-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Сикстинская Мадонна Рафаэля. Гений чистой красоты

Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 00:08 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

 «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать» ГЁТЕ

«Сикстинская Мадонна» — картина Рафаэля. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса. 

 (493x699, 139Kb)

 Вот как передал русский поэт Василий Жуковский свои впечатления от Сикстинской Мадонны Рафаэля:
«Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни... Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею.
Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам, И приносит откровенья, Благодатные сердцам.
...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами... И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит...»
Об этом произведении сказано очень много, преимущественно в самых восторженных тонах, вполне уместных и оправданных. Обратим внимание на тяжелую драпировку, изумрудно-зеленый занавес, прикрывающий верхние углы картины. Этим не только концентрируется внимание на ликах Мадонны и Младенца, но и подчеркнуто их вхождение в жестокий земной мир с жертвенной решимостью нести свет любви людям. Задумчивые ангелочки внизу, чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). Под ногами у женщины с ребенком — земной шар в облаках. Дано ли им спасти мир? Как бы то ни было, они пристально смотрят на зрителя, ибо ему решать, достоин ли он такой жертвы, что ему довелось совершить в жизни во искупление ее, чем он одарил людей, каков смысл его недолгого пребывания на Земле? 


 (552x525, 60Kb)


 Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги ее босы, и в сущности это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки Но эту босоногую женщину встречают, как царицу — владычицу небесную.  Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала. 
Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем.

 (546x699, 68Kb)

Святой Сикст II (Xistus II)
30.VIII.257 - 6.VIII.258
грек (из Афин?), папа Римский с 30 августа 257 по 6 августа 258
Священномученик в гонение императора Валериана
Память в Православной церкви 10 (23) августа, в Католической 7 августа
 

Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность. 

 (658x227, 34Kb)

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Ф. М. Достоевский, имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». 

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать». 

Метки:  

Процитировано 26 раз

Александр_Воронище   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 00:15 (ссылка)
Цветы
Ответить С цитатой В цитатник
Алевтина_Князева   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 00:54 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Martina25   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 04:42 (ссылка)
пост отличный, спасибо! когда была в Галерее, не могла глаз отвести.
Ответить С цитатой В цитатник
novaya_skazka   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 07:10 (ссылка)
очень люблю эту картину)спасибо,Наташенька,за интересный пост)
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 11:50 (ссылка)
Наташенька С добрым утором! Хорошего настроения! Пост как всегда замечательный.Огонь
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 13:55 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 13:59 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 14:06 (ссылка)
Martina25, спасибо! Это счастье - увидеть такой шедевр своими глазами, я имею в виду оригинал.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 14:08 (ссылка)
novaya_skazka, спасибо, Оля! На мой взгляд это самое прекрасное и непревзойденное изображение Мадонны.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 14:11 (ссылка)
mimozochka, спасибо, Наденька! Хорошего настроения и удачного дня!
 (550x359, 184Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Александра_Майская   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 15:33 (ссылка)
Хочется увидеть оригинал. Спасибо!
4071003a6028 (600x300, 86 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Юрий_Мишенев   обратиться по имени Воскресенье, 21 Марта 2010 г. 21:55 (ссылка)
Вы подумайте!!! Сколько раз смотрел эту вещь и вот впервые услыхал и рассмотрел теперь:
"В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу."
Но не сказал бы, что это лики ангелов.. зловещие какие-то рожи!
Ответить С цитатой В цитатник
Логово_Белой_Волчицы   обратиться по имени Понедельник, 22 Марта 2010 г. 01:06 (ссылка)
Великолепно!!! Пост просто - СУПЕР!!! Спасибо огромное!!!
361 (699x530, 202 Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Марта 2010 г. 11:38 (ссылка)
Маргаро, да, хотелось бы... ))
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Марта 2010 г. 11:45 (ссылка)
Юрий_Мишенев, :)) может так кажется, не знаю, посмотреть бы конечно оригинал...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Понедельник, 22 Марта 2010 г. 11:46 (ссылка)
Галина_пестова, спасибо!
 (299x370, 41Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Оксана_Лютова   обратиться по имени Четверг, 25 Марта 2010 г. 21:14 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 27 Марта 2010 г. 20:24 (ссылка)
Оксана_Лютова, пожалуйста!
 (160x127, 14Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Irena_69   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 14:32 (ссылка)
спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
tinarisha   обратиться по имени Суббота, 10 Апреля 2010 г. 23:26 (ссылка)
Спасибо.В далекой молодости видела оригинал.Очень впечатлило.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 04:33 (ссылка)
Irena_69, пожалуйста! Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 11 Апреля 2010 г. 04:36 (ссылка)
tinarisha, Вам спасибо! Это пожалуй одно из самых моих любимых произведений искусства... ))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку