-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Уроки музыки: Гармония

Понедельник, 21 Мая 2018 г. 12:36 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

"Гармония" в переводе с греческого означает "связь", "стройность", "соразмерность". Гармония служит критерием красоты и в различных искусствах (например, гармония красок в живописи, гармония объёмов в архитектуре, движений в танце), и в разнообразных жизненных явлениях (гармония внутреннего содержания и внешнего облика человека, гармония человека и окружающей среды, гармоническое развитие личности и т.п.).

Гармония в музыке - это важнейшее выразительное средство, которое представляет собой объединение музыкальных звуков в созвучия и закономерную последовательность этих созвучий.

Основной материал гармонии - созвучие, одновременное сочетание нескольких звуков. Как всякое живое явление в искусстве, созвучия эволюционируют, изменяются, приобретают новые формы. Виды созвучий - от древнейших образцов музыкального искусства до современных форм - представляют бесчисленное множество. Созвучия в музыке аналогичны краскам в живописи, они неповторимы и у каждого художника и несходны в различные эпохи.

Бах. I том ХТК, прелюдия № 22 b-moll



Скрябин. Соната для ф-но фа-диез мажор, ор. 30



Созвучия создают разнообразнейшие музыкальные ощущения: они бывают "красивыми" или "некрасивыми", мягкими или резкими, красочными или подчеркнуто пустотными по звучанию. Несмотря на сходство структуры и типа, созвучия могут иметь самый различный выразительный смысл в зависимости от жанра, стиля музыки, индивидуальности композитора.

Прокофьев. Кантата "Александр Невский", "Крестоносцы во Пскове"



Дебюсси. "Пеллеас и Мелизанда", v действие



Простейшее созвучие - интервал. На его основе возник аккорд - созвучие из трёх или более различных звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Терцовый принцип строения аккордов - не единственный в музыке. Например, в древнерусской пентатонике, в грузинском фольклоре гармоническими опорами могут быть кварто-секундовые созвучия. Однако терцовый принцип строения аккордов является основным в классической гармонии и преобладает в большинстве музыкальных культур. причина этого в том, что ближайшие и наиболее яркие обертоны от данного звука, собранные в тесное расположение, образуют ряд терций, то есть выстраиваются в созвучие терцовой структуры.

С этим свойством физической природы звука связана особая слитность и цельность мажорного трезвучия и малого мажорного септаккорда (аккорд, состоящий из четырёх звуков) (не случайна традиция, сохранившаяся вплоть до баховских времён, - заканчивать минорные произведения мажорной одноимённой тоникой).

Бах. I том ХТК, прелюдия № 6 ре минор



В музыке ХХ века терцовая структура аккордов обогащается различными явлениями - заменными тонами, варьирующими терцовый принцип строения; побочными тонами, наслаивающими на терцовость диссонирующие "пятна".

Вайнберг. Соната для кларнета и ф-но, II часть



Появляются квартаккорды, квинтаккорды, секундовые комплексы, аккорды смешанного строения и т.п.

Барток. "Микрокосмос", № 144

Малые секунды и большие септимы



В формировании самого понятия "аккорд" большую роль сыграл французский композитор и теоретик Жан Филипп Рамо (1683 - 1764). В XVII веке многоголосная музыка часто записывалась в виде не партитуры, а одноголосной линии баса (генерал-баса) с цифрами у каждой его ноты; эти цифры обозначали интервалы - расстояние каждого из голосов от баса. Такая система записи отражала важную организующую роль баса и была этапом на пути к утверждению гомофонно-гармонического склада. Осмыслив практику генерал-баса, Ж.Ф. Рамо установил родство трезвучий с их обращениями и вывел систему, на основе которой позже возникло учение о гармонии как высшем способе организации музыкальной ткани. Согласно теории Рамо, обобщающий композиторскую и исполнительскую практику XVII века, основополагающее значение в ладу имеют три главных аккорда - Т - тонический аккорд; D - доминантовый аккорд; S - субдоминантовый. Учение Рамо "О тройной пропорции" (1726) явилось важным шагом к осознанию ладовых функций и пониманию лада как сложной централизованной системы.

Слово "лад" в славянских языках означает "согласие, стройность, порядок". В музыке лад - это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к центральному звуку или созвучию - тонике. Точно так же, как отдельные звуки, организуются и аккорды в ладу. Функцию устойчивости в гармонии представляет трезвучие I ступени - тоническое трезвучие, функцию неустойчивости - трезвучия всех остальных ступеней - II, III, IV, V, VI, VII. Все неустойчивые аккорды делятся на две функциональные группы - доминантовую и субдоминантовую. Аккорды группы D (доминанта - от лат. dominantis - господствующий) характеризуются содержанием в их составе звука вводного тона (VII ступени лада), дающего самое острое интонационное напряжение и активное тяготение к I ступени, к тонике. Для аккордов субдоминанты, наоборот, характерно отсутствие вводного тона и поэтому более спокойное, слабое тяготение к тонике.

Трезвучия I, IV, и V ступеней называются главными трезвучиями лада. С них и начинается практическое освоение классической гармонии. 

Абызова Е.Н. Гармония: Учебник. 

Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 11 пользователям

Radeia   обратиться по имени Понедельник, 21 Мая 2018 г. 13:43 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Понедельник, 21 Мая 2018 г. 17:38 (ссылка)
Наташа добрый вечер!!Спасибо большое за твой интересный,музыкальный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда_Курганская   обратиться по имени Вторник, 22 Мая 2018 г. 08:06 (ссылка)
Спасибо !
Цитирую с благодарностью !
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 25 Мая 2018 г. 11:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Надежда_Курганская

Надежда_Курганская, спасибо большое за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 25 Мая 2018 г. 11:24 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, большое спасибо за отзыв, Надя! Хорошего дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 25 Мая 2018 г. 11:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, спасибо большое за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 30 Мая 2018 г. 14:59 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 08 Июня 2018 г. 06:29 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 18 Июня 2018 г. 08:07 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 30 Сентября 2018 г. 12:29 (ссылка)
Роскошный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 30 Сентября 2018 г. 18:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентина-л

Валентина-л, спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку