-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Балис Дварионас. Концерт для скрипки с оркестром

Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 11:28 + в цитатник
 
«Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место.». (Е. Светланов).
 
Балис Дварионас — художник многогранного дарования, композитор, пианист, дирижер, педагог — сыграл значительную роль в развитии музыкальной культуры Литвы. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления; рапсодичность, импровизационность изложения. В 1924 г. он окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепиано. Со студенческих лет выступал как концертирующий пианист, гастролировал во Франции, Венгрии, Германии, Швейцарии, Швеции.
Дварионас воспитал целую плеяду исполнителей — с 1926 г. он вел класс фортепиано в Каунасском музыкальном училище, с 1933 — в Каунасской консерватории. С 1949 г. до конца своей жизни был профессором Литовской государственной консерватории. Трудно переоценить вклад Дварионаса в развитие и популяризацию национальной профессиональной музыки: одним из первых литовских дирижеров он поставил перед собой цель исполнять произведения литовских композиторов не только в Литве, но и за рубежом. Он первым дирижировал симфонической поэмой М. К. Чюрлениса «Море», включал в программы своих концертов сочинения Ю. Груодиса, Ю. Карнавичюса, Ю. Таллат-Кялпши, А. Рачюнаса и др. В 1940 г. Дварионас организовал и возглавил Вильнюсский городской симфонический оркестр, в 40-50-х гг. он являлся главным дирижером оркестра Литовской филармонии, главным дирижером республиканских Праздников песни. «Песня вызывает у людей радость. Радость же: рождает силы к жизни», — писал Дварионас после Вильнюсского городского праздника песни в 1959 г. 
1405068682-52705 (348x348, 26Kb)
 
Одно из лучших сочинений Дварионаса — Концерт для скрипки с оркестром (1948), ставший значительным достижением национального музыкального искусства. С этим произведением связан выход литовской профессиональной музыки на международную сцену. Насыщая ткань Концерта народно-песенными интонациями, композитор воплощает в нем традиции лирико-романтического концерта XIX в. 
 
Концерт чарует и поражает в первую очередь своей мелодичностью, разнообразием мелодий. Композитор словно не в состоянии сосредоточиться на двух-трёх темах. При их разработке возникают новые темы-мелодии, которые образуют новые эпизоды. Так формируется своеобразный творческий почерк Дварионаса. 
 
Скрипичный концерт си минор написан ясным, прозрачным языком. Автор демонстрирует в нём свой мелодический дар и замечательное чувство формы, высокое мастерство и в использовании мелодических и эмоционально-выразительных возможностей сольного инструмента.
 
Концерт начинается довольно развёрнутым вступлением - Andante semplice, в котором выделяются два эпизода: первыё - оркестровый (валторна и деревянные духовые), во втором же господствует соло скрипки и на первый план выступают речитативные интонации. Вступительный эпизод сразу вводит слушателя в лирическую атмосферу концерта. Развитие этого эпизода приводит к главной теме первой части - оживлённой и активной.Она звучит у скрипки на фоне чёткого маршеобразного ритма в оркестре.
 
Немаловажную роль в концерте играет певучая связующая тема. Развитие этой поэтической мелодии приводит к мощной эмоциональной кульминации, после чего появляется также лирическая побочная партия, порученная струнной группе оркестра. В ней композитор использовал народно-песенные интонации (мелодию народной песни "Осенним утром"). Побочная тема, наряду с главной, неоднократно звучит и в разработке, которая развивается спокойно, без острых драматических столкновений. Автор, в сущности, не подвергает побочную тему изменениям - он выделяет первоначальный её мотив и показывает в различных тональностях, слегка варьируя его. 
 



Сам автор с первым исполнителем и пропагандистом этого концерта - скрипачом Aleksandras Livontas

В большой каденции скрипки соло на первый план выступают виртуозные элементы. Здесь композитор изобретательно развивает мелодию главной темы, придавая ей лирический, взволнованный характер. В репризе в варьированной форме повторяются основные музыкальные образы первой части.



Во второй части - Andante molto sostenuto - благородная лирика сочетается с жанрово-танцевальным началом. Для главной темы этой части использована мелодия литовской народной песни "Пива, пива", записанная самим автором.

Эту удивительную тему композитор свободно и широко развивает (опять-таки вариационным способом), используя колористические средства оркестра и сольного инструмента, в частности, вводя в партию скрипки мелизматические украшения, пассажи. Средний эпизод Andante весьма своеобразен. На смену лирике приходит образ, носящий характер народного танца с острыми акцентами, синкопированной ритмикой, воскрешающий в памяти стиль народных сутартинес (вид старинных народных литовских многоголосных песен, преимущественно женских трудовых. Исполнялись во время работы, а также на свадьбах; иногда сопровождали танцы). Оригинальны гармонические краски этого эпизода, использующие созвучия секунд, пустых квинт, кварт.



Финал концерта - Vivo allegro - звучит оживлённо, темпераментно (форма рондо). Главная тема по своему решительному маршево-танцевальному характеру близка основной теме первой части концерта. В большой коде закрепляется общий жизнерадостный характер музыки финала. В партии солиста раздаются отголоски главной темы первой части, которыми автор и заканчивает произведение. 



Ещё одно исполнение Финала концерта



Vilhelmas Čepinskis, violin
Julius Geniušas, conductor
Lithuanian State Symphony Orchestra 
 
dvarionas_portretas1.jpg__407x407_q85_crop-smart_subject_location-590,686_subsampling-2_upscale-True (407x407, 30Kb)
 
Дварионасу принадлежит также очень примечательная инструментальная пьеса - для скрипки и фортепиано "У озерка" ("Элегия", 1946), ставшая классикой литовской камерно-инструментальной музыки ХХ века. Как и в Концерте, здесь Дварионас увлекает непосредственностью высказывания, мелодизмом. В пьесе "У озерка" основная тема отличается особой песенностью.
 


Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 14 пользователям

Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 11:42 (ссылка)
Спасибо, Наташа!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 11:57 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост дорогая!!Хорошего дня!!
Ответить С цитатой В цитатник
daizyLeningrad   обратиться по имени Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 14:53 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Чингиз   обратиться по имени Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 16:54 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 02 Сентября 2018 г. 18:30 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за знакомство с приятной музыкой Дварионаса!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Сентября 2018 г. 10:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, большое спасибо за внимание и отзыв, Тамара! Литовская музыка богата музыкальными дарованиями, один Чюрлёнис что значит...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Сентября 2018 г. 10:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Чингиз

Чингиз, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Сентября 2018 г. 10:37 (ссылка)

Ответ на комментарий daizyLeningrad

daizyLeningrad, благодарю за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Сентября 2018 г. 10:38 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, большое спасибо, Наденька! Хорошего дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 06 Сентября 2018 г. 10:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, рада, что пост понравился! Большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 30 Сентября 2018 г. 12:25 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 30 Сентября 2018 г. 18:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Валентина-л, спасибо большое за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку