«Музыка – единый крик о тебе» - Роберт Шуман. Соната фа-диез минор |
Не скажу, что Шуман один из самых любимых моих композиторов, но эта соната - просто откровение в музыке, не может оставить равнодушной...
О своей Первой сонате фа-диез минор, соч. 11 (1834-1835) Шуман писал Густаву Адольфу Кеферштейну: "Присмотритесь к ней с любовью, и она вам ответит. На ней много следов пролитой когда-то крови". Соната написана в период острых душевных переживаний, связанных с любовью композитора к Кларе Вик и посвящена ей "Флорестаном и Эвсебием" (вымышленные персонажи, alter ego Шумана, члены основанного им "Давидсбунда" - братства людей искусства, в которое входили также великие деятели искусства прошлого и настоящего).
«Музыка – единый крик о тебе», – пишет Шуман Кларе Вик о сонате фа диез минор. Соната зародилась в трагические месяцы, когда Шуман, просивший разрешения жениться на Кларе, получил от Вика резкий отказ. О связанных с этим отказом переживаниях говорит и звучащая признанием вариационная часть сонаты, написанная на тему клариного Андантино. Так что не приходится долго искать причины чувства отреченности, излучаемого первой и заключительной частями этой сонаты.
Пафос сонаты определен её интродукцией, в которой музыка как бы разрывается между болью, криком (декламационная мелодия) и волей (воплощенной в мерных фигурациях аккомпанемента). Форма первой части складывается из взаимодействия сонатных и рондообразных принципов (причём повторяются несколько тем): подобная полирефренность характерна для фортепианных циклов Шумана. Главная тема, определяющая звуковой, ритмический и фактурный облик первой части, заимствована из пьесы Клары Вик в ритме испанского танца фанданго ("Балет привидений. Фантастическая сцена", соч. 5). От первоначальной танцевальности не остаётся и следа: стремительно вырастающая из фортепианных фигураций и в них же возвращающаяся, тема воплощает растущую душевную тревогу. Лишь ласковая, нарочито-колыбельная побочная тема является кратким островком спокойствия смятенной души.
Роберт Шуман
Соната No. 1 фа диез минор, соч. 11
1. Un poco adagio. Allegro vivace
2. Aria
3. Scherzo ed intermezzo
4. Finale. Allegro un poco maestoso
Исполняет Евгений Кисин
Вторая часть, Ария, - инструментальный вариант юношеской песни Шумана "К Анне" (1828). Вокальное происхождение мелодии очевидно: теме "сопрано" отвечает "теноровая", а затем они сливаются в дуэте. Небольшая медленная часть - царство гармонии и любви.
Третья часть - большое скерцо, напоминающее о сонатах Бетховена, однако типично шумановское по колориту: основная тема - мелодическая линия, прочерченная из кратких мотивов с характерным для композитора "скачущим" пунктирным ритмом. Кантиленная тема трио, с одной стороны, контрастирует основному разделу скерцо; с другой - напоминает о ритме главной темы сонаты.
"В широко и свободно построенном финале воображение композитора как будто захлёбывается от переполняющих его всё новых и новых образов, - пишет Даниэль Житомирский. Сопоставление локальных "фортепианных циклов" и их вариационное разрастание образует форму финала, своеобразно сочетающую принципы рондо, сонатности и вариационности.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Ответ на комментарий черемшина_2
черемшина_2, рада, что пост оказался созвучен Вашему настроению... Спасибо большое за внимание и отклик! Удачи Вам и всего самого лучшего!Ответ на комментарий Томаовсянка
Томаовсянка, рада, что соната Вам понравилась, Тамара! Я её несколько раз слушала - музыка необыкновенная... И исполнение Кисина мне нравится.Ответ на комментарий natali_100
natali_100, большое спасибо за отзыв, Натали! Рада, что Вам понравилось!Ответ на комментарий HelenaMS
HelenaMS, а мне близки не все его произведения. Хотя все я вряд ли и слышала... Кроме тех, о которых уже писала раньше, очень нравятся Симфонические этюды, фортепианный квартет ми-бемоль мажор - из тех, что недавно слушала ) Думаю, многое ещё предстоит открыть...Ответ на комментарий Татьяна_Бойко-Назарова
Татьяна_Бойко-Назарова, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!Ответ на комментарий kolobok_serj
kolobok_serj, спасибо большое за Ваш отзыв! Для меня это очень важно, когда не просто слушают... Поэтому по мере возможности стараюсь познакомить ближе и с произведением и с композитором.Ответ на комментарий Лариса_Воронина
Лариса_Воронина, очень рада, что музыка понравилась! Большое спасибо за внимание и отзыв, Лариса!Ответ на комментарий мария_карчина
мария_карчина, большое спасибо за отзыв, Мария! Рада, что пост понравился!Ответ на комментарий олушта
олушта, пожалуйста! Очень приятно, что пост Вам понравился! Хороших Вам выходных!Ответ на комментарий Nataiv
Nataiv, спасибо большое за внимание и отзыв! Рада, что пост Вам понравился!Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |