Весенняя симфония Шумана |
Шуман. Симфония № 1, си-бемоль мажор, Op. 38 («Весенняя»)
Symphony № 1 in B flat major, Op. 38, «Frühlingssinfonie»
Первая симфония появилась в счастливую пору жизни Шумана. 12 сентября 1840 года композитор обвенчался с Кларой Вик, и после многолетней борьбы и страданий началась ничем не омраченная семейная жизнь. Они познакомились в 1828 году, когда 18-летний Шуман, подающий надежды пианист, стал брать уроки у ее отца, знаменитого лейпцигского педагога Фридриха Вика, и поселился в их квартире. Он разучивал фортепианный концерт, а 9-летняя Клара рядом за столом учила уроки. Он сочинял для нее и ее младших братьев волшебные сказки и разбойничьи истории, играл в шарады, загадывал загадки. Клара была вундеркиндом — в 11 лет она уже выступала с самостоятельными концертами и быстро завоевывала славу. А Шуман должен был расстаться с мечтой о карьере пианиста-виртуоза: от чрезмерных упражнений он растянул сухожилие, что привело к параличу пальца и неизлечимой болезни кисти правой руки. В те годы и возникла их любовь; в 1837 году они тайно обручились. «Борьба за Клару» была долгой и мучительной: отец не брезговал никакими средствами, чтобы разлучить влюбленных. Больше года длился суд. Счастье, охватившее композитора после женитьбы, вызвало огромный прилив творческих сил.
В январе 1841 года за четыре дня Шуман набрасывает Первую симфонию. В его письмах читаем: «Я закончил на днях работу,., которая сделала меня вполне счастливым». Сочинение шло «в том весеннем порыве, который способен охватывать человека вплоть до глубокой старости и всякий раз по-новому». «Если бы вы могли внушить вашему оркестру при исполнении [симфонии] некоторое томление по весне! Именно это я главным образом и испытывал, когда писал ее». Каждая часть также имела заголовок, и в их чередовании рисовались картины весны — от робкого прихода до полного расцвета. Однако все эти пояснения Шуман снял при издании партитуры, и программность, достаточно обобщенная уже в первоначальном замысле симфонии, сохранилась лишь в письмах и воспоминаниях. Симфония посвящена королю Саксонии Фридриху Августу; ее первое исполнение состоялось 31 марта 1841 года в Лейпциге оркестром Гевандхауза под управлением Мендельсона.
НАЧАЛО ВЕСНЫ
Общий светлый, беззаботный характер определяется уже в первой части, которая должна была носить название «Начало весны». Медленное вступление открывается неким «призывом к пробуждению», после чего «все словно начинает зеленеть и, быть может, даже вылетает мотылек», как писал композитор одному из дирижеров, репетировавших симфонию. Весенний призыв звучит у валторн и труб в унисон, а упомянутый мотылек, скорее всего, изображен в порхающих пассажах флейт и гобоя. Фанфарные возгласы валторн открывают и побочную партию — простодушную, скромную, камерную. Эта простота музыкальных тем напоминает о классических симфониях. Всю разработку, традиционную по принципам развития, также светлую, ясную, объединяет пунктирный ритм фанфарного призыва. Однако здесь Шуман использует необычный прием, впоследствии ставший типичным для него: в пении гобоя и кларнета возникает новая тема, которая как бы восполняет отсутствие лирического образа в экспозиции. Она звучит и в коде, напоминающей обширные, активно развивающиеся коды Бетховена. В конце в жизнерадостном танце слышен, как и в начале, зов валторн и труб.
ВЕЧЕР
Медленная вторая часть первоначально имела заголовок «Вечер». Она очень близка медленным частям любимых Шуманом симфоний Мендельсона, также являясь своего рода симфонической «Песней без слов». Эту песню поют скрипки, варьируют другие инструменты, придавая ей более взволнованный характер, а в среднем разделе ее сменяют краткие мотивы вздоха, жалобы. В последних тактах вступают молчавшие до того тромбоны, подготавливая начинающуюся без перерыва следующую часть.
ВЕСЁЛЫЕ ЗАБАВЫ
Третья часть первоначально носила название «Веселые забавы», но в партитуре сохранилось лишь обозначение «скерцо». Это ряд жанровых картинок в излюбленной Шуманом форме с двумя трио. Неоднократно возвращающаяся тема скерцо — упругая, энергичная, несколько суровая, минорная, — сопоставляется с более изящной и гибкой мажорной. Первое трио рисует романтический пейзаж и построено на эффекте эха. Второе трио, светлое и беззаботное, сочетает мотивы скерцо с аккордами эха. Еще раз тема эха возникает в кратком медленном эпизоде коды.
ТОРЖЕСТВО ВЕСНЫ
Финал с первоначальным названием «Весна в разгаре» возвращает к образам первой части. Он также открывается энергичным возгласом, а главная партия, беспечная, танцевальная, вновь напоминает о классических образцах. Побочная начинается таинственными пиццикато струнных (тема заимствована из финала фортепианного цикла «Крейслериана»), но через несколько тактов сменяется энергичным начальным возгласом. Перед репризой появляется краткий медленный эпизод лесной романтики: слышны отдаленные звуки рогов (солирующие валторны), птичьи трели (каденция флейты). После чего реприза почти без изменений, как в классических симфониях, повторяет экспозицию, а кода утверждает торжество жизненных сил, разбуженных весной.
А. Кенигсберг
***************************
Использованы работы художников: Игорь Жарков "Флора", Жозефина Уолл "Приход Весны", Софи Андерсен "Время сирени", Милле, Жан Франсуа "Весна", Winterhalter Franz Xavier "Весна".
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Люба_Скоблина
Люба_Скоблина, большое спасибо за отзыв! Очень приятно, что Вам понравилось!Ответ на комментарий Тангейзер
Тангейзер, спасибо, Вячеслав! Пусть у Вас каждое утро будет добрым и приятным...)Ответ на комментарий MultiMazurka
MultiMazurka, Большое спасибо, Вера! Я пока болела, наслушалась вдоволь разной музыки, и Шумана в том числе. Для этого ведь тоже время нужно... По телеканалу Культура много чего посмотрела...) А вот записей Рэма Урасина, к сожалению, не нашла. Есть один-два ролика не очень хорошего качества и всё. Хотя мне кажется что когда-то видела его в одном из блогов...Ответ на комментарий Kapitan_KUK
Kapitan_KUK, так главное, чтобы на душе тепло и солнечно было, и тогда... все станет вокруг голубым и зеленым...)Ответ на комментарий Травкина_Лариса
Larisa_from_SPB, большое спасибо, Лариса! Очень рада, что Вам понравилось! Доброго и приятного Вам вечера!Ответ на комментарий Barucaba
Попробую добыть у него диски. А дальше - просто не умею. Наташа. видела Аню Мишарину. Она говорит. что нужно приехать обязательно.У нее уже есть пожелания к рукам. она видела ролики. Не тревожьтесь. Время есть.Ответ на комментарий Barucaba
Спасибо,Наташа...Хотелось бы,чтоб было так...НЕ ТОЛЬКО У МЕНЯ...)Ответ на комментарий MultiMazurka
MultiMazurka, очень хотелось бы, конечно, его послушать... У меня есть небольшой фрагмент выступления, где Рэм Урасин с Борисом Андриановым. Они выступали после конкурса. Это так здорово!!! Столько положительной энергетики... Зал их тогда не хотел отпускать... Молодые, красивые, невероятно талантливые...))Ответ на комментарий Barucaba
Я тоже всегда так отвечаю, когда кто-то жалуется на погоду.Ответ на комментарий Let_is_be
Let_is_be, Дин,Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |