Вот какой интересный и поэтичный отчет написал наш коллега по хобби из Воронежа, Олег Охотин:
Идея путешествия по Кавказу не покидала меня уже несколько лет. И вот, в самом начале лета, я нашел в Интернете информацию о предстоящей экспедиции «Северный Кавказ». Более подходящего случая для реализации моих замыслов невозможно было даже представить, поэтому сразу же было решено - еду!
В качестве компаньона в эту поездку нашелся такой же любитель путешествий и бездорожья Струков Николай. После недолгих раздумий, на какой машине ехать, было решено в качестве экспедиционного автомобиля использовать его стандартную Ниву 21213. Подготовкой машины мы занялись всего за две недели до поездки. На машину были установлены силовые бампера, изготовленные из швеллера 16-го размера и электрическая лебедка T-Max EW-6500. Также были установлены дополнительные защиты раздаточной коробки и коробки передач. Машина получилась тяжелой, поэтому пришлось ставить максимально жесткие амортизаторы, которые можно было найти в Воронеже, Monroe Adventure. Во избежание непредвиденных ситуаций были заменены все колесные подшипники, диск сцепления и масло во всех агрегатах. На лифт подвески времени не оставалось, и было решено поставить стандартную для Нивы внедорожную резину ВЛИ-5
Готовились днем и ночью. Всего задуманного сделать не успели и 20-го июля в 16:00 наша Нива выехала на встречу московскому экипажу, также собиравшемуся принять участие в экспедиции. Черный трехведерный джип "Чероки" на свамперах и с экспедиционным багажником в потоке машин заметить было не сложно. Мы встретили наших гостей, провели для них небольшую экскурсию по Воронежу и после этого выехали в сторону Краснодара.
Ближе к югу становилось все жарче. Температура воздуха выше 38 градусов для нашей Нивы оказалась черезмерной. Машина то и дело пыталась закипеть. В Краснодар мы приехали вечером 21 июля. Нас дружелюбно встретили организаторы, при помощи которых мы совершили увлекательную экскурсию по ночным магазинам автозапчастей. Там мы купили новый радиатор, термостат и датчик вентилятора. На ремонт и ночевку остановились на базе клуба «Скифов». Первое, что мы там увидели - огромный Гелендваген на 40-ка дюймовых колесах и портальных Унимоговских мостах. Наша Нива выглядела рядом с ним карликом. Но вид такой грозной машины, подготовленной для «Северного Кавказа», нас никак не смутил. Отремонтировавшись и разбив палатку, мы легли спать с мыслями о предстоящем путешествии…
Встреча участников трофи-экспедиции и начало мероприятия были назначены на 10 часов утра 22-го июля. Всего было 30 экипажей на автомобилях и четыре мотоциклиста. Всем выдали наклейки и легенду проезда до первого базового лагеря. Желающим были выданы карты и треки для GPS приемников.
Как оказалось, в выборе автомобиля для экспедиции мы оказались далеко не единственными. Большинство участников были именно на Нивах. Были представлены все ее разновидности. Почти все машины имели лифт около 3 см и колеса размерности 29 дюймов. Безусловно, были УАЗы и ГАЗ-69, но это были машины местных джиперов, которым не надо было ехать к месту мероприятия сотни километров. Помимо Мерседеса, меньшинство представляли иномарки - Дефендер, Джип Чероки, Ниссан Терано и Тойоты 70-ой серии, на одной из которых приехали корреспонденты журнала Off-Road Drive.
Около полудня первая группа, в составе которой была и наша машина, выехала в сторону станицы Эриванской, к месту первой ночевки. Большая часть пути проходила по асфальту, поэтому никаких неожиданностей не было. В 12:53 первый раз увидели горы! Три часа пути и мы на месте. Здесь мы встретились с интересным человеком, любителем экстрима, Гиви Гвирджишвили. Мотоциклист с детства. Член всевозможных сборных России. Стал заниматься мотоальпинизмом с 1998 года. Поднимался на горы Аштейн, Фишт, участвовал в экспедиции на Эльбрус в 2003 году на полноприводном мотоцикле. К сожалению, он не смог поехать с нашей экспедицией. Ему надо было готовиться к подъему на Эльбрус в компании с чехами Ярославом и Яном Холиком и корреспондентом журнала МОТО Иваном Ксенофонтовым. Ближе к вечеру нам устроили интересную экскурсию к дольменам. А когда совсем стемнело, самым стойким была предложена аквадискотека и аквабар на горной реке с горящими свечами.
Во второй день маршрут проходил сначала по реке Абин, затем через щель Крученую мы поднялись на Главный Кавказский хребет. Хоть высота была не большой, всего около 700 метров над уровнем моря, но виды открылись незабываемые. Бескрайние горные просторы, утопающие в тумане. Полоски дорог по гребням хребтов. Горные селения в глуби ущелий. Все это так непривычно для жителя средней полосы России!
Весь день мы наслаждались горными красотами. Ближе к вечеру нам пришлось спускаться по крутому каменистому спуску к реке Папай. Острые ощущения еще больше усиливались стойким запахом горящих тормозных колодок. Это испытание не было запланировано организаторами, но все его с успехом преодолели. Потом еще немного мы проехали вверх по реке, и попали в поселок Новосадовый. Знаковое место для Краснодарских любителей внедорожников. Проехать туда можно только на тракторе или тяжелом полноприводном грузовике. Тот, кто побывал там, может считать себя Джипером с большой буквы!
День был длинным, проехали мы достаточно много, но нам этого показалось мало и мы на краснодарском подготовленном УАЗике поехали посмотреть трассу, по которой нам предстояло ехать дальше. Ночные покатушки не обошлись без приключений. При попытке развернуться на склоне наш УАЗик по имени Карапуз «сделал уши». Проще говоря, опрокинулся. Каркас безопасности оказался крепким. Машина и пассажиры практически не пострадали. С помощью лебедки мы поставили машину на колеса и поехали дальше. Но поспать нам в ту ночь так и не удалось, до самого утра мы искали обратную дорогу в лагерь. Мало того, уже не далеко от лагеря, на одной из больших кочек, Карапуза хорошо тряхнуло, и он заглох. Погасло все, и попытки найти обрыв в электрической цепи не увенчались успехом. Пришлось мне идти за помощью километра три до базового лагеря. Но помощь не потребовалась. Ребята сами оживили машину и вернулись сразу вслед за мной.
Третий день не был так богат живописными видами, как предыдущий. Лесные дороги, подъемы, спуски, броды. Вот все, что нас ждало в тот день. Где-то в середине пути мы сделали привал на реке Убинка, где смогли искупаться и перекусить. К вечеру мы выехали на асфальт, по которому добрались до места ночевки у станицы Крепостная. Ужин у костра с песнями под гитару, о чем еще только можно мечтать после трудного дня!
День четвертый. Подъем, сборы, завтрак, брифинг, закачка треков и точек, так проходило практически каждое утро. Маршрут этого дня оказался интересным и разнообразным. Сначала нам пришлось двигаться вверх по реке Шебш, затем последовал подъем по каменной колее, в которой у одной московской Нивы вышел из строя рулевой редуктор. Но, несмотря на поломку, экипажу удалось добраться до базового лагеря у Фанагорийской пещеры и устранить там неполадку. Отдельное спасибо организаторам, которые по пути купили все необходимые запчасти. В том числе и новый стартер для нас. Вечер был уже не таким бурным, но как всегда был богат новыми знакомствами и историями, живо рассказываемыми участниками экспедиции.
Пятый день преподнес нам сюрприз в виде глиняной жижи, по которой нам пришлось ехать почти весь день. Где-то в середине пути радиатор забился так, что продолжать дальнейшее движение было просто не возможно. Грязь поднималась даже на капот. Лебедка спряталась под толстым слоем грязи. Пришлось использовать все запасы воды, чтобы поддерживать радиатор в рабочем состоянии. И лишь к концу дня мы выехали к реке, возле которой смогли помыть машину и отмыться сами. Вечером и утром следующего дня нам пришлось немного повозиться с машиной. Был поставлен новый стартер и бензонасос. Почищен карбюратор, как позже выяснилось – недостаточно, и всю дальнейшую дорогу нам приходилось бороться с отсутствием «холостых» и плохой тягой мотора.
На шестой день, организаторы проложили трек по более «легкому» пути, на котором сошел с трассы краснодарский Ниссан. У московской Нивы был порван сначала передний привод, затем задний. Краснодарская Нива лишилась переднего карданного вала. Нам же, к счастью, удалось обойтись без поломок! Здесь мы поняли, что резина стандартного размера в такой длинной и трудной поездке оказалась не минусом, а плюсом.
Очень тяжелым был подъем после брода через реку Пшеха. Несколько километров по карте экипажи преодолевали более пяти часов. По лесовозным дорогам мы добрались до станицы Черниговская, от которой нас ждала почти сорокакилометровая грейдерная дорога к подножью горы Фишт, на высоту около 1500 метров. К месту ночевки мы приехали уже в темноте.
Утром седьмого дня, нас ждал подъем в 6 часов утра и пеший поход к водопадам на горе Фишт. Природа вокруг уже значительно поменялась. Огромные стволы бука и граба поражали своим величием. Папоротники, лианы, диковинные цветы – все это приводило в восторг! Несколько часов похода по этим диким местам пролетели незаметно.
Дальше желающим было предложено подняться к альпийским лугам и снежникам. На Ниве сделать это было уже нереально. Поэтому мне пришлось попроситься пассажиром в более мощную машину. Меня любезно подобрал московский семейный экипаж на Лендровере. Даже для этой машины подъем оказался непростым. Осложнило ситуацию и то, что перед нами по дороге ехал гусеничный трактор, который никак не давал разогнаться. В одном месте машина просто отказывалась ехать даже на первой пониженной скорости. Колеса крутились вперед, а машина стремилась скатиться вниз. Подъем удалось взять только на второй пониженной передаче, «ходом», нигде не останавливаясь. Наверху открылся прекрасный вид на окрестные горы. Кругом благоухали альпийские цветы, а в низинах на склонах сохранился снег. И это в самом конце июля! Спуск оказался проще, чем подъем. Через несколько минут мы уже опять стояли на гравийной дороге, ведущей обратно к станице Черниговская.
Последний день не принес нам сюрпризов. Дорога оказалась относительно простой. По пути мы заехали на площадку, с которой открывался красивейший вид на поселок Мезмай. За ним шла 10-ти километровая дорога по каменистому подъему к плато Логонаки. Последние километры давались не легко. За неделю мы вдоволь «наелись» бездорожья и хотелось как можно быстрее добраться до финиша. Не повезло московскому экипажу на Джипе Чероки, у которого рассыпался подшипник, и выкатилась полуось. Самостоятельно финишировать команде Чероки, ставшей уже нашими друзьями, не удалось. И, как позже выяснилось, вернуться в Краснодар они смогли только на эвакуаторе. Мы же подъехали к финишу в самый подходящий момент, когда выдавались грамоты участникам.
Дорога домой проходила в мыслях о состоявшейся экспедиции. Каждый участник нашел для себя что-то интересное в этой поездке. Равнодушным остаться было просто невозможно. Горы, реки, водопады, дикая природа – все это по-прежнему зовет к себе. Поэтому организаторами было принято решение о проведении подобного мероприятия в следующем году.
Хочется сказать спасибо всем участникам и организаторам за всестороннюю помощь и хорошую компанию. Экспедиция, маршруты которой Краснодарский клуб «Скиф 4х4» готовил почти полтора года, прошла очень удачно. Одним из важнейших итогов участия членов клуба «Бездорожье.36» в этом мероприятии является установление хороших дружеских связей со своими коллегами на юге России. Все это позволяет надеяться на то, что в следующем году в календаре Клуба путешественников «Бездорожье.36» возможно будет и собственная экспедиция на Кавказ.
Олег Охотин
фотоотчет автора
Первоисточник тут