), главная мышца области ребер в грудной клетке, сгибатель запястья (wrist flexor), концентрические пронаторы (pronators) предплечья
Стадия проводки мяча. Нижняя часть тела. Вращение корпуса. Замедление движения руки
Гастрокнемиус (Gastrocnemius) и солиус (soleus), квадрицепс (quadriceps), большие ягодичные мышцы (gluteals). Косые мышцы живота, другие мышцы живота, разгибатели спины (концентрические или эксцентрические). Мышцы нижнего отдела позвоночника, трицепс, передний клиновидный мускул, ромбовидные мышцы, трапециевидные мышцы, разгибатели запястья, эксцентрические супинаторы (supinators) запястья
Таблица 2
Мышечная активность мускулатуры в процессе удара с отскока одной рукой слева
Действие
Используемые мышцы
Стадия ускорения. Отталкивание нижней частью тела. Вращение корпуса. Мах вперед
Гастрокнемиус (Gastrocnemius) и солиус (soleus), квадрицепс (quadriceps), большие ягодичные мышцы (gluteals). Косые мышцы живота, другие мышцы, разгибатели спины (концентрические и эксцентрические). Мышцы нижнего отдела позвоночника, задняя дельтовидная мышца, ромбовидные мышцы, передний клиновидный мускул, трапециевидные мышцы, трицепс, экстенсоры запястья
Стадия проводки мяча. Вращение корпуса. Замедление движения руки
Косые мышцы живота, разгибатели спины, другие мышцы живота (концентрические и эксцентрические). Подлопаточная мышца (subscapularis), главная мышца области ребер в грудной клетке, бицепс, эксцентрический флексор запястья (wrist flexor)
Таблица 3
Мышечная активность в процессе подачи и смеша
Действие
Используемые мышцы
Стадия подготовки. Нижняя часть тела. Вращение корпуса
Гастрокнемиус (Gastrocnemius) и солиус (soleus), квадри-цепс (quadriceps), большие ягодичные мышцы (gluteals). Косые мышцы живота, другие мышцы живота, мышцы туловища (концентрические и эксцентрические)
Стадия начала удара. Выпрямление и вращение туловища. Движение руки
Разгибатели спины (концентрические и эксцентрические), косые мышцы живота. Гладкие мышцы нижнего отдела позвоночника, гладкие мышцы верхнего отдела позвоночника, бицепс, передний клиновидный мускул, концентрические экстенсоры запястья, подлопаточная мышца, главная грудная мышца (эксцентрическая)
Стадия ускорения. Нижняя часть тела. Вращение корпуса. Движение руки
Гастрокнемиус (Gastrocnemius) и солиус (soleus), большие ягодичные мышцы (gluteals), квадрицепс (quadriceps), прямые и косые мышцы живота, разгибатели спины (эксцентрические). Подлопаточная мышца (subscapularis), главная мышца области ребер в грудной клетке, передний клиновидный мускул (serratus anterior), трицепс, сгибатель запястья (wrist flexor), концентрические пронаторы (pronators) предплечья
Стадия проводки мяча на заключительном этапе.
Нижняя часть тела. Вращение корпуса. Замедление движения руки
Гастрокнемиус (Gastrocnemius) и солиус (soleus), квадрицепс (quadriceps), большие ягодичные мышцы (gluteals). Разгибатели спины (эксцентрические), косые мышцы живота. Гладкие мышцы нижнего отдела позвоночника, трапециевидные мышцы, ромбовидные мышцы, разгибатели запястья, эксцентрические супинаторы (supinators) предплечья
В процессе выполнения удара слева наблюдается обратное соотношение. Мышцы, расположенные в задней части плеча и туловища, действуют в качестве средств ускорения движения, в то время как мышцы грудной области и другие мышцы, расположенные в передней части туловища, изначально работают как средства торможения на протяжении всего процесса проводки мяча на заключительной стадии удара.
Другая хорошо известная закономерность игровых движений состоит в следующем. В то время как одна из мышц или групп мышц работает в качестве ускорителя движения, ее антагонисты, то есть противоположные группы мышц, работают как средства торможения. Пример этого может быть продемонстрирован на основе анализа движения плеча в процессе подачи. По мере выпрямления руки в локтевом суставе на стадии ускорения при подаче, с включением трицепса бицепс начинает эксцентрично сокращаться для того, чтобы включить процесс торможения с целью предотвращения травмирования локтевого сустава, а также для непрерывного контроля того положения руки, которое устанавливается до и после контакта ракетки с мячом.
Упражнения для развития силы игроков в теннис
Надлежащие тренировки игрока в теннис с целью развития его силовых качеств и выносливости мыщц требуют специального подхода. Информация, изложенная ранее в настоящей главе, а также аналогичная информация, содержащаяся в других местах данной книги, должна снабдить тренеров и специалистов, профессионально занимающихся развитием силовых качеств и выносливости, руководством к тому, каким образом следует нагружать именно те мышцы, которые отвечают за сбалансированную работу всех мышц спортсмена как для предотвращения возможного травмирования, так и для повышения его результативности.
Группы мышц, которым следует уделить особое внимание
Хотя это может вызвать возражения, но все мышцы тела так или иначе используются в процессе игры в теннис, и поэтому все они требуют того, чтобы им уделяли внимание во время тренировок. Однако цель данной главы состоит в том, чтобы описать мышцы, наиболее важные для игрока в теннис, мышцы, которые следует тренировать постоянно, а также те, которые нуждаются в особом внимании. Информация, приведенная в таблицах 1 - 3, может весьма наглядно иллюстрировать свойства мышц и групп мышц, которые отвечают за выполнение обычных функций ускорения и торможения в процессе игры в теннис. Если просто тренировать основные двигательные мышцы или мышцы, отвечающие за ускорение, которые обычно используются в игре, то действия на корте станут менее результативными и увеличится риск травмирования. Следовательно, приоритетное значение в процессе подготовки игрока в теннис приобретает поддержание баланса мышечных сил.
Тренировки с целью улучшения баланса мышечных сил
Одним из лучших способов представить общее направление тренировок с целью развития силовых качеств спортсменов и улучшения их мышечного баланса является демонстрация наиболее характерных примеров. Имея в виду основную задачу данной главы, приведем примеры, касающиеся плеча и корпуса.
Плечо
Было проведено несколько исследований, посвященных измерению сил, развиваемых мышцами плеча игроков высшего уровня. Оказалось, что мышцы передней части туловища, включая мышцы, связывающие грудную клетку с плечом, а также дельтовидные мышцы плеча являются очень сильными на той стороне тела, которая чаще всего используется игроком, в то время как мышцы верхнего отдела спины и лопатки (надост-ные), как, например, вращающая мышца плечевого сустава, ромбовидные мышцы, а также трапецевидные мышцы, развиты относительно слабо. Это обстоятельство особенно важно с той точки зрения, что мышцы задней части плеча отвечают за стабильность и защищают сустав. Кроме того, они действуют как основные средства торможения руки на этапе проводки мяча при подачах и ударах справа. Следовательно, упражнения для игроков в большой теннис, направленные на развитие мышц плеча, должны быть сосредоточены на развитии силы вращающей мышцы плечевого сустава, например, при имитации гребли и других упражнениях для тренировки верхнего плечевого пояса, с основной целью сбалансировать указанные группы мышц. Вращение плечевого сустава осуществляется мышечной группой, состоящей из четырех мышц и сухожилий, расположенных надлежащим образом между лопаткой и костью верхнего отдела руки.
Указанные упражнения рекомендуются для теннисистов всех уровней, при этом проведенные недавно исследования показали, что одна только игра в теннис, даже мастеров высшего класса, не служит развитию данных групп мышц, имеющих очень важное значение.
Кроме упражнений, развивающих вращающую группу мышц плеча, важное значение имеют упражнения с упором на мышцы заднего отдела плечевого пояса и мышцы, расположенные вокруг лопатки. Такие упражнения включают приседания с одновременным вытягиванием рук вперед и разведением их в стороны; силовое отталкивание от стены двумя руками; разные варианты ходьбы на руках (с партнером и без), которые имеют важное значение для развития силовых качеств заднего отдела плечевого пояса, а также, что исключительно важно, - для формирования мышечного баланса.
Корпус
Точно так же, как и область плеча, корпус является другой важной частью тела спортсмена, играющего в теннис, где мышечный дисбаланс также часто сопровождается травмами. Исследования, проведенные с участием молодых теннисистов высшей лиги, помогли установить реальную величину дисбаланса сил между мышцами живота и нижнего отдела спины или подостными.
Мышцы живота выполняют функции ускорения и поддержания равновесия корпуса в процессе подачи мяча и удара справа, в то время как мышцы нижнего отдела спины выполняют весьма напряженную работу как торможения, так и поддержания равновесия на заключительной стадии удара — при сопровождении мяча. Исследователи, профессионально занимающиеся проблемами спорта, а также тренеры на протяжении многих лет подчеркивали необходимость уделять большое внимание упражнениям мышц живота и заставляли своих подопечных в буквальном смысле слова выполнять сотни «качаний» брюшного пресса (подъемы туловища из положения лежа) в день. Обсуждаемое здесь исследование показало, что теннисисты высшего класса на самом деле обладают более высокой силой мышц брюшного пресса по сравнению с силой мышц нижнего отдела спины. Такое положение создает дисбаланс, при котором возникает ощущение, что мышцы нижнего отдела спины слабее, чем требуется для гармонии всего тела спортсмена. Следовательно, в программу развития силовых качеств теннисиста следует включить не только упражнения для мышц брюшного пресса, но также и ряд упражнений для тренировки мускулатуры нижнего отдела спины.
Одной из наиболее важных новых концепций, относящихся к тренировке брюшного пресса, является концепция «втягивания». Она включает «втягивание», своего рода удержание с придыханием, мышц живота аналогично тому, как это происходит, когда пытаются надеть брюки с меньшей, чем у вас, окружностью пояса. Данные движения повышают активность главной мускулатуры брюшной области, а также активность косых мышц, которые отвечают за инициацию и поддержание надлежащего вращения туловища. Одновременно с выполнением движения «втягивания» вы можете использовать практически любое упражнение для развития силы корпуса. Рекомендуются сочетания этого движения с обычными наклонами, наклонами с поворотом туловища, подъема туловища из положения лежа на терапевтическом мяче и даже выполнением акробатического мостика и других упражнений для развития нижней части туловища. Данная концепция имеет несколько важных моментов, которые обязательно должны быть обсуждены в главе, посвященной развитию силовых качеств спортсмена. Первым из них является интеграция. Результативные тренеры, а также специалисты, профессионально занимающиеся спортивной подготовкой и развитием силовых качеств теннисистов, обычно включают в программу тренировок некоторые специальные упражнения и движения, направленные на достижение оптимальной пользы для того игрока в теннис, с которым они работают. Например, исключительно хорошим является упражнение, в процессе выполнения которого теннисист стоит на одной ноге и имитирует с помощью медицинбола (в оригинале «medicine boll». Медицинбол — набивной мяч весом от 1 кг и более, широко используется в тренировках) движения, аналогичные движениям при подаче. Размещение ступни на рулоне пенопласта, чтобы заставить
работать систему поддержания равновесия спортсмена, а также одновременное
выполнение движения «втягивания» увеличивают нагрузку на брюшной пресс и повышают эффективность данного упражнения.
Второй важный момент, который необходимо учитывать в работе тренера, состоит в формирующей роли вращения корпуса в процессе тренировок и игры на корте. Реально происходящие вращения туловища являются примером того, как тело человека на практике использует понятие углового момента. Подчеркнем, что критически важным является тренировка тех мышц, которые отвечают за инициацию и поддержание нормального вращения туловища. Как и в других случаях, имеются ясные указания на то, что и в этом случае в программу подготовки теннисиста необходимо включать упражнения, которые обычно могут состоять из прямолинейных движений (в одной плоскости), как, например, подъемы туловища из положения лежа на терапевтическом мяче. При этом вращательные движения могут быть применены для повышения активности косых мышц живота.
Рекомендации по развитию силовых качеств
Одной из наиболее сложных проблем, возникающих при дополнительном введении в программу тренировок теннисиста упражнений по развитию силовых качеств, является определение точного объема и интенсивности этих упражнений на начальной стадии тренировок.
Интенсивность нагрузок
Интенсивность нагрузок — это именно тот вопрос, который чаще всего задают начинающие игроки в теннис. Вопрос о том, какой дополнительный груз надлежит использовать теннисисту, может быть без особых проблем решен, встроен в объем планируемых тренировочных занятий. Одним из наиболее широко рекомендуемых методов установления интенсивности или величины нагрузок является метод максимального количества повторений. В этом методе в качестве критерия используется количество повторений, сделанных в каждой серии упражнений. Выбирается такая нагрузка, которая позволяет спортсмену выполнять желаемое количество повторений без какого-либо снижения активности, тем не менее доводя до состояния усталости мышцу или группу мышц, которые включаются на финальной стадии данного упражнения.
Например, в том случае, если игрок в теннис выполняет программу тренировок, включающую метод максимального количества повторений, которая часто рекомендуется теннисистам для улучшения выносливости и повышения силы локальной мускулатуры (Ройтер и др., 1996; Ройтер и Элленбекер, 1998; Флек и Крамер, 1986), нагрузка должна быть выбрана таким образом, чтобы игрок смог выполнить 12 или 15 повторений в данной серии упражнений. Если упражнением является «качание» бицепса, то с помощью 10-фунтовой гантели (приблизительно 4,5 кг) или двух-трех нагружающих дисков тренажера можно вполне достичь поставленной цели. Однако при приседаниях или подъемах на икрах ног с дополнительным весом такая нагрузка может быть совершенно недостаточной и не приведет к желаемому эффекту после 12 или 15 повторений.
Развитие силовых качеств теннисистов часто включает нагрузки по методу максимального количества повторений. Иногда в процессе тренировок, связанных с периодизацией, требуется сделать упор на развитии силовых качеств и мощности. При этом рекомендуемое количество повторений в каждой серии упражнений может составлять от 8 до 10. Вообще говоря, схема нагрузки спортсмена по методу максимального количества повторений (в данном случае — двенадцати или пятнадцати) является отличным средством для увеличения как силы мышц, так и их выносливости.
Все чаще и чаще игроки будут стараться использовать для упражнений все больший вес, приближающийся к максимальному. Так происходит в тех случаях, когда применение системы нагрузки по методу максимального количества повторений тренерами щи специалистами, профессионально занимающимися развитием силовых качеств и спортивной подготовкой теннисистов, является обычной практикой. Таким образом, обучение теннисиста основам подготовки, имеющим важное значение, является залогом успешного выполнения всей программы тренировок.
Серии упражнений и количество повторений
Не менее важным является определение количества серий упражнений и их повторений, или, другими словами, определение объема упражнения. Только что мы обсудили вопрос о том, как объем непосредственно влияет на интенсивность нагрузок, применяемых в процессе развития силовых качеств спортсмена. Здесь имеет смысл в некоторой степени повториться и еще раз подчеркнуть, что часто рекомендуются две или три серии по 12 — 15 повторений для улучшения показателей силы и выносливости тренируемых мышц. Недавно проведенные исследования подтверждают данную рекомендацию. Крамер и др. (2000) сравнили программы тренировки на выносливость мышц, принятые в женских университетских командах и основанные на достижении порога сопротивления в серии упражнений. Результаты этого исследования показали гораздо больший прирост мышечной силы и возможности длительно выдерживать нагрузку, а также увеличение скорости подачи мяча в той группе, которая в процессе тренировок использовала программу, основанную на нескольких сериях упражнений. Следовательно, данные рекомендации могут привести к повышению силовых и скоростных качеств, а также к способности длительно выдерживать значительные нагрузки и
имеют поэтому важное значение для тенниса.
Продолжительность и периодичность тренировок
Обычно упражнения для развития силовых качеств следует выполнять после отработки специальных теннисных навыков или после игры на корте. Случай, когда теннисист работает на корте до состояния, при котором его мышцы уже устали в результате постоянного напряжения, не является оптимальным методом тренировки. Поэтому большую часть силовых упражнений следует проводить после отработки специальных теннисных навыков или после матча. Очень часто тренеры заставляют теннисистов выполнять силовые упражнения в те дни, когда меньше времени выделено для игр на корте. Это позволяет уделить больше внимания силовым упражнениям и не мешает проведению игр на теннисной площадке. Упражнения, направленные на развитие гибкости, следует выполнять после весьма интенсивного разогрева организма и перед упражнениями для развития силовых качеств, для того чтобы хорошо подготовить мышцы к напряженной работе и свести к минимуму риск травматизма.
Всестороннее обсуждение проблем периодизации упражнений выходит за рамки данной главы. Периодизация состоит в формировании программы спортивной подготовки, рассчитанной на длительный период времени, в процессе выполнения которой различные по продолжительности периоды отдыха и восстановления, объема физических нагрузок, их интенсивности, частоты повторений, а также длительности игр на корте и тренировок, систематически, в различной последовательности изменяются для того, чтобы позволить спортсменам оптимальным образом привыкнуть к режиму подготовки, а также для того, чтобы уменьшить риск травматизма или перетренировки. На протяжении программы подготовки, построенной на принципе периодизации, используются несколько этапов, или циклов, каждый из которых преследует специфические цели и в процессе выполнения которого осуществляются различные виды упражнений. Подготовительная стадия включает довольно большую долю упражнений для развития силовых качеств, основная цель которых состоит в подготовке игрока в теннис к предстоящим и более сложным видам тренировки, присушим только этому виду спорта. На протяжении данного цикла тренировок преобладают упражнения, проводимые в больших объемах, но при малой интенсивности. Следующая стадия называется стадией, предшествующей соревнованию. По сравнению с подготовительной стадией она включает гораздо большее количество приемов подготовки, которые отличают теннис от других видов спорта, а также игры на корте. Данная стадия также включает упражнения для развития мышечной силы, однако в меньшем объеме и при более высокой интенсивности. К примеру, две серии по 10 повторений, а не три серии по 15 повторений, как было рекомендовано для подготовительной стадии. Большой упор на развитие силовых и скоростных качеств является главной характеристикой упражнений, которые должны выполняться на протяжении стадии подготовки, предшествующей соревнованию.
Стадия соревнования, или наивысшая стадия подготовки, включает в себя именно соревнование. На протяжении данной стадии организуются теннисные матчи и турниры. Теперь тренировка силовых качеств играет меньшую роль. Обычно она состоит в выполнении упражнений, предназначенных для поддержания достигнутого уровня развития мышц и осуществления разминок между матчами или в те дни, когда график игр не столь напряжен. Заключительная, переходная стадия, или стадия восстановления, включает период отдыха от игры в теннис и от напряженной работы на корте. Обычно в эти периоды времени теннисисты занимаются другими видами спорта ради удовольствия или же отдыхают и залечивают травмы, полученные во время соревнований.
Рекомендации по включению упражнений
для развития силовых качеств в программу
подготовки теннисистов
Программа развития силовых качеств игроков в тен