Дорогой просто_Gay, благодарю за внимание и повод обратиться к моей излюбленной греческой теме! Итак, отношение греков к телесной красоте и духовному фундаменту личности… Ты совершенно прав, упоминая греческий принцип идеального человека: гармония внешнего выражения и внутреннего содержания, однако греки никогда не смешивали эти два понятия и уж тем более не говорили об их взаимозаменяемости. Рискну заметить, что менталитет античной Греции питал искреннее уважение к благородству души, однако любить предпочитал все-таки красоту. Ее счастливые обладатели зачастую вызывали нарекания, связанные с их несносным характером, равнодушием, ограниченностью и даже жестокостью, однако восторженное отношение к их красоте от этого ничуть не ослабевало. Многие авторитетные философы-греки, от раннего Платона до позднего Лукиана, саму любовь определяют как немотивированный и потому благороднейший порыв души в ответ на красоту. Так Лукиан, анализируя в диалоге «Две любви» природу однополого влечения, отмечает, что, по его мнению, оно прекрасно именно своей практической непредвзятостью, тогда как любовь к женщине всегда ЦЕЛЕСООБРАЗНА, ибо связана с продолжением рода. Лукиан пишет о том, что любить юношей способен лишь истинный философ, умеющий ценить «чистый идеал» красоты, а не практическую необходимость, заложенную природой. Величайший греческий идеалист Платон, родоначальник знаменитой афинской Академии, не мог не разделять подобное мнение, ибо его собственная философская концепция зиждется на теории «воплощенного совершенства». Все реальные предметы, учил Платон, являются более или менее удачными вариациями своего идеального образца, который не воплощен материально, то же относится и к человеческому телу. Дорогой просто-Gay, что как не изумительная мифология нагляднее всего свидетельствует об эстетических предпочтениях греков? Если обратиться к олимпийскому пантеону, нам немедленно бросится в глаза порочная чувственность и ослепительная красота греческих богов. Яркая внешность – непременный атрибут власти, свидетельство природного преимущества, что верно отметили греки. Они не боялись приписывать своим богам сугубо человеческие заблуждения, ошибки и страстишки, ибо боги при этом оставались вечно молодыми и прекрасными внешне. Их власть оставалась столь же сильна и незыблема, как и их внешность, и именно по ней, между прочим, смертные часто узнавали бога. В известном предании о Дионисе и тирренских разбойниках, которых он превратил в дельфинов, кормчий пиратского корабля смущается ослепительной красотой пленного юноши, у которого интересуется, «не из бессмертных ли» он? Точно также Одиссей узнает свою покровительницу Афину, крестьяне – Деметру в мифе о Персефоне… УЖ НЕ БОГ ЛИ ТЫ? – шутили греки, завидев красавчика. Апогеем преклонения перед физической красотой служит троянский цикл – история кровопролитной 10-летней войны из-за ПРЕКРАСНОЙ ЕЛЕНЫ. Все началось с раздора на Олимпе. Богиня вражды Ирида, которой не досталось на пиру золотого столового прибора, решила отомстить за неуважение и подбросила веселящимся собратьям по Олимпу яблоко с надписью ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ (не ДОБРЕЙШЕЙ, МУДРЕЙШЕЙ или, скажем, БЛАГОРОДНЕЙШЕЙ, а именно ПРЕКРАСНЕЙШЕЙ, дорогой просто_ Gay). Присутствующие на пиру богини ударились в жесточайший спор за право получить яблоко. При этом подразумевалось первенство именно в красоте физической, внешней, красоте, сводящей с ума мужчин. Из дипломатических соображений мужская часть пантеона от развернутых комментариев воздержалась, и судьей было решено выбрать смертного человека – пастушка Париса, на детальный осмотр к которому прибыли три наиболее серьезные кандидатки в первые красавицы Олимпа: Гера, на правах жены верховного бога Зевса, Афина, богиня мудрости, и Афродита, богиня красоты. За процессом суда от имени пантеона наблюдал крылатый вестник богов – Гермес, бог воровства и торговли (изумительная специализация, не правда ли?). Насмотревшись женских прелестей, божественных женских прелестей, прошу заметить, бедный Парис до того обалдел, что не мог вымолвить ни слова. Желая склонить его на свою сторону, каждая из участниц конкурса посулила ему определенные блага в случае, если он выберет именно ее. Гера обещала власть и немеркнущую славу в военной истории человечества, Афина – благоразумие и благородство души, Афродита же, улыбнувшись, сказала: А Я БРОШУ В ТВОИ ОБЪЯТИЯ КРАСИВЕЙШУЮ ИЗ ГРЕЧЕСКИХ ЖЕНЩИН. И все, просто_Gay, И ВСЕ, мой зайчик, этого своднического посула оказалось вполне достаточно, и именно Афродита, богиня красоты (и женского коварства) вышла победительницей в споре за золотое яблоко. Спустя 10 лет после описанных событий Троя была разрушена объединенными силами греков, а прекрасная Елена, добровольно бежавшая с Парисом от законного супруга – торжественно возвращена царю Менелаю. Он не только простил изменницу, но и полюбил ее еще больше, благополучно списав все издержки супружеских отношений на волю Афродиты, которой бедняжка Елена ну никак не могла противиться…
Так что же все ж такое красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, пылающий в сосуде?
Рискую оскорбить чью-то нравственность, но мне кажется, что однозначного ответа на этот вопрос не существует.