Выдающийся деятель русской культуры - Александр Серов |
Александр Николаевич Серов вошёл в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихся её деятелей. Особенно велико значение его критической и научно-музыкальной деятельности.
Портрет Александра Николаевича Серова, выполненный сыном, Валентином Серовым
Родился Александр 11 (23) января 1820 года в Петербурге. Отец его, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место в министерстве финансов. С раннего детства Серов был приобщён к естественным наукам, живописи, классической литературе. В 1835 году, по решению отца, юноша поступил в Училище правоведения. Там он начал серьёзно увлекаться музыкой; занимался игрой на фортепиано и виолончели, изучал гармонию, контрапункт, регулярно посещал симфонические концерты и оперные спектакли.
Окончив Училище в 1840 году, Александр Николаевич поступил на службу в Министерство юстиции. Но, имея в глубине души мечту стать композитором, молодой человек упорно продолжал своё музыкальное образование. Он познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой и был в восторге от музыки великого композитора. Значительное влияние на формирование Серова как музыканта оказало и произошедшее вскоре знакомство с Александром Сергеевичем Даргомыжским.
После пятилетней службы в Петербурге Серов получил назначение в Симферополь. И здесь он, несмотря на большую занятость, отдаёт много времени музыке. Он пишет свою первую оперу "Мельничиха из Марли", не удовлетворившую его, и поэтому вскоре им самим уничтоженную. Начинает работу над следующей оперой "Майская ночь", которую впоследствии постигает та же участь. Из Симферополя Серова переводят в Псков. Однако его желание стать музыкантом становится настолько велико, что он решается наперекор воле отца бросить службу, переезжает в Петербург и целиком посвящает себя музыкально-критической деятельности. "Какое высокое назначение, — писал он, — быть жрецом такой музы (музыки), бросить значительную горсть фимиаму на ее жертвенник и этим заставить человечество подвинуться на несколько шагов вперед", а влияние музыки на прогресс человечества он считал не меньше влияния "паровых машин и железных дорог". Его первые публикации в журналах "Современник" и "Библиотека для чтения" относятся к 1851 году.
Настоящий расцвет деятельности Серова как критика наступает со второй половины 1850-х годов. Только за 1856 год им написано более шестидесяти различных трудов, в том числе одно из первых в русском музыкознании подлинно научное исследование фольклора - очерк "Музыка южнорусских песен" (с приложением к статье шести народных песен собственной гармонизации). В 1858 году Серов отправляется за границу, чтобы лучше познакомиться с новыми явлениями зарубежного искусства. Там он встречается с Листом и Вагнером и делится впечатлениями об этом в необычайно интересных "Письмах из-за границы". Серов становится единственным на то время русским композитором, восторженно приветствовавшим Вагнера. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично способствовал постановке опер немецкого композитора на русской сцене.
Александр Серов был убеждён, что для того, чтобы музыка могла полноправно выполнять свою общественную роль, мало открыть двери концертных залов для широкой публики. Следует ещё воспитать музыкальный вкус слушателей, научить их понимать музыку, разбираться в ней. С большим энтузиазмом развивает он деятельность в этом направлении. Своими талантливыми, увлекательными статьями он стремится содействовать распространению знаний по истории музыки, об отдельных музыкальных произведениях, о творчестве выдающихся композиторов. Но и этого, по мнению Серова, недостаточно. Тогда он задумал прочитать цикл общедоступных лекций о народной и классической музыке и её представителях. Это начинание было для России настолько необычным, новым, невиданным, что даже среди музыкантов Серов почти не имел сторонников. Несмотря на почти полный материальный крах первого цикла, он в следующем сезоне объявляет новый, с упорством продолжая свой благородный подвиг и постепенно завоёвывая признание широких кругов русского общества.
Несколько лет Серов посвятил созданию капитального труда "Русская народная песня как предмет науки". В то же время, планы создания ещё нескольких опер так и остались неосуществлёнными. Лишь в возрасте сорока трёх лет Александру Николаевичу удалось успешно завершить своё первое значительное произведение. В 1860 году, под сильным впечатлением от пьесы итальянского драматурга Джакометти "Юдифь" и игры выступавшей в главной роли итальянской артистки Аделаиды Ристори, Серов начал писать оперу на этот сюжет. После трёх лет напряженного труда опера была завершена и поставлена в Петербурге весной 1863 года.
Аделаида Ристори
"Юдифь" - Увертюра
Премьера оперы прошла с огромным успехом. Как композитор Серов сразу завоевал признание публики. Успех "Юдифи" окрылил его и в этом же году он начал работу над своей второй оперой "Рогнеда", посвящённой событиям из истории Древней Руси.
Баллада Рогнеды
К творческому успеху присоединилось радостное событие в личной жизни: в 1863 году Серов женился на своей ученице Валентине Бергман - талантливой пианистке, ставшей его верным другом и соратником. Владимир Фёдорович Одоевский тогда записал в своём дневнике: «Серов женился на девушке-музыкантше — стипендиатке Музыкального Общества, которая знает все Баховы фуги наизусть».
В 1867 году Серов предпринял попытку основать впервые в России специальное музыкальное издание - газету "Музыка и театр". Это было важным и нужным делом. Однако, газета просуществовала недолго (вышло 17 номеров), не найдя поддержки у общественности.
К этому периоду относится и возникновение замысла последней оперы Серова. Одна из самых колоритных страниц русской музыки, опера "Вражья сила" содержит разнообразные картины московского быта, здесь показаны и патриархальные нравы купеческой семьи, и бесшабашная гульба гостей на постоялом дворе, и праздничное народное веселье в разгар Масленицы. Автор стремился сохранить в музыке яркий народный колорит, присущий литературному источнику оперы - пьесе А.Н. Островского "Не так живи, как хочется". "Вражью силу" можно было бы назвать "песенной оперой". Серов сделал песенную форму основой всего музыкального действия. Песня - куплетная или состоящая из двух частей - заменила арию, стала главным средством характеристики действующих лиц.
"Масленичное гулянье" - сцена из оперы ""Вражья сила"
После смерти Серова пятый акт оперы дописала Валентина Семёновна Серова совместно с Н.Ф. Соловьёвым.
© Колесникова Н.С.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Томаовсянка
Томаовсянка, да, Тамара, очень интересная он личность. Читаю его критические статьи о музыке и музыкантах - мысли очень оригинальные, глубокие.Ответ на комментарий Лариса_Воронина
Лариса_Воронина, дорогая Лариса, огромное спасибо за прекрасное поздравление и тёплые пожелания!!!Ответ на комментарий Светлана_Крымская
Светлана_Крымская, большое спасибо, Светлана!!! Вашей дочери тоже самые наилучшие пожелания! И Вам здоровья и благополучия!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |