Франко Корелли (1921 - 2003) |
"Голос героической силы и необычайной красоты, исполненный мрачной чувственности и таинственной грусти, но прежде всего голос грома и молнии, огня и крови..."
Герберт фон Караян о Франко Корелли
Франко Дарио Корелли практически всю свою исполнительскую жизнь посвятил выступлениям на оперной сцене. Сольные концерты Корелли были редкими. Он не получал систематического музыкального образования, многие знания он черпал от друзей, учившихся в консерватории. Учился Корелли на родине Россини, в Пезаро. Для развития верхнего регистра некоторое время стажировался у Лаури-Вольпи.
Корелли внимательно изучил записи и технику Дель Монако, начав с простой имитации его пения. Эта техника заинтересовала его, несмотря на то, что голосовые связки подвергались чрезмерному напряжению. Корелли смог приспособить ее для себя, выработав технику «плавающей гортани», что позволило ему сделать звучание голоса менее одноцветным, чем у Дель Монако и петь мецца воче и свои легендарные диминуэндо на высоких нотах.
Франко Корелли дебютировал в Сполето: с помощью маэстро Оттавио Дзино 26 августа 1951 в роли Дона Жозе (Кармен пела Лючия Даниеле). Последовал громкий успех; Корелли тут же провозгласили (причём, совершенно справедливо!) тенором с необычайным голосом, полным силы и блеска. Но импресарио не заспешили к нему с контрактами: пришлось ещё долго убеждать дирекцию Римской оперы, чтобы она ангажировала "неизвестного тенора".
Тридцать первого декабря 1952 он выступил в "Джульетте и Ромео" Дзандонаи с Мерчедес Фортунати; за дирижёрским пультом стоял его друг и наставник, маэстро Дзино. Три спектакля собрали необычайный урожай хвалебной критики. После четырёх месяцев без работы он вновь возвратился в Рим для единственного Говорят, что после спектакля "Адрианы Лекуврёр", в котором Корелли пел с Марией Канилья, Мариа Бенедетти и Тито Гобби, директор Римской оперы произнёс: "Да, с ним стоило рисковать"! Франко остался с компанией, приняв участие в летних сезонах в Термах Каракаллы, для роли Дона Жозе. Двенадцатого июля он пел с Пиа Тассинари. После оглушительного успеха в четырёх спектаклях Корелли пел Дона Жозе в Триесте с Джульеттой Симионато. Затем следуют выступления в Сан Ремо и, в октябре - в Турине.
19 мая 1958 состоялась премьера "Пирата" Беллини в Ла Скала. Партию Имоджене пела Мария Каллас.
В начале 1962 года Корелли дебютирует в Ницце ("Тоска"), после чего возвращается в Неаполь для "Турандот", а 27 января начинает свой сезон в Мет. "Тоска" была исполнена на протяжении пяти вечеров с пятью различными дивами: Маргарита Роберти, Биргит Нильсон, Зинка Миланова, Личия Альбанезе и Леонтин Прайс.
16 февраля Франко пел Радамеса с Аидой Леони Ризанек, которая как раз переживала один из худших вокальных кризисов в своей долгой и замечательной карьере. Рассказывают, что Корелли очень опасался за спектакль. Обратившись за советом к своему другу, Карло Бергонци, он услышал совет: "Старайся держаться на сцене как можно от неё дальше"… Что Франко и сделал!
Затем сезон в Мет продолжился "Турандот", а в апреле Корелли выступил в Филадельфии: то была "Кармен" с Мэрилин Хорн и Кольдзани. В мае Корелли вернулся в Ла Скала ("Турандот"), а 28 мая он пел на премьере легендарной постановки "Gli Ugonotti" ("Гугенотов" Мейербера) с Джоан Сазерленд, Симионато, Фьоренцей Коссото, Николаем Гяуровым, Джорджо Тоцци и Владимиро Гандзаролли. Эта запись так же хорошо известна коллекционерам; многие считают её одной из лучших "живых" записей в репертуаре бельканто.
15 октября Франко Корелли, Эйлин Фарелл и Роберт Мерилл пели в "Андре Шенье".
…Спектакли "Шенье" были очень нелегкими. Корелли был в пике своей формы, но он страдал такой ужасной формой страха перед сценой, какой я в жизни не видела. Он мог великолепно петь на репетициях, а затем внезапно воздеть руки и заявить, что он в ужасной вокальной форме и не может петь. Пение, казалось, было страшным стрессом для него и когда начались спектакли, я поняла, почему он такой несчастный. В антрактах его жена Лоретта заграждала Франко от всех своим телом и вопила на него: мол, всё, что он делал, было не так. Она не умолкала даже, когда мы были на сцене. Это заходило так далеко, что я уже просто избегала левого или правого края сцены, потому что синьора Корелли всегда была в кулисах, визжа что-то своему мужу по-итальянски, и мне приходилось концентрироваться, как ненормальной, чтобы вообще не сбиться".
(из книги Эйлин Фарелл "Can't Help Singing")
Корелли в образе Андреа Шенье с Джильолой Фраццони, Ла Скала, 1960
Сезон 1965 в Мет включал спектакли "Силы судьбы", в которых Бастьянини появился на этой сцене впервые за последние пять лет. Лишь много позднее мир узнал, что великий баритон жестоко страдал от рака горла, и что Корелли проявлял большую о нём заботу и, помимо прочего, сыграл значительную роль в обеспечении Бастьянини ангажементами…
19 марта стены Метрополитен Опера стали безмолвными свидетелями возможно, величайшего взрыва оваций за всю историю этого театра. Первое появление Тоски - Марии Каллас в церкви Сант Андреа вызвало такой гром аплодисментов, столько восторженных криков, что это напоминало массовое помешательство; казалось, что овации вообще никогда не смолкнут. Корелли и Гобби завершали необыкновенное трио; определённо, это был один из величайших моментов в истории оперы. В нескольких местах голос Каллас подводил её, особенно ужасно - на верхнем до во фразе: "Io quella lama"; но, тем не менее, каждое её движение, каждый жест, каждая фраза являли собой совершенство. Корелли тоже был прекрасен и внешне, и вокально… Это был последний раз, когда Мария и Франко выступали вместе.
В конце 1973 Корелли спел один концерт в Вене, после чего предпринял второй концертный тур на Дальний Восток. Не было ни новых ролей, ни новых городов. Рецензии на тенора становились, мягко говоря, всё более неблагожелательными; он всё реже и реже выходил на сцену. В 1975 году свои выступления в Америке он ограничил двумя ролями - Ромео и Рудольфом - и вообще не появился на сцене Мет, хотя и принял участие в гастролях труппы в Бостоне. Летом он спел дона Жозе и Калафа в Вероне, после чего исчез более, чем на год. Своё прощание с оперой в Италии Корелли спел в Торре дель Лаго 10 августа 1976 года в роли Рудольфа; его Мими была Адриана Малипонте.
Уход со сцены Корелли дался нелегко. Несколько лет ходили настойчивые слухи, что он собирается выступить в "Отелло" - но этого так и не случилось. Франко с Лореттой продолжали жить в Нью-Йорке, и Франко часто можно было увидеть в "богемных" частях города. В июне 1980 он дал концерт в Ньюарке, а на следующий год - ещё два в Нью-Джерси.
http://audiko.ru/ringtone/Franco+Corelli/Mascagni:+Cavalleria+Rustican…
"Полиевкт" Гаэтано Доницетти
Франко Корелли был подлинным, настоящим носителем того типа голоса, что принято называть "героическим" тенором, отличаясь при этом красотой и эффектной внешностью настоящего сценического героя.
Последние годы жизни Франко провел в Милане. Покинув сцену, он (как и его супруга) начал заниматься преподавательской деятельностью.
Его знаменитым учеником является Андреа Бочелли.
Несколько лет подряд в Анконе проходил конкурс молодых исполнителей оперного искусства, где председателем жюри был неизменно маэстро Корелли.
В 2002-м умирает старший брат Корелли – Умбальдо, оперный певец (баритон).
Франко Корелли ушел из жизни 29 октября 2003 года.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Эвридика_дикая
Эвридика_дикая, рада, что Вам понравилось! Удачи и хорошего настроения!Ответ на комментарий Майя_Аргамакова
Майя_Аргамакова, большое спасибо за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился! Хорошего дня!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |