ТЕСТ "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"
(как познать себя и научиться ладить с людьми)
Предложен Дж. Буком в 1948г.
Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Материалы. Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21 см (рисуночная форма). Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: Дом, Дерево, Человек; несколько простых мягких карандашей, ластик. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.
Инструкция. "Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно - это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше".
Как только испытуемый начинает рисовать, включается секундомер (испытуемому не сообщают, что он будет установлен, но и скрыть часы тоже не пытаются). После того как дом нарисован, исследователь просит испытуемого нарисовать дерево, а затем человека - так хорошо, как только он сможет. При этом оговаривают, что человек должен быть нарисован в полный рост. В остальном испытуемого не ограничивают в выборе размеров, образов и типов рисунка.
Запись. Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен записать:
1. следующие аспекты, касающиеся времени:
• интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
• длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали);
• общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция, и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дом);
2. последовательность изображения деталей каждого рисунка (дома, дерева и человека), пронумеровывая их. Отклонению от предполагаемой последовательности изображения деталей обычно приписывают определенное значение; необходима точная запись, поскольку упущение таких отклонений может отразиться на оценке рисунка в целом;
3. все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные испытуемым в процессе рисования, и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования может вызвать комментарии, на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые тем не менее могут предоставить много интересной информации об испытуемом;
4. любую эмоцию (самую незначительную) испытуемого в процессе выполнения теста. Затем нужно связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью, Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоции, и они должны быть записаны.
2.1 ПОСТРИСУЕОЧНЫЙ ОПРОС
(тест "Дом-Дерево-Человек")
Пострисуночный опрос создает благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки ДОМА , ДЕРЕВА и ЧЕЛОВЕКА, мог отразить свои чувства, отношения, потребности и т.п., а также предоставляет исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.
Исследователь обращается к испытуемому: "Сейчас я задам вам ряд вопросов, касающихся ваших рисунков".
Вопросы для рисунка ЧЕЛОВЕКА:
1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
2. Сколько ему (ей) лет?
3. Кто он?
4. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
5. О ком вы думали, когда рисовали?
6. Что он делает? (И где он в это время находится?)
7. О чем он думает?
8. Что он чувствует?
9. О чем вас заставляет думать нарисованный человек?
10. Кого вам напоминает этот человек?
11. Этот человек здоров?
12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
13. Этот человек счастлив?
14. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
15. Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?
16. Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
17. Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?
18. Кого напоминает вам этот человек? Почему?
19. Чего больше всего хочет этот человек? Почему?
20. Как одет этот человек?
Вопросы для рисунка ДЕРЕВА:
1. Что это за дерево?
2. Где в действительности находится это дерево?
3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
4. Это дерево живое?
5.
A. (если испытуемый считает, что дерево живое):
1. Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
2. Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
3. Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
4. Как вы думаете, когда это произошло?
B. (если испытуемый считает, что дерево мертвое):
1. Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
2. Как вы думаете, когда это произошло?
6. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже - на мужчину или на женщину?
7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?
8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
10. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется: оно расположено выше вас, ниже или находится на одном уровне с вами?
11. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?
12. Есть ли на рисунке ветер?
13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер.
14. Расскажите подробнее, что это за ветер.
15. Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?
16. Как вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
17. О чем заставляет вас думать это дерево?
18. О чем оно вам напоминает?
19. Это дерево здоровое?
20. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
21. Это дерево сильное?
22. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
23. Кого вам напоминает это дерево? Почему?
24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?
Вопросы для рисунка ДОМА:
1. Сколько этажей у этого дома?
2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
3. Это ваш дом? (Если нет, то чей?)
4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?
5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?
6. Если бы этот дом был вашим и вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:
A. Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?
B. С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?
7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?
8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже или примерно на одном уровне с вами?
9. О чем вас заставляет думать этот дом?
10. О чем он вам напоминает?
11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?
15. О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?
16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
17. Для чего нужна труба на крыше?
18. Куда ведет эта дорожка?
19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?
2.2 ИНТЕРПРИТАЦИЯ ТЕСТА "ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК"
Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов:
• детали;
• пропорции;
• перспектива;
• время;
• качество линий;
• самокритичность;
• комментарии.
Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.
2.1 ДЕТАЛИ (тест "Дом-Дерево-Человек")
Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом.
Внимание уделяется следующим критериям:
1. Количество;
2. Уместность;
3. Акцентирование;
4. Последовательность деталей;
5. Эротические проявления;
6. Согласованность;
1. Количество. Во-первых, исследователь должен установить количество основных обязательных деталей, использованных в рисунке. Например, дом должен иметь по крайней мере одну дверь (за исключением того случая, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и, если не было оговорено, что дом находится в теплых краях, - трубу, или другое средство для выхода дыма из печи, или что-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол и по крайней мере одну ветвь (если не оговаривается, что это пень, - в таком случае, очевидно, ответ необходимо расценивать как "аномальный"). Нарисованный человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки (при условии, что отсутствие какой-либо конечности или конечностей не объясняется устно и что человек не нарисован в профиль), а также два глаза, нос, рот и два уха (опять же если отсутствие какой-нибудь из данных деталей не объясняется отдельно).
Отсутствие обязательных деталей в рисунках испытуемых, имевших средний уровень интеллекта или выше среднего, часто свидетельствует о снижении этого уровня. Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что испытуемому свойственны:
1) склонность к замкнутости (считается, что по количеству деталей можно судить о степени контактности с окружающей средой);
2) "аномальное" игнорирование традиционных вещей.
Если использование минимума деталей в рисунке сочетается с низким уровнем качества пропорциональных и пространственных отношений, можно предположить, что:
1) испытуемый является умственно отсталым;
2) происходит снижение его интеллектуальной работоспособности, которое имеет либо обратимый, либо необратимый характер.
Изображение чрезмерного количества деталей, по-видимому, всегда является патоформным элементом, так как обычно это признак непреодолимой потребности в структурировании ситуации в целом, чрезмерное беспокойство, связанное с окружающей средой (определить, с чем именно связаны эти проявления, можно по типу использованных деталей). Во-вторых, производится качественная оценка использованных деталей. Например, окно(окна) дома - это образ визуального контакта. Очевидно, что дверь (или двери) подразумевает возможность входа или выхода; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и (или) боковая дверь, по-видимому, обычно представляет выход, бегство от действительности. Замкнутый, ушедший в себя испытуемый может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без стекол, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна. но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.п.; рисует дверь с тяжелыми дверными петлями, огромными замками и т,д.
Считается, что дерево в виде замочной скважины, т.е. с кроной в виде круга или овала, место соединения со стволом у которого может быть как замкнутым, так и незамкнутым, а ствол в виде двух вертикальных линий, соединенных или не соединенных в основании, означает сильные враждебные импульсы. Дерево такой формы большей частью представляет собой незаполненное пространство.
Враждебность выражается:
1) в нежелании испытуемого рисовать те детали, которые обычно изображаются или представляются в виде штрихов;
2) в его отказе изобразить более подробно структуру кроны (которая интерпретируется как показатель взаимосвязи, степени и т.д. его стремления к получению удовлетворения от окружающего мира).
Рубцы и (или) сломанные, поникшие или мертвые ветви дерева, по-видимому, символизируют психические травмы. Графические или вербальные указания, свидетельствующие о том, что дерево мертвое, расцениваются как признаки чувства неполноценности или несостоятельности, бесполезности, вины и т. п. При этом образ совершенно мертвого дерева может означать плохую приспособленность испытуемого в большей мере, чем образ частично мертвого дерева. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни, в этом случае интерпретация, правомерность которой пока не доказана, трактует поврежденные ветви как символ травмирующего воздействия окружающей среды; мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию или распад психических функций.
Если испытуемый не нарисовал корни, можно попросить его сделать это. Предполагается, что корневая структура может представлять силу и качество тех аспектов личности, которые теоретически располагаются как бы ниже сознательного уровня. Вероятно, дерево символизирует то, как чувствует себя испытуемый в окружающей его реальности. Так как внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются меторологическими, неудивительно, что через описание погодных условий многие испытуемые могут выражать свои чувства по отношению к тому, является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.
Ветер, как принято считать, символизирует чувство подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются управлению, направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и никак не интерпретируется. Если, по словам испытуемого, ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это, как правило, имеет какоето особое значение. Считается, что ветер, который, по словам испытуемого, дует снизу вверх (вертикально или по диагонали), символизирует его сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазии; а ветер, дуюший по диагонали от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление интерпретируется с точки зрения времени, левый угол - прошлое, правый - будущее).
Считается, что заходящее солнце может означать депрессивное настроение. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тревожащие и не дающие удовлетворения отношения между испытуемым и "согревающей" или враждебной, угрожающей фигурой. Даже при наличии таких негативных характеристик погоды, как сильная жара или сильный холод и т. п., исследователь не должен делать скоротечных выводов без получения дальнейших доказательств, ибо описание таких экстремальных условий может указывать просто на то, что испытуемый чувствителен и даже отзывчив к новым и интенсивным раздражителям.
Руки человека как бы представляют собой орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Испытуемый может выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней.
Глаза, нос, рот и уши представляют собой органы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (как, например, выслушивание обвинений), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта указывает на нежелание общаться.
2. Уместность. Поскольку испытуемого просят нарисовать только дом, дерево и человека, то можно подвергнуть логическому сомнению уместность любой детали, которая не является реально неотъемлемой частью каждого из перечисленных объектов. Примерами лишних деталей (которые, по-видимому, представляют собой потребность испытуемого структурировать ситуацию) являются следующие: для рисунка дома - дерево во дворе, для рисунка дерева - птица на нем или животное около него, для рисунка человека - дверь, в которую он стучит, и т. п. Считается, что деревья (или кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (обычно членов семьи испытуемого), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.
Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, строго говоря, не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности вообще (поскольку можно сказать, что в некотором смысле линия земли является элементом, укрепляющим реальность рисунка). Кроме того, человек, рисующий эту линию, испытывает большую потребность в структурировании рисунка, чем все остальные испытуемые. Линия основания дает необходимую точку отсчета, обеспечивает стабильность рисунка в целом.
Конкретное значение линии основания, по-видимому, зависит от:
1) объекта, который над ней нарисован (линия основания реже всего рисуется под человеком, чаще всего под деревом);
2) количества объектов, нарисованных над этой линией;
3) степени акцентирования (о котором можно судить по размерам линии, подкреплению, свойствам и т. д.).
Значение линии основания может напрямую зависеть от качества, которое приписывает ей испытуемый.
К неуместным деталям можно отнести облака в небе для любого из трех рисунков (в "ДДЧ" облака, по-видимому, символизируют тревожность, связанную с взаимоотношениями с окружающей реальностью).
3. Акцентирование. Оно может быть как позитивным, так и негативным. Существует несколько форм позитивного акцентирования. В некоторых случаях может уделяться чрезмерное внимание несущественным деталям, например окно, расчерченное на множество клеток и похожее на сетку может проявляться навязчивая потребность в подкреплении какой-либо детали: испытуемый возвращается к ней снова и снова, иногда даже после завершения рисунка. Такое подкрепление в целом может означать смутную тревогу, а конкретно - свидетельствовать о фиксации на данном объекте (объект фиксации может быть реально нарисован или представлен в символическом виде), действии или отношении. Негативное акцентирование также может быть передано несколькими способами:
1) испытуемый может стереть нарисованную деталь частично или полностью;
2) может вычеркнуть одну из основных деталей рисунка.
Примеры акцентирования на такой детали дома, как труба на крыше:
а) над трубой изображаются густые клубы дыма;
б) тщательно прорисовывается сама труба и (или) материал, из которого она сделана;
в) выделяется контур трубы.
Подобное акцентирование может обозначать определенную озабоченность мужским сексуальным символом и другие проблемы подобного рода.
4. Последовательность деталей. Здесь основное внимание уделяется реальной последовательности в рисовании деталей дома, дерева и человека. Необходимо отметить, что любое изменение обычного порядка изображения деталей будет забыто, если не делать своевременных записей. Оказалось, что большинство испытуемых при выполнении рисунка дома придерживаются следующей последовательности: сначала они рисуют крышу, затем стену (стены), потом дверь и окно (окна) или окно (окна) и дверь. Или; сначала - линию основания, затем стену (стены), крышу и т. д. Было установлено, что неуверенные в себе испытуемые иногда изображали одну деталь отдельно от другой или от рисунка в целом без учета связи между ними, а иногда - симметрично (две трубы, два окна, две двери и т.д.).
Последовательность деталей рисунка дома, при которой дверь или окна первого этажа изображаются в последнюю очередь, можно назвать патоформной. Она подразумевает:
а) отвержение межличностных контактов;
б) стремление избегать контакта с реальностью.
Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала рисуется ствол, затем ветви и крона и (или) листва (в более или менее в реальном виде). Или: сначала - макушка дерева, затем ветви (подразумеваемые, изображаемые, например, штриховкой или нарисованные в реальном виде), ствол и основание ствола. Предполагается, что ветви дерева символизируют взаимоотношения испытуемого с окружающим миром и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует чувства испытуемого, касающиеся его основных способностей, личного потенциала - степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.
В большинстве случаев человек изображается в следующей последовательности: сначала рисуют голову, затем черты лица (глаза, нос и т.д.), потом шею, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д.
Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать:
1) о тенденции отвергать воспринимаемые органами чувств внешние стимулы;
2) о желании оттянуть насколько возможно идентификацию нарисованного человека.
Любые отклонения от нормальной последовательности - включая:
1) необычный порядок изображения;
2) произвольный возврат к ранее нарисованному либо с последующим стиранием, либо с перерисовыванием;
3) подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся) - должны расцениваться как патоформные.
Исследователю необходимо попытаться определить, вызвано ли отклонение от нормальной последовательности рисования деталей только снижением базовой интеллектуальной работоспособности (например, в случае явной умственной отсталости) или колебаниями, нерешительностью, причина которых заключается в неких эмоциональных расстройствах или органических изменениях и представляет собой изменения в структуре личности.
5. Эротические проявления. Исследователь должен проверить все три рисунка на предмет наличия эротических деталей, изображенных реально или символически. Окна, нарисованные без оконных стекол, иногда символизируют оральный (или) анальный эротизм, так же как и чувство враждебности. Дерево, нарисованное на вершине дугообразного холма, по-видимому, нередко означает орально-эротическую фиксацию, часто вместе с потребностью в материнской защите. Рисунок трубы на крыше с трудом дается тому испытуемому, который переживает сексуальный конфликт, если он воспринимает ее как фаллический символ.
Часто чрезмерное внимание уделяется эрогенным зонам тела (рот, груди, ягодицы и т. п.), в этом случае можно обнаружить некоторые психосексуальные отклонения, фиксации или незрелость при помощи интерпретации и тщательного опроса после выполнения рисунка.
По-видимому, в случае более откровенного представления сексуальных деталей, - особенно если интеллектуальный уровень испытуемого средний или выше и он ведет себя в социально приемлемой манере, - наиболее вероятно, что это проявление серьезного расстройства личности.
6. Согласованность. Исследователь должен определить относительную согласованность деталей как в каждом рисунке, так и между всеми тремя рисунками. Если между ними существует значительная разница - например, когда в двух из них использовано большое количество деталей, не согласующееся с их незначительным числом в третьем, ему необходимо обязательно обратить на это внимание.
2.2 ПРОПОРЦИИ (тест "Дом-Дерево-Человек")
Считается, что значение пропорциональных отношений, отраженных в рисунках дома, дерева и человека, в большинстве случаев демонстрирует оценки, которые испытуемый присваивает вещам, ситуациям, людям и т. д., представленным в его рисунках в реальном или символическом виде.
Внимание уделяется следующим критериям:
1. Отношение размера рисунка к размеру страницы;
2. Отношение фрагмента к рисунку в целом;
3. Отношение между фрагментами рисунка;
4. Согласованность.
1. Отношение размера рисунка к размеру страницы. С точки зрения отклонения от нормы исследователя прежде всего должны заинтересовать два способа использования пространства листа:
1) когда рисунок занимает очень маленькую площадь доступного пространства;
2) когда рисунок занимает почти всю страницу или даже не умещается на ней.
Первое обычно интерпретируется как проявление чувства неполноценности испытуемого, наличие определенной тенденции избегания реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение (например, часто через рисунок дома выражается символическое отвержение семьи).
Второе может интерпретироваться как:
1) проявление сильной фрустрации, вызванной ограничивающим воздействием окружающей реальности, в сочетании с чувством враждебности и потребностью в агрессивных действиях (возможности осуществлять эти действия может и не быть);
2) раздражительность и проявление довольно острого ощущения напряженности или
3) отражение ощущения состояния двигательной беспомощности (если, например, ступни и (или) часть ног на рисунке человека "срезаны" нижним краем страницы).
Считается, что размер дерева по сравнению с размером страницы отражает то, как испытуемый ощущает себя в психологическом поле. Если дерево имеет огромную высоту, то, по-видимому,испытуемый остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности вообще и, возможно, проявляет агрессивность или склонность к ней. Если дерево имеет крошечные размеры, то, вероятно, испытуемый ощущает свою неполноценность, неадекватность и потребность замкнуться в себе.
2. Отношение фрагмента к рисунку в целом. Исследователь должен обратить внимание на существующую диспропорцию между размером какого-либо фрагмента и рисунка в целом. Например, крошечная дверь, которая имеет гораздо меньшие размеры по сравнению со средним окном в доме, интерпретируется как отражение нежелания испытуемого допускать кого-либо к своим истинным чувствам.
Если испытуемый рисует человека с очень длинными и мускулистыми руками (совершенно непропорциональными по сравнению с телом), то он, вероятно, проявляет тем самым потребность в компенсации физического несовершенства.
3. Отношение между фрагментами рисунка. Зависимый, несамостоятельный испытуемый может нарисовать дерево с огромной, но плохо сформированной кроной и маленьким стволом (что интерпретируется как проявление чувства базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получить удовольствие от окружающего мира).
4. Согласованность.Не следует ожидать полной пропорциональной согласованности между фрагментами рисунка, так же как и пропорциональности отдельных фрагментов. Однако, если замечена рассогласованность, ее необходимо расценивать как подозрительный факт, и исследователь должен постараться найти этому объяснение.
2.2.3 ПЕРСПЕКТИВА (тест "Дом-Дерево-Человек")
Считается, что, используя в рисунке тот или иной вид перспективы, испытуемый раскрывает свое видение очень широких и сложных взаимосвязей, которые он вынужден устанавливать с окружающим миром, существующими в нем людьми, а также способы поддержания этих взаимосвязей.
Внимание уделяется следующим критериям:
1. Положение рисунка на странице;
2. Положение рисунка относительно наблюдателя;
3. Положение фрагмента относительно рисунка в целом;
4. Взаимное расположение фрагментов;
5. Движение;
6. Способ изображения;
7. Согласованность.
1. Положение рисунка на странице. Положение рисунка часто имеет значение для определения индивидуальных различий.Склонность к тщательной центровке рисунка обычно интерпретируется как проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и неумения приспособиться, адаптироваться к среде, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью точности симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде.
Устойчивая тенденция, наблюдаемая в стремлении разместить рисунок в верхнем левом углу страницы, свойственна тем испытуемым, которые проявляют довольно заметную тревожность или регрессию (реакцию избежания). Считается, что это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое, поскольку, согласно культурной традиции, верхний левый угол представляется исходным пунктом. Возможно, угол страницы, символизирует безопасность, которая традиционно приписывается углу комнаты.
Испытуемый, чей контакт с реальностью ограничен, может иногда выражать это в символической форме, изображая дом без линии основания, или как бы в подвешенном над землей состоянии, без нижнего края стены, или (и это, по-видимому, всегда имеет патологический характер) как бы в виде крыши забора; изображая дерево с корнями в виде тонких линий, которые почти не касаются линии земли, либо с корнями, опирающимися на ее поверхность, подобно когтям большой птицы, и не проникающими вглубь.
Обычно все три объекта имеют прямое положение на рисунке: крепкий, исправный дом, прямое дерево, стройный человек. Однако встречаются и другие случаи.
Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное поведение и (или) негативистское неприятие инструкций, наблюдалась тенденция не соглашаться с заданным расположением рисуночной формы (вертикальное - для дерева и человека и горизонтальное - для дома), вероятно, потому, что принятие инструкции расценивается ими как признак слабости. Они считают необходимым изменить оптимальное положение листа и делают свою задачу более трудной. Случай неоднократного изменения положения страницы можно считать патоформным.
Считается, что если рисунок соприкасается с краем (несколькими краями) листа, то это всегда является значимым фактором. Существуют по крайней мере четыре вида такого контакта:
1) края страницы (один или более) "срезают" часть рисунка;
2) та или иная часть рисунка касается верхнего края страницы, но не выходит за его пределы;
3) рисунок примыкает к боковому краю страницы, но не выходит за него;
4) нижний край страницы используется как основание рисунка.
Клинический опыт показал, что каждое из вышеперечисленных положений может быть интерпретировано следующим образом:
1. случай "срезания" краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату (или комнаты) из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома и (или) проживающими в ней людьми;
"срезание" макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска его в реальности;
случаи "срезания" элементов рисунка человека (например, "ампутация" ступней или нижней части ног со ступнями), по-видимому, выражают переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности.
С точки зрения отношения ко времени "срез" левого края рисунка, по-видимому, обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим;
"срез" правого края рисунка, вероятно, свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого;
2. контакт рисунка с верхним краем страницы, по-видимому, означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения;
3. рисунок дома, примыкающий к краю страницы (боковой срез страницы используется в качестве границы стены дома), по-видимому, символизирует генерализованное чувство незащищенности, которое часто имеет:
• определенное временное значение (левый край - прошлое, правый - будущее) и (или)
• определенное значение, связанное с назначением комнаты или ее постоянным жильцом.
Дерево, примыкающее к краю страницы, подразумевает сужение пространства и, как следствие, усиление чувствительности и проявление агрессивно-реактивных тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет. Рисунок человека, примыкающий к краю страницы, по-видимому, выражает генерализованную, а иногда и более конкретную и ситуативную незащищенность;
4. использование нижнего края страницы вместо линии основания рисунка означает:
• более или менее генерализованную незащищенность;
• депрессивно окрашенное настроение.
2. Положение рисунка относительно наблюдателя. Здесь есть по крайней мере три подхода. Во-первых, визуальная взаимосвязь между наблюдателем и рисунком - например, дом представлен таким образом, что наблюдатель видит его как бы с высоты птичьего полета. Такое изображение трактуется как признак:
a)отвержения нарисованного дома или
б)неприятие довольно распространенной тенденции окружать такое понятие, как "домашний очаг", неким ореолом.
Дерево, нарисованное ниже уровня наблюдателя, по-видимому, символизирует депрессию или расстройство. Человека редко изображают ниже уровня наблюдателя, поэтому рисунок такого типа может расцениваться как патоформный.
В противоположность этому существуют рисунки, выполненные так, как будто они находятся выше уровня наблюдателя. Подобное изображение дома обычно выражает:
1) переживаемое испытуемым чувство отчуждения его от дома либо несбывшееся желание оказаться в семейном кругу или в домашней обстановке или
2) стремление замкнуться, ограничить контакты с другими людьми.
Дерево, нарисованное как будто на возвышении, по-видимому, означает:
1) чувство напряженности;
2) потребность в защите и безопасности.
Одинокое дерево на вершине холма не всегда символизирует чувство превосходства и доминирования. Напротив, оно может представлять чувство одиночества в сочетании со стремлением к автономии, так как находится в положении брошенного на произвол судьбы или символизирует стремление к отдаленной и, возможно, недостижимой цели. Рисунок дерева, частично скрытого за холмом, для многих служит признаком потребности в защите и покровительстве.
Второй подход к анализу заключается в обсуждении кажущегося расстояния между наблюдателем и рисунком. Расстояние может быть указано при помощи:
1) сильного уменьшения размеров нарисованного объекта или
2) некоторого количества деталей, размещенных между наблюдателем и объектом.
Третий подход заключается в обсуждении позиции объекта, а его расположение на странице при этом не имеет значения. В качестве примера можно привести рисунок дома, обращенного торцом к наблюдателю (отметим, что в этом случае нет необходимости рисовать дверь), а также рисунок человека в абсолютный профиль (видна только одна сторона тела, с одной рукой, одной ногой, и нет даже слабого намека на существование другой стороны). Кроме того, человек может быть изображен спиной к наблюдателю. Это можно объяснить нежеланием испытуемого встать "лицом к лицу" с окружающим миром (позиция избежания), его стремлением замкнуться, скрывать свое истинное "Я" и вступать в контакт только на его условиях.
Противоположной является позиция анфас. Можно считать, что дерево нарисовано анфас, если его ветви расположены по краям ствола и не скрывают его. Если все три рисунка нарисованы в абсолютный анфас, можно сделать вывод, что испытуемому, в сущности, свойственны нежелание приспособиться и бескомпромиссность. Также существует предположение, что подразумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.
Иногда испытуемый рисует дом и (или) человека в профиль, обращенными в сторону, противоположную ожидаемой относительно его ведущей руки. Обычно испытуемые-левши рисуют дом, у которого видны правый торец и основная стена, и человека, обращенного к наблюдателю правой стороной, а правши - наоборот. Такой случай можно интерпретировать как выражение враждебных импульсов, которые испытуемый стремится подавить или сублимировать.
Оказалось, что информация, предположительно связанная с фактором времени, которую можно определить по позиции рисунка, весьма полезна (при интерпретации можно сравнить те роли, которые играют прошлое и будущее в психологическом пространстве испытуемого).
Было установлено, что в рисунке дерева, а возможно, и дома использование места слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа - как выражение преобладания сферы интеллектуальной. При этом предполагается, что рассмотрение "поля будущего" обязательно должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой. Однако здесь не подразумевается наличие строгого соответствия.
Кроме того, следует обратить внимание на такую неуместную деталь, как линия земли. Было установлено, что если линия земли поднимается вверх слева направо, то это часто символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем, если же линия опускается вниз слева направо, то, вероятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии). Линия земли, проведенная вниз от рисунка дома (дерева или человека) в любую сторону может означать чувство одиночества и неуверенности в себе.
3. Положение фрагмента относительно рисунка в целом. Случаи отклонения от нормы, которые рассматриваются в этом разделе, связаны с нежеланием испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи. Например:
1)две большие ступени, ведущие к глухой стене дома (как признак недоступности испытуемого);
2)дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом.
Второй основной тип отклонения от нормы - это прозрачность деталей. Патологическое значение прозрачности, вероятно, можно оценить:
а) по количеству случаев прозрачности;
б) по размеру прозрачной детали.
Поскольку случаи прозрачности подразумевают отсутствие критичности испытуемого, предполагается, что они представляют собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и (или) органических факторов. Конечно, при условии, что испытуемый не является умственно отсталым.
4. Взаимное расположение фрагментов. Здесь рассматриваются изображенные в необычном виде фрагменты одного рисунка, которые должны быть взаимосвязаны. Например, в рисунке дерева две линии, обозначающие ствол, не соединяются в основании, а ветви, нарисованные по краям, фактически не объединяются в общую крону, хотя и могут переплетаться между собой, - таким образом, рисунок как бы представляет собой не одно, а два дерева.
Туловище человека может быть как бы подвешено над ногами, или вертикальные линии туловища могут продолжаться в виде линий ног, то есть в тазовой области нет "нормального" соединения линий. До сих пор на практике неспособность дорисовать тазовую область человека всегда оказывалась связанной с развитым сексуальным конфликтом (в большинстве случаев - сильные гомосексуальные тенденции).
Ноги и ступни у человека могут быть нарисованы в таком положении, что создается впечатление, будто человек движется одновременно в двух противоположных направлениях. Такой рисунок может интерпретироваться как выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.
5. Движение. Если испытуемый рисует дом в движении (такое движение должно носить катастрофический характер - например, падение или разрушение), следует расценивать такое изображение по меньшей мере как патоформное, а чаще всего - патологическое.
За "движение" в рисунке дерева можно принять только такое изменения положения дерева, причиной которого могут быть природные катаклизмы или разрушительные действия человека.
Движение в рисунке человека, в отличие от движения в рисунке дерева, а особенно дома, не должно расцениваться как патоформное или патологическое. Напротив, оно может выражать ощущение удовлетворительной адаптации испытуемого.
6. Способ изображения. Исследователь должен обратить внимание на два момента:
1) применение нетипичных способов штриховки;
2) применение правдоподобного и реалистичного изображения.
Прежде всего исследователь должен научиться различать нормальный и ненормальный тип штриховки (который, как предполагают, всегда служит показателем тревожности). В связи с этим необходимо рассмотреть следующие моменты:
1) количество времени, затраченного на штриховку;
2) нажим;
3) подкрепление штриховки - произвольный возврат к штриховке в процессе работы над данным рисунком или над следующими либо на этапе пострисуночного опроса.
Нормальная штриховка (используется тогда, когда присутствие некоторых деталей на рисунке только подразумевается) наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.
Что касается реалистичного способа изображения, то иногда, например, испытуемый может начать с создания проекта или плана этажей дома. Исследователь должен позволить закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме. По-видимому, такой рисунок всегда является показателем серьезного конфликта в доме испытуемого. Рисуя план этажей дома, испытуемый, по-видимому, систематизирует ситуацию и фактически обнаруживает перед исследователем существование сложных взаимоотношений. Особого внимания заслуживает присущее таким испытуемым свойство выражать в рисунке свое отношение к проблемам, связанным с определенной комнатой (гостиная комната - гости, спальня - секс, ванная - отвержение, гигиена) или с людьми, проживающими в них, что выражается в бессознательном изменении размеров комнат, а иногда - их расположения.
Попытки уклонения, с одной стороны, и погрешности в изображении действительности - с другой, расцениваются соответственно - первая как потенциально, а вторая как фактически патоформная реакция.
7. Согласованность. Не следует ожидать абсолютной согласованности рисунка с точки зрения оценки перспективы, поскольку в большинстве случаев рассогласованность выражает индивидуальные различия испытуемых (на самом деле абсолютную согласованность, очевидно, можно считать патологической). Тем не менее приемлемая степень согласованности должна иметь место. К сожалению, в настоящее время понятию "приемлемая степень согласованности" нельзя дать удовлетворительное определение.
2.2.4 ВРЕМЯ (тест "Дом-Дерево-Человек")
Предполагается, что, определив как количество времени, затраченного испытуемым, так и продуктивность его использования в процессе рисования и последующего опроса, исследователь может узнать, насколько значим для испытуемого данный рисунок в целом или составляющие его части.
1. Отношение общего количества затраченного времени к качеству рисунков. Если качество рисунка высокое, нет нужды задаваться вопросом о степени психической интеграции личности испытуемого, даже если было затрачено много времени. Исследователь должен решить, оправдано ли затраченное время количеством деталей и способом их изображения. Если общее время (на все три рисунка) меньше 2 минут или больше 30 минут, исследователь, вероятно, имеет полное основание сделать вывод о наличии некоего аномального фактора, если нет доказательств обратного.
2. Отношение качества рисунка к количеству затраченного времени. Критерий в данном разделе тот же, что и в предыдущем, только рисунки рассматриваются по отдельности.
3. Латентный период, предваряющий рисование. Латентный период у "аномальных" испытуемых, как правило, более продолжителен, чем у "нормальных". Можно утверждать, что только "аномальные" испытуемые нуждаются в некоторой паузе, чтобы настроиться на выполнение задания, перед тем как начать рисовать. Если испытуемый не приступает к рисунку в течение 30 секунд после получения инструкции, исследователь должен расценить задержку как патоформную. Любая подобная задержка - веское доказательство наличия конфликта, и исследователь должен попытаться обнаружить его причину в процессе пострисуночного опроса.
4. Пауза в процессе рисования - это явный перерыв, превышающий несколько секунд, при условии, что испытуемый вообще приступил к выполнению задания. Паузу более 5 секунд можно расценивать как достаточное доказательство конфликта, при отсутствии оснований для утверждения обратного. Ключ к пониманию причины конфликта обычно дает та или иная часть рисунка, во время, перед или после выполнения которой испытуемый делает паузу.
5. Пауза в комментариях. Продолжительность паузы, сделанной испытуемым во время непосредственного или пострисуночного комментария, который он внезапно прерывает, должна быть записана. В таких случаях обязательной процедурой является дополнительный опрос.
6. Согласованность. Предполагается, что время, затраченное на тот или другой рисунок, должно быть примерно одинаково. Хотя также необходимо учесть, что обычно на адекватное изображение дома и человека затрачивается больше времени, чем на рисунок дерева. Большое количество времени, затраченное на тот или иной рисунок, может свидетельствовать о наличии у испытуемого сильного чувства (положительного или отрицательного) по отношению к изображаемому объекту в целом или к его конкретному фрагменту либо к той идее, которая символически выражена рисунком или его фрагментом. Если испытуемый затратил очень мало времени, это указывает на отклонение испытуемым самого задания и (или) изображенного объекта, идеи или ситуации, символически представленной в рисунке.
2.2.5 КАЧЕСТВО ЛИНИЙ (тест "Дом-Дерево-Человек")
Внимание уделяется следующим критериям:
1. Моторный контроль;
2. Нажим;
3. Тип линии;
4. Согласованность.
1. Моторный контроль. Среднестатистический индивид не должен испытывать больших затруднений при рисовании прямых линий. Углы и кривые линии в его рисунке должны быть четко прорисованы, а процесс их рисования - контролируемым. Несоответствие уровня моторного контроля этим требованиям предполагает недостаточную функциональную приспособленность личности или нарушение в центральной нервной системе, при этом степень отклонения от нормы зависит от значительности органического или функционального нарушения.
Однако необходимо учитывать, что люди, которые большую часть жизни занимались тяжелым ручным трудом, не смогут манипулировать таким довольно деликатным инструментом, как карандаш или мелок, с легкостью клерка, поэтому исследователь должен быть осторожен в выводах, чтобы не сделать заключения, что эта неспособность, обусловленная родом занятий, является симптомом нервной болезни - такой, как ранний атеросклероз.
2. Нажим. Жирные линии в рисунке испытуемого, не имеющего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования.
Например:
1. если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности неопределенного характера;
2. если такие линии использованы в изображении определенных деталей рисунка, это может означать:
• фиксацию на этой детали - и (или)
• враждебность, подавленную или открытую, по отношению к нарисованному объекту или тому, что он символизирует;
3. если контур дома, дерева или человека нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить личностный баланс;
4. если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, вероятно, означает, что пациент старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии;
5. очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни;
6. жирные линии контура крыши дома означают (если рассматривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.
Если все три рисунка выполнены чрезвычайно слабыми линиями, то это интерпретируется как показатель генерализованного чувства неполноценности, сопровождаемого нерешительностью и боязнью поражения. Если линии постепенно становятся более тонкими, начиная с рисунка дома и заканчивая рисунком человека, можно предположить наличие генерализованной тревоги и (или) депрессии. Если слабые линии использованы только при выполнении некоторых деталей, это говорит об определенном нежелании испытуемого рисовать данную деталь (или несколько деталей) из-за того, что она (они) фактически или символически представляет (ют).
3. Тип линии. Исследователь должен определить следующие характеристики линий, использованных испытуемым в рисунке:
1) линии прерывистые или непрерывные;
2) линии всегда (или почти всегда) твердые и прямые - или всегда (или почти всегда) плавные и изогнутые.
Постоянное использование эскизных отрывистых линий в лучшем случае, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезности, в худшем (особенно если линия нарисована очень медленно) - это патоформный признак. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ригидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия - здоровый знак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии условностей и (или) ограничений.
4. Согласованность. Изображение дома, как правило, требует прямых линий. Человека в целом преимущественно рисуют с помощью кривых линий. Для рисунка дерева обычно необходимо сочетание линий обоих типов. Отклонения от обычно используемого типа линий и качества их нажима в данном рисунке, очевидно, являются патоформными; кроме того, необходимо регистрировать колебания типа и нажима линий внутри контура данного рисунка.
2.2.6 САМОКРИТИЧНОСТЬ (тест "Дом-Дерево-Человек")
Самокритичностью считается:
• критическая позиция испытуемого;
• его готовность что-то предпринять с тем, что он посчитал неправильным.
Способность к объективной оценке, критике и умение пользоваться такой критикой - одни из тех интеллектуальных функций, которые в первую очередь страдают от чрезмерной эмоциональности и (или) процессов, связанных с органическим поражением мозга. Из этого следует, что полезно анализировать дефекты, обнаруженные испытуемым в рисунках, и определять, какие корректирующие шаги он предпринимал и насколько они были успешны.
Считается (и критический опыт, по-видимому, оправдывает это предположение), что самокритичное отношение хорошо интегрированного индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя рисунками. Полное отсутствие попыток испытуемого со средним или более высоким интеллектуальным уровнем внести изменения в рисунок не очень высокого качества фактически является патоформным случаем.
Предполагается, что отношение испытуемого к тесту "Дом-Дерево-Человек" в целом будет указывать на степень его готовности принять новое и, возможно, более трудное задание, что его отношение к отдельным рисункам зависит от ассоциаций, вызванных тем или иным рисунком или отдельным его фрагментом.
2.2.7 КОММЕНТАРИИ (тест "Дом-Дерево-Человек")
1. Комментарии рисуночной фазы;
2. Пострисуночные комментарии.
Комментарии могут быть либо устными, либо письменными. Письменные комментарии - имена людей, названия улиц, деревьев и т. п. или числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули, понятные лишь для самого испытуемого, - имеют по меньшей мере патоформный характер, что подтверждалось до сих пор почти в каждом случае. По-видимому, они выражают:
1) общую навязчивую потребность в максимальном контроле ситуации (признак базовой незащищенности) или
2) конкретную навязчивую потребность компенсировать овладевшую им идею или чувство, которые были активизированы чем-то в рисунке или в пострисуночной ситуации. Комментарии могут быть спонтанными (самопроизвольными) или спровоцированными исследователем.
1. Комментарии рисуночной фазы. Было обнаружено, что процесс изображения дома, дерева или человека и (или) их последующее обсуждение вызывают у испытуемых сильные эмоциональные реакции, в результате которых они способны или вынуждены вербализовать материал, который до настоящего времени подавляли или считали невыразимым. Из этого следует, что может быть чрезвычайно полезно анализировать спонтанные комментарии испытуемого, сделанные в процессе рисования или пострисуночного опроса.
Объем комментариев. Полное отсутствие спонтанных комментариев фактически подтверждает предположение, что испытуемый склонен к замкнутости, однако многие хорошо приспособленные испытуемые также не делают спонтанных комментариев. Патоформность отсутствия спонтанных комментариев можно отчасти объяснить в процессе определения общего отношения испытуемого к выполняемому заданию или беседе. Гораздо более значимыми моментами, чем отсутствие комментариев, являются:
1) наличие чрезмерного количества комментариев и
2) изложение материала, который на первый взгляд может показаться странным или совершенно не относящимся к делу.
Уместность комментариев. Неуместные комментарии встречаются довольно часто и могут выражать:
1) потребность в тщательном структурировании ситуации и представляют собой признак базовой незащищенности;
2) попытку ослабить напряжение ситуации тестирования посредством вербализации.
Обусловленность комментария. Считается, что спонтанные комментарии, как правило, вызваны определенными причинами. Предполагается, что наиболее важный фактор,- это фрагмент данного рисунка, который испытуемый только что закончил, над которым продолжает работать или который собирается нарисовать; или вопрос пострисуночного опроса, который только что был задан. Интервал времени между стимулом и ответом может указать на степень развития конфликта.
2. Пострисуночные комментарии.
Объем комментариев. Отсутствие комментариев в пострисуночном опросе расценивается как патологический признак, ввиду того что исследователь задает вопросы открытого типа. Выражение "я не знаю" следует истолковывать не как отсутствие ответа, а как неудовлетворительный ответ.
Диапазон. В пострисуночном опросе диапазон тем для ответа более или менее ограничен вопросом, по крайней мере теоретически. Любое значительное отклонение от темы должно расцениваться как патоформное.
Субъективность. Исследователь должен определить степень и характер идентификации испытуемого (насколько тот соотносит себя и в каком качестве) с любым из нарисованных объектов.
Реальность в комментариях. Ответы испытуемого могут предоставить исследователю информацию о способности испытуемого понимать реальность. Эта информация, в свою очередь, способствует оценке общей приспособленности испытуемого, а также уровня его интеллекта. Особенно полезны в этой связи ответы испытуемого на вопросы:
"Человек" - 1, 2, 6, 12, 14, 18, 20;
"Дерево" - 1, 6, 10, 12, 16, 20, 22, 23;
"Дом" - 2, 7, 8, 15.
Эмоциональность. Можно предположить, что случаи выражения более сильных или незначительных, но постоянных эмоциональных проявлений, а также любые отмеченные признаки стабильного аффекта являются весьма подозрительными. Косвенное выражение эмоциональности (и ее предполагаемая причина) может проявиться в ответах на дополнительные вопросы, начиная с "Дом" 17.
В пострисуночных комментариях, относящихся к рисунку человека, испытуемый часто позволяет себе открыто выразить свои чувства и отношения к межличностным взаимосвязям - как в целом, так и в конкретных случаях.
Фактор "жизни" в комментариях. Средний, хорошо приспособленный испытуемый воспринимает нарисованный им дом как жилой (то есть содержащий жильцов), а дерево и человека - живыми. Ответы в пострисуночном опросе, свидетельствующие о том, что испытуемый воспринимает дом пустующим, дерево умирающим или мертвым, а человека больным, умирающим или мертвым, по-видимому, говорят о плохой приспособленности испытуемого. Чем менее одушевленным, с точки зрения испытуемого, является изображение, чем большее число объектов он воспринимает лишенными жизни, тем глубже его предполагаемый уровень дезадаптации.