Антон Степанович Аренский. Концерт для фортепиано с оркестром |
Давно уже хотелось написать об этом очень мною любимом композиторе. Благодаря его творчеству русская музыка многим, на мой взгляд, обогатилась. А именно - простотой и искренностью, созерцательностью и элегичностью, изяществом и грацией, щедрой мелодичностью.
Замечательный русский композитор — лирик, автор, создавший прекрасные романсы и изящные фортепианные миниатюры Антон Степанович Аренский родился в 1861 году в Новгороде, в семье врача, любителя музыки. Мать, Надежда Антипьевна, – сестра писателя и драматурга А.А. Потехина, прекрасная пианистка, «лишь по застенчивости не пожелавшая выступать публично» (Аренская Е.В. Биография А.С. Аренского). В 7 лет начал обучаться игре на фортепиано, затем обнаружил склонность к сочинению. Переехав в Петербург, учился в частной музыкальный школе Ф.И. Руссо у К.К. Зике (фортепиано и теория музыки). В 1882 с золотой медалью окончил Петербургскую консерваторию по классу спец. теории и композиции Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение давалось Аренскому легко. По свидетельству современников, пока Римский-Корсаков проверял тетради других учеников, успевал сочинить фугу, которая оказывалась лучшей в классе.
Почтовая карточка (1910 год)
В том же году Аренский был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классам гармонии и контрапункта, а позднее, получив звание профессора, вел там же классы инструментовки, фуги и свободного сочинения. Аренский был одним из лучших педагогов-теоретиков Московской консерватории, вызывал восхищение учеников неординарностью, артистизмом, творческим отношением к предмету. В мемуарах А.Б. Гольденвейзера Аренский предстает как человек блестяще одаренный от природы, «обладавший каким-то личным обаянием, которого, несмотря на его недостатки, все любили. У него было очень яркое композиторское дарование, очень гармоничное и безукоризненное в смысле музыкального инстинкта…». Среди учеников едва ли не все исполнители, теоретики и композиторы того периода. Особое предпочтение отдавал занятиям с С.В. Рахманиновым, Г.Э. Конюсом, А.Н Корещенко, Гольденвейзером, К.Н.Игумновым, Глиэром и др. С некоторыми учениками отношения, однако, сложились неблагоприятно. Так, из-за конфликта с педагогом ученик Аренского А.Н.Скрябин не получил права сдавать экзамен на получение диплома композитора.
Лев Конюс (крайний слева) вместе со своим учителем Антоном Аренским и соучениками Никитой Морозовым и Сергеем Рахманиновым
Отличительными качествами его творчества были и остались по сей день — красота, мелодичность и грация. Многие инструментальные и вокальные произведения Аренского, не отличаясь новаторством, в то же время привлекают искренностью лирического — часто элегического — высказывания, щедрым мелодизмом. Они темпераментны, изящны, артистичны. Он действительно не принадлежал к числу крупных художников-реформаторов, что ни в коей мере не умаляет его художественных заслуг: Аренский обладал неповторимой творческой индивидуальностью и благодаря этому занял особое место в русской музыкальной культуре. У него есть своя интонация, своя доминанта чувств, образный мир его музыки интригует и завораживает. Эти свойства склоняли к музыке Аренского сердца слушателей в прежние годы. Они могут доставить радость и сегодня, ибо отмечены и талантом, и мастерством.
А.С.Аренский в кабинете. 1890-е годы.
Концерт для фортепиано с оркестром был создан Аренским во время занятий в Петербургской консерватории и охарактеризован Римским-Корсаковым как «идеал ученической работы». Поскольку юношеский Концерт Аренского сразу обрел огромную популярность, к нему начали относиться как к зрелому сочинению.
Юношеское сочинение Аренского противоречиво. С одной стороны, в Концерте явственно сказалось влияние искусства Шопена. Действительно, здесь заметны определенные стилистические заимствования, допускаемые начинающим композитором. Однако это не значит, что концерт Аренского - сочинение подражательное. Сохраняя классически стройную, ясную форму, насыщая музыкальную ткань оригинальными пассажами, автор создает полное свежести и обаятельной непосредственности художественное произведение. Было бы преувеличением считать концерт Аренского в полной мере зрелым сочинением, но это не значит, что произведение не несет на себе индивидуальности самого композитора. Главенствующая роль в концерте принадлежит фортепиано. Однако, это не драматическое соревнование солирующего инструмента с оркестром, как в концертах Бетховена, и не фортепианно-оркестровые симфонические поэмы, как концерты Чайковского и Рахманинова. По существу, концерт Аренского - это виртуозная пьеса с прозрачным оркестровым сопровождением.
Первая часть является в Концерте наиболее значительной по содержанию. Этому способствует ее активный тонус, яркие динамические нарастания, насыщенность и пафос звучания целого ряда эпизодов, а также обилие пышных виртуозных пассажей и каденций. В соответствии с закономерностями динамики музыкальных образов концерта обращает на себя внимание «сквозная» (термин К. Станиславского) линия развития лирического образа побочной партии, эмоциональные краски, которые он приобретает в различных эпизодах. Чуткое распределение звуковых градаций - при первом появлении темы побочной партии в экспозиции к мощному апофеозу разработки - делает убедительным и впечатляющим эмоционально-психологическое перевоплощение этого эмоционального образа. Вторая часть Концерта - Andante con moto - существенно отличается от первой по самому характеру и типу изложения. Andante ближе камерной, нежели концертной сфере. Роль оркестра здесь сведена до минимума. Основная тема излагается у фортепиано solo при полном молчании оркестра. Небольшой средний раздел Andante построен на двух патетических подъемах, которые, подобно вступлению первой части, исчерпывают себя и растворяются в легком, бисерном пассаже. В заключительных тактах у фортепиано звучат светлые, истаивающие фигурации. Такое «истаивание» является символом отношения Аренского к фортепианной фактуре: «Будто что-то недосказано, что уходит навсегда».
Финал написан в духе скерцо. Обе его темы отличаются глубоко славянским характером. Привлекает внимание многообразная ритмика финала: чередование синкоп с плавными движениями, коротких ритмических групп с длинными построениями придают всему финалу упругость и непрерывную устремленность. (Цыпин Г. А.С. Аренский.)
Концерт для фортепиано с оркестром фа минор
1. Allegro maestoso (00:00)
2. Andante con moto (12:49)
3. Scherzo - Finale: Allegro molto (21:45)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Berlios
Berlios, прежде всего, Геннадий, послушайте его чудное Трио - это одна из жемчужин русской камерной музыки.Ответ на комментарий Barucaba
Спасибо, взято! Трио отыщу попозжеОтвет на комментарий Barucaba
Спасибо, Наташа, за очередные прекрасные открытия. Приведенные Вами произведения не могут не понравиться. Незабудка изящна и привлекательна, как и сам цветок и если есть в пьесе грустинка, то в самой малости.Ответ на комментарий Татьяна_Бойко-Назарова
Татьяна_Бойко-Назарова, очень рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отклик!Ответ на комментарий mimozochka
mimozochka, большое спасибо за внимание и отзыв, Наденька! Хорошей, удачной недели!Ответ на комментарий флора-2014
флора-2014, да, Вы совершенно правы, очень редко исполняется, к сожалению. Спасибо большое за внимание и тёплый отзыв!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |