-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


ВЕЛИКИЙ БАХ

Среда, 08 Декабря 2010 г. 05:09 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

abba6baab0c3 (330x52, 6 Kb)

Глеб Семёнов

Бах

Не верю, нет, не органист
Меня во прах поверг!
Летели камни сверху вниз,
А души снизу — вверх.

Был каждый вновь из ничего
Прекрасно сотворён.
О ты, слепое торжество
Знамён, племён, времён!

Тщета интриг, тщета вериг,
Тщета высоких слов…
Есть человека первый крик,
Любви внезапный зов.

Есть добрый труд из года в год
И отдых в день седьмой.
И время течь не устаёт,
Как небо над землёй.


Какая разница: свеча
Или мильоны свеч?
Какая разница: парча
Или лохмотья с плеч?

Геройствуй, схимничай, греши, —
За жизнью — только смерть.
Лишь в редких проблесках души
Сияет третья твердь.

Там над обломками эпох,
С улыбкой на губах,
Ведут беседу Бах и Бог,
Седые Бог и Бах. 


1966
Бах не новый, не старый, он нечто гораздо большее - он вечный...
Р. Шуман


 (480x591, 58Kb)  

Э.Г. Хаусманн. Портрет И.С. Баха. 1747.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ (Bach)

(21 III 1685, Эйзенах - 28 VII 1750, Лейпциг)

Бах - композитор парадоксальный. Вот один из парадоксов. Притом, что Бах занимает первую строчку в любом списке самых часто исполняемых композиторов, у него нет таких мелодий, которые мы бы насвистывали или напевали в минуту грусти или радости - первый признак популярности. И это притом, что у Баха есть несравненные страницы музыки грустной и музыки радостной! Популярность - необычайная - гениального Баха иного рода, нежели популярность сладкозвучного Иоганна Штрауса, например.

1520 годом помечен корень ветвистого генеалогического дерева старинного бюргерского рода Бахов. В Германии слова "Бах" и "музыкант" в течение нескольких столетий были синонимами. Однако лишь в п я т о м поколении "из их среды... вышел человек, чье славное искусство излучало столь яркий свет, что и на них пал отблеск этого сияния. То был Иоганн Себастьян Бах, краса и гордость фамилии и отечества, человек, которому, как никому другому, покровительствовало само Искусство Музыки". Так писал в 1802 г. И. Форкель - первый биограф композитора на заре нового века, ибо век Баха распростился с великим кантором сразу после его смерти. Но и при жизни избранника "Искусства Музыки" трудно было назвать избранником судьбы. Внешне биография Баха ничем не отличается от биографии любого немецкого музыканта рубежа XVII-XVIII вв. Бах родился в маленьком тюрингском городе Эйзенахе, раскинувшемся неподалеку от легендарного замка Вартбург, где в средние века, по преданию, сходился цвет миннезанга, а в 1521-22 гг. звучало слово М. Лютера: в Вартбурге великий реформатор переводил на язык отечества Библию.

И. С. Бах не был вундеркиндом, однако к 17 годам он владел клавесином, скрипкой, альтом, органом, пел в хоре, а после мутации голоса выступал как префект (помощник кантора). В 1702 г. из стен Michaelschule вышел достаточно образованный музыкант. Постоянным стремлением к совершенствованию отмечена его музыкантская карьера, связанная по традиции времени с церковью, городом или двором. Не по воле случая, предоставлявшего ту или иную вакансию, а твердо и настойчиво поднимался он на очередную ступень музыкально-служебной иерархии от органиста (Арнштадт и Мюльхаузен, 1703-08) к концертмейстеру (Веймар, 1708-17), капельмейстеру (Кетен, 1717-23), наконец, кантору и директору музыки (Лейпциг, 1723-50). При этом рядом с Бахом - музыкантом-практиком рос и набирал силу Бах-композитор, в своих творческих побуждениях и свершениях шагнувший далеко за пределы тех конкретных задач, которые перед ним ставились.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Сегодня каждому из известных произведений присвоен номер BWV (сокращение от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.

В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах — хоральной прелюдии и фуги.
 

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Toccata 

Прослушать запись Скачать файл

Toccata & Fugue D minor BWV 565. Fugue 

Прослушать запись Скачать файл

FANTASIA BWV 562 C MINOR

Прослушать запись Скачать файл

ПРЕЛЮДИЯ BWV 846

Прослушать запись Скачать файл


Бах писал музыку как для отдельных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для инструментов соло — 6 сонат и партит для скрипки соло, 6 сюит для виолончели, и партиту для флейты соло, — многие считают одними из самых глубоких творений композитора.

Сюиты для виолончели соло

SUITES NO. 1 - COURANTE

Прослушать запись Скачать файл

SUITES NO. 2 - ALLEMANDE

Прослушать запись Скачать файл

SUITE NO. 4 - BOURREE 1

Прослушать запись Скачать файл

Кроме того, Бах сочинил несколько произведений для лютни соло. Писал он также трио-сонаты, сонаты для солирующих флейты и виолы да гамба.

Сонаты для виолы да гамба и клавесина

SONATA IN G MAJOR - ANDANTE

Прослушать запись Скачать файл

SONATA IN G MINOR  - VIVACE

Прослушать запись Скачать файл

Наиболее известные произведения Баха для оркестра — «Бранденбургские концерты». Они были так названы, потому что Бах, послав их маркграфу Христиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 году, думал получить работу при его дворе; эта попытка оказалась безуспешной. Шесть концертов написаны в жанре кончерто гроссо. Число 6, часто встречающееся у Баха, символизирует шесть «рабочих» дней творения. Другие дошедшие до нас произведения Баха для оркестра включают два скрипичных концерта, концерт для 2 скрипок ре минор, и концерты для одного, двух, трёх и даже четырёх клавесинов.
Среди камерных произведений следует особо выделить вторую партиту для скрипки, в частности последнюю часть — Чакона. Скрипач существует до или после "Чаконы" Баха. Среди его сольных сонат и партит "Чакона" - чудо из чудес.

Анна Ахматова была потрясена этим произведением. Она слышала его ещё в гостиной дома Гумилевых. После этого и появятся упоминания "Чаконы" в произведениях Ахматовой.

  В стихотворении "Сон", написанном 14 августа 1956 г.: 

  А мне в ту ночь приснился твой приезд
  Он был во всем... И в баховской Чаконе, 
  И в розах, что напрасно расцвели... 

  Первоначально это стихотворение называлось "27 декабря 1940", указывая на число, когда Ахматова начала писать "Поэму без героя". 
  В самой поэме есть упоминание о "Чаконе": 

  Полно мне леденеть от страха, 
  Лучше кликну Чакону Баха.
  А за ней войдет человек... 
  Он не станет мне милым мужем, 
  Но мы с ним такое заслужим, 
  Что смутится Двадцатый Век.

Partita 2 - Ciaccona

(исполняет Иегуди Менухин)

Прослушать запись Скачать файл


В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений. Среди них — широко известные сегодня мелодии, исполненные Swingle Singers, и запись Венди Карлос 1968 года «Switched-On Bach», где использовался недавно изобретённый синтезатор. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты, такие как Жак Лусье. Обработку Гольдберг-вариаций в стиле нью-эйдж исполнил Джоэль Шпигельман. Среди российских современных исполнителей отдать должное великому композитору попытался Фёдор Чистяков в своём сольном альбоме 1997 года «Когда проснётся Бах».

Однако осознание музыкальной и педагогической ценности его сочинений, интерес к музыке Баха породил новое движение среди исполнителей: широкое распространение получила идея аутентичного исполнения (или «исторически ориентированное исполнение») . Такие исполнители, например, используют клавесин вместо современного фортепиано и хоры меньшего размера, чем это было принято в XIX и начале XX века, желая в точности воссоздать музыку баховской эпохи.
abba6baab0c3 (330x52, 6 Kb)
*****
Мотив B-A-C-H
 (250x83, 5Kb)
Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?
Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует — и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В — си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.
  Бах знал об этой музыкальной особенности своей фамилии и обыгрывал этот мотив.
*****
   Вензель И.С. Баха - одна из самых красивых монограмм (фигура в центре). Она украшает каждый том Нового полного собрания сочинений композитора (Neue Ausgabe samtlicher Werke; сокращенно NBW). А если учесть, что это не просто изысканный орнамент, а рисунок, имеющий глубокий и в высшей степени индивидуальный - а потому уникальный - смысл, то станет ясно, что рисунком можно не только наслаждаться, но его необходимо и понять. После того как мы разложили монограмму на элементы, становится совершенно ясно, что это инициалы композитора, написанные традиционно (элемент показан слева), и их зеркальное отражение (показано справа). Теперь, когда мы видим эти элементы по отдельности, их легко распознать в вензеле. Но это еще не все, что заключено в монограмме. Ее венчает корона. Включение короны в вензель объясняется тем, что Бах в тот период ожидал своего назначения на пост придворного композитора курфюрста Саксонского.


 (400x192, 18Kb)

J[ohann] S[ebastian] B[ach] Окончательный J[ohann] S[ebastian] B[ach] 
  вариант (зеркальное отражение)  

  Примечательно, что эта монограмма изображена на хрустальном кубке, подаренном Баху в 1735 г.
  (128x203, 8Kb)
 Над монограммой надпись: «Vivat». На противоположной стороне имя Баха, записанное нотами: 
В - А - С - Н, подразумевающее и «баховское число» - 14. Кстати, указание на это число имеется и в вензеле: ему соответствуют четырнадцать лепестков, украшающие внешний контур рисунка.
  Итак, мы видим, что вензель содержит в себе много символических деталей. Приведение их в некое художественное единство даже для Баха, с его поразительной способностью изобретать и комбинировать всё новые и новые формы, было, по-видимому, непростым делом. К этому конечному результату он пришел после ряда поисков. Свидетельство одного из этапов работы дошло до нас. В 1733 г. его монограмма была такой: 
   (143x127, 3Kb)
  
  Нельзя отказать этой монограмме в изобретательности и определенной элегантности, хотя также очевидно, что окончательный вариант во всех отношениях богаче, параднее и многозначительнее.
И последняя параллель: во многих баховских произведениях, особенно для сольных инструментов, можно встретить мелодические фразы, как правило в конце, которые и своей нотной графикой, и своим смысловым значением сродни заключительному росчерку пера - баховской подписи, после которой каденция, завершающая произведение, ассоциируется с печатью.  

abba6baab0c3 (330x52, 6 Kb)

Метки:  

Процитировано 22 раз
Понравилось: 5 пользователям

Leniency   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 05:32 (ссылка)
-
Здорово. Очень здорово
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна975   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 07:21 (ссылка)
Спасибо!
 (406x285, 111Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
cdefg   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 07:57 (ссылка)
Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 08:35 (ссылка)
)..

отличнейший пост) -

думаю, что и сам бах, прочитав сей труд твой, барукаба, остался бы весьма доволен)..

спасибо за большую работу, проделанную тобой)..
Ответить С цитатой В цитатник
Рина_Сашина   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 15:25 (ссылка)
Наташа, прекрасный пост!
Мой восторг и благодарность!!!
000200BF (60x60, 30 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
matuska   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 19:06 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Травкина_Лариса   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 21:41 (ссылка)
Прекрасный пост.
 (164x179, 29Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
АннаЕлена   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 00:18 (ссылка)
!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 06:36 (ссылка)
Выше Баха только Бог! Спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 06:54 (ссылка)
Бах - вечный! Спасибо! Душа поет!

(Добавил ссылку к себе в дневник)


1279962215_porcellane025 (500x583, 52 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
tantana   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 13:40 (ссылка)
СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 23:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Leniency

Leniency, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна975

Татьяна975, спасибо! Рада, что понравилось!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:03 (ссылка)

Ответ на комментарий cdefg

cdefg, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

Такахаши_Омояра, спасибо. Кто знает, чем был бы доволен Бах... Я просто делаю то, что считаю нужным...
да... пришлось поработать...) если бы ещё интернет был пошустрей...) а то с такой скоростью на всю ночь работа растянулась...
Рада, если понравилось...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Рина_Сашина

Рина_Сашина, спасибо, Рина! Очень приятно, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:24 (ссылка)

Ответ на комментарий matuska

matuska, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Травкина_Лариса

Larisa_from_SPB, спасибо, Лариса!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:26 (ссылка)

Ответ на комментарий АннаЕлена

АннаЕлена, спасибо! Рада Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Тангейзер

Тангейзер, рада, что пост понравился! Спасибо за отклик! Конечно, о Бахе можно писать ещё очень и очень много, одни его "Страсти" заслуживают нескольких постов...
А сам великий композитор, как говорят, был скромен и на похвалы неизменно отвечал:Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время - и тогда инструмент играет сам...
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:49 (ссылка)
)..

как-то раздражают тебя мои комментарии, барукаба?)

все время ты отвечаешь на них сухо и немножко с недовольством)..

ежели это так - то я перестану, конечно, комментировать).. ты только скажи)..
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 00:53 (ссылка)

Ответ на комментарий MultiMazurka

MultiMazurka, рада, что Вам понравилось! Спасибо!
 (450x525, 55Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 01:15 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

Такахаши_Омояра, что Вы, вовсе нет. Простите, если я что-то не то написала, никакого недовольства и близко нет, наоборот, мне очень приятно и Ваше внимание и Ваши слова, я всегда рада Вам искренне, сердечно. Очень жаль, если я Вас чем-то обидела...
Ответить С цитатой В цитатник
Такахаши_Омояра   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 01:22 (ссылка)
)..

спасибо - за хороший ответ).. нет, конечно, ничем ты меня не обидела) -

просто иногда бывает так, что люди душевно не совпадают) -
вот я и решил уточнить это для себя - чтоб не быть в тягость).. а то ведь бывают случаи, когда терпят из вежливости и т. п.)..

всё хорошо, раз дело обстоит так)..

новых тебе успехов - постов)..
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 01:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Такахаши_Омояра

Такахаши_Омояра, я рада, что всё хорошо )) Диссонирующий аккорд разрешен... Как у Баха...))
В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов... Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту... Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

Спасибо, Такахаши_Омояра, Вам тоже всего самого доброго
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 02:09 (ссылка)

Ответ на комментарий tantana

tantana, пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
tinarisha   обратиться по имени Добрый день! Пятница, 10 Декабря 2010 г. 13:16 (ссылка)
Замечательный пост!Спасибо,подружка за музыкальное просвещение.Всегда с радостью читаю твои посты и цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Тангейзер   обратиться по имени Пятница, 10 Декабря 2010 г. 16:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Его "страсти" -это что-то сверх великое...И главное,каждая "страсть")
абсолютно индивидуальна.А смотреть-слушать(на видео) - это не поддается никакому описанию.Слов не надо...
Да,И.С.Бах был скромен.По сравнению со своим более удачливым и публичным современником ...Генделем...Но оба они великие...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 11 Декабря 2010 г. 19:44 (ссылка)

Ответ на комментарий tinarisha

tinarisha, Вам большое спасибо за внимание и интерес к музыке!
Ответить С цитатой В цитатник
Надежда_ФФ   обратиться по имени Пятница, 17 Декабря 2010 г. 22:20 (ссылка)
Спасибо. Лучше с опозданием, чем никогда.
Не могла выделить столько времени, чтобы прослушать и прочитать не на бегу. Вот только сегодня добралась до этого момента. Тем более, что сегодня день рождения этого замечательного композитора и по радио "Орфей" о нем много рассказывают.
Спасибо еще раз. Особенно за орган. Я слушала эти произведения в Вильнюсе, в церкви стоит орган и даются концерты. Обворожительно.
 (500x375, 72Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку