-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Платон: государство - политика - музыка

Четверг, 26 Июня 2014 г. 13:25 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Платон (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Платон является одним из наиболее крупных философов античной классики, представителем объективного идеализма в философии и эстетике. Философское наследие Платона велико, до нас дошло 34 его диалога. В этих сочинениях Платон значительное место уделяет проблемам музыки.

К проблемам музыкальной теории Платон обращается во многих своих диалогах, прежде всего таких, как "Государство", "Законы", "Пир", "Федон", "Тимей". Учение Платона о музыке имеет много самых различных аспектов. Это и учение о космической гармонии и учение о музыкальном этосе, и теория музыкального воспитания. 

Документальный фильм об античном греческом философе Платоне.



Одна из главных проблем музыкальной эстетики Платона - убеждение в космическом значении музыкальной гармонии. Учение о гармонии сфер Платон излагает в "Тимее". Здесь он развивает теорию небесного гептахорда. По его словам, отношение между семью небесными планетами соответствует отношениям, которые лежат в основе музыкальных интервалов. Здесь, очевидно, Платон полностью следует за пифагорейской эстетикой, проводя аналогии между музыкальной и космической гармонией. От пифагорейцев Платон заимствует также убеждение в числовой природе музыкальной гармонии, которое он развивает в другом своём диалоге "Филеб". В целом Платон развивает идеалистическое представление о гармонии. Хотя она и состоит из смешения физических элементов, природа её не является физической. Гармония бессмертна, она не умирает со смертью этих элементов.

"...В настроенной лире гармония - это нечто невидимое, бестелесное, прекрасное и божественное, а сама лира и струны - тела, то есть нечто телесное, сложное, земное и сродное смертному..."

Однако помимо пифагореизма, в музыкальной эстетике Платона существуют представления, которые выходят далеко за пределы пифагорейской традиции. Если Пифагор и его последователи сводили музыку к количественным отношениям, к определённым числовым пропорциям, то Платон превосходно понимал, что сложная и богатая сфера музыкального скусства далеко не исчерпывается этими отношениями. Поэтому помимо измерения и исчисления в музыке надо опираться на опыт и непосредственное чувство. По словам Платона, музыка строит свои созвучия "не на размере, но на упражнении чуткости; такова же и вся часть музыки, относящаяся к кифаристике, потому что она ищет меру всякой приводимой в движение струны по догадке..."

Вместе с тем, Платон выдвигал высокие художественные критерии оценки музыкальных произведений. "...Тот, кто хочет здраво судить о каждом изображении живописного, мусического или какого иного искусства, должен обладать следующими тремя вещами: прежде всего знанием, что именно изображено, затем - правильно ли это изображено, и, в-третьих, хорошо ли любое изображение исполнено в словах, напевах и ритмах". Конечно, такой подход к оценке и пониманию художественного произведения не имеет ничего общего с количественным математическим подходом к музыке, который обосновывали пифагорейцы. Здесь на первый план выдвигается критерий художественного, эстетического отношения к музыке, который не принимался во внимание пифагорейской теорией музыки.

Философия Платона



Анализ платоновских текстов показывает, что Платон вовсе не изгонял наслаждения из сферы музыки. Напротив, он очень остро понимал и ощущал природу эстетического наслаждения. Наслаждение, по его словам, то, что не приносит ни вреда, ни пользы, но имеет цель в самом себе. "...Удовольствие служит правильным мерилом только в таких вещах, которые, хотя и не несут с собой пользы, истины и подобия, однако, с другой стороны, не доставляют и никакого вреда, но творятся исключительно ради того, что в других случаях является лишь сопутствующим, то есть ради приятности, которую великолепно можно назвать удовольствием"...

Однако, признавая эстетическое значение искусства, Платон, тем не менее, выступал против чисто гедонистического отношения к искусству и, в том числе, к музыке. Одно удовольствие не может быть мерилом мусического искусства. Помимо удовольствия, оно должно отвечать такому критерию, как правильность. "Значит, совершенно нельзя согласиться, - говорит Платон, - с тем, что мерило мусического искусства - удовольствие. Если где и существует такое мусическое искусство, то всего менее стоит его искать, точно это нечто важное... Поэтому люди, ищущие самую прекрасную песнь, должны разыскивать, как кажется, не ту Музу, что приятна, но ту, которая правильна".

Платон и Аристотель на фреске Рафаэля

Таким образом, Платон стремился увидеть в музыке не просто развлечение, а серьёзное и важное дело. С этим связана его теория музыкального воспитания.

Известно, что Платон строил свою систему государственного воспитания на основе музыки и гимнастики. Сопоставление этих, казалось бы, разнородных явлений служило для Платона средством для всестороннего, гармонического воспитания человека. Если гимнастика воздействует на тело, воспитывая в человеке мужественность, храбрость и силу, то музыка воздействует на душу. Поэтому задача воспитания заключается в гормоничном и целесообразном соединении музыки и гимнастики. "Стало быть, кто наилучшим образом чередует гимнастические упражнения с мусическим искусством и в надлежащей мере преподносит их душе, того мы вправе были бы считать достигшим совершенства в мусическом искусстве и осуществившим полную слаженность гораздо более, чем тот, кто настраивает струны".

Платон считал, что занятия музыкой должны быть основой государственной системы воспитания. Именно поэтому они должны быть обязательны для всех граждан. 

Платон. "Государство". Книга третья.

Роль поэзии в воспитании стражей. Способы выражения, или стили поэтического искусства. Взаимообусловленность мусического и гимнастического воспитания.



Стала в известном смысле общим местом социологическая концепция музыки Платона. Действительно, теория музыки представляет у Платона составную часть его учения о государстве. В соответствии с общеантичными представлениями, Платон видел в музыке одно из важнейших средств государственного воспитания.Этот аспект понимания музыки довольно подробно развит в диалоге "Государство".

Вместе с тем, музыка выступает у него одним из важных средств всякого социального жизнестроения. С музыкой Платон связывал свои утопические надежды на возрождение старого античного полиса и укрепления государственности. Этот аспект развит в многочисленных местах "Законов". Платон не останавливается даже перед проповедью египетского консерватизма, если только он может принести пользу его идеальному государству: "Искони, видно, было признано египтянами то положение, которое мы сейчас высказали: в государствах у молодых людей должно войти в привычку занятие прекрасными телодвижениями и прекрасными песнями. Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создаёт всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами, не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное. Заслуживает внимания, что оказалось возможным и в таком деле установить, путём твёрдых законов, бодрящие песни, по своей природе ведущие к надлежащему".

Сократ и Платон

Эти и подобные рассуждения Платона служили основанием для изображения его как консерватора, противника всякого новаторства и прогресса в искусстве. Платон неоднократно выступал с морально-ригористическим истолкованием музыкиЮ он требовал, во имя укрепления морали и устранения распущенности, всевозможных ограничений и строгой регламентации в области музыкальной практики, вплоть до запрещения определённых ладов или музыкальных инструментов. 

В частности, Платон запрещал употребление сложных, многострунных инструментов, таких как тригоны, пектиды и др. Он предлагал ограничиться лирой и кифарой для употребления в городе и свирелью - для пастухов. Точно так же Платон выступал против чисто инструментальной музыки. "Отдельно взятая игра на флейте и на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и достойное лишь фокусника".

Платон. "Государство". Книга десятая. 

Ещё раз о месте поэзии в идеальном государстве. Искусство как подражание идее (эйдосу). Критика эпоса и трагдии. Поэт творит призраки, а не подлинное бытие. Поэзия не поддаётся критериям истинности - измерению, счёту и взвешиванию. Подражательная поэзия нарушает душевную гармонию. Яростное начало души легче поддаётся воспроизведению, чем разумное. Подражательная поэзия портит нравы и подлежит изгнанию из государства. В идеальном государстве допустима лишь та поэзия, польза которой очевидна.



Но, называя Платона консерватором, нельзя забывать о природе того консерватизма, который он проповедовал, нельзя также забывать, что у Платона далеко не всё сводится к чистой ригористике и грубому утилитаризму. Музыка понимается им не только как средство социального и политического контроля и регламентации, как это было, например, в Древнем и средневековом Китае у конфуцианцев. Музыкальная мысль Платона богаче и многосторонней. Наряду с государственно-политическим подходом к музыке мы находим у него глубокие суждения об эстетической природе музыки, о бескорыстности и чистоте музыкального наслаждения, о связи музыки с любовью и красотой. "Гармония - это созвучие, - читаем мы в диалоге Платона "Пир", - а созвучие - это своего рода согласие, а из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается. А согласие во всё это вносит музыкальное искусство, которое устанавливает, как и искусство врачебное, любовь и единодушие. Следовательно, музыкальное искусство есть знание любовных начал, касающихся строя и ритма"

Аналогичную мысль Платон развивает в диалоге "Государство", где он утверждает, что музыкальное воспитание, помимо сугубо моральных и социальных целей, должно преследовать в качестве своей цели прекрасное и делать человека "прекрасным и хорошим". "...В этом главнейшее воспитательное значение мусического искусства: оно всего более проникает в глубь души и всего сильнее её затрагивает, ритм и гармония несут с собой благообразие, а оно делает благообразным и человека, если кто правильно воспитан, если же нет, то наоборот. Кто в этой области воспитан как должно, тот очень остро воспримет разные упущения, нетделанность или природные недостатки. Его раздражение или, наоборот, удовольствие будут правильными; он будет хвалить то, что прекрасно, и приняв его в свою душу, будет питаться им и сам станет безупречным; а безобразное он правильно осудит и возненавидит с юных лет..." В другом месте Платон прямо говорит: мусическое искусство "должно завершаться любовью к прекрасному".

Кроме того, известны многочисленные места в диалогах Платона, где он выступает против грубых, низкопробных вкусов в музыкальном искусстве, настаивает на единстве музыки с пением и танцем, где он говорит о связи характера песнопений с характером и возрастом человека. Всё это вместе взятое обнаруживает в Платоне не только социального реформатора, но и взыскательного художника, обладающего тонким эстетическим вкусом и художественным чутьем.

Трудно сказать, какая из этих сторон в музыкальном учении Платона берёт верх. Очевидно, что между ними, при всей их кажущейся противоположности, есть и известная взаимосвязь: Платон выступал как социальный реформатор, будучи художником и понимая всю силу воздействия искусства на человека, и с другой стороны, он был художником и критиком, который пытался силой искусства преобразовать социальные отношения античного общества.

  • Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности.
  • Богатство развратило душу людей роскошью, бедность вскормила страданием и довела до бесстыдства.
  • В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё, что угодно, но только не себя самих.
  • Время уносит всё; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
  • Гимнастика есть целительная часть медицины.
  • Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах для него бесполезных и высказывается о том, про что его не спрашивают.
  • Книга — немой учитель.
  • Любимое часто ослепляет любящего.
  • Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока.
  • Политика — это искусство жить вместе.
  • Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни.
  • Разумный наказывает не потому, что был совершён проступок, а для того, чтобы он не совершался впредь.
  • Речь истины проста.
  • Справедливость — вот добродетель душ великих.
  • Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное.
  • Тесная дружба бывает у сходных меж собою людей.
  • Угождать во имя добродетели прекрасно во всех случаях.
  • Хорошее начало — половина дела.
  • Человек любящий божественнее человека любимого.
  • Бог в нас самих.

Лит.: В.Шестаков. История музыкальной эстетики   

Метки:  

Процитировано 27 раз
Понравилось: 24 пользователям

мария_карчина   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 13:29 (ссылка)
Спасибо огромное! Надо выбрать время для такого серьезного чтения!
Ответить С цитатой В цитатник
virena2008   обратиться по имени Спасибо. Четверг, 26 Июня 2014 г. 14:46 (ссылка)
Не ожидала, что есть такой материал в аудиокнигах.
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 14:52 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Познавательно!!спасибо милая!! Четверг, 26 Июня 2014 г. 17:04 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 18:46 (ссылка)
Очень интересно, но за один раз все трудно прочитать. Постепенно буду прочитывать. Спасибо за такой философский и познавательный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 21:44 (ссылка)
Barucaba, Наташа, это здорово! НО.... не воспроизводятся ролики: " ошибка воспроизведения. Повторите попытку через полчаса". Я, конечно, повторю. Посмотрим, что получится. Замечательно, что это аудиокниги.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 26 Июня 2014 г. 21:50 (ссылка)

Ответ на комментарий ily_domenech

ily_domenech, у меня работают, сейчас проверила. Обычно так пишут, когда что-то с интернетом, может и что-то другое. Там просто каждый ролик длительностью от 9 до 11 часов.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 08:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 08:29 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо за отзыв, Наденька! Хорошего дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 08:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
ниником   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 08:34 (ссылка)
Доброе утро!!! Истины которые плавно переходят из века в век))))))Благодарю Полнота познания всегда означает некоторое понимание глубины нашего неведения
физик Р. Милликен
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 08:38 (ссылка)

Ответ на комментарий virena2008

virena2008, да, для меня это тоже было сюрпризом. Оказалось, что по философии достаточно много материала в свободном доступе в сети.
Спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 09:16 (ссылка)

Ответ на комментарий ниником

ниником, Доброе утро! Совершенно верно ) Любое познание выражает не только познанное, но одновременно содержит указание на непознанное.
С. Франк
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 09:22 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, большое спасибо за внимание и отзыв, Мария! Времени действительно на всё не хватает.
Ответить С цитатой В цитатник
Sunny_Elen   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 14:12 (ссылка)
Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Avi-Tal   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 14:50 (ссылка)
С благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
первоклассник   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 15:11 (ссылка)
Большое спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Гончар   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 16:34 (ссылка)
спасибо2.jpg
Ответить С цитатой В цитатник
Zahar_Pravdin   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 16:39 (ссылка)
Спасибо, полезно знать.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
ТараньЖина_тАмАрА   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 17:32 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за интересный материал!
Ответить С цитатой В цитатник
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Пятница, 27 Июня 2014 г. 19:18 (ссылка)
Благодарю и желаю только всего самого наилучшего!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Liudmila_Sceglova

Liudmila_Sceglova, спасибо большое за тёплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:11 (ссылка)

Ответ на комментарий ТараньЖина_тАмАрА

ТараньЖина_тАмАрА, рада, что пост понравился! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Zahar_Pravdin

Zahar_Pravdin, большое спасибо за внимание и отзыв! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Гончар

Татьяна_Гончар, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:14 (ссылка)

Ответ на комментарий первоклассник

первоклассник, спасибо за внимание и отклик! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Avi-Tal

Avi-Tal, рада, что пост Вам понравился! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 28 Июня 2014 г. 07:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Sunny_Elen

Sunny_Elen, пожалуйста! Рада, что пост Вам понравился! Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку