-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Женщина - Фараон - Хатшепсут

Вторник, 06 Апреля 2010 г. 01:57 + в цитатник

 (600x40, 6Kb)

Мааткара Хатшепсут Хенеметамон (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.) — женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол.
 (451x640, 58Kb) 

Худ. Михаил Потапов. Портрет Хатшепсут


Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.
Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона, она правила 21 год и 9 месяцев. Царица Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона.
 (500x416, 34Kb)
Хатшепсут имела всего одну родную сестру Нефрубити, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменмоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, — сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменмос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому, после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494—1490 до н. э.). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, объясняется тем, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

У Тутмоса II и Хатшепсут - главной царской жены была дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и, возможно, Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное — поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут, с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины — на Меритре.

Некоторые исследователи полагают, что Хатшепсут сконцентрировала в своих руках реальную власть ещё во время правления своего мужа. Насколько это утверждение соответствует действительности, неизвестно. Однако нам точно известно, что после смерти Тутмоса II в 1490 г. до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашён единоличным фараоном, а Хатшепсут — регентом (до этого Египет уже жил в условиях женского правления при царицах Нитокрис из VI династии и Себекнефрура из XII династии). Однако через 18 месяцев (или через 3 года), малолетний фараон был отстранён от трона фиванским жречеством Амона, которое возвело на престол Хатшепсут. Во время церемонии в храме верховного бога Фив Амона жрецы, нёсшие тяжёлую барку со статуей бога, опустились на колени прямо возле царицы, что было расценено фиванским оракулом как благословение Амона новому правителю Египта.
 (350x599, 324Kb)
В результате переворота Тутмос III был отправлен на воспитание в храм, чем его планировалось отстранить от египетского престола, по крайней мере, хоть на время регентства Хатшепсут. Тем не менее, есть сведения, что в последующем Тутмос III допускался до управления государством.

Основными силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные («интеллектуальные») круги египетского жречества и аристократии, а также часть выдающихся военачальников. В их число входили Хапусенеб, чати (визирь) и первосвященник Амона, чернокожий вельможа Нехси, несколько ветеранов египетской армии, помнящих ещё кампании Яхмоса, придворные Джути, Инени и, наконец, Сенмут (Сененмут), зодчий и воспитатель дочери царицы, а также придворный (брат Сенмута?) Сенмен. Многие склонны видеть в Сенмуте фаворита царицы, так как он упоминал своё имя рядом с именем царицы и выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут. Сенмут по происхождению был небогатым провинциалом, который при дворе поначалу считался простолюдином, но его незаурядные способности вскоре были оценены по достоинству.

 (480x582, 165Kb)
Известняковая скульптура Хатшепсут в художественном музее Метрополитен в Нью-Йорке. Хотя на статуе царица изображена без накладной бороды, но содержит остальные символы власти фараона; в частности, на неё одет головной убор немес, увенчанный царским уреем.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I), тело которой было создано самим богом Хнумом. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии, или «божественном браке», во время которого сам бог Амон якобы снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы, приняв облик Тутмоса I, зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Впоследствии официальная пропаганда постоянно использовала легенду о божественном происхождении Хатшепсут для оправдания её пребывания на престоле.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».

Так как фараон в Египте был воплощением Хора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду, однако далеко не в обязательном порядке: отдельные статуи царицы вроде выставленных в Музее Метрополитен продолжают изображать её в прежнем виде — в обтягивающей женской одежде, но в накидке-немесе и без накладной бороды.
 (700x489, 156Kb)
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий — Сенмут.

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).
 (640x425, 65Kb)
Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» — и строившийся на протяжении 9 лет. Его архитектором был Сенмут , его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.
 (699x394, 127Kb)
Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры — символа богини Уаджит, — хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.
 (640x425, 55Kb)
Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.
 (699x584, 643Kb)
Гранитный сфинкс с лицом Хатшепсут.

При Хатшепсут Египет процветал в экономическом плане. Устанавливались классические рабовладельческие отношения, велась активная торговля. Долгое время считалось, что Хатшепсут как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным, что якобы вызвало недовольство армии. Однако новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре — победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Более того, возможно, Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории.
 (400x600, 45Kb)
Парные осирические статуи Хатшепсут перед храмом в Дейр эль-Бахри.

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку она ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент смерти ей было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней.
Существуют две гробницы, принадлежащие Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения.
Работы над первой гробницей царицы начались ещё в её бытность главной царской женой Тутмоса II. Однако она не могла устраивать Хатшепсут, ставшую фараоном, поэтому работы над ней прекратились, а в скалах Долины царей была вырублена основная гробница Хатшепсут. Она была обнаружена в 1903 Говардом Картером. Первоначальный замысел царицы состоял, видимо, в том, чтобы соединить гробницу с поминальным храмом в Дейр-эль-Бахри грандиозным туннелем, однако в силу непрочности известняковых пород от этой идеи отказались. Тем не менее, рабочие уже успели начать работу над ходом, который был впоследствии превращён в обширную погребальную камеру, куда была перенесена и мумия отца царицы Тутмоса I.
 (562x496, 64Kb)
Рельеф из «Красного святилища» в Карнаке, изображающий Хатшепсут рядом с Тутмосом III.

Устоявшимся является представление, что Тутмос III приказал уничтожить все сведения о покойной Хатшепсут и все её изображения в отместку за лишение его власти, поэтому долгое время об этой царице практически ничего не было известно. В частности, огромные золочёные обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр-эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости, даже само имя Хатшепсут было исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта. Имя Хатшепсут вырезалось из картушей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III, что было для древнего египтянина равносильно проклятию.
Однако, существует альтернативная точка зрения на преследование памяти о Хатшепсут: возможно, все эти действия были необходимы молодому фараону Тутмосу III только для того, чтобы доказать легитимность своего правления.
Таким образом, представляется вполне возможным, что Тутмос III, следуя совету приближенных, был вынужден ликвидировать следы правления Хатшепсут в силу весьма консервативной иерархической политической системы Древнего Египта, которая допускала до управления государством только мужчин — в воззрениях египтян, сам факт нахождения женщины на престоле мог нарушать «установленный свыше» принцип космической справедливости маат.

 (640x480, 63Kb)
Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века, в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт — с посещением посольством царицы царя Соломона.

По мере распространения феминистических идей интерес к Хатшепсут только возрастает. Постепенно, она становится элементом популярной культуры на Западе — умная и энергичная, но вместе с тем женственная и хрупкая, Хатшепсут была наделена незаурядными политическими и аналитическими способностями, и, кроме того, она была весьма привлекательна внешне. 

 (600x40, 6Kb)

Метки:  

Процитировано 35 раз
Понравилось: 3 пользователям

Ugolieok   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 02:17 (ссылка)
Довелось увидеть эту красоту собственными глазами.
Вам спасибо за обстоятельный и интересный рассказ о царице Хатшепсут и богатый иллюстративный материал. С удовольствием посмотрела и прочитала ваше сообщение. Удачи и успехов Вам в поиске новых интересных находок.

Ответить С цитатой В цитатник
anik1   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 02:18 (ссылка)
Спасибо за подробный интересный пост. Беру в цитатник, хотя бы для того, чтобы лишний раз вспомнить изнурительно-жаркую, но очень интересную экскурсию.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 02:26 (ссылка)
Ugolieok, спасибо! Очень рада, что пост Вам понравился!
031 (190x274, 86 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 02:39 (ссылка)
anik1, Вам спасибо! Да, такие экскурсии очень интересны, а неудобства и мелкие неприятности не могут испортить впечатления от увиденного ))
Glitterflower (160x127, 14 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 03:58 (ссылка)
Очень интересный материал. Спасибо! Конечно забираю...
Ответить С цитатой В цитатник
Алевтина_Князева   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 07:27 (ссылка)
Благодарю сердечно.
Ответить С цитатой В цитатник
Ивелена   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 08:33 (ссылка)
Прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Ада_Пересвет   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 09:03 (ссылка)
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 10:05 (ссылка)
Спасибо солнышко,что просвещаешь. очень интересно.
Galaxie.ru Картинки на любой вкус
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 14:15 (ссылка)
Вьюгитта, спасибо! Рада, что понравилось!
108 (350x350, 76 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 14:17 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 14:19 (ссылка)
Ивелена, спасибо!
 (427x271, 50Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 14:22 (ссылка)
Ада_Пересвет, пожалуйста! Рада, что понравилось!
 (300x297, 48Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 14:24 (ссылка)
mimozochka, спасибо, Наденька!
 (195x245, 41Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Нина_Варшавская   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 19:37 (ссылка)
Спасибо! Была в Египте и много слышала о фараонах, была в их гробницах. Интересно.
 (700x525, 98Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
TANZELYA   обратиться по имени Вторник, 06 Апреля 2010 г. 21:19 (ссылка)
Очень интересный пост,с удовольствием прочитала,спасибо!!!!Дальнейших успехов!
 (700x525, 36Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
AlenkaSC   обратиться по имени Среда, 07 Апреля 2010 г. 10:57 (ссылка)
чудесный рассказ! спасибо!

и заходите ко мне в гости - всегда буду рада
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 08 Апреля 2010 г. 11:48 (ссылка)
Нина_Варшавская, спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 08 Апреля 2010 г. 11:50 (ссылка)
TANZELYA, спасибо большое! Очень рада, что пост понравился!
 (300x300, 14Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 08 Апреля 2010 г. 11:55 (ссылка)
Аленка-медвежонка, спасибо! Рада, что Вам понравилось!
 (500x349, 26Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Оксана_Лютова   обратиться по имени Среда, 14 Апреля 2010 г. 09:50 (ссылка)
Благодарю Вас за прекрасную подачу метариала...
Ответить С цитатой В цитатник
K_Irene   обратиться по имени Среда, 14 Апреля 2010 г. 11:24 (ссылка)
Очень интересный пост! Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 15 Апреля 2010 г. 12:32 (ссылка)
Оксана_Лютова, спасибо! Очень рада, что Вам понравилось!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 15 Апреля 2010 г. 12:34 (ссылка)
Iren-Ka, спасибо за отзыв! Рада, что пост понравился!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Irena_69   обратиться по имени Суббота, 17 Апреля 2010 г. 15:01 (ссылка)
интересно. спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 17 Апреля 2010 г. 23:56 (ссылка)
Irena_69, пожалуйста! Рада, что Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Stephanya   обратиться по имени Понедельник, 03 Мая 2010 г. 14:18 (ссылка)
Очень интересно, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 08 Мая 2010 г. 18:12 (ссылка)
Stephanya, спасибо! Рада, что Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Богомолка   обратиться по имени Суббота, 15 Мая 2010 г. 07:51 (ссылка)
Спасибо - замечательный пост
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 18 Мая 2010 г. 14:28 (ссылка)
богомолка, спасибо! Очень приятно, что Вам понравилось!:give_rose
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку