-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в BatashN

 -Я - фотограф


История России. Дворянские балы

Четверг, 16 Февраля 2012 г. 18:58 + в цитатник
Цитата сообщения gallaluna История России. Дворянские балы

4594402_R_zolotaya_poloska (597x87, 19Kb)

История России.

Дворянские балы

 

4594402_R_zolotoi_ (393x36, 24Kb)

 

4594402_Bal1 (700x462, 96Kb)

Д.Кардовский.Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913 г.

 

4594402_R_zolotoi_bantik (100x79, 14Kb)

 

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

 

4594402_Tissot_Too_Early (700x479, 59Kb)

James Tissot

 

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

 

4594402_KArdovskii1 (700x535, 100Kb)

 Zichy Mihaly.   Бал в честь Александра II  в Гельсингфорсе
в сентябре 1863 года в здании вокзала.

 

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.

 

4594402_bal2 (700x505, 65Kb)

 
Zichy Mihaly.Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита Nasir al-Din S.

 

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.

 

4594402_bal4 (700x434, 72Kb)

Brozh Karel (Carl). Бал в Николаевском зале Зимнего дворца.

 

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:  

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.

 

4594402_bal_6 (600x429, 118Kb)

 

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

 

4594402_Bal7 (443x600, 84Kb)

 

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:


Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

 

4594402_mazyrka (600x477, 92Kb)

Под звуки вальса, художник Владимир Первунинский

 

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

 

4594402_bal5 (600x383, 71Kb)

 

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

 

4594402_Bal4 (600x450, 85Kb)

 

4594402_a_woman_of_ambitionlarge (477x700, 293Kb)

James Jacques Joseph Tissot 

 

4594402_Posle (411x600, 150Kb)

James Jacques Joseph Tissot 

 

 

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

 

4594402_Bal (600x434, 110Kb)

Wilhelm Gause Hofball in Wien

 

 

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

 

4594402_bal8 (564x600, 184Kb)

Святослав Гуляев.Пушкин на балу

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.

 

4594402_bal9 (600x469, 105Kb)

В. Первунинский. На балу

 

4594402_bal10 (600x460, 86Kb)

Крымские балы, картина Владимира Первунинского

 

4594402_bal11 (600x474, 105Kb)

Берта Моризо.На балу

 

4594402_R_zolotoi__1_ (393x36, 24Kb)

 

 

Рубрики:  хореография, балет, танцы/историко-бытовые танцы
мода, костюм
образование, школа
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Ирина_Свечникова   обратиться по имени Пятница, 17 Февраля 2012 г. 19:32 (ссылка)
Что же я не в то время-то родилась...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 17 Февраля 2012 г. 19:51ссылка
Ирина_Свечникова, и не говори!)) Недавно читала мемуары Юсупова. Вот жизнь была! Сплошные балы и вечеринки! Но после революции им, конечно, непросто пришлось. И то умудрялись балы устраивать.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку