-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Антон Степанович Аренский. Концерт для фортепиано с оркестром

Четверг, 18 Августа 2016 г. 12:37 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Давно уже хотелось написать об этом очень мною любимом композиторе. Благодаря  его творчеству русская музыка многим, на мой взгляд, обогатилась. А именно - простотой и искренностью, созерцательностью и элегичностью, изяществом и грацией, щедрой мелодичностью.

Замечательный русский композитор — лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в семье врача, любителя музыки. Мать, Надежда Антипьевна, – сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застенчивости не пожелавшая выступать публично» (Аренская Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучаться игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочинению. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. теории и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение давалось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успевал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.

Arensky_Anton_Postcard-1910 (480x700, 31Kb)

Почтовая карточка (1910 год)

В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Аренский был одним из лучших педагогов-теоретиков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неординарностью, артистизмом, творческим отношением к предмету. В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предста­ет как человек блестяще одаренный от природы, «обладавший каким-то личным обаянием, которого, несмотря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта…». Среди учеников едва ли не все исполнители, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игумновым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфликта с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.

800px-Arensky_class (700x527, 84Kb)

Лев Конюс (крайний слева) вместе со своим учителем Антоном Аренским и соучениками Никитой Морозовым и Сергеем Рахманиновым

Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день — красота, мелодичность и грация. Многие инструментальные и вокальные произведения Аренского, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического — часто элегического — высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Он действительно не принадлежал к числу крупных художников-реформаторов, что ни в коей мере не умаляет его художественных заслуг: Аренский обладал неповторимой творческой индивидуальностью и благодаря этому занял особое место в русской музыкальной культуре. У него есть своя интонация, своя доминанта чувств, образный мир его музыки интригует и завораживает. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.

782409 (600x432, 19Kb)

А.С.Аренский в кабинете. 1890-е годы.

Концерт для фортепиано с оркестром был создан Аренским во время занятий в Петербургской консерватории и охарактеризован Римским-Корсаковым как «идеал ученической работы». Поскольку юношеский Концерт Аренского сразу обрел огромную популярность, к нему начали относиться как к зрелому сочинению.

Юношеское сочинение Аренского противоречиво. С одной стороны, в Концерте явственно сказалось влияние искусства Шопена. Действительно, здесь заметны определенные стилистические заимствования, допускаемые начинающим композитором. Однако это не значит, что концерт Аренского - сочинение подражательное. Сохраняя классически стройную, ясную форму, насыщая музыкальную ткань оригинальными пассажами, автор создает полное свежести и обаятельной непосредственности художественное произведение. Было бы преувеличением считать концерт Аренского в полной мере зрелым сочинением, но это не значит, что произведение не несет на себе индивидуальности самого композитора. Главенствующая роль в концерте принадлежит фортепиано. Однако, это не драматическое соревнование солирующего инструмента с оркестром, как в концертах Бетховена, и не фортепианно-оркестровые симфонические поэмы, как концерты Чайковского и Рахманинова. По существу, концерт Аренского - это виртуозная пьеса с прозрачным оркестровым сопровождением.

Первая часть является в Концерте наиболее значительной по содержанию. Этому способствует ее активный тонус, яркие динамические нарастания, насыщенность и пафос звучания целого ряда эпизодов, а также обилие пышных виртуозных пассажей и каденций. В соответствии с закономерностями динамики музыкальных образов концерта обращает на себя внимание «сквозная» (термин К. Станиславского) линия развития лирического образа побочной партии, эмоциональные краски, которые он приобретает в различных эпизодах. Чуткое распределение звуковых градаций - при первом появлении темы побочной партии в экспозиции к мощному апофеозу разработки - делает убедительным и впечатляющим эмоционально-психологическое перевоплощение этого эмоционального образа. Вторая часть Концерта - Andante con moto - существенно отличается от первой по самому характеру и типу изложения. Andante ближе камерной, нежели концертной сфере. Роль оркестра здесь сведена до минимума. Основная тема излагается у фортепиано solo при полном молчании оркестра. Небольшой средний раздел Andante построен на двух патетических подъемах, которые, подобно вступлению первой части, исчерпывают себя и растворяются в легком, бисерном пассаже. В заключительных тактах у фортепиано звучат светлые, истаивающие фигурации. Такое «истаивание» является символом отношения Аренского к фортепианной фактуре: «Будто что-то недосказано, что уходит навсегда».

Финал написан в духе скерцо. Обе его темы отличаются глубоко славянским характером. Привлекает внимание многообразная ритмика финала: чередование синкоп с плавными движениями, коротких ритмических групп с длинными построениями придают всему финалу упругость и непрерывную устремленность. (Цыпин Г. А.С. Аренский.)

Концерт для фортепиано с оркестром фа минор



1. Allegro maestoso (00:00)
2. Andante con moto (12:49)
  3. Scherzo - Finale: Allegro molto (21:45)

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 9 пользователям

Эвридика_дикая   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 13:06 (ссылка)
Благодарю за пост и забираю с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 13:24 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
флора-2014   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 14:35 (ссылка)
Крайне редко исполняется (на мой взгляд) .Для меня Аренский по искренности очень близок к Рахманинову. Благодарю за память. Пойду пополню свою коллекцию его музыкой )))
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 16:53 (ссылка)
Спасибо Наташа за интересный пост, хоть ты просвещаешь в сфере музыки.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 17:14 (ссылка)
Вот спасибо, Наташа! А я то кроме арии певца за сценой и фантазии на темы Рябинина и не ведал о таком букете превосходных качеств его других сочинений. И в этом смысле, полагаясь на Ваш вкус, Наташа, окунаюсь в его сочинения
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 18:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, прежде всего, Геннадий, послушайте его чудное Трио - это одна из жемчужин русской камерной музыки.
А это маленький его фортепианный шедевр - Незабудка )



Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 18:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Спасибо, взято! Трио отыщу попозже
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 19:04 (ссылка)
Замечательный концерт!!! Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Четверг, 18 Августа 2016 г. 23:44 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!!!
спасибо 111 (280x280, 43Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Пятница, 19 Августа 2016 г. 10:18 (ссылка)
Благодарю ! Раньше этот концерт часто звучал по радио, а потом я не могла найти его в хорошей записи. Еще раз благодарю и цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Пятница, 19 Августа 2016 г. 16:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Спасибо, Наташа, за очередные прекрасные открытия. Приведенные Вами произведения не могут не понравиться. Незабудка изящна и привлекательна, как и сам цветок и если есть в пьесе грустинка, то в самой малости.
Очень понравились трио, мелодичные проникновенные. Написанные в миноре, они легки, местами игривы, и мне кажется, благотворны для хорошего настроения.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Августа 2016 г. 15:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, большое спасибо за внимание и тёплые слова, Геннадий.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Августа 2016 г. 16:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Бойко-Назарова

Татьяна_Бойко-Назарова, очень рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 11:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за внимание и отзыв, Анна!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 11:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 11:41 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, большое спасибо за внимание и отзыв, Наденька! Хорошей, удачной недели!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 11:48 (ссылка)

Ответ на комментарий флора-2014

флора-2014, да, Вы совершенно правы, очень редко исполняется, к сожалению. Спасибо большое за внимание и тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 11:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 11:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Эвридика_дикая

Эвридика_дикая, спасибо большое за внимание и тёплый отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку