Ницше. |
«Падающего - подтолкни. Не щади ближнего своего»
Фридрих Ницше(1844-1900 г.г.)
Я знал, я чувствовал, что отнюдь не все философы - сторонники этого трижды ёбаного гуманизма или стоического невмешательства! С таким приторным настроем мы бы однозначно никуда не пришли, даже к тому, что имеем сейчас. И, в процессе подготовки к экзамену по философии[1] и беглого прочтения всего, что мне необходимо было заглотать за четвертый семестр, я-таки нашел такого человека, этого уникума, этого создателя морали эгоизма (или имморализма). Прошу любить и жаловать: Фридрих Ницше. Возможно, кто-то краем уха слышал про книги «Так говорил Заратустра» или «По ту сторону добра и зла»? ОК, дети, у вас еще все впереди.
Чем замечателен Ницше, так это коренной его переоценкой всех прежних ценностей, и наконец-то принятием того факта, что люди изначально неравны. Нигилизм, скажете вы, как скучно, но это же тотальный нигилизм! Может быть, добро есть зло, а Бог – всего лишь выдумка дьявола. Впрочем, не будем отвлекаться, суть в том, что хоть кто-то уже признал: люди не равны между собой, а делятся на два ранга, если позволите: низшая и высшая порода. И традиционные ценности вроде: Добра, Красоты, Истины нужны низшему классу, т.е., рабам. Высшим людям такая мораль вообще не нужна, а даже опасна, так как общественная мораль может серьезно надавать на разум человека, заставить человека отказаться от своей природы, и тем самым сделать себя несчастным.
Таким образом, принципы эгоизма таковы: высшие люди, сверхчеловеки, должны руководствоваться только своими инстинктами, и для них падение то, что ведет к слабости, а не к власти. В центре имморализма стремление опять же не к счастью, а к власти, но без жертв, нет, сэр! Высшим людям должны приносить себя в жертву низшая каста, а для господствующих над ними это вредно, это делает слабым. Ницше выдвинул даже три доказательства имморализма: 1. существование отрицательной морали и ценностей; 2. единство добра и зла; 3. подчинение морали инстинкту жизни. В общем, коли вы слабы, жалки и можете только пресмыкаться, так живите по законам слабаков. На то, чтобы взять на себя все дурное, нужны недюжинные силы. И, по сути, только те же немощные обыватели живут, заключенные в рамки добра и зла. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают отнюдь не там, где находится добро и зло господствующей морали. Вот что приблизительно представляет собой имморализм в понимании Ницше и в моей довольно убогой интерпретации.
Так же (и что особенно меня поразило, даже не поразило, а кольнуло: вот оно, так и было!) он утверждает, что мораль, определяющим понятием которой являются убогие понятия «хорошо –плохо», то бишь, добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). И на протяжении всей истории рабы пытались навязать свою мораль господам. Началась эта бодяга еще с евреев в Ветхом Завете, когда они разрозненным клочками пытались смыться в пустыню от приспешников египетского фараона. Таким образом, иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, и годится, в общем-то, только для убогих. Бабушек, ставящих свечечку за упокой кого-то-там, к примеру. Именно христианская религия и религиозность повинны в искажении в культуре подлинно человеческих ценностей, породило покорность, смирение, страх наказания за грехи, рабское мышление; отрицала все земные удовольствия и вообще ценность земной жизни, прославляло потусторонний мир, чтобы лучше обо….оклеветать этот – конечно, рабам и слабакам хреново здесь будет житься! Христианство способствует вырождению человечества.
Чем по Ницше существенно различаются люди на два класса? Сильные («хозяева» у Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые («рабы» по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости – сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, рассудительность, e.t.c. И есть у него такая теория, что некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, причем победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам: мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта – все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. И, таким образом, в эпоху после восстания рабов господствующей стала и продолжает оставаться рабская мораль.
Господи, я не твой, ближних я не могу любить!
Трудно мне жить слугой, а хозяином мне не быть!
Дай мне сойти с ума, ведь с безумца и спроса нет
Дай мне хоть раз сломать этот слишком нормальный свет!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |