-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Позову тебя, услышишь? Художник Кристиан Леверс (Christiaan Lieverse) - (0)

Позову тебя, услышишь? Художник Кристиан Леверс (Christiaan Lieverse) Позову ...

Июль макушка лета! Ирина Расшивалова - (0)

Июль макушка лета! Ирина Расш...

Не умеет сердце не любить..... Художник Angelo MAGGI - (0)

Не умеет сердце не любить..... Художник Angelo MAGGI Не умеет сердце н...

Художник Берестова Ксения - (0)

Берестова Ксения: оригинальная живопись               &...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 24993
Комментариев: 82248
Написано: 185637


Иван Крамской. Творчество и история любви

Понедельник, 10 Июня 2024 г. 22:37 + в цитатник
Цитата сообщения ГалКон Иван Крамской. Творчество и история любви

2024-06-09_22-43-17 (700x447, 375Kb)
И.Репин.Портрет Ивана Крамского

Знаменитый передвижник, один из главных реформаторов в искусстве XIX века, живописец и портретист Иван Николаевич Крамской мог бы остаться в истории русского искусства, написав лишь портрет «Неизвестной». Картина – один из бриллиантов московской Третьяковской галереи – известна всем и каждому на территории постсоветского пространства. «Неизвестную» называют русской Джокондой.

Однако художник подарил миру сотни полотен, которые восхищают, поражают и манят. Среди них «Лунная ночь», «Мина Моисеев», «Русалки», «Христос в пустыне». Возглавивший в ранней молодости «бунт четырнадцати», создавший объединение передвижников, тонкий художественный критик – Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

2024-06-09_23-19-47 (700x512, 473Kb)
Художник Иван Крамской. Википедия

Детство и юность

Иван Николаевич Крамской появился на свет 27 мая 1837 года в Новой Сотне, слободе уездного городка Острогожска (Воронежской губернии). Его семья была не знатного рода. Отец трудился писарем. Мать Настасья Ивановна Бреусова происходила из старинного казацкого рода.

Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.

Когда отец умер, Ивану было 12 лет. Он был младший из трех братьев. Было еще две сестры, но они рано умерли.

В 13 лет Иван закончил Острогожское уездное училище. Там у него были первые уроки рисования, от которых у него простого мальчишки, кружило голову от восторга. Надо было идти куда-то дальше, но мать решила пусть сын еще годик поучится там. В итоге из училища он вышел в 14 лет.

Через некоторое время мать отвезла мальчика в Воронеж "к лучшему тамошнему иконописцу". Ваня надеялся, что его научат новым техникам, откроют мир новых знаний, но хитрый иконописец использовал мальчика, как бесплатную рабочую силу. Естественно, что жизнь в режиме "принеси-подай" очень быстро надоела юному Крамскому и он уговорил мать забрать его обратно.

Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.

2024-06-09_22-36-53 (500x649, 482Kb)
Молодой Иван Крамской, фото 1860 г.

В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.

В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.

В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств. У двадцатилетнего Ивана был отличный опыт по рисованию, плюс помогали его навыки ретушера, что он приобрел у Данилевского. Довольно скоро художник начал делать успехи и приобрел известность в творческой среде.

2024-06-09_22-22-11 (589x700, 501Kb)
Иван Крамской в молодости. Автопортрет

В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.

Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.

2024-06-09_22-57-02 (516x580, 557Kb)
Иван Крамской. Автопортрет

Живопись

После окончания академии Крамской организовал и возглавил Артель свободных художников, куда вошли выпускники и единомышленники. Мастера брали заказы на портреты и копии известных полотен, иллюстрировали книги.

Иван Крамской поражал трудолюбием: рисовал портреты, искал заказчиков, распределял деньги, брал учеников. Одним из них стал Илья Репин. В середине 1860-х художник взялся за роспись куполов московского храма Христа Спасителя: зарисовки на картоне Крамской сделал в студенческие годы.

2024-06-09_23-01-27 (700x424, 326Kb)
Иван Крамской за работой

В 1869 году живописец впервые отправился в Европу, чтобы познакомиться с искусством Запада. Впечатления, полученные русским мастером после знакомства с экспонатами художественных галерей европейских столиц, оказались противоречивыми. В отличие от многих соотечественников западное искусство не вызвало у него восторга.

2024-06-09_23-04-09 (700x464, 389Kb)

После возвращения домой у художника случился конфликт с коллегой по артели: нарушив правила «четырнадцати», тот принял от Академии художеств оплаченную зарубежную поездку. Крамской оставил артель. Без него сообщество быстро распалось.

Живописец основал новое творческое объединение, назвав его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским соучредителями товарищества стали Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Художники-передвижники противопоставляли себя приверженцам академизма, доставляли во все города империи передвижные выставки, популяризируя искусство и приближая его к народу.

2024-06-09_23-09-00 (700x463, 484Kb)

На выставках передвижников желающие приобретали понравившиеся полотна. Одно из них – «Майская ночь» кисти Крамского – купил меценат и галерист Павел Третьяков. Мистический сюжет, навеянный повестью Николая Гоголя, художник нарисовал в Малороссии.

В 1872-м Иван Крамской сделал последние мазки на полотне «Христос в пустыне», ставшем его известнейшей работой. Картину тут же приобрел за 6 тыс. рублей Третьяков. Работа произвела фурор, и альма-матер живописца едва не присудила Крамскому звание профессора, но он отказался.

2024-06-09_23-12-08 (700x464, 424Kb)

Но наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его изображения Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, по сведениям современников живописца, имеют полное сходство с героями и передают характеры, внутренний свет натуры.

Полотно «Мина Моисеев» художник подарил миру в 1882 году. Поклонники Крамского и ценители искусства называют портрет крестьянина лучшим произведением русского живописца. На самом деле Мина Моисеев – набросок, этюд к полотну «Крестьянин с уздечкой», нарисованному позже. Эта работа – яркий пример Крамского-гуманиста, любившего и понимавшего русский народ.

2024-06-09_23-14-12 (700x468, 483Kb)

В 1880-е Иван Крамской поразил и расколол общество полотном «Неизвестная». Изображенная женщина не принадлежит к высшему обществу. Она одета по последнему слову моды тех лет, что считалось неприличным у знатных дам.

Критик Владимир Стасов вынес вердикт полотну, назвав его «Кокотка в коляске». Многие современники сошлись во мнении, что на портрете – богатая содержанка. Третьяков отказался покупать картину – ее приобрел промышленник Павел Харитоненко.

2024-06-09_22-31-12 (700x465, 344Kb)
Картина Ивана Крамского "Неизвестная"

Техника живописи Крамского – тонкая законченность, тщательное и детальное изображение лиц. Пейзажи художник не рисовал, но в полотнах «Майская ночь» и «Лунная ночь» гениально изобразил лунный свет.

Ивана Крамского по праву называют идейным лидером передвижничества, ярчайшим представителем демократического искусства ХIХ столетия. Портреты художника удивительно человечны и одухотворены.

Личная жизнь

С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. В 1859 году Иван Николаевич заглянул в гости к своему приятелю-художнику Попову и встретил там девятнадцатилетнюю Софью Николаевну Прохорову. Крамской сразу проникся чувствами к очаровательной барышне, но никак не выдал своих эмоций. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником.

2024-06-09_23-50-37 (543x700, 514Kb)
Крамской И.Н. Портрет Софьи Николаевны Крамской 1863

Софья была радушной хозяйкой: как только Крамской вошел в их дом, она сразу накрыла стол для чаепития со сладостями. Что-то неуловимое в ее движениях сразу взволновало Ивана. Молодой художник украдкой наблюдал за ней — Софья все больше нравилась ему.

После этого знакомства он не мог не думать о Софье, но свои чувства тщательно скрывал от всех. Крамской был уверен, что не имеет никакого права разрушать такую счастливую пару. Иван и не подозревал, какой удар получит Софья от своего возлюбленного.

Время шло, а Попов не спешил делать предложение руки и сердца. Вскоре вскрылась страшная правда: мужчина уже давно состоял в браке с другой женщиной. И его законная супруга жила за рубежом. Когда это обстоятельство стало известно, для Софьи начались тяжелые времена. Попов уехал к жене, а над девушкой все смеялись. Ее репутация была уничтожена. Знакомые насмехались над ней, окружающие смотрели на несчастную свысока. В таких обстоятельствам жертва обмана могла наложить на себя руки или скатиться дальше вниз по наклонной.

В один из дней на улицах Санкт-Петербурга Софья встретила Крамского, который знал о случившемся.

Теперь не смогу устроить свою жизнь и выйти замуж. Разве я нужна теперь кому-то?», — сказала девушка с такой болью в голосе, что сердце Крамского сжалось.

Его чувства к ней не прошли — наоборот, стали только крепче. И сами обстоятельства теперь были в его пользу. Иван взглянул Софье в глаза и решился. Он предложил ей стать его супругой и дал клятву, что всегда будет любить ее и заботиться до конца дней. В 1863 году пара поженилась. Брак Софьи Николаевны и Ивана Николаевича оказался удачным.

Она полюбила своего спасителя, а он всю жизнь черпал силы в семье. Он делился своими чувствами с одним из друзей.

"Я не очарован и не влюблен, а люблю просто и обыкновенно, по-человечески, всеми силами души и чувствую себя только способным, если не на подвиги, то, по крайней мере, на серьезный труд", - говорил Крамской.

2024-06-09_23-48-17 (700x423, 259Kb)
Иван Крамской и его жена Софья

Для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.

В основанной Иваном Крамским в 1863 г. независимой Артели художников, состоящей из 13 живописцев, Софья Николаевна была хозяйкой не только дома, но и в коммуне. Она мастерски справлялась со всеми бытовыми вопросами и даже порой примиряла художников, если между ними случались небольшие конфликты.

Крамской каждый день благодарил супругу за ее помощь и неустанно повторял, что без нее бы не справился.

"Ты не только не мешаешь мне быть художником и товарищем моих товарищей, но даже как будто сама стала истинным артельщиком", — признавался Иван Софье.

Софья Николаевна всю жизнь была для Крамского любимой женой, музой, другом и помощником в делах. Она всегда была первой, кто видел новые картины художника. Ивану было очень важно знать ее мнение о его творчестве.

2024-06-10_00-38-26 (661x700, 597Kb)
Иван Крамской. "В парке. Портрет жены и дочери"

У Ивана и Софьи родились 6 детей, но двое сыновей умерли. Сначала не стало маленького Марка в 1876 году, а в 1879-м скончался 8-летний Иван. Для супругов потеря детей была тяжелейшим ударом. Родители долго были безутешны в этом горе. Крамской написал картину «Неутешное горе» — на ней у детского гроба стоит мать в трауре. Полотно Иван Крамской создавал 4 года. Эту работу Крамской и не собирался продавать. Но купец Павел Третьяков, который дружил с художником, все равно купил картину для своей галереи.

2024-06-10_00-42-56 (651x700, 507Kb)
Иван Крамской. "Безутешное горе"

Эти деньги были очень нужны семье Крамских. Иван был очень отзывчивым человеком и всегда помогал всем, кто просил у него деньги взаймы. А в семье, кроме родных детей, росли еще двое усыновленных. Племянник и племянница художника остались сиротами, поэтому он стал им родителем.

В начале 1887 года все большое семейство переехало в новое просторное жилье. Однако через несколько месяцев в их дом пришло большое горе.

25 марта Иван Крамской отправился к доктору Карлу Андреевичу Раухфусу, чтобы написать его портрет. Он приступил к работе, они увлеченно разговаривали.

2024-06-10_00-49-20 (672x665, 738Kb)
Иван Крамской. Неоконченный портрет Карла Раухфуса

Вдруг врач заметил, что Крамской не отводит от него свой взгляд, а в следующую секунду упал на землю. Раухфус подскочил и подбежал к нему, но художник был уже мертв. Смерть была моментальной из-за аневризмы сердца. Ивану Крамскому было 49 лет. Художник не дожил 2 месяца до своего 50-летия.

В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга. О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

2024-06-10_01-03-39 (700x504, 706Kb)
Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)

После 25 лет счастливого брака 47-летняя Софья Николаевна осталась вдовой. О ее дальнейшей жизни почти ничего неизвестно. Она пережила супруга на 32 года и скончалась в 1919 году. Ей было 79 лет.

2024-06-10_00-52-48 (679x695, 1104Kb)
Иван Крамской. Портрет Софьи Крамской

Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.


Источники:
https://dzen.ru/a/YmpuY_Y17HdQXfmO
https://femmie.ru/ego-otgovarivali-zhenit-sya-no-o...lyubvi-ivana-kramskogo-656519/
https://24smi.org/celebrity/6714-ivan-kramskoi.html

 

Рубрики:  Люди, биографии
Любовь
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям