Ян Вермеер (1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
"Офицер и веселая девушка", 1657
Для двадцатилетнего Вермеера тема «мужчина, женщина и вино» стала излюбленной. Картина «Офицер и смеющаяся девушка» - один из лучших подобных примеров. Слева на переднем плане спиной к зрителю сидит офицер в широкополой шляпе. Его профиль едва намечен. Он беседует с улыбающейся молодой девушкой в белом чепце, залитой светом, падающим через открытое окно. Красноречивый жест ее открытой левой руки проясняет характер разговора. В сцене доминирует фигура мужчины, различие в масштабах фигур довольно значительно.
"Девушка, читающая письмо у окна", 1657
"Девушка с жемчужной сережкой", 1660-е
Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно. В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.
"Служанка с кувшином молока", 1660
"Прерванный урок музыки", 1660-1661
Мотив любовного напитка здесь перемежается с темой музыки. Девушка в красном жилете и белом платке, положив лютню и ноты на стол смотрит на зрителя с слегка озадаченным видом.
Остается только гадать, что могло отвлечь ее и оставить не потревоженным ее компаньона. Она и мужчина держат листок бумаги, возможно письмо или нотный лист. Вермеер опять предлагает загадку зрителю, оставляя его решать, учитель ли музыки этот мужчина или возлюбленный девушки. Зрителю позволено взглянуть в глаза девушки как раз в тот момент, когда ее компаньон еще не поднял голову, чтобы посмотреть, кто входит в комнату.
"Аллегория живописи", 1666—1667.
"Дама и её служанка с письмом". 1667
"Астроном", 1668-1669
"Географ", 1668-1669
«Святая Пракседа» — самая ранняя (1655) из известных работ великого голландца Яна Вермеера. Редчайшее событие: это одна из двух картин, хранящихся в частной коллекции, а не в музее, так что шансы приобрести «подлинного Вермеера» уже вызвали ажиотаж. Религиозный сюжет времен II веке н. э. изображает римлянку Пракседу, заботившуюся о телах христианских мучеников.
Всего официально признано 34 работы Вермеера (при том, что в каталоге аукциона 1696 года значилась 21 картина художника, 16 из которых известны в наши дни). Так что вопрос о шедеврах мастера до сих пор открыт (на чем и сыграл знаменитый художник-фальсификатор Меегерен), и вопросы экспертизы и включения в каталог выверяются скурпулезно.
Аукционный дом Christie’s уверяет: Государственный музей Амстердама после недавней экспертизы совместно со Свободным университетом Амстердама, еще раз подтвердил подлинность работы Вермеера «Святая Пракседа». Главный свидетель — краска белая: она соответствует времени и полностью аналогична краске, которую использовал художник при создании близкой по времени работы — «Диана с нимфами» (находится в собрании Королевской галереи Маурицхейс, Гаага).
«Святая Пракседа» обрела авторство Вермеера сравнительно недавно: впервые она была приписана кисти живописца в 1969 году, затем последовали тщательные экспертизы. Нынешняя владелица Пьясецка-Джонсон приобрела полотно в 1987 году, через год после включения его в официальный каталог работ художника.
С тех пор картина приобрела известность уже как подлинная «работа Вермеера»: она побывала на ретроспективной выставке работ мастера в 1995−96 в Национальной галерее искусств Вашингтона и в гаагском Маурицхейсе. А сравнительно недавно — в 2012−13, картина гостила в Риме. Остается надеяться, что следующий владелец также пожелает выставлять картину Вермеера широкой публике.