-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Города
Города
07:28 22.05.2024
Фотографий: 13
Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
01:53 16.01.2023
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии мои рисунки
мои рисунки
18:50 05.09.2021
Фотографий: 16

 -Я - фотограф

Природа


2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в BABUSHKA-STARUSHKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2011
Записей: 657
Комментариев: 2832
Написано: 8654




ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ЗВЁЗДЫ , НАДО ОТКРЫТЬ ГЛАЗА!

Омар Хайам


Комментарии (2)

Роза

Пятница, 16 Августа 2024 г. 16:39 + в цитатник

4348089_11 (525x700, 194Kb)


Метки:  
Комментарии (0)

Корзухин А.И.

Воскресенье, 11 Августа 2024 г. 15:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Нина-Ник [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Выдающийся русский художник Алексей Иванович Корзухин

Художник Алексей Иванович Корзухин – выдающийся русский живописец второй половины девятнадцатого века, один из основателей петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок, академик императорской Академии художеств.Родился Алексей Иванович в марте 1835 года в семье крепостного промывальщика золота, в селе Уктус Пермской губернии. С самого раннего детства мальчик начал рисовать, брал уроки у местных иконописцев, рисовал портреты родственников.
image01 (700x524, 139Kb)

Талантливого юношу заметил управляющий горного завода С.Ф. Глинка и отправил его в горное училище. Почему в горное? Юноше нужно было получить какое-то образование вообще и профессию, которая бы ему позволила учиться живописи в последующем.
В 1857 году молодой Корзухин приехал в Санкт-Петербург и только в 1857 году поступил в Академию художеств. Алексей Иванович отмечался педагогами как способный молодой художник, получил Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства», был освобожден от обязательной горной службы, и планировал получить высокий классный чин. Однако, примкнул к «бунту четырнадцати» и был выпущен из академии со званием художника второй степени.Участвовал в создании Петербургской Артели художников, а впоследствии и Товарищества передвижных выставок. Нужно сказать, что у Алексея Ивановича был свой взгляд на передвижничество и его взаимоотношения с академическим искусством. Корзухин считал, что новые течения в живописи должны дополнять академическую живопись, а не заменять и тем более не отменять то, что уже создано в искусстве. А потому своей связи с Академией не порывал и регулярно участвовал в проводимых академией выставках.

Читать далее...


Понравилось: 2 пользователям
Комментарии (1)

картинка

Четверг, 08 Августа 2024 г. 19:00 + в цитатник

4348089_08 (700x700, 371Kb)


Метки:  

Понравилось: 3 пользователям
Комментарии (3)

Суворовец

Суббота, 03 Августа 2024 г. 16:09 + в цитатник

4348089__pQe0oql2P_irzNNHRl__rmYJlusVYmvbmePz6y68pLVhNET66Lz8pTX1MeVVj75skkXvacCGg2UjDRhYZrZcVC (525x700, 305Kb)


Метки:  

Понравилось: 8 пользователям
Комментарии (1)

ОКНА ВО ДВОР

Среда, 31 Июля 2024 г. 00:09 + в цитатник

4348089_oDLTCEnXC0Q (525x700, 222Kb)4348089_amUqaRZ9NzY (525x700, 225Kb)4348089_yAwni5Kh8k (525x700, 226Kb)4348089_4W6pcuhmiJc (525x700, 207Kb)


Метки:  

Понравилось: 5 пользователям
Комментарии (1)

новая серия фотографий в фотоальбоме

Среда, 22 Мая 2024 г. 07:28 + в цитатник

Метки:  
Комментарии (0)

Натюрморт

Среда, 22 Мая 2024 г. 07:26 + в цитатник

4348089_1716320324693 (630x700, 186Kb)


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям
Комментарии (1)

"Мистер Блейк к вашим услугам"

Понедельник, 06 Мая 2024 г. 23:06 + в цитатник

Этот фильм - такая добрая комедийная мелодрама. Как сказка на ночь.

4348089_MV5BOGRkODNjZGMtZDljOC00ZWM0LWE0YzMtY2MwNDRkZmNlODJiXkEyXkFqcGdeQXVyMjMxNzI2NzE__V1_ (516x700, 306Kb) Пожилой англичанин Эндрю Блейк недавно овдовел. Из- за тоски по жене он отправляется во Францию, в поместье, где когда- то давно они встретились с женой и были счастливы. Но сейчас этот старинный дом в упадке, хозяйка растеряна и в депрессии, всем командует преданная служанка Одиль.

4348089_MrBlake_Stills_007 (700x525, 93Kb)Приехавшего Блейка принимают за нового дворецкого. Что же произойдёт там в дальнейшем, показано в этом фильме. Образы в нём занимательные, есть немного юмора, немного грусти, комичные ситуации, любовь и дружба, трогательные моменты. Актерская игра мне понравилась, в главной роли снимался Джон Малкович, также здесь мы видим Фанни Ардан. Остальные актеры так же отлично справились со своими ролями. 

4348089_ff12b65d0810f4a71b524cde9caa4a90 (700x393, 56Kb)

Мы стараемся пощекотать нервы яркими триллерами, боевиками или ужасами. Но порой так хочется тёплого и уютного фильма. Этот как раз из таких.


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Семья художников «Г.А.В. Траугот»

Среда, 24 Апреля 2024 г. 22:20 + в цитатник
Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Семья художников «Г.А.В. Траугот»

13_rostan74_1 (419x537, 76Kb)
Траугот Георгий Николаевич (1903-1961) — художник -«круговец». Окончил ВХУТЕМАС.
Траугот Александр Георгиевич (р.1931) — живописец, книжный график,скульптор
Траугот Валерий Георгиевич (23 июня 1936, Ленинград — 5 октября 2009, Санкт-Петербург)

Псевдоним «Г.А.В. Траугот» подчеркивает единство творческого духа художников Георгия, Александра и Валерия Трауготов. Александр Георгиевич Траугот по-прежнему подписывает таким образом свои работы в память о брате и отце, своем главном учителе. В 2012 году в Мраморном дворце Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Траугот», экспозицию которой составили произведения графики и живописи, фарфора и скульптуры, созданные двумя поколениями семьи петербургских художников.

В произведениях Г.А.В. Траугот: в станковых листах, в работах на фарфоре, в книжной иллюстрации — очень важна ритмическая составляющая. В работах значимы «не только линии и цветовые области, но и свободное пространство между ними — некая недосказанность, открывающая пути зрительской фантазии». (Цит. по: Альманах «Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Трауготы». Науч. рук.: Е.Петрова, Авт. ст.: Н. Звенигородская, Т. Кукла, Т. Купервассер, А. Траугот, СПб: Palace Editions, 2012)

С 1950-х годов братья вместе с отцом начинают заниматься книжной иллюстрацией, и впоследствии именно с ней связаны более всего слава и общественное признание творчества Г.А.В. Траугот, награды, дипломы, почетные звания. Рисунки братьев необычайно пластичны, их отличает абсолютное чувство формы. Художники проиллюстрировали произведения Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, Ш. Перро, В. Гауфа, И.В. Гёте, М.А. Булгагова, Л. Апулея и др.
Всего оформлено около 400 изданий, общий тираж которых — более 80 млн экземпляров.

Еще при жизни отца братья начали заниматься керамикой. «Работа в росписи — родственна книжной иллюстрации. Хотя приходится решать дополнительную формальную задачу — организовывать рисунок так, чтобы он вписывался в округлую скульптурную форму керамической чашки, тарелки, блюда и вазы [...] Синтез искусств в этих произведениях открыл перед художниками новые возможности. Рисунки, идущие по объемной форме, бесконечной и единой, как лента Мебиуса, в своем вращающемся пространстве становятся почти временным видом искусства, как театр и музыка». (Цит. по: Альманах «Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Трауготы». Науч. рук.: Е.Петрова, Авт. ст.: Н. Звенигородская, Т. Кукла, Т. Купервассер, А. Траугот, СПб: Palace Editions, 2012)

69 (700x700, 159Kb)

Декоративная тарелка "69"

theatre (700x700, 114Kb)
Декоративная тарелка "Театр"
Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Пианистка Вера Лотар-Шевченко

Понедельник, 15 Апреля 2024 г. 09:05 + в цитатник
Это цитата сообщения ГалКон [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Родилась француженкой, а умерла Русской! Пианистка Вера Лотар-Шевченко

2021-09-15_01-21-11 (672x676, 611Kb)
Вера Августовна Лотар

Она родилась в Париже. Отец — француз, известный математик, профессор Сорбонны. Мать — испанка, филолог.

Ее воспитанием занимались мать и четыре гувернантки. Англичанка, которую она не любила за высокие требования по гимнастике. Немка учила немецкому языку, и потом Вера любила читать по-немецки. Француженка преподавала хорошие манеры, светские привычки. И еще была гувернантка, ответственная за ее наряды.

Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (3)

Ни о чём и немногоо кино

Четверг, 28 Марта 2024 г. 18:38 + в цитатник
Сегодня один из дней когда мне никуда не надо. С утра разбудили солнечные лучи, воробьи и вороны. На завтрак соорудила очередную "намазку" под названием "всё в блендер!" Получилось вкусно. Рецепт: вареная морковка, два вареных яйца , 50г сыра, 50г масла сливочного, упаковка крабовых палочек, половина луковицы, чеснок - 2 зубочка, одна груша, т.к. оказалось очень твердой и безвкусной, чтобы просто съесть. Две веточки укропа, соль, молотый перец, горчица грецкий орех, сырный соус. А потом - любимое занятие - давлю диван и смотрю 6 сезон сериала "Паутина" с Олегом Харитоновым в главной роли. Сериал детективный. Сюжеты разнообразные и достаточно интересные, но слишком далёкие от моей жизни. Страшновато от того что много убийств и где-то параллельно моей жизни есть и такая жизнь. Каждый сюжет - 4 серии. Объединены двумя главными героями - очень правильными и самоотверженными милиционерами. Правда "по правилам" работать не возможно, слишком много канители с получением разных ордеров и разрешений, поэтому они часто поступают не по правилам, но ради поимки преступников. Считаются лучшими сотрудниками главного управления,но почему-то (на мой взгляд) допускающие много ляпов. Ну и конечно каждый сюжет заканчивается их победой - раскрытием преступления. На то они и лучшие. Главный герой - Фёдор Туманов , красавец мужчина, средних лет, с лицом отличника школы милиции в хорошем смысле этого слова, глядя на которого всё время хочется быть Станиславским и кричать ему "Не верю!!!". Его напарник- Греков Петр, который вполне себе нормальный такой человек, актер его играет неплохой, насколько он похож на опера не знаю, но он всё время хочет кушать или пить чай. Сюжетные завихрения иногда бывают ничего так, но Туманов (главный герой) приходит к решению какой-то задачи, к нахождению следа не потому что он реально что-то просчитал, провел какие-то следственные мероприятия, а потому что он " так чувствует". Вот прям знает почти наверняка. При этом вышестоящее руководство вплоть до генерала, а иногда и полковников ФСБ начинают ему сначала не верить, а потом верить и всячески поддерживать. При этом не забывая раз в сезон увольнять Туманова из милиции, а потом возвращать на должность ибо без него - никак с преступностью не справиться. Выглядит это крайне нелепо. Вообще весь сериал пропитан нелепицей, ляпами, нелогичными ходами, поступками, фразами и т.п. К тому же есть еще адская любовная линия, в ходе которой жена этого Туманова не выдерживает его одержимости работой и уходит к его другу детства, работнику прокуратуры. Эта парочка, бывшая жена и её новый муж, подкадывают ему их общую подругу (которую он, мент, опер с феноменальной памятью не помнит совсем). Подруга эта со временем сваливает к своей первой любви, спит с тем, даже в загс собирается, но за день до свадьбы возвращается к Туманову, а он с легкостью её прощает. И заживут они вдвоем, но не очень счастливо и очень недолго. Она погибает. У Туманова остается только любимая работа и на работе в кабинете он теперь и живёт. Напарник приносит завтраки, но завтракать он не всегда успевает, потому как надо ловить преступников. Красавец мужчина - Олег Харитонов в роли Туманова к шестому сезону меня утомил своей "одинаковостью", непроницаемым лицом , и стандартными фразами. Ну вот такая роль человеку досталась может, а может это "не его" роль, а может это я "не так вижу". Полезла я смотреть какая информация есть в интернете о Харитонове. Достаточно интересная личность, достаточно энергичная и интересная жизнь. И как он поёт и читает мне понравилось гораздо больше, чем он в роли Туманова. А серий всего 11. Как совсем надоест - перерыв сделаю. Дочь посоветовала посмотреть сериал "Десять дней до весны" . Скачиваю. Завтра и утро и вечер - опять поликлиника.

Метки:  

Понравилось: 3 пользователям
Комментарии (0)

Сергей Юдин -Лучший хирург СССР

Пятница, 08 Марта 2024 г. 13:52 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сергей Юдин -Лучший хирург СССР

 

 

В 1950-е о Сергее Юдине не говорил только ленивый. Самый перспективный на тот момент советский хирург, академик, дважды лауреат сталинской премии, член выдающихся ассоциаций врачей США и Европы арестован за шпионаж и сослан на 10 лет в Сибирь. Сразу после смерти Иосифа Виссарионовича Юдина реабилитировали, вернули в Москву на должность главного хирурга Института Скорой Помощи им. Н.В. Склифосовского. Но ни виртуозные операции, ни чудом выздоравливающие больные не избавили Юдина от интриг и доносов. В 1954-м после фееричного выступления на конгрессе хирургов его убил инфаркт.


Талантливый мальчик

Юдин-гимназист. /Фото: gazeta-licey.ru

Юдин-гимназист. /Фото: gazeta-licey.ru

 

Сергей Юдин родился и рос в Москве, в семье богатого купца-промышленника. Отец держал приносящую высокий доход канительную фабрику со столетней историей, а мать, тоже из богачей, занималась воспитанием семерых детей. Детям Юдиных с малых лет прививались всевозможные навыки. Мальчики столярничали, выжигали, украшали мебель, рисовали. Сергей справлялся лучше всех: прекрасно вышивал, освоил скрипку и гитару, свободно владел французским и немецким, любил пройтись по музеям и хорошо знал теорию живописи. Уже тогда бросалась в глаза необычайная подвижность пальцев. Учась в гимназии, Юдин оборудовал в домашнем чулане химлабораторию, где проводил опыты и изучал рецептуру. Собирал коллекцию редких насекомых, самостоятельно разводил фазанов, обустроил на даче домашний зоопарк, досконально изучал правила охоты, соорудил лодку для рыбалки. С 16 лет репетиторствовал у богачей Морозовых, приобретя на заработанное микроскоп.

Студент-медик. /Фото: gazeta-licey.ru

Студент-медик. /Фото: gazeta-licey.ru


В 1911-м Юдин решает стать врачом и поступает на медфакультет Московского университета. Он сразу обратил на себя внимание, демонстрируя редкую увлеченность, работоспособность и хваткий ум. Уже в первые годы обучения появились его первые научные статьи о холере и дизентерии. Но сдать выпускные экзамены не позволила начавшаяся Первая мировая. В 1914-м его призвали в действующую армию, где он без отдыха оперировал раненых, участвуя параллельно в боевых операциях. Награжден Георгиевским Крестом, трижды ранен, контужен. Только в 1919-м Юдину удалось доучиться и получить диплом. Последующие 35 лет Сергей посвятил хирургии.

Первое время набирался опыта в небольшом санатории "Захарьино", где справился с первой операцией по резекции желудка. Проявил Юдин в тот период и организаторские способности. Заводил нужные знакомства, доставал инструменты, оборудование для кабинетов и лабораторий. Не забросил и научную работу, которая вскоре вызвала овации лучших медиков страны.

В 1922-м переехал в Серпухов, где стал работать хирургом захудалой фабричной больницы. Начал оперировал под набирающей популярность спинномозговой анестезией, а понаблюдать за его работой приезжали корифеи хирургии. Юдин неустанно что-то внедрял, реализовал новаторские идеи, выделялся из коллектива энтузиазмом, смелостью и независимостью.

7 лет Юдин успешно лечил серпуховских больных. За монографию, посвященную спинномозговой анестезии, был удостоен премии им. Ф.А. Рейна. Эту научную книгу признали лучшей медицинской работой в СССР. Денежную премию Юдин использовал для поездки в Соединенные Штаты, где хирургу удалось почерпнуть опыт коллег в лучших клиниках.

Сумасшедший возвращенец

Юдин часто оперировал высокопоставленных лиц. /Фото: smitanka.ru

Юдин часто оперировал высокопоставленных лиц. /Фото: smitanka.ru


В Америке Юдину предлагали самую престижную работу, но он твердо знал, что хочет работать в СССР. В 1927-м удивил таможенников своим внешним видом и багажом. Одетый по последней заграничной моде, Юдин ввозил в родную страну дорогущее медоборудование, купленное в США на собственные средства. На этот раз гениальный хирург проявился и как убежденный патриот.

После возвращения Юдина назначили главным хирургом Института им Н. В. Склифосовского. Тогда это была убогая больница на 90 коек с печным отоплением. За пару лет Сергей Сергеевич превратил ее в одну из лучших клиник России, конкурирующую еще и со многими зарубежными. Институт превратился в «хирургическую Мекку», где черпали идеи хирурги. О Юдине писали отечественные светила и заморские коллеги. Об операциях советского врача ходили легенды: он делал то, что стояло за пределами человеческих возможностей. К примеру, выполнял резекцию желудка максимум за полчаса, что не удалось повторить любому другому хирургу мира.

Деятельность Юдина приобрела особый размах, когда в 30-е он предложил переливать трупную кровь. Консервация крови тогда еще не выполнялась, поэтому открытие Сергея Сергеевича накануне войны спасло миллионы жизней. С началом боевых действий Юдин с командой коллег выезжал на самые горячие участки фронта, оперируя одновременно на 5 столах и обучая такие необходимые кадры. Уже после Победы и награждения второй Сталинской премией хирурга арестовали по обвинению в шпионаже.

Тюрьма и ссылка

Понаблюдать за работой Юдина ехали со всего мира. /Фото: песочьня.рф

Понаблюдать за работой Юдина ехали со всего мира. /Фото: песочьня.рф


Академика задержали 23 декабря 1948-го и обвинили по статьям 58-1 "б" и 58-10, часть 2 УК РСФСР как врага Советского государства, снабжавшего британскую разведку шпионскими сведениями. Его имя исчезло из учебников, монографий, перестали перепечатываться публикации в тематических журналах. Чуть более 3 лет провел Юдин в московских тюрьмах, прежде чем отправился в десятилетнюю ссылку. Застенки подорвали здоровье ученого, но волю не сломили. Используя клочки бумаги, выдаваемой для туалета, он писал и писал. Благодаря блестящей памяти, за решеткой удалось сделать много полезного для медицины. Хирургу сохранили академическое звание и все награды.

Еще до освобождения он работал в Бердске под Новосибирском, упоенно оперируя. Из заключения вернулся в 1953-м - сразу после смерти товарища Сталина. После множества переговоров и согласований с высшими партийцами Юдину вернули и кресло главного хирурга Института им. Склифосовского. Ежедневно он выполнял по 5 серьезных операций, отдав всего себя хирургической работе. Но подорванное здоровье дало о себе знать, и спустя 11 месяцев после освобождения Юдина не стало. Великий хирург не пережил инфаркт.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060324/59295/

 


Комментарии (0)

«Пенаты» Часть 3.

Вторник, 27 Февраля 2024 г. 22:07 + в цитатник
Это цитата сообщения Лариотик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! «Пенаты» Часть 3.



i-127722 (300x199, 23Kb)

Мне, конечно, больше всего понравилось устройство мастерских - с невероятными панорамными окнами, из которых, наверное, приятно наблюдать, как зимой идет снег, осенью опадают желтые листья, весной - постепенно оживает природа, ну а летом везде хорошо.

DSCN2348 (700x525, 109Kb)

DSCN2349 (700x525, 99Kb)

DSCN2350 (700x525, 97Kb)

DSCN2354 (700x525, 90Kb)

ДАЛЕЕ...

i-111259 (205x160, 139Kb)


E-Ledi

Метки:  
Комментарии (0)

«Пенаты» Часть 2

Вторник, 27 Февраля 2024 г. 00:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Лариотик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! «Пенаты» Часть 2


Но несмотря на насмешки друзей, Репин не мог не восхищаться Нордман.
scale_1200 (1) (573x700, 81Kb)
ДАЛЕЕ...

Продолжение следует.


E-Ledi

Метки:  
Комментарии (0)

Репинская Усадьба

Вторник, 27 Февраля 2024 г. 00:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Лариотик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! «Пенаты» Часть 1.


Примерно в 500 метрах от побережья Финского залива находится одна из самых красивых деревянных усадеб Курортного района Петербурга, которую знаменитый художник Илья Репин создавал для себя сам. За это время в этом месте был построен не только деревянный дом художника, но и появились разнообразные объекты с мифологическими названиями. Давайте вместе прогуляемся по территории имения в Куоккале - именно так назывался поселок Репино до 1948 года.

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! Сказочно! Сказочный дом, похожий на терем и не поддающийся никаким правилам архитектуры.
DSCN2332 (700x525, 113Kb)

ДАЛЕЕ...

Продолжение во второй части.


E-Ledi

Метки:  
Комментарии (0)

Мифология Булгакова

Четверг, 22 Февраля 2024 г. 09:45 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мифология Булгакова: что - правда, а что - нет?

Проверка на прочность легенд о завещании, самоубийстве, надгробии Булгакова, а также о Сталине и котиках.

 

Булгаков и котики


Михаил Булгаков. 1920-е годы С дарственной надписью от Булгакова жене Любови Белозерской: «Маме Любе, нежно любимой, и ее Муке и Флюшке. 1928 г. 19 ноября Москва». Музей М. А. Булгакова

Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда — кот Бегемот — одновременно и автор самых известных афоризмов («Не шалю, ни­кого не трогаю», «Кот — древнее и неприкосновенное животное», «Разве я поз­волил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, украденный с их форточки неизвестным злодеем. В квартире Булга­кова на Большой Пироговской кроме Флюшки жили еще кошки — Булгаков иногда сочинял за них записки жене. Например, когда ее долго не было дома:

«Токуйю маму
Выбрассит вяму
Уважающийся Кот

P. S. Паппа Лег
спат его
Ря»

В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни со­бак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Бело­зерской. Она вспоминала позднее:

«Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».

Гораздо дружелюбнее Булгаков был со щенком Бутоном, принесенным как-то с улицы и ставшим всеобщим любимцем. На двери квартиры Булгаковых одно время даже висела карточка «Бутон Булгаков. Звонить два раза», но она вызва­ла недоумение у фининспектора, и ее сняли.

Щенок Бутон Музей М. А. Булгакова

И в прозе Булгакова самые пронзительные моменты связаны именно с соба­ками. Сразу вспоминаются, конечно, «милейший пес» Шарик из «Собачьего сердца», превращенный в «такую мразь, что волосы дыбом встают», то есть в человека с навсегда врезающимся в память «вчера котов душили, душили», и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, разделившая с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»).

Менее известен пес Жак из фантастической пьесы Булгакова «Адам и Ева» — его хозяин изобрел средство против смертоносного газа, но не успел спасти верную собаку, когда весь Ленинград погиб от внезапной атаки:

«Е ф р о с и м о в. <…> Жак освещает мою жизнь… (Пауза.) Жак — это моя собака. Вижу, идут четверо, несут щенка и смеются. Оказывается — вешать. И я им заплатил двенадцать рублей, чтобы они не вешали его. Теперь он взрослый, и я никогда не расстаюсь с ним».

Настоящим другом в художественном мире Булгакова оказывается именно собака.

Булгаков и морфий


Один из наиболее мощных мифов о Булгакове — это миф о писателе-морфини­сте, сочинившем свои самые сильные вещи в измененном состоянии сознания. Часто поклонники писателя именно этим объясняют дьявольскую силу булга­ковского романа и его мистическое визионерство. Этот миф, как и многие дру­гие, имеет реальную основу, но причудливым образом искаженную и заново рассказанную.

Впервые эта тема зазвучала в 1927 году с публикацией повести «Морфий» в журнале «Медицинский работник». Повесть примыкает к циклу во многом автобиографических рассказов «Записки юного врача» — в них Булгаков опи­сывает свою работу врачом в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния) в 1916–1917 годах. Именно там он случайно инфицировался дифте­ритом, был вынужден ввести себе антидифтеритную сыворотку — и потом морфий, чтобы избавиться от мучительных болей.

Привыкание произошло быстро и незаметно. Булгаков безуспешно пытался справиться с зависимостью и, видимо, тайно от родных ездил в московскую клинику для лечения или консультации, но безрезультатно. Самым тяжелым временем для него стала ранняя весна 1918 года, когда писатель вернулся до­мой в Киев. Потрясение от революции и болезни совпало с Гражданской вой­ной и ее ужасами, насильственной мобилизацией, — все эти впечатления тща­тельно описаны и проанализированы в повести «Морфий».

Однако почти чудом Булгакову удалось вылечиться от морфинизма — осенью 1921 года он приехал в Москву уже здоровым человеком. Так что здесь можно сказать точно: Булгаков под кайфом ничего не писал. Это самый настоящий миф.

РЕКЛАМА

Булгаков и самоубийство


Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

«В 1929 году, „лишенный огня и воды“, Булгаков готов был наняться рабочим, дворником — его никуда не брали. После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в Художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря».

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

У самого Булгакова был, по-видимому, браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.

Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы Музей М. А. Булгакова

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

«Когда Михаил вошел, тот лежал в постели — видимо, раздетый. Миха­ил хотел закурить. Борис сказал:
— Ну, папиросы можешь взять у меня в шинели.
Михаил полез в карманы шинели, стал искать и со словами „Только тепейка (так называли они на гимназическом, видимо, еще жаргоне копейку) одна осталась“ повернулся к Борису. В этот момент раздался выстрел».

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения 

револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Булгаков и Сталин


Михаил Булгаков с труппой Московского Художественного академического театра. 1926 год Российский государственный архив литературы и искусства

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 год Российский государственный архив литературы и искусства
РЕКЛАМА

Когда заходит речь о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, первое, что при­ходит в голову, о чем говорят или спрашивают, — это «общеизвестный факт», что Сталин очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль во МХАТе 15 раз. Иногда появляются формулировки «более 15 раз», «более 16» и даже «более 20 раз»! Об этом (почти всегда вскользь и в скобках) упоминают булга­коведы, специалисты по театру и литературные критики. Автор книги о Булга­кове и театре Анатолий Смелянский замечает: «Один из самых внима­тельных зрителей „Турбиных“ (он смотрел спектакль не менее пятнадцати раз), Сталин…»

Об этом же как о само собой разумеющейся и всем известной вещи пишет Вла­димир Лакшин, предваряя небольшой заметкой сборник воспоминаний о Бул­гакове: «Известно, что Сталин, судя по протоколам спектаклей МХАТа, смотрел „Дни Турбиных“ не менее 15 раз». Это, кажется, единственный раз, когда вме­сте с упоминанием этих цифр появилась туманная ссылка на загадочные про­токолы МХАТа.

По-видимому, этот миф уходит корнями в 1969 год, когда появилась статья Виктора Петелина о Булгакове «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой сообщались именно эти сведения о 15 посещениях Сталиным спектакля «Дни Турбиных».

В коллекции Музея Булгакова хранится статья о Булгакове, в которой рядом со ссылкой на статью Петелина ясным почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской твердо выведено: «Это липа!»

Возможно, когда-нибудь таинственные протоколы спектаклей МХАТ отыщутся в архиве театра, но пока мы можем лишь повторить вслед за Любовью Белозер­ской: «Это липа».

Примечания к статье о Михаиле Булгакове с комментарием Любови Белозерской Музей М. А. Булгакова

Булгаков и Гоголь


Булгаков любил Гоголя и был знатоком его произведений. Гоголевские инто­нации слышны в рассказах и повестях Булгакова, в его письмах друзьям и до­машних семейных шутках. В 1922 году Булгаков напечатал фельетон «Похо­ждения Чичикова» о том, как оборотистый помещик объявился и широко раз­вернулся в нэповской Москве. Писатель любил читать этот рассказ на своих литературных вечерах. В начале 1930-х годов Булгаков написал для МХАТа инсценировку «Мертвых душ», сочинял киносценарий по «Мертвым душам». Третья жена Булгакова Елена Сергеевна уже в 1930-е годы дала ему прозвище Капитан Копейкин, а друг Булгакова, художник Петр Вильямс, уверял писа­теля, что тот пишет, как Гоголь.

На могиле писателя на Новодевичьем кладбище стоит надгробный камень — «Голгофа». По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань­ше на могиле Гоголя. С разными вариациями эта история повторяется в воспо­минаниях критика Владимира Лакшина и актера Григория Конского. Сейчас этот миф о мистической посмертной связи Гоголя и Булгакова стал широко известным фактом и практически общим местом.

Истоки этого мифа объясняются в письме Елены Cергеевны Булгаковой брату писателя Николаю:

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми­ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря­тавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с мо­гилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. <…> Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Однако правда ли это, неизвестно. Рассказ директора мастерской — един­ственное свидетельство происхождения камня, да и то ненадежное, никаких подтверждений этой легенде до сих пор не найдено. Возможно, на могиле Булгакова действительно стоит камень с могилы Гоголя — а возможно, это обычный гранит, превратившийся со временем в мощный культурный символ.

Трамвайные пути на Сретенке. Москва, 1932 год ТАСС

Как известно, действие «Мастера и Маргариты» начинается на Патриарших прудах. Сцена с трамваем, головой Берлиоза и Аннушкиным маслом едва ли не самая известная в романе — ее знают даже те, кто никогда не читал «Масте­ра и Маргариту». Ходил ли на Патриках трамвай? Конечно, ходил, уверенно отвечают читатели.

В действительности все обстоит, как обычно, немного сложнее. Булгаков почти всегда точен в городских деталях (исключение составляют лишь несколько адресов) — в романе с легкостью узнается Москва 1930-х годов. Тем удивитель­нее, что о трамвае на Малой Бронной не известно почти ничего. То есть изве­стно, что трамвайных путей сейчас там нет, а дальше начинаются версии и до­гадки. С одной стороны, на московских картах тех лет трамвайные пути на Пат­риарших не обозначены. Первая жена Булгакова, жившая с ним на Большой Са­довой, утверждает, что никаких трамваев на Малой Бронной отродясь не быва­ло. Значит, Булгаков придумал этот трамвай?

С другой стороны, булгаковед Борис Мягков разыскал газетную заметку 1929 года, в которой сообщалось о скором появлении трамвайной линии на Ма­лой Бронной и Спиридоновке. Значит, не придумал? Но была ли построена эта линия — неизвестно.

И тогда появилась третья версия: трамвай ходил, Булгаков все правильно напи­сал, но это была грузовая линия, поэтому на картах ее не обозначали. В пользу этой версии, как кажется, говорит фотография с раскопок на Малой Бронной, на которой отчетливо видны старые рельсы, но достоверность этой фотогра­фии тоже вызывает вопросы.

Тем не менее трамвай стал одним из устойчивых московских мифов — на Чи­стых прудах трамвай маршрута «А» начали называть «Аннушка», и это еще больше запутало дело. Если Берлиоза убили на Патриарших, почему «Аннуш­ка» на Чистых? Или это были Чистые пруды? А где тогда сами пруды?

Простая, казалось бы, история в действительности оказывается загадочной и неясной. Сейчас можно сказать лишь одно: никаких достоверных свидетель­ств существования трамвайных линий, описанных Булгаковым, пока не обнару­жено. Скорее всего, трамвайные пути были придуманы для чрезвычайно эф­фектной сцены на любимых писателем Патриарших.


Булгаков: человек и пароход


Все перечисленные мифы объединяет одно обстоятельство — так или иначе они имеют под собой хотя и зыбкое, но все же реальное основание. Одновре­менно с такими мифами существуют истории, появление которых совершенно не поддается никакому логическому объяснению. Точнее их было бы называть уже даже не мифами, а полноценными мистификациями.

Один из таких невероятно популярных сюжетов называется «Тайное завещание Мастера» (иногда «Неизвестное завещание Булгакова»). Якобы Булгаков заве­щал половину своих гонораров за роман «Мастера и Маргарита» (когда его напечатают) тому, кто первым после публикации романа придет на его могилу и возложит цветы. Журналист Владимир Невельский первым пришел на моги­лу Булгакова и повстречал одиноко стоящую у могилы женщину — вдову писа­теля Елену Сергеевну. Она настойчиво попросила у него адрес и телефон, а спу­стя несколько дней прислала большой денежный перевод. (Никто из поклонни­ков этой истории не задался вопросом, что делала на кладбище Елена Сергеев­на и сколько месяцев ей пришлось стоять неподалеку от могилы, ожидая пер­вого почитателя с цветами.) На полученные таким удивительным образом деньги Владимир Невельский купил катер и назвал его «Михаил Булгаков» 

. Катер, к удовольствию петербургских зевак, ежедневно доставлял журналиста из Лисьего Носа 

на работу — редакцию на набережной реки Фонтанки.

Как часто бывает в таких случаях, детали трогательного повествования варьи­руются: годом встречи с Еленой Сергеевной на кладбище называется то 1969-й, то 1968-й (роман печатался в журнале «Москва» в ноябре 1966-го и январе 1967-го); вдова писателя то звонит в Ленинград по телефону, чтобы рассказать Невельскому о завещании, то присылает письмо; часто в истории фигурируют три белые хризантемы и даже букетик мимозы из романа.

Как и положено легенде, часть ее посвящена обстоятельному рассказу о том, как было утрачено главное сокровище и почему не сохранились доказатель­ства. Катер Булгакова якобы со временем износился — «обветшалый корпус» сожгли мальчишки, а бережно сохраненный журналистом фрагмент борта с буквами в итоге потерялся. В архиве Елены Сергеевны не сохранилась по­сланная ей фотография легендарного катера, как, впрочем, не найдены и следы переписки героев этой истории. Стоит ли говорить, что сама вдова Булгакова нигде и никогда не упоминала этот мелодраматический сюжет.

Совсем недавно дочь уже покойного Владимира Невельского рассказала, что это действительно была мистификация — всю историю от начала и до конца придумали и пустили в народ ее отец с приятелем. Тем не менее легенда пере­жила своих создателей и до сих пор согревает сердца многих поклонников Михаила Булгакова.

Составила Мария Котова
Источник: arzamas.academy

 


Метки:  
Комментарии (0)

Без заголовка

Понедельник, 19 Февраля 2024 г. 10:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

А напоследоk я скажу


        В 1960 году Белла Ахмадулина написала стихотворение, которое потом  превратилось в романс, но не все знают его историю.

        В 1955 году Белле было 18 лет. Это был год ее знакомства с Евгением
        Евтушенко. Увидев в журнале «Октябрь» строчку

        «Голову уронив на рычаг,
        Крепко спит телефонная трубка»,

        Евтушенко вздрогнул — как сильно написано! Ну, а когда он прочел другие стихи неизвестной ему поэтессы, ощутил себя безнадежно влюбленным в них. Евгений Винокуров, работавший в «Октябре», без труда ответил на его вопрос об Ахмадулиной: «Да, есть такая, десятиклашка, ходит к нам на занятия литературной студии при ЗИЛе».
        И Евтушенко отправился посмотреть на чудо, способное писать такие
        строки в десятом классе.

        От того, как Белла читала стихи, Евгения Евтушенко«пробрало». Её голос
        звенел натянутой струной, едва не обрываясь от напряжения, она — чуть
        полноватая, с круглым обворожительным, безумно красивым  лицом,
        подавалась чуть вперед и, казалось, летела вслед за улетавшимик
        слушателям строчками.

        Евтушенко резюмировал: «Она не была похожа ни на одно земное
        существо…» Поэта поразило в ней всё: и красота лица с  «инопланетными»
        глазами, и голос, который не терял магии даже во время обычного
        разговора. Она была волшебной — маленькая юная волшебница, способная
        придавать необычный смысл всему, чего касались ее руки, ее чувства, ее
        голос с неподражаемыми интонациями. «В ее поведении даже
        искусственность становилась естественной», — напишет он. И подытожит
        то острое впечатление: «Белла звенела».

        Спустя три года они поженятся. Белла повзрослела, но не растратила
        своего волшебства. Она не поступила на журфак, год спустя стала
        студенткой Литинститута, начала печатать свои стихи в газете
        «Метростроевец». Евтушенко «любил ее больше, чем любовь» — по его
        стихотворному признанию. Они были неразлучны: всюду — рука об руку,
        только вместе. Даже вино, льющееся рекой в богемном обществе того
        времени, они пьют вместе — передавая его из уст в уста. Представить их
        порознь было невозможно, они казались проросшими друг в друга.

        А потом… Это проклятое слово «потом»… Белла ждала ребенка. Она хотела
        его, понимая, что появление малыша изменит их яркую, беззаботную
        жизнь. Евгений Евтушенко признавался потом: да, он был виной трагедии.
        Он не ощущал в себе готовности к отцовству. И Белла сделала так, как
        хотел он. И позже он напишет с той обезоруживающей искренностью,
        которой вообще наполнены его воспоминания и которая так подкупала в
        нем во время известных фильмов-бесед с Соломоном Волковым:
        — Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину
        убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе.

        Да, он был логичен и доказателен. И они не поссорились даже, но...
        — Наша любовь не умерла, она перестала быть, — подытожитон.

        Он съедет от Беллы, но потом попытается вернуться и вернуть ее.
        Наткнется на закрытую дверь. Почувствует себя полубезумным. Отчается.
        Оживет вновь. Но Белла исчезнет из его жизни. Она лишь напишет
        «Прощание».
        Из которого в известный всем романс не войдет один куплет — может
        быть, самый важный для нее в тот момент...

        Спустя много лет, когда оба поэта пройдут испытания не одной любовью и
        обретут надежных спутников жизни, Евгений Евтушенко, в отличие от
        многих, публично признававшийся в грехах и ошибках, скажет:
        — До сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос, мне хочется плакать.

        Полный текст стихотворения «Прощание» Беллы Ахмадулиной:

        А напоследок я скажу:
        прощай, любить не обязуйся.
        С ума схожу. Иль восхожу
        к высокой степени безумства.
        Как ты любил? — ты пригубил
        погибели. Не в этом дело.
        Как ты любил? — ты погубил,
        но погубил так неумело.
        Жестокость промаха... О, нет
        тебе прощенья. Живо тело
        и бродит, видит белый свет,
        но тело мое опустело.
        Работу малую висок
        еще вершит. Но пали руки,
        и стайкою, наискосок,
        уходят запахи и звуки.
        1960


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в BABUSHKA-STARUSHKA
Страницы: [33] 32 31 ..
.. 1 Календарь