-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Изменила уход за денежным деревом — сразу появились бутоны и началось бурное цветение - (0)

Изменила уход за денежным деревом — сразу появились бутоны и началось бурное цветение Изменила ух...

Художник Сергей Кузин (1962 – 2009). Дайте Родину мою... - (0)

Художник Сергей Кузин (1962 – 2009). Дайте Родину мою... Художник Сергей Кузин (1962 – 2009). Дай...

Художник Панкратьева Валентина Николаевна - (0)

Панкратьева Валентина Николаевна: натюрмортное              ...

Самый простой пп торт на сковороде! Без раскатки! Низкокалорийный рецепт без сахара, без глютена! - (0)

Самый простой пп торт на сковороде! Без раскатки! Низкокалорийный рецепт без сахара, без глютена! ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 25167
Комментариев: 82681
Написано: 186578


Великий француз русского балета Мариус Петипа (2

Понедельник, 26 Сентября 2022 г. 19:37 + в цитатник
Цитата сообщения ГалКон Великий француз русского балета Мариус Петипа (2)

*******

Танцовщик, балетмейстер и педагог с именем, которое звучит словно элемент классического танца. Мариус Петипа — француз, посвятивший жизнь русскому балету. (Продолжение)

6yNFLsHNvKs (600x600, 122Kb)

Мариус Петипа стал законодателем в мире балета, определив развитие этого вида искусства на многие десятилетия вперед. Свои лучшие постановки балетмейстер осуществил с легкой руки директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. Балет-феерия был его давней мечтой. На основе сказки Шарля Перро «Спящая красавица» был написан сценарий. Музыку Всеволожский предложил написать Петру Ильичу Чайковскому.

0010 (561x700, 42Kb)
Петр Ильич Чайковский

Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру, для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который не сходит со сцены уже второе столетие в ставшей классической постановке Мариуса Петипа. Только при жизни хореографа балет исполнялся 200 раз.

f5eb0c796a8d (700x478, 53Kb)
Фото премьеры балета "Спящая красавица" Петра Чайковского. Хореография М. Петипа. 1890

x_eb5b3924 (604x401, 77Kb)
Балет "Спящая красавица". Мариинский театр. Попытка реконструкции "первой редакции 1890 года". Мариинский театр.2000-е

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником-хореографом Львом Ивановым ставит «Лебединое озеро». Иванов ставил сцены с белыми лебедями, Петипа — всю историю с лебедью черной. «Лебединое озеро» впервыебыл поставлен в 1877 году (мировая премьера была в Москве) , спектакль выпускал хореограф Вацлав Рейзингер и успеха не имел. И только спустя 17 лет он получил новое прочтение. Сцену бала во дворце украсили польский, испанский, венгерский танец, а нежной Одиллии Петипа противопоставил па-де-де страстной Одетты. Спектакль стал бессменным символом русского балета.

368697 (700x610, 106Kb)

За полвека работы в России Петипа вывел на сцену свыше 60 балетных спектаклей. «Щелкунчик» и «Раймонда», «Золушка» и «Сон в летнюю ночь»…

«Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем» — так заканчиваются мемуары хореографа, но не заканчивается «эпоха Петипа», продолжая жить в балетах хореографа по всему миру.

В мемуарах представителей балетного мира, имевших честь работать с Мариусом Петипа, сохранились самые разные оценки его характера и методов работы. Одни вспоминали, что он был приветливым и веселым, другие писали о нем, как о жестком, требовательном и надменном человеке.

3cc96092c59ac59fb9493335de76dc4b (640x425, 109Kb)

Мариус Петипа

Так, к примеру, танцовщица Егорова писала: «Петипа был молчалив, мало с кем говорил. Обращался к нам всегда в одних и тех же выражениях: «Ма belle, mа belle». Все его очень любили. Тем не менее, дисциплина была железная. Когда он входил в репетиционный зал, все вставали, не исключая балерин».

Его дочь Вера Петипа позже признавалась: «Отец был очень требователен, заниматься с ним было весьма трудно: он ждал немедленного выполнения очень сложных заданий, которые доступны были лишь балеринам».

Увы, с возрастом выяснилось, что Петипа именно талантливый хореограф, но не танцовщик. Некоторые откровенно высмеивали его манеру танца. Одним из этих «некоторых» был отец великой балерины Тамары Карсавиной. По ее воспоминаниям, будучи детьми они часто просили отца, ученика Петипа, показать пародию на одну из сцен балета, где танцевал Петипа. Мать Карсавиной всегда упрекала мужа за это и напоминала, что эти «выходки» могут донести хореографу. Скорее всего, так и случилось, так как отношения Петипа и отца великой балерины быстро испортились.

orig (1) (700x437, 66Kb)
Карлотта Брианца в партии Аврора и Павел Гердт в партии Дезире. 1890. Фотография из архива Мариинского театра

Мариус Петипа, фактически всю жизнь проживший в России,так и не выучил русский язык, это не мешало ему вести плодотворную деятельность и дважды жениться.

Обе жены хореографа были балеринами. С первой он связал себя узами в 1854 году, ею стала Мария Суровщикова. Брак продлился 15 лет.

22ecf4f462c689e0061d6b6c6020dca3 (441x488, 249Kb)
Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа

Сам балетмейстер называл это время непростым. Если в начале их знакомства она представала перед ним «грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой», то к концу их совместной жизни она проявила себя эгоистичной натурой, которая не могла найти настоящего творческого контакта с мужем.

«В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной», - писал позже сам Мариус Петипа.

Второй его избранницей стала артистка балета Императорских театров Любовь Савицкая. К моменту их знакомства Петипа было 55 лет, а ей лишь 19. Несмотря на разницу в возрасте и характеров, брак продлился около 30 лет.

YBbJszJ2OqY (450x600, 27Kb)
Любовь Леонидовна Савицкая, вторая жена Мариуса Петипа

Их младшая дочь Вера (всего в этом браке родилось шесть детей) вспоминала, что мама обладала очень веселым характером. Если ее отец был воплощение пунктуальности, то мать – беззаботности и рассеянности. Но ее непосредственность и веселый нрав были очень дороги Петипа.

«Как-то знаменитый композитор А. К. Глазунов, работавший с отцом над «Раймондой», приехал вечером к нам и демонстрировал свою музыку. Когда закончились пламенные звуки испанского танца панадерос, мы во главе с матерью в экстазе вломились в дверь гостиной и остановились на пороге. Моя мать не выдерживает и выпаливает: «Боже мой! Какая музыка! Кто мог ожидать такой музыки при такой... внешности!» Глазунов тихо смеется, брат старается рассеять впечатление от неловкости матери, отец, довольный, улыбается, не поняв, что было сказано по-русски. Наедине отец спросил мать: «Отчего Глазунов улыбался, когда ты с ним говорила? Что ты ему сказала?» Мама в точности передала ему свои слова; отец схватился за голову…» - описала курьезный случай она в своих воспоминаниях.

Под конец карьеры дела Петипа шли неважно. Он был в плохих отношениях с директором театра, который откровенно хотел выгнать 80-летнего хореографа, но не мог этого сделать. Зато активно вмешивался в его работу. Хореограф так нервничал, что его разбил частичный паралич. В 1903 году Петипа все-таки покинул театр, на тот момент ему было 85 лет. Несмотря на то, что последние годы работы Мариуса Петипа были омрачены закулисными интригами, он сохранил горячую любовь в русскому балету и к России.
О русском балете он неизменно говорил «наш балет». Франция была страной, в которой Мариус Петипа появился на свет. Россия стала его родиной. Он принял русское подданство и иного отечества для себя не желал даже тогда, когда был отстранен от работы в театре. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки. Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.

Мариус Петипа прожил длинную и достойную жизнь. Он скончался 1 июля 1910 года в 93 года в окружении своей семьи.

«Никогда не забуду горестного прощанья с ним, когда мы все столпились у его постели и холодеющие пальцы сжимали мне руку». – описала Вера Петипа последние минуты его жизни.
x_cff65eaa (364x480, 63Kb)
Могила известного балетмейстера М.И. Петипа в Некрополе мастеров искусств при Александро - Невской Лавре (бывшее Тихвинское кладбище) после перезахоронения.


"Некрополь мастеров искусств" - советское название Тихвинского православного кладбища (при Александро - Невской Лавре), которое большевики перерыли - перекопали в 1930-х годах, решая кому здесь быть, а кого выбросить. Вот сюда и перезахоронили прах католика Мариуса Петипа(sic!) c католического участка Волковского кладбища,где было его "семейное место",где преданы забвению и заброшены могилы его отца и любимой младшей дочери Евгении.

P.S.В этом году в России отмечалось 200-летие со дня рождения великого балетмейстера Мариуса Петипа. В Санкт-Петербурге 11 марта 2018 г. на здании  Академии русского балета им. Вагановой была открыта мемориальная доска М.И.Петипа.1516114766 (700x466, 79Kb)

Торжественное открытие мемориальной доски М.И.Петипа в С-Петербурге

1516114678 (700x466, 40Kb)

Мемориальная доска М.И.Петипа на здании Академии русского балета им. Вагановой в С-Петербурге

В торжественной церемонии открытия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге Уго де Шаваньяк, ректор Академии имени Вагановой Николай Цискаридзе.

По словам губернатора, памятная доска на здании прославленного Вагановского училища – знак признательности и уважения, дань памяти великому человеку, который всем сердцем любил Россию и прославил русский балет.

Источники:

http://www.spb.aif.ru/culture/person/zheleznaya_hv..._russkaya_zhizn_mariusa_petipa

 
 
 
Рубрики:  искусство
История
Люди, биографии
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям