-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Уникальные романтические ансамбли. Людвиг Шпор

Пятница, 01 Мая 2015 г. 08:28 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Выполняю обещание, данное уже не помню кому лет 100 назад... Возвращаюсь к творчеству Людвига Шпора. Сегодня это камерная музыка.

В историю музыки Шпор вошел как выдающийся скрипач и крупный композитор, писавший оперы, симфонии, концерты, камерно-инструментальные произведения. Направление творчества Шпора было преимущественно романтическим. Правда, его первые скрипичные концерты по стилю еще примыкали к классическим концертам Виотти и Роде, но последующие, начиная с Шестого, все более и более романтизировались. То же происходило и в операх. 

Однако, в музыке его сентиментализированная романтика сталкивается порой с педантичной, чисто немецкой глубокомысленностью, сохраняющей нормативность и интеллектуализм классического стиля. 

Называя Шпора выдающимся немецким оперным композитором, Вагнер отказывает ему в умении обращаться с человеческим голосом и считает его дарование не слишком глубоким для завоевания области драмы. По его мнению, характер дарования Шпора — элегический. Но главный недостаток — ученость: «Ох, уж эта наша проклятая ученость — источник всех немецких зол!» Именно ученость, педантизм и респектабельность заставили некогда М. Глинку иронически назвать Шпора «дилижансом крепкой немецкой работы».

Родина научного социализма, взрастившая гений Маркса и Энгельса, Германия являлась в то же время страной, где создалась благодарная почва для развития созерцательной романтики Шпора.

Однако Шпору нельзя отказать в благородстве, духовной чистоте и возвышенности, особенно привлекательных в пору безудержного увлечения виртуозничаньем. Шпор не профанировал любимого им искусства, страстно восставая против того, что ему казалось мелким и пошлым, служащим низменным вкусам. Современники по достоинству оценили его позицию.

*******

Нонет фа мажор для скрипки, альта, виолончели, контрабаса, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, op. 31 (1813)



Нонет (итал. nonetto от лат. nonus — девятый) — в академической музыке ансамбль из 9 исполнителей (с самостоятельной партией у каждого) или произведение для такого состава исполнителей.
Сравнительно устойчивая конфигурация инструментов в нонете строится на балансе между смычковыми и духовыми инструментами: флейта, гобой, кларнет, фагот, труба (или валторна), скрипка, альт, виолончель и контрабас.

*******

Октет ми мажор, Op.32



Октет (от итал. ottetto, фр. octette, octuor, англ. octet, от лат. octo — восемь)— музыкальный ансамбль из восьми музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов, а также произведение для такого ансамбля.

В классической музыке октет является одной из широко распространенных форм камерного искусства: коллективы из восьми исполнителей исполняли серенады и дивертисменты еще в XVII веке. Слово «октет» появилось только в начале XIX века, как название композиции принца Прусского Луи Фердинанда, чей октет соч. 12 (опубликована посмертно в 1808) включает пианино вместе с флейтой, кларнетом, 2 валторнами, 2 скрипками и 2 виолончелями. Позже октеты с фортепиано были написаны, например, Фердинандом Рисом (op. 128, 1818, для кларнета, валторны, фагота, скрипки альта, виолончели и контрабаса), Антоном Рубинштейном (op. 9, 1856, для флейты, кларнета, валторны, скрипка, альт, виолончель, контрабас), Павлом Юоном (Камерная симфония, соч. 27, 1907), Галиной Уствольской (1950, для четырёх скрипок, двух гобоев, фортепиано и литавр).
Дмитрий Шостакович написал «Две пьесы для струнного октета» (соч. 11, 1924―1925), Игорь Стравинский создал «Октет для духовых» в 1924 году.
Струнный октет может быть организован как двойной квартет (четыре одинаковые партии для каждой пары инструментов) — четыре сочинения такого состава написал, в частности, Луи Шпор.

Двойной струнный квартет №4 соль минор, op.136



*******

Струнный квинтет № 5

Всего Шпор написал 34 струнных квинтета



Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus — «пятый») — музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей. В камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.). Квинтет, обычно именуемый фортепианным, включает, как правило, фортепиано и струнный квартет. Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как правило, в виде сонатных циклов. В XIX—XX веках получил распространение фортепианный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и разнохарактерных тембров фортепиано и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев, Шостакович). 

*******

Трио №2 фа мажор для фортепиано, скрипки и виолончели, op.123

Совершенно очаровательное произведение...



Фортепианное трио — камерный ансамбль в составе фортепиано и, как правило, скрипки и виолончели, а также произведение для такого состава инструментов. Фортепианное трио как музыкальный жанр происходит от старинного жанра трио-сонаты. Классический тип фортепианного трио сложился в середине18 века в творчестве композиторов мангеймской школы. Наряду с симфонией, сонатой и квартетом представляет собой произведение в форме сонатно-симфонического цикла, имея трёх- или четырёхчастную структуру. Первая часть обычно написана в сонатной форме. Людвиг Шпор является автором 5 фортепианных трио (1841-47).

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Radeia   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2015 г. 08:31 (ссылка)
Доброго, чудесного утра!
Благодарю!
Чудесных праздников!
Ответить С цитатой В цитатник
Domro4ka   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2015 г. 11:04 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2015 г. 11:18 (ссылка)
Замечательно! Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2015 г. 12:47 (ссылка)
Спасибо большое! Чудесная музыка! Как бы не давила на композитора "учёность" или что - то ещё, Вы, Наташа, всегда найдёте и покажете лучшую его сторону.
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Наточка спасибо за пост!! Пятница, 01 Мая 2015 г. 20:00 (ссылка)
с-первомаем- (400x442, 406Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Пятница, 01 Мая 2015 г. 22:21 (ссылка)
Огромное спасибо Вам! как давно я мечтала послушать это! Это не страница, а наслаждение для души, ума и сердца! Кланяюсь низко Вам за эту славную работу!
10532496_395187670644348_5828248409716435922_n (480x457, 37Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 09:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Galja_les, спасибо большое за тёплый отзыв! Отдельная интересная тема - симфонические произведения Шпора. А вот оперных я не слушала, тоже было бы интересно...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 09:40 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, с праздником, Наденька! Весеннего настроения, радости, тепла, удачи и вдохновения!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 10:11 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, спасибо Натали, я вообще думаю, что "учёность" - не самая плохая черта )) И в данном случае мне не очень импонирует ирония Глинки. Моё убеждение - что музыка - это такая же наука, как и все остальные, вернее, она даже больше, чем только наука, но её специально низвели до обычного украшения (как принято говорить, для души) и пошло это со времён французской революции. Если смогу, опубликую статью Арнонкура, где он как раз об этом и говорит. А вообще возникла музыка как наука в Древней Греции. Я была удивлена, когда даже Свиридов, вроде бы обучавшийся музыке в советское время, рассказывал в беседах, что музыка взаимосвязана с гармонией Вселенной, что существует музыка планет, гармония сфер или мировая музыка, то, о чем писали ещё древние греки. Музыка не призвана только лишь украшать нашу жизнь и услаждать наш слух - это и мучительный поиск, стремление к совершенству, и наболевшие вопросы...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 10:14 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, большое спасибо за внимание и отзыв, Мария!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 10:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Domro4ka

Domro4ka, пожалуйста! Благодарю за внимание и отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 02 Мая 2015 г. 10:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, доброго утра! Спасибо большое! Чудесных праздников и весеннего настроения!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2015 г. 14:10 (ссылка)
Прекрасная музыка!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 27 Мая 2015 г. 12:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку