-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Поссорились… Художник Овик Зограбян (Hovik Zohrabyan) - (0)

Поссорились… Художник Овик Зограбян (Hovik Zohrabyan) Поссорились… Обида душу ...

Художник Туписов Владимир Геннадьевич: - (0)

Туписов Владимир Геннадьевич: пейзажист               &nbs...

Роскошь фламандского натюрморта «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» - (0)

Роскошь фламандского натюрморта «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» ...

Как в осень хорошо! Ирина Расшивалова - (0)

Как в осень хорошо! Ирина ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 25569
Комментариев: 83596
Написано: 188468


Серебро, коралл, монеты: выставка ювелирного искусства Бурятии в Музее Востока.

Суббота, 14 Октября 2023 г. 09:21 + в цитатник

В этом году отмечается сто лет со дня образования Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики (БМАССР). К этому юбилею в Государственном музее Востока до 22 октября 2023 г. открыта выставка, на которой можно увидеть бурятские украшения, оружие и предметы быта.

Буряты относятся к монгольским народам и подразделяются на ряд этнических групп. Выставка посвящена искусству бурят Забайкалья.

Панно на выставке "Ювелирное искусство Бурятии". Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Неотъемлемой частью женского национального костюма забайкальских бурят служит комплекс серебряных украшений. Они отражают синкретический характер верований жителей Бурятии, которые включают в себя тибетский буддизм традиции гелуг и всё, что было до него.

Этот комплекс украшений состоит из амулетниц, поясных, височных, накосных украшений и других комплектующих.

Женский гарнитур. Выставка "Ювелирное искусство Бурятии". Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Амулетницы, которые в Тибете известны как гау, в Бурятии называют гуу. Традиция изготовления и ношения этих амулетниц - это пример того, как народные верования соединяются с организованной религией.

Народные верования, как правило, связаны с идеей о том, что неблагоприятные для человека явления имеют прямое отношение к божествам и духам, с которыми можно "договориться" при помощи практических действий и предметов материального мира.
Основная функция амулетниц гау или гуу - это защита.

Круглые гуу символизируют солнце, солярная символика фигурирует в других произведениях бурятского декоративно-прикладного искусства. Собственно, культ солнца играет ключевую роль в добуддийских верованиях бурят.

Амулетница гуу. Бурятия, XIX - начало XX вв. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Также гуу могут относиться к буддийской атрибутике. Например, эта амулетница украшена Восемью благими буддийскими эмблемами, или благоприятными буддийскими символами: колесо, зонт, рыбы, сосуд сокровищ, цветок лотоса, раковина, бесконечный узел и знамя победы.

Амулетница гуу. Бурятия, XIX - начало XX вв. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

На выставке экспонируется амулетница гуу, выполненная под влиянием китайских декоративных традиций. В центре изображена раковина - буддийский символ провозглашения Учения. И раковину окружают два дракона, которые тянутся к жемчужине, - это традиционный китайский мотив, который символизирует стремление к духовным богатствам.

Амулетница гуу. Бурятия, XIX - начало XX вв. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

В этом прелестном образце круглая форма сочетается с буддийским бесконечным узлом.

Амулетница гуу. Бурятия, XIX - начало XX вв. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Среди поясных украшений наиболее интересны подвески шэмхуургэ. Они представляют собой набор туалетных принадлежностей на цепочках, прикреплённых к центральной фигурной подвеске. Такие украшения как правило крепились на поясе сбоку. Набор мог состоять из шила, щипчиков для выдёргивания заноз, уховёртки и ногтечистки, а также ложечки для табака.

Женские поясные украшения шэмхуургэ. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Мотив двух рыбок в этой подвеске шэмхуургэ символизирует супружеское единство и верность.

Женское поясное украшение шэмхуургэ. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.втора.

Ещё одной полезной в хозяйстве вещью служила подвеска зуунэй гэр в виде металлической трубочки, которая могла выполнять роль игольницы. Есть предположение, что прототипом таких подвесок служили игольницы из костей птиц. Подвески в форме трубочек-игольниц отражают представления о магической силе инструментов женского рукоделия.

В верхней части этой подвески есть стилизованный китайский иероглиф - ещё один пример влияния Поднебесной на искусство соседей.

Женское поясное украшение шэмхуургэ с подвеской зуунэй гэр. Китай, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Женское поясное украшение: шэмхуургэ, зуунэй гэр и гарьха. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Поясные подвески с туалетными и швейными принадлежностями, конечно же, напоминают о европейском шатлене. У забайкальских бурят подвески такого типа носили на поясе, а в Тибете их могли носить на груди.

Тибетская девушка. 1920-1930-ые гг. Источник: https://wovensouls.org/2014/02/04/stunning-old-photos-from-tibet/

Среди поясных украшений также фигурируют гарьха - ещё один пример слияния добуддийского и буддийского мировоззрений. В них сочетаются буддийские эмблемы и народная символика, свойственные искусству Монголии, Тибета и Китая, и солярные мотивы.

Поясные украшения гарьха. Забайкалье, XIX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Поясное украшение гарьха. Забайкалье, XIX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Поясное украшение гарьха. Забайкалье, XIX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Поясные украшения гарьха. Китай, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Височные украшения hиихэ представляют собой то, что не вдеть в уши.

Височные украшения hиихэ. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

В фондах ГМВ есть китайский образец следования бурятской художественной традиции, которая предусматривает использование серебра и благородного коралла. Отличается высоким уровнем детализации. Китайское влияние также очевидно благодаря мотиву двух драконов, которые охотятся за пылающим сокровищем.

Височные украшения hиихэ. Китай, вт. пол. XIX - нач. XX вв. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Согласно традиционным бурятским верования, волосы женщин являются вместилищем жизненной силы. Во время свадебного обряда невесте заплетали две косы, которые символизировали жизненные силы женщины и её супруга. Разумеется, такую ценность необходимо было украшать.

Накосные украшения шэбэргэл. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

На выставке представлены бурятские коралловые пуговицы.

Пуговицы. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Красный, или благородный коралл высоко ценился как в Китае и Тибете, так и в России. Это обусловлено сложностью приобретения этого органогенного материала.

Панно на выставке "Ювелирное искусство Бурятии". Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Традиционный набор мужских поясных украшений забайкальских бурят также весьма декоративен и включает в себя самое необходимое: кисет, трубку, кресало и подвески.

Трубка. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Мужской набор поясных украшений. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Кресало с поясной подвеской. Бурятия, 1979 г. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Красиво жить не запретишь: буряты охотно демонстрировали своё благосостояние изысканными подвесками горьё.

Поясные подвески горьё. Китай, кон. XIX - нач. XX вв. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Предметом гордости бурятского мужчины рубежа XIX-XX вв. был нож, который в ножнах носили на боку за кушаком. Бурятский нож не имеет гарды, клинок прямой - этот тип удобен в хозяйстве скотовода, потому что им можно быстро закалывать скот. Особенно благоприятным считалось умертвить одним ударом до того, как животное испугается.

Ножи с ножнами. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Ножи с ножнами. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Нож. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Входя в жилище, мужчине надлежало вынуть нож из ножен и оставить его свободно висеть на цепочке. Тем самым он демонстрировал мирные намерения, мол, вот он, мой нож - за кушак не прячу.

Бурятский мужчина из Забайкалья. 1888-1889 гг. Автор фотографии - Леон Маврикиевич Розенгарт, один из строителей Транссибирской магистрали. Источник: https://humus.livejournal.com/3635101.html

Среди мужских цепочек можно обнаружить изделие с монетами.

Цепочки для крепления элементов мужского поясного набора. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Российские и китайские монеты также встречаются и в других предметах. Особый раритет представляет собой височное украшение с американской монетой достоинством один доллар.

Височное украшение hиихэ. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

В амулетнице гуу задействована китайская серебряная монета 1908 г. Эти монеты обладают коллекционной ценностью и встречаются в продаже.

Амулетница гуу. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Пара накосных украшений шэбэргэл с центральными элементами в виде 50 копеек 1914 г.

Накосные украшения шэбэргэл. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Монеты в бурятских украшениях служили не только для красоты, поскольку использовались деньги, находящиеся в употреблении. При необходимости монету можно было срезать и использовать по назначению.

Ожерелье с гуу. Забайкалье, кон. XIX - нач. XX в. Музей Востока, Москва. Фотография автора.

Бурятские ювелирные украшения впечатляют не только техникой и богатой символикой, но и практичностью. Они могут выполнять декоративную функцию, служить оберегом и одновременно являться предметом повседневного быта. Это "умные" вещи самого северного монгольского народа.
Источник
Рубрики:  искусство/ювелирные изделия, украшения
города и страны/музеи
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 20 пользователям