-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Изменила уход за денежным деревом — сразу появились бутоны и началось бурное цветение - (0)

Изменила уход за денежным деревом — сразу появились бутоны и началось бурное цветение Изменила ух...

Художник Сергей Кузин (1962 – 2009). Дайте Родину мою... - (0)

Художник Сергей Кузин (1962 – 2009). Дайте Родину мою... Художник Сергей Кузин (1962 – 2009). Дай...

Художник Панкратьева Валентина Николаевна - (0)

Панкратьева Валентина Николаевна: натюрмортное              ...

Самый простой пп торт на сковороде! Без раскатки! Низкокалорийный рецепт без сахара, без глютена! - (0)

Самый простой пп торт на сковороде! Без раскатки! Низкокалорийный рецепт без сахара, без глютена! ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 25167
Комментариев: 82722
Написано: 186626


Наталья Дмитриевна Фонвизина: Она называла себя Татьяной. О романе "Евгений Онегин". Часть 2

Вторник, 12 Сентября 2023 г. 21:23 + в цитатник
Цитата сообщения ГалКон Наталья Дмитриевна Фонвизина: Она называла себя Татьяной. О романе "Евгений Онегин". Часть 2

https://dzen.ru/media/arhkot/ona-nazyvala-sebia-tatianoi-o-romane-chast-2-5cffbc7a19dcb600ac50b04a

2023-09-12_02-13-11 (700x306, 347Kb)

Слева: Наталья Дмитриевна Фонвизина (урожденная  Апухтина) и справа: Татьяна Ларина (иллюстрация к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

А теперь посмотрим на соответствие героини романной героине действительной. Наталья Дмитриевна писала И.И.Пущину: «Ваш приятель А.С. как поэт прекрасно и верно схватил мой характер пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе, и чудесно описал его первое проявление при вступлении в жизнь сознательную...» Но так ли это?

Наташа Апухтина, единственная дочь в семье, росла балованным ребёнком, окружённая любовью родителей и комплиментами приезжавших к ним гостей. Татьяна же (имевшая младшую сестру) –

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей…

-NuknnPtIG56g-yCs10j0sHNEV0Cv7CtpQNmdLu0RaECuIW0g9j80bhNbXD3kHOBeWl3z7ewsBuF_2Mk_6tA96dOT0fTYOlL_09Eei0eG7Q (454x583, 46Kb)

Перелом в мировоззрении Наташи произошёл в 14 лет... «Находясь 13-го августа в деревенской нашей церкви, я в первый раз в жизни увидела покойника, моих лет юношу… Сильно поразил меня вид смерти и её непреложность для всякого из нас; я как-то серьёзно взглянула на свою жизнь — сознала себя виновною перед родителями, просила прощения, исповедалась и приобщилась в первый раз с чувством... Я стала тиха, кротка, задумчива и молчалива...»

2023-09-12_02-05-28 (700x437, 614Kb)

Кажется, что «тиха, кротка, задумчива и молчалива» - это прямо о Татьяне! Но не будем судить по одной фразе. Дальнейшее описание Фонвизиной её поступков не имеет ничего общего с Татьяной: «Напала на меня жажда страданий — и умерщвления плоти в это время, только этими страданиями плоти удовлетворялось несколько чувство мое пылкое, этот огонь любви требовал пищи... Я почти ничего не ела, не то что постилась, а не хотелось… хотелось же страдать, и чего я не выдумывала для этого.— Заказала нашему кузнецу плоские тёрки… и носила их в чулках — давая ногам отдых, чтобы не показалась кровь, и так к этому привыкла, что было для меня этого недостаточно — жгла ладони, около печек и самовара до того, что кожа сходила. Обвязывалась по нагому телу верёвкой засмолённой (мое тело не переносило смолы), верёвка эта разъедала тело моё кругом — до крови, до струпьев въедалась в тело, при каждом движении жгла, как огнём — и все это было для меня мало — и все нипочём… Я только и мечтала о мученичестве. [Может быть, и вся её дальнейшая жизнь стала воплощением этой мечты о мученичестве?] Как у меня была особая комната, я никогда не ложилась в постель, а спала на полу без постилки, подушки и одеяла».

Согласитесь, что к Татьяне это никак не может быть отнесено. Она спит на «подушке пуховой», у неё «изнеженные пальцы»…

-NuknnPtIG56g-yCs10j0rJxmZScF-d1GkB9NBR_YI6PCf54NE99O3m3pXK9yIBnX9hLMzaSzij8t3-CdJSoKgCd7IkUZ3xjidKPXnXvOR8 (491x655, 52Kb)

Наташа очень религиозна, она «вставала на молитву часов в пять и ранее, а иногда и всю ночь проводила без сна — особенно летом бегала молиться в сад...» Татьяна тоже встаёт очень рано, но о молитве здесь нет ни слова:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод,

И тихо край земли светлеет,

И вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день…

Лишь один раз Татьяна упомянет, что она «молитвой услаждала тоску волнуемой души», но зато она охотно гадает «на сон», а ведь это, как подчёркивает Ю.Лотман в комментарии к роману, – «опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс - древний языческий символ защитительного круга - сохраняет значение оберега и в русских этнографических материалах)… Не случайно он [Пушкин] подчеркнул, что Татьяна ''поясок шелковый сняла''…» Это «не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равнозначный снятию креста». Можно ли представить за таким занятием Наташу?


2019-06-15_15-32-59 (603x606, 770Kb)

А.С.Пушкин. Рисунки на рукописи 2 главы романа

Задумчивость, её подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Но мечты у юных девушек совсем разные. Пушкин напишет о своей героине:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…

А дальше:

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит,

Она в ней ищет и находит

Свой тайный жар, свои мечты,

Плоды сердечной полноты,

Вздыхает и, себе присвоя

Чужой восторг, чужую грусть,

В забвенье шепчет наизусть

Письмо для милого героя – мечтает о любви!

2023-09-12_01-14-18 (342x412, 305Kb)

Наталья Дмитриевна Фонвизина (урожденная  Апухтина)

А мечты Наташи? «Я приняла намерение удалиться в пустынный женский монастырь, недалеко от нас в лесу устроенный. Придумала исполнить это с помощью духовника, нашего приходского священника. Мне ещё угрожали замужеством... Я спешила исполнить моё намерение… Я действительно бежала в мужском платье для безопасности путешествия. Священник и его жена помогли мне. Когда я ночью на 27-е апреля явилась к священнику, он уже ждал меня с зажжённой свечкой у иконы. Надев епитрахиль и поручи, духовник мой посвятил меня Богу, остригши мне четверть пряди волос крестообразно, как при крещении, и нарёк мне с молитвою мужское имя Назарий. Жена священника достригла меня по-семинарски. Она же меня и платьем и бельём своего второго сына наделила. Когда я совсем сделалась семинаристом, священник благословил меня, а матушка его и продовольствием на дорогу снабдила». Конечно, весьма странно (для меня, во всяком случае) выглядит поведение священника, но ведь и Наташа ведёт себя, мягко говоря, необычно. И книги её – не любовные романы, а духовная литература, жития святых. Не случайно уже после, в Сибири, у неё будет много друзей-священнослужителей, в том числе - протоиерей Знаменский, о котором преосвящённый Афанасий, тобольский епископ, говорил: «Вот это святой муж».

Итак, один похожий (только похожий!) эпизод – и такие разные характеры!

Но те, которым в дружной встрече

Я строфы первые читал...

Иных уж нет, а те далече,

Как Сади некогда сказал.

Без них Онегин дорисован;

А та, с которой образован

Татьяны милой идеал...

О, много, много рок отъял!

Кто-то понимал «рок отъял» Татьяну - что она умерла, кто-то договорился до того, что здесь Пушкин пишет о её умерших детях (хотя писать о них не мог: одни в ту пору были ещё живы, другие ещё не родились). Многие видели в этих строках указание на дальнейшую судьбу Татьяны как жены декабриста – вполне вероятно, но почему именно Фонвизину считать прообразом?

160527155727d6f96a267202beb1dcd02d320ba27942 (390x700, 38Kb)

Да, сама Наталья Дмитриевна в своей "Исповеди", стремилась доказать, что она и Татьяна Ларина - одно и то же лицо, но можно ли считать её написанную на склоне лет "Исповедь” достоверным историческим источником?

Указывают, будто Ф.М.Достоевский «был уверен, что именно она - " Та, с которой образован Татьяны милый идеал ..."». Но ведь Достоевский – тоже читатель романа (к тому же, явно попавший под обаяние Натальи Дмитриевны), и не самый внимательный: считал же он мужа Татьяны «стариком»!

Мне кажется, что прав был Ю.Лотман, говоря «о перенесении образа романа в жизнь». Ещё в 30-ые годы ХХ века Н.П.Чулков писал: "Таней Фонвизина себя называет потому, что, по её мнению [подчёркнуто мной], Пушкин с неё написал свою Татьяну Ларину. Действительно, в её жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у неё был роман с молодым человеком, который от неё отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в неё влюблённого, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в неё влюбился, но был ею отвергнут". Вот и всё. «Бывают странные сближения»,- писал Пушкин. По всей вероятности, здесь просто одно из них…

2023-09-07_21-35-01 (610x315, 405Kb)

М.А.Фонвизин (слева, Н.Д.Фонвизина и И.И.Пущин (справа)

Итак, можно ли считать Наталью Дмитриевну прообразом Татьяны? Каждый решит по-своему, но мне кажется, что всё же нельзя.

Впрочем, ей и так досталось немало внимания от писателей: В.А.Жуковский и А.И.Одоевский посвящали ей стихи, Ф.М.Достоевский её некоторые черты использовал в образе Сонечки Мармеладовой (вот тут и поиски мученичества, и религиозная экзальтированность будут к месту!), Л.Н.Толстой начал описывать её в неоконченном романе «Декабристы» в образе жены вернувшегося с каторги (только, Бога ради, не считайте вслед за Г.Шерговой, что она стала прообразом Наташи Ростовой!)

Да и сама Наталья Дмитриевна достойна нашей памяти! Жаль только, что могила её никак не отмечена…


Источник:

https://zen.yandex.ru/media/arhkot/ona-nazyvala-se...ast-2-5cffbc7a19dcb600ac50b04a

Дополнено иллюстрациями Лидии Тимошенко и Дмитрия Белюкина к роману А.С.Пушина "Евгений Онегин" и из доступных источников интернета

Рубрики:  История
Люди, биографии
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю