Уроки музыки: Характеристика интервалов |
Первый пост по интервалам - Уроки музыки: Интервалы
Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: "Всюду, где речь идёт об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал - одна из первичных форм музыки... Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов."
Интервалы бывают гармонические и мелодические. Гармонический интервал можно трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой. А мелодический интервал "как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку, измеритель эмоционального строя звукопроизношения". (Б. Асафьев)
Умение слышать гармонический интервал даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, слышать мелодические интервалы открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии.
Все малые, большие, чистые интервалы называются основными или диатоническими. Увеличенные и уменьшенные интервалы называются хроматическими.
Интервалы, которые звучат мягко, слитно, называются консонирующими или консонансами. Особенно слитно звучат чистые интервалы - прима, октава, в несколько меньшей степени - квинта и кварта. Они получили название совершенных консонансов.
Так же мягко, но менее слитно звучат терции и сексты. Они относятся к несовершенным консонансам.
Наконец, секунды, септимы и тритоны, звучащие очень жестко, называются диссонирующими интервалами или диссонансами.
Характеристика интервалов
Чистые интервалы звучат ни мажорно и ни минорно, не весело и не грустно.
ч.1 - чистая прима. Повторение одного и того же звука, унисон.
Чайковский "Грустная песенка", соч.40 № 2
***
м.2 - малая секунда. Гармоническая характеристика: узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, "фальшивый". Мелодическая характеристика: разрешение в восходящем порядке - скорбь, плач в нисходящем. Малые интервалы звучат минорно.
В "Поэме памяти Сергея Есенина" Свиридова в общий звуковой фон входит колокольность. Вот как звучит начало поэмы: солист запевает песню: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь... Его горестно ниспадающие фразы звучат на фоне равномерного, монотонного, как удары колокола, оркестрового сопровождения, в котором повторяется малосекундовый мотив, как бы "раскачивая" этот печальный колокол.
***
б.2 - большая секунда. Гармоническая характеристика: узкий, светлый, уверенный, твёрдый диссонанс. Большие интервалы звучат мажорно.
Плач Ярославны из оперы Бородина "Князь Игорь" по своей композиции близок рондо и состоит из нескольких разделов, чередующихся с рефреном. Мелодия рефрена строится на нисходящих секундовых интонациях, характерных для русских причитаний; они постоянно возвращаются к одному звуку (фа-диез). Первый раз рефрен проходит в оркестровом вступлении поочерёдно у солирующих кларнета и флейты, а затем повторяется у Ярославны перед каждым разделом арии: Ах! Плачу я, горько плачу я...
***
ув.2 - увеличенная секунда.
Гайдн Симфония ми-бемоль мажор. Вторая часть симфонии - Andante - представляет собой вариации на две темы - песенную в до миноре и песенно-маршевую в до мажоре. По сей день исследователи спорят о национальной принадлежности первой темы. По-видимому, в ней слились воедино черты нескольких славянских и венгерских напевов; таков, в частности, своеобразный ход на увеличенную секунду (ми-бемоль - фа-диез).
***
м.3 - малая терция. Гармоническая характеристика: узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс. Мелодическая характеристика: ласковый, певучий.
Финал концерта "Весна" Вивальди представляет собой сицилиану, которую танцуют нимфы под звуки пастушеской волынки. Обращает на себя внимание пасторальное звучание параллельных терций в партиях первых и вторых скрипок. Параллелизм терций станет впоследствии одним из непременных атрибутов пасторальной музыки.
***
б.3 - большая терция. Гармоническая характеристика: узкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс. Мелодическая характеристика: бодрый, весёлый, певучий.
Прелюд до мажор (с подзаголовком "Арфа") Прокофьева - прозрачная, светлая, воздушная, очень изящная пьеса. Она исполняется почти целиком на белых клавишах, в скрипичном ключе. Мелодия, изложенная большей частью параллельными терциями, звучит в левой руке.
***
ч.4 - чистая кварта. Гармоническая хатактеристика: гордый, уверенный, твёрдый, яркий консонанс. Мелодическая характеристика: интонация гимна, призыва.
В сатирической песне "Титулярный советник" Даргомыжский рассказывает о неудачной любви скромного чиновника к генеральской дочери. Композитор рисует музыкальный портрет, родственный литературным образам "униженных и оскорблённых". Бедный робкий чиновник обрисован осторожными секундовыми интонациями piano, а надменная и властная генеральская дочка - решительными квартовыми ходами forte. А восходящий, немного надрывный скачок на септиму в мелодии ("и пьянствовал целую ночь") подчеркивает горькую кульминацию этой истории.
***
ч.5 - чистая квинта. Гармоническая характеристика: "пустой", холодный, спокойный консонанс.
Ариозо Мизгиря из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" напоминает баркаролу благодаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся аккомпанементу. Нежная мелодия с изящными синкопами имеет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении.
***
м.6 - малая секста. Гармоническая характеристика: широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс. Мелодическая характеристика: певучий, ласковый.
Романс Глинки "Не искушай" на слова Баратынского начинается с типично русской интонации восходящей сексты:
***
б.6 - большая секста. Гармоническая характеристика: широкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс. Мелодическая характеристика: певучий, размашистый, уверенный.
Бах Концерт для клавира с оркестром фа минор. I часть. Её интонационным зерном является "упорный" мотив в обёме нисходящей квинты. Все проведения темы связаны с полнозвучным tutti, а в интермедиях на первый план выходит партия солиста. Первая интермедия построена на интонациях темы, которые образуют гибкую мелодическую фигурацию. Триольный ритмический рисунок, сопряжение певучих терций и секст, мягкий волнообразный рельеф. Во второй интермедии фигурация обогащается разнообразными вариантами мотива септимы. II часть. На всём её протяжении господствует партия солиста. В ней предстаёт один из замечательных образцов бесконечной баховской мелодии, источником которой является здесь светлая интонация терции ля-бемоль мажора. Финал. Интонационным ядром темы здесь служит мотив в объёме восходящей квинты (обращение основного мотва первой части) с последующим движением по звукам трезвучия фа минора...
***
м.7 - малая септима. Гармоническая характеристика: широкий, мягкий диссонанс. Мелодическая характеристика: требует допевания, неустойчивый.
Прелюдия ля минор ор.11 Скрябина имеет в своей основе изысканное вальсовое движение. Фактура прелюдии капризно-ломкая, воздушная, мелодическая линия имеет изломанный рисунок. Характерной для стиля Скрябина особенностью фактуры является расположение звуков аккорда, который берётся не сразу, а постепенно. Примером могут служить два первых такта прелюдии. В септаккорде II ступени, с которого начинается пьеса, вначале берутся его крайние звуки, образующие остро звучащую малую септиму, и лишь на третьей доле такта мелодическое движение голосов на широком расстоянии приводит к полному септаккорду. Типичен для гармонии Скрябина аккорд второго такта. Это доминанта к доминанте (так называемая двойная доминанта), в которой понижен квинтовый тон. Его звуки берутся постепенно, отчетливо слышны два составляющих аккорд тритона.
***
б.7 - большая септима. Гармоническая характеристика: широкий, резкий, острый диссонанс. Мелодическая характеристика: далёкий, требует разрешения, допевания, ярко выражает неустойчивое звучание.
Хоральная прелюдия ля минор Баха связана со сферой остроэкспрессивных, драматических образов. В верхнем голосе хоральный напев проводится практически без изменений - это ритмически ровное движение в диатоническом ля миноре. Два средних голоса оттеняют строгость хорального напева; они наполнены хроматическими интонациями и непрерывным потоком разнообразных ритмических фигур. В басовом голосе многократно повторяется мотив септимы - уменьшенной, большой и малой.
***
ч.8 - чистая октава. Широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте.
Этюд ре-диез минор ор.8 Скрябина - с первых же тактов возникает необычайно широкий охват фортепианного пространства. Раскидистые триольные фигурации звучат во всём диапазоне левой стороны клавиатуры. В репризе этюда они превращаются в мощную полнозвучную аккордовую фактуру, триолями, характерную для многих скрябинских произведений. На этом фоне тема, изложенная октавами в правой руке, напоминает страстную призывную ораторскую речь. Необычайно рельефно её начало - октавный скачок вниз и стремительный взлёт.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Berlios
Berlios, дорогой Геннадий, примеры, конечно, очень сложные. Но мне хотелось уйти от "Ёлочек" и "Кузнечиков". Я несколько раз переделывала этот пост, заменяла видео, но потом поняла, что вместить в одно сообщение всё, чему учат 7 - 8 лет в музыкальной школе, потом 4 года в училище и т.д. просто невозможно. Поэтому пока вполне достаточно просто знать, что септимы там есть и какую роль они играют. В музыке ведь всё не просто так. Вы заметили, Геннадий, что в обоих примерах с музыкой Баха есть эти септимы? Вот и у Шопена, например, в сонате для фортепиано № 2 си-бемоль минор нисходящий мелодический оборот на уменьшенную септиму ассоциируется с подобными оборотами скорбно-философских тем Баха. Я постараюсь дать подробный интонационный разбор (и не только) хотя бы первой части этой сонаты и некоторых других известных произведений для закрепления пройденного материала )Ответ на комментарий mimozochka
mimozochka, мне она тоже очень нравится, Наденька. Спасибо большое за тёплый отзыв! Хорошего дня!Ответ на комментарий Barucaba
Здравствуйте! Взаимно!Ответ на комментарий Barucaba
Наташа, спасибо Вам за протянутую руку помощи, что придаёт уверенности Вашему ученику-переростку. Я не претендую на второе образование, но очень важно иметь ориентиры в море музыки. Метаться от одной красивости к другой, давать поверхностные оценки понравилось/непонравилось - это лишь сиюминутное услаждение естественной потребности в звуках. Постижение подлинного богатства музыки, как и любой другой сферы человеческой деятельности, требует системных знаний или образования. Кому-то многое даётся от рождения (способность, талант, гениальность), что и дополняется образованием. Иные, дилетанты, вроде меня, нуждаются в помощи. Конечно, литературы предостаточно и произведения доступны, как никогда ранее, но это, по моему, размывает волю и создаёт легкомысленное отношение к работе ума. И здесь очень важно живое общение и та рука друга и ментора, которую Вы, Наташа, мне подали.Ответ на комментарий Berlios
Berlios, это Вам спасибо, Геннадий. Моя рука очень слаба и без опоры на Вашу я мало что смогу...Ответ на комментарий
Михаил_Федорович, Здравствуйте! К сожалению, я сейчас уже не помню из каких именно источников брала характеристику интервалов, но точно не из одного.Ответ на комментарий Barucaba
Спасибо!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |