Итак, про волосы и парики.
Итожу то, что знаю. Может, кому то покажется удивительным и полезным. Это НЕ МОЕ. Это собрано из разных источников – прежде всего форум kukly.ru, ну и просто вольный поиск в интернете, который ведется постоянно, но хаотично. Поэтому не все источники помню, если кто опознает свое – дайте знать, обязательно вставлю ссылку.
В целом это скорее публицистический тест, призванный обострить проблему, а не разжевать все до каши.
Но в комментах предлагаю добавлять всякие интересные ссылки по теме и таким образом прирастить слова конкретикой.
Коза – наше все
Как то так повелось, что большинство шарнирщиков и я в их числе, используют в основном мех тонковолосых козочек и их более грубых по части шкуры партнеров козлов. Ну иногда лама. А чаще всего «мех какого то животного». Нередко «какое-то животное» идет а ля натюрель, то есть шкурка ровно в том виде, в котором ее носила невинно убиенная тварь. Это съедает мозг зрителя на уровне подкорки. Даже не зная об этом наверняка, мозг такое не любит. Все слишком узнаваемо натуральное отвращает от куклы, придает ей избыточную приземленность и грубость. Ничто не должно напоминать о том, что кукла присвоила себе чужое!! Красить, завивать, кипятить, валять, заплетать косицами, укладывать прядками, локонами, собирать в хвосты и пучки. Но чтобы козой «не воняло».
* * *
Козьи трессы – пожалуй, самый удобный материал для создания кукольных париков. Они легки, тонки, имеют приятную длину и хорошо красятся. Основная проблема заключается в том, что их использую все, кому не лень. При этом как правило именно в первозданном виде. В лучшем случае красят. В итоге имеем армию длинноволосых лялечек с прямыми проборчиками. Красиво – спору нет. Но приедается. Пресыщенный глаз требует изысков. Но козий волос безвольный. Он практически не запоминает никакую форму, кроме формы «аккуратная гладкая головка». Это если намочить и прижать на ночь шапочкой. Если не прижимать, будет «аккуратная пышная головка».
Что можно сделать с козой. Прежде всего покрасить. Даже уже крашеные трессы все равно покрасить. Отчего то, люди, торгующие трессами и предварительно их красящие, все как один знают четыре цвета – блонд, невразумительный шатен, взбесившийся рыжий и экстремальный брюнет. Цвета прямые и безкомпромиссные и невообразимо скучные. Меж тем палитра современных красящих средств невероятно богата. При этом в нашем распоряжении не только арсенал обычных человеческих красителей, но и средства для окраски шерсти. И тут границ просто нет. Хотите изумрудно зеленый? Пожалуйста. Розовый – легко! С цветами конечно придется поэксперементировать, потому что на этикетке одно, в реальности – другое. Но в целом можно создать практически любой цвет и оттенок.
Не забываем и об оттеночных шампунях, если требуется лишь слегка подкорректировать оттенок.
* * *
Общие правила покраски – трессы и шкуру предварительно мыть. Это с одной стороны избавит от химии, которым обрабатывают шкуры, с другой дополнительно обезжиривает.
(о том, что все краски надо пробовать на маленьком экспериментальном кусочке, я и не говорю, это очевидно).
Осторожнее со шкурами. Особенно если вы купили их «где-то в интернете». Волос он и в африке волос, а вот мездра может оказаться с гнильцой и расползтись после первой же покраски. С такой придется работать аккуратно, не прокрашивая волосы до самых корней, иначе потом долго и нудно будете собирать отслоившиеся волосы по всей квартире.
Покрашенный тресс или кусочек шкуры заворачивается в фольгу и кладется на батарею либо под лампу. Незначительное повышение температуры усиливает окрашивающий эффект, цвета получаются более сочными. Значительное повышение температуры портит волос и придает поистине термоядерную яркость.
В коробочки с краской обычно еще кладут хорошенькие пакетики с бальзамом или кондиционерам. Выбрасывайте на фиг или используйте на своей голове. В случае с кукольными волосами дает два нежелательных эффкта – плохо схватывается клеем и повышает способность к загрязнению. Через пару недель активного юзания такой парик станет сальным и неаккуратным.
При покраске как красителями для шерсти так и человеческими красками не лишним будет столовый уксус. На стадии ополаскивания он дополнительно закрепит цвет.
* * *
Если наловчиться класть краску не слишком равномерно, то можно пользоваться одним оттенком. Но все таки лучше брать два три тона близких значений. Если не хотите красить три отдельных куска тресса или шкуры, то можно покрасить уже в парике, соорудив дополнительную силиконовую шапочку с дырочками и протягивая крючком тонкие прядки волос. Смывать прямо поверх шапочки, чтобы не окрасить случайно то, что не нужно.
Разнообразить прически из козы можно прежде всего за счет места отрезания волоса. Если вы отрезаете кончик волоса – то получится естественная короткая волнистая прически. Другим способом такой естественности не добиться, потому что волос утончается книзу. Отрезав примерно половину длины волос, вы сэкономите верхнюю, как правило почти прямую часть тресса, для короткой гладкой прически (например каре или сессон).
Волосы на парике ни в коем случае не обстригают портновскими ножницами. Неплохо годятся специально заточенные парикмахерские ножницы, но для того, чтобы ими пользоваться, нужно владеть технологиями стрижки и иметь руки ювелира. Куда проще воспользоваться бритвой. Либо самой обычно опасной, либо просто лезвием хорошего качества. Волосы располагают на подходящей болванке и срезают необходимую длину бритвой. Движениями сверху вниз. Край получится не идеально ровным. Если идеальная ровность все же необходимое условие, самые кончики можно подравнять и ножницами. Филировочные ножницы к сожалению не очень рассчитаны на кукольным масштабы, но в небольших дозах допустимы. Хотя аккуратнее смотрится, если просто пройтись все той же бритвой по слоям, разделив гриву на три четыре части и слегка поерзав по каждому пласту.
«Лезвие-бритва должно быть свежее, т.е. максимально острое. Головку пристройте на какую-нибудь стоичку, чтобы она не была у Вас в руках. Лезвие надо держать практически параллено волосам. движения короткие и очень легкие, как будто Вы хотите не подрезать волосы, а их подточить. вобще уместна анология с оттачиванием грифиля карандаша. Можно использовать ножницы: расческа заводится в волосы, опять же параллельно волосу и вдоль нее срезаете. Потом опять же можно подправить лезвием. Первый способ лучше- можно избежать эффекта лестницы».
Куклы. ру
Крепирование козьего тресса (кипячение волос, накрученных на палочки, проволочки, веревочки) дает интересный негритянский эффект. Не очень стойкий, но если кукла не предполагается сильно игровой, то вполне подходящий вариант. Приспосбление для крепирования может выглядеть так
А может иначе. Тут несложно изобрести свой вариант.
Клеить крепированные волосы - занятие для настоящих мазохистов. Но … не боги горшки обжигают. И все же их проще вживлять по технологии Иры Дейнеко. Вот только толщина силиконовой шапочки как правило недостаточна для полноценного вживления. Надо или спиливать скальп на достаточную глубину, либо делать съемную часть головы по форме парика и делать ее именно из сантехнического силикона. Это богатая идея. Особенно если в комплекте с куклой идет и обычная пластиковая съемная черепушка.
Кончики козьих волос можно завивать. Для крупных кукол щипцами, для мелких можно прикупить паяльник с температурным реле. Можно и без реле – простое движение по выниманию вилки из розетки в нужный момент никто не отменял.
А можно использовать медицинские щипцы. Вот такие.
Козел и другие экзотичные звери и не звери
Козел… Козел – зверь более строптивый, как им, козлам, и положено. При покраске козла обратите внимание на краску для мужчин (в последнее время есть почти во всех линейках). Вы будете смеяться, но она ложится на козлиные трессы куда лучше ))) Правда гамма не такая богатая.
Козлиный волос толстоват, но в некоторых прическах смотрится лучше козьего. И еще он запоминает форму. Я как то в отчаяньи уложить паричок в каре, улила его лаком так, что он стал просто деревянным. Решила использовать хотя бы для фотосессий. Но потом все таки смыла противный липкий налет с шевелюры. И велико же было мое удивление, когда и после помывки волосы аккуратно и приятно обрамляли голову. С лаком они пролежали два дня. После смытия лака сушила в нетугом колпаке. Эксперимент повторяла несколько раз и все завершились удачно.
Козлиные волосы не лохматятся после укладки, они одназно предпочтительны в коротких гладких прическах. Неплохо смотрятся в каре и на лялечках азиатского формата.
* * *
Лама – нежная штучка. Тонкая как паутина и упрямая как самый простой баран. Никакую форму она не держит вообще. То есть как легло так и легло. Максимум – можно пригладить макушку. Да и то без особых перспектив. Через недельку другую все вернется на круги своя. Из ламы как раз хороши парички средней и малой длины, из самых кончиков, прически, не предполагающие какой-то упорядоченности.. Гармония хаоса – оптимальный формат для ламы. Она супермаштабна и выглядит наиболее реалистично на маленьких куклах.
* * *
Взгляд новичков, осваивающих свои первые куафюрные уроки, рано или поздно непременно упирается в шкуры овцы из Икеи. И сколько ты не говори, что это плохая идея, парики из икеевской овцы регулряно появляются в рубрике «Мои первые куклы».
Идея меж тем не так уж и плоха. Но не для новичков. Это скорее для уже набивших руку. Жесткий и слегка неровный овечий волос прекрасно трансформируется в фантазийные прически. Не на шкуре конечно, исключительно срезанный. Но за счет объема там есть где разгуляться фантазии. Насколько он некрасив и мрачен в первозданном виде, настолько непредсказуемо прекрасен в небанально покрашенном, слегка привалянном или наоборот максимально взбитом состоянии. И для кукол негритянок тоже вполне удачный материал.
Да, шкура – величина крайне непостоянная. Есть куски с огромным количество подшерстка. Его надо вычесывать. Это классика жанра, но часто забывается. В трессах тоже часто встречается подшерсток.
* * *
Еще один натуральный материал, несомненно заслуживающий внимания – это ровница. То есть шерсть в виде нескрученного жгута. Такая мягкая, свободно рвущаяся штука. Из нее получаются совершенно дивные дреды, великолепные негритянские косицы, прелестные локоны на клею и средневековые парики самой разной формы.
Красить ровницу прямо в нитке – утомительно и малореально, очень уж она легко сваливается и путается. Проще купить нужный оттенок. Можно красить уже в косицах или в дредах. Краска ложится хорошо, но человеческая не дает нужных оттенков, предпочтительнее краска для шерсти.
Ровница идеально приваливается к силиконовой шапочке. Просто на раз два три.
* * *
И тут мы плавно переходим к парикам валяным. Шесть, шелк (тот что для валяния), лен, конопля… сейчас огромное количество материалов на любой вкус. Если лялечка хотя бы немного фантазийна, то валяный парик для нее – это чудо какая замечательная идея. Но конечно шерсть или тонкая или очень тонкая. Ну и шелк и прочие материалы не забываем. К таким парикам идеально прибиваются цветочки, бусинки, детальки в стиле стимпанк, любая хрень, на которую только хватит вашей фантазии.
Вот пример совершенно прекрасного парика из шелка для валяния от Лены Акимовой
* * *
В широком ассортименте материалов для париков занимают свое скромное место и перышки. Надо быть как минимум японцем, чтобы соорудить из них аккуратный паричок. Ну или очень очень упертым человеком. Но смотрится интересно. Дышать на такое парик не рекомендуется.
* * *
Канеколон (я опять забыла как пишется это слово)… В принципе так себе материал. Очень редко попадается достаточно тонкий. Еще реже – приятного цвета (красить его невозможно). Для крупных и слегка мультяшных кукол вполне ничего. Для реалистичных - очень средне. Но он замечательно укладывается горячим способом. Если его крепировать – то завивка будет держаться вечно. Если накрутить на шипцы, то каре будет идеальным. Других достоинств практически нет.
* * *
Искусственный шелк по многочисленным отзывам годится только на посмотреть. Если еще и на потрогать, то путается только так. Натуральный шелк еще хуже.
Распущенные ленточки, веревочки – это только от бедности. Или для тех, кто не знает границ и способен из любой фигни сделать конфетку. С ними надо работать. Они должны точно попасть в образ. Очень точно. Иначе будет смотреться как парик из секс шопа.
* * *
Есть умельцы, используюшие для париков шкурку норки, соболя и прочие неликвиды шубного производства. Смотрится как правило так себе. Приличных вариантов я лично не видела. Если вы видели, давайте ссылки.
Последнее время очень часто попадаются парички .. из домашних любимцев. Не знаю как у вас, у меня к этому неоднозначное отношение. Хотя определенно шерсть некоторых собачек очень даже подходит лялечкам. Но… как и к человеческим волосам есть какое то предубеждение. Однако, это субъективно, так что не настаиваю. Но человеческий волос кстати все равно слишком толстый для кукол. Разве что детский… Но тогда лучше собачку…
* * *
А вот нитки… простые нитки из катушки или мулине иногда выглядят просто на все сто. У Саши Варыгиной есть куклы с париками из ниток. Снос башки. Но это не игровой вариант. Это прибить и не трогать.
Пакля (тонкая, хорошо вычесанная) также вполне пригодна для париков. Хорошо красится красками для ткани, легко укладывается. Но для кукол в определенном образе.
Еще сизаль, кокосовое волокно, кружева….
Проволока, нанизанный на нить микро и макро бисер, распущенный трикотаж – по большому счету приспособить под парик можно все что угодно. Вопрос – насколько это надо в каждом конкретном случае. И насколько соответствует уровню мастерства. Признанный мастер самых затейливых кукольных причесок Ира Дейнеко делает их практически из любых материалов и всегда это вызывает восторг. Вот например как выглядят прически из шелка Малбери (первое фото) и вискозы (второе фото) в ее исполнении (кстати, у Иры и головные уборы совершенно улетные! Про них тоже не стоит забывать)
А вот примеры париков из текстиля и кружева от Елены Ильиной
Чем затейливей, необычней материал – тем больше требований к кукле, к точности образа, к исполнению, к фантазии автора. Все незаурядное отчетливо подчеркивает как достоинства, так и косяки. Ну самокритику никто не отменял и всегда ж можно прикинуть – в какую сторону склоняется чаша ваших персональных весов.
Чем и как прибить
Теперь про способы крепления волос к собственно основе. И про основу. Основа может быть из специальной сетки, из силикона, из сетки и силикона, из силикона и марли, из шапочки, связанной крючком, из папье маше, из эластичной или неэластичной ткани – то есть вариантов много. Высоким штилем считается парик без испольщования клея и синтетических материалов. То есть плетеный или на крайний случай прошитый на основе из специальной сеточки. Я, честно сказать, никогда не понимала, как можно сплести парик и не сойти с ума. Меня хватило ровно на сантиметр площади, после чего я выпила стакан виски, выбросила недоделку в помойку и еще долго ходила очень злая. Но говорят, что при определенных навыках это даже успокаивает. Ага.
«
Для изготовления тамбурованного парика с начало надо определиться на чем вы будете его делать: можно смастерить балванчик из дерева или плотного пенопласта по усредненному размеру голов ваших кукол, можно использовать деревянную чурку-кусок полена. В первом случае паричек можно делать сразу с зашитыми выточками. Во втором- выточки совмещаются при наклейке. Парики можно делать на капроновом тюле , на капроне , на театральном газе....Выкройка снимается так же ,как и с тельца- приложить, подколоть ,.обвести. Готовую выкройку нужно перевести на бумагу ,вырезать и приклеить на болванчик ,но лучше просто обрисовать прямо на болване или на чурке. Если вы решитесь делать целековый парик, у вас получится четыре вытачки : по одной за ушками и две на затылке. Последнее время я делала парики из трех частей- от уха до уха через затылок, височки и надо лбом , и самая большая средняя часть.При этом способе можно практически избежать вытачек, да и потом из частей легче клееть. Материал, из которого будет делаться парик , кнопками прикалывается поверх выкройки , он должен быть очень хорошо натянут. ТЕПЕРЬ ОБ ИНСТРУМЕНТЕ: приобретаете тоненький рыболовный крючек , перекусываете его в том месте, где он начинает закругляться, и вставляете в ручку. СОБСТВЕННО ТАМБУРОВКА: небольшую прядку волос держим между большим и указательным пальцами. Кончики волос надо загнуть, чтобы между пальцев у вас получилась петелька. Крючком прокалываете ткань / или ячейку тюля/ , захватываете несколько волосинок, вытягиваете крючек с петелькой обратно, оставшийся хвостик волос протягиваете через петельку- должен получится узелок. Если кто решится, попробуйте сначало на отдельном кусочке набить руку. Материал ,если это не тюль, можно смачивать ватным тампончиком- ткань будет легче прокалываться .Желаю всем УДАЧИ!!!»
Ира Дейнеко. Куклы. ру.
А чтобы вам окончательно стало страшно – вот ссылочка. Сходите и полюбуйтесь, как делаются настоящие парики по всем правилам.
http://www.makeup-fx.com/perukmakeri2eng.html
* * *
Вообще, я не понимаю, как можно делать парик, скажем, две недели. Я часто об этом читаю – мол, собирала волосок к волоску две недели. ДВЕ НЕДЕЛИ. Волосок к волоску. Я лично на такой подвиг неспособна вообще. День – это максимум. Если метод предполагает какие то длинные технологические паузы, то дня три. Иначе парик становится астрономически дорогим. Ведь наше время что то стоит?
В общем если речь не идет о какой то там сильно сильно дорогой коллекционной кукле, я за проклейку или несложную прошивку. Проклейка хороша тем, что дает возможность придавать волосам разнообразное направление. Но клееные парики грубоваты. Прошивка дает приятную мягкость и неплохую надежность. Но понятно, что короткий парик не прошьешь. Или длинный волос или средний. Или плести. Или клеить.
* * *
Чем тоньше нашиваемые ряды и приклеиваемые прядки, тем естественней будет смотреться прическа. Очень тонко и очень часто – вот наш рецепт. Львиные гривы приелись еще со времен Барби.
Соотвественно готовые трессы практически никогда не годятся для того, чтобы приклеивать или пришивать их в первозданном виде. Будет толсто, грубо, густо.
Хороший способ придумала Лена Акимова с использованием клеевой паутинки. Он есть в меморис и типичных вопросах и ответах.
И в качестве альтернативы еще один способ изготовления тонкого тресса от
http://sky-seagull.livejournal.com/
Используется полимерный клей, при высыхании образующий эластичную основу.
* * *
Вариант для ленивых – парик прямо из шкурки. Если хорошего качества, то может получиться вполне неплохо. Однако большой затык случается с направлением роста волос. Чтобы придать им естественность, потребуется сложный крой основы. Чтобы скроить парик из шкуры на голову размером с грецкий орех… читай про плетеные парики.
Но если решились, то возьмите на вооружение глицерин. Если нанести его на мездру, она пробретает бОльшую эластичность. Очень пригодится при окончательном натягивании парика на болванку.
* * *
Если вы просто клеите волосы к основе, прядками, то вот небольшая цитаты от
Ольги Тамойкиной, признанного классика жанра
«В последнее время я клею волосы, нанося клей непосредственно на пряди. Так удается достигнуть минимального клеевого слоя, и наиболее качественной поклейки прозрачными прядочками и очень частыми рядами. Достаточно густые пряди, полностью очищенные от остевого волоса, клею по линии роста волос на затылке, челке и висках. Остальные пряди сильно разрежеваю, но расстояние между радами не превышает 2-3 мм. Это, конечно, достаточно кропотливое и нудное занятие, зато результат получается очень аккуратным. Как я и всегда говорила: качественную поклейку волос невозможно ускорить или упростить. Ее можно только усложнить и делать дольше, все более и более кропотливо. Неизменно для поклейки, в качестве инструмента, пользуюсь зубочистками. Прикладываю прядь, на выровненные кончики которой же нанесен клей, к голове, ниже клеевого слоя очень плотно прижимаю пальцем прядь, чтобы, когда буду примазывать зубочисткой, волосы не лохматились и не вылезали за края клеевого слоя и, сильно нажимая на зубочистку, приглаживаю прядь по клею к голове, попутно удаляя и размазывая лишний клей по голове. И так прядь за прядью, заменяя испачканные клеем зубочистки новыми. Так я клею волосы ДЛЯ ВСЕХ КУКОЛ, вне зависимости от будущей прически! Я никогда не клею готовую прическу».
У Ольги же я вычитала, что нередко в формировании высоких причесок она использует проволоку. В случае со статичной куклой проволока крепится непосредственно к голове. Если парик съемный, то проволоку можно крепить прямо к основе. Единственное условие – основа в этом случае должна быть жесткой. То есть папье маше или дополнительной жесткое армирование мягкой основы.
Про способы оформления макушки я не буду отдельно писать. Это есть и у нас в меморис и везде везде везде. Единственное непредолжное правило – макушка должна быть аккуратной. Мне лично это удается не всякий раз, но опыт подсказывает, что нет идеального способа, есть терпение, аккуратность, я бы даже сказала пефекционизм. Макушка – очень видно место. Если на фоточке его легче легкого замаскировать, то в реальности все сразу быстро встанет на свои места. Надо стараться. Надо очень стараться )))
Вообще, волосы, прическа – это очень очень ОЧЕНЬ важно для создания образа. Иногда требуется всего полтона темнее чтобы кукла заиграла, проявилась, словно из тумана. Невнятная прическа отъедает у куклы половину обаяния. Неподходяшая прическа может превратить куклу в безликий манекен. Не тот цвет убивает в кукле все живое.
Прав, прав был Чехов, что в человеке все должно быть прекрасно! В кукле, слепленной по образу и подобию, тоже. Прекрасно – читай соответственно, гармонично, небанально. Пусть в шарнирке парик и съемный, но именно он прочнее всего цементирует образ.
Вот как например у этой Ириной куклы. Представьте здесь парик «аккуратная гладкая голова»? Или «волнистые волосы до попы». Не смогли? Тогда все у вас получится )))