"Разум ошибается, чувство - никогда", - Роберт Шуман |
«Разум ошибается, чувство — никогда», — говорил Шуман. Эту «максиму» он последовательно воплощал во всех своих произведениях.
Концерт ля минор для фортепиано с оркестром соч. 54
Шумановский фортепианный концерт ля минор — один из самых значительных концертов во всей немецкой музыке XIX столетия и один из самых моих любимых. Сам композитор задумывал это произведение «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом» (Шуману, как и всем романтикам, было тесно в рамках какого-либо одного «классического» жанра).
История создания концерта весьма необычна. В 1840 году Шуман написал «Фантазию ля минор», но никто из издателей не соглашался публиковать ее как самостоятельную вещь. Через пять лет композитор «развил и дополнил» свою «Фантазию», сделав ее первой частью (Allegro affettuoso) трехчастного фортепианного концерта. Первое исполнение концерта состоялось 1 января 1846 года в знаменитом лейпцигском Гевандхаусе. Дирижировал оркестром Фердинанд Гиллер (ему и посвящен концерт), а за роялем была, разумеется, неизменная Клара Шуман.
Несмотря на то, что формально концерт ля минор выглядит вполне традиционным, однако формой сходство шумановского концерта с классическими образцами этого жанра и ограничивается. Композитор, вопреки всем классическим канонам, не разделяет части концерта содержательно, проводя через все произведение одну идею. Интересно, что в концерте очень немного технических эффектов, рассчитанных на то, чтобы поразить воображение слушателя. Сознательно отказываясь от виртуозных пассажей, Шуман предельно обнажает художественную мысль (или, вернее, чувство), легшую в основу произведения. Почти интимная лиричность, которой пронизан весь концерт, была воспринята современниками неоднозначно (казалось, все-таки, что это «немного слишком»), и лишь впоследствии лирическая линия в концертном жанре нашла своего продолжателя в лице Грига.
Марта Аргерих, ф-но
Основное в шумановской музыке – сфера духовности. Главным содержанием его творчества стала самая личная из всех лирических тем – тема любви. Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира – это не последовательный философский охват действительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий nvy
nvy, таков Шуман... Принимаю, как есть... Чтобы лучше понять его творчество.Ответ на комментарий gekata-panti
gekata-panti, очень приятно, что Вам понравилось! Спасибо за отзыв!Ответ на комментарий Barucaba
Только сердцем не выбирайте;)Ответ на комментарий nvy
nvy, вообще, в помощь сердцу и разуму должно приходить "шестое чувство", которое, к сожалению, уже почти утрачено...Ответ на комментарий natali_100
natali_100, да, это верно, как один порыв... Спасибо большое за отзыв!Ответ на комментарий HelenaMS
HelenaMS, спасибо большое за отзыв! Это одно из лучших концертных исполнений, представленных в сети. В основном видеоролики статичные и их не так много... Послушала несколько перед публикацией поста. У Рихтера мне почему-то услышалось что-то рахманиновское и это очень сильно мешало восприятию. У моего любимого Микеланджели качество записи оставляло желать лучшего. Его исполнение в эмоциональном плане более сдержано, в то время как оркестр под руководством Челибидаке наоборот, как мне кажется, звучал слишком пафосно...Ответ на комментарий Barucaba
Несмотря на определённые традиции исполнения классической музыки, у каждого слушателя,а особенно музыканта формируется собственное определённое представление (я бы не стала употреблять слово -стереотип) об исполняемом произведении, в зависимости и от уровня общей культуры и музыкальной эрудиции, его образования ets. У Аргерих вообще (на мой взгляд) более мужской,интеллектуальный тип мышления и исполнения, поэтому в I части мне не хватило тонкости и поэтичности. Вот если бы она исполнила концерт Грига в таком духе - другое дело. Впрочем, кто я такая, чтобы ставить под сомнение исполнение пианистки мирового уровня. Однажды я услышала по французскому каналу Mezzo Rondo alla Turca - фр. пианист, не успела зафиксировать его имя. Его исполнение совершенно не вписывалось ни в какие каноны, сплошное было безобразие и произвол. Так мне показалось вначале, потом меня затянуло и я заворожённая дослушала до конца это уже "замыленное" каноническими исполнениями произведение - настолько свежо и остроумно всё звучало. Вот , что значит интерпретация! В студенческие годы любила сравнивать исполнение Сонат Бетховена у Шнабеля, Рихтера и Марии Гринберг, а теперь дозрела до Баренбойма -лучше, кажется не сыграть. Благодарю за дискуссию.Ответ на комментарий HelenaMS
HelenaMS, да, это верно, представления у всех разные, иногда даже противоположные. Например одни считают, что исполнитель должен строго следовать указаниям, букве и слову автора произведения, не привнося ничего своего, другие наоборот, стараются пропустить его через себя. А по поводу анализа исполнения, так я считаю, что у каждого должно быть своё мнение, нужно доверять прежде всего своим ощущениям, а не мнению мировой общественности... И мне интересно было узнать Ваше, как профессионала. Согласна с Вами, что тип мышления и исполнение Аргерих ближе к мужскому.Ответ на комментарий Barucaba
какая прелесть! спасибо! Мне такая трактовка гораздо ближе, расчудесное исполнение, молодость, свежесть и этот эротический вырез на попе - первый раз вижу такой дресс-код на концертах классики , а оператора порой явно отвлекают её округлости от исполнения своих должностных обязанностей Честное слово, вот тут я получила удовольствие ещё и визуально- эстетическое. Оркестр -чудо! Пойду посмотрю в нете информацию про это милое создание -пианистку Катю Буниатишвили - не слышала раньше.Ответ на комментарий nadia_obo
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |