Цитата сообщения Привалова
Российские серебряные изделия. Мастер Орест Курлюков
Я уже выкладывала в сообществе
пост про золотых дел мастера Ивана Хлебникова, а сегодня - рассказ про "серебряных дел" мастера Ореста Курлюкова.
В декоративно-прикладном искусстве 19 в. широкое распространение получают новые формы посуды. Популярным напитком у русских людей становится чай. Появляется большое количество серебряных самоваров, чайников, чайниц, ситечек для чая, полоскательниц, сахарниц, щипчиков для сахара.
Серебряные изделия органично сочетались с классическими интерьерами благодаря стройности своего силуэта, правильности геометрических форм, лаконизму узора. Стояны многих кубков, ваз, подсвечников изготавливали в виде ангелов, женских фигур, одетых в античные одежды. Часто рисунки для произведений декоративно-прикладного искусства выполняли известные архитекторы.
Предметы посуды, изготовленные в мастерской О. Курлюкова, которая была широко известна в Москве с начала 1880-х по 1918 г.
Одна из самых знаменитых русских фабрик серебряных изделий, существовала с 1884 по 1916 г. Изготавливались высокохудожественные изделия из серебра, хрусталь в серебре. Фирма сотрудничала с мастерской Ф.Рюкерта и фирмой К. Фаберже.
В 1895 изделия фирмы были награждены медалью Министерства Финансов "За усердие и искусство".
На фабрике в 1901 г. работало 40 рабочих, в 1914 г. - 63 рабочих. В 1907 году годовой оборот составил 100 тысяч рублей.
Владелец, Курлюков Орест Федорович, купец 2-й гильдии, с 1897 выборный московского купеческого сословия, в 1892-1898-х годах - депутат по надзору за производством изделий из золота и серебра, член Московского коммерческого суда. Дело Курлюкова продолжил его сын Николай Курлюков.
Находясь в определенной зависимости от церковных заказов, мастер в изготовлении ювелирных изделий следовал устоявшимся традициям форм и декора культовых предметов.
Начиная с конца 30-х гг. XIX века исторические стили в декоративно-прикладном искусстве стали воспроизводить стили минувших эпох. В золотом и серебряном деле это выражалось, в первую очередь, в возврате к формам и орнаментам рококо, а также к поиску русского стиля, путем подражания изделиям древнерусских мастеров. Это способствовало развитию особенного интереса к таким, любимым в те времена техникам, как эмаль, чернь и скань.
Орест Курлюков