Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...
Поссорились… Художник Овик Зограбян (Hovik Zohrabyan) - (0)Поссорились… Художник Овик Зограбян (Hovik Zohrabyan) Поссорились… Обида душу ...
Художник Туписов Владимир Геннадьевич: - (0)Туписов Владимир Геннадьевич: пейзажист &nbs...
Роскошь фламандского натюрморта «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» - (0)Роскошь фламандского натюрморта «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» ...
Как в осень хорошо! Ирина Расшивалова - (0)Как в осень хорошо! Ирина ...
Волшебство игольного кружева |
Сегодня ручное кружево постепенно уходит в прошлое, несмотря на наличие имени школ по обучению. Отсутствие широкого рынка сбыта и слово «имитация», которое уже убило не один вид декоративно прикладного искусства, очевидно, сделает свое дело. Пока игольное кружево живёт за счётливых энтузиастов, подлинная культура этого ремесла уже почти утрачена.
Первый станок для изготовления кружев был придуман в Англии где-то в начале 19 века. Он повторял движение рук кружевницы и даже имитировал ручное переплетение нитей. Аналогичные станки работают до сих пор. На них производят французские и итальянские кружева, славу которым сделали сотни тех, кто ценой испорченного зрения, больной спины и изувеченных рук создавали шедевры. Когда появились первые станки, почти все кружевницы просто сдохли с голоду или пошли выращивать капусту. Практичное человечество и доселе предпочитает платья и блузы из дешёвого китайского ажура, но так было не всегда.
В средние века секреты кружевного дела охранялись как строжайшая государственная тайна. Кружево продавалось по безумным ценам и вывозилось контрабандой. Купцы, которые торговали кружевом, делали баснословные деньги. Игольное кружево было обязательной частью приличного придворного костюма в 17-м веке.Было просто немыслимо опозориться и появиться в обществе без оборок, воротника и манжет из кружева. Знатным гражданам приходилось закладывать дома и влезать в долги, ведь только на воротник уходило 15 метров кружева. Из – за кружев в то время стрелялись гораздо чаще, чем из - за дам.
Сразу хочу заметить, что настоящими кружевами ручной работы считаются два вида: игольное и плетеное на коклюшках. Вязание крючком остаётся вязанием, каким бы тонким оно не было, и как громко бы его не назвали. Считается, что настоящее игольное кружево появилось около 15-го или 16-го века, в эпоху Возрождения.
Однако, в восточных странах уверены (и, если честно, не без основания), что это они придумали кружева, а хитрые европейцы просто стырили их технологию, выдав за свою. Злые языки поговаривают, что венецианцы украли технологию изготовления кружев в где-то в Восточном Средиземноморье. Можно предполажить, что на Крите, ведь именно на Крито-Микенскую культуру ссылаются изготовители пажского игольного кружева из Хорватии
Венеция, уже с XV века специализируется на изготовлении кружев. Так или иначе, но остров Бурано доселе зарабатывает на истории венецианского кружева деньги, сопровождая туристов в Museo del Merletto (Музей кружева). В многочисленных лавочках можно купить настоящее венецианское игольное кружево, правда, сделанное трудолюбивыми китайцами у себя на родине.
Королева Елизавета Богемская, воротник в технике ретиччелла, неизвестный художник, 1613 г, портретная галерея (Лондон)
Французское кружево известно с тех времён, когда Кольбер, министр финансов Людовика XIV, открыл в Нормандии в замке Шато де ля Онре недалеко от города Алансон Королевскую кружевную мануфактуру. Производство было очень трудоёмким, один квадратный сантиметр кружева делали семь часов. Алансонские кружева были тонкие по фактуре и сложные в разработке. На каждом этапе изготовления специализировалась отдельная кружевница. Интересно, что в конце кружево полировали когтем омара, из за чего оно по - особенному блестело.
Украденный у Венецианцев секрет кружева объявили исключительной собственностью французской мануфактуры.
Итальянское игольное кружево ретичелла (reticello) изначально представляло из себя технику ришелье, в которой вырезают кусок холста и образовавшуюся сетку заполняют кружевом. Со временем технология усложнилась.
Характерной чертой орнамента является последовательное сочетание геометрических фигур с краями в виде арок или зубчиков. Упорядоченная композиция и идеальное исполнение действительно впечатляет, поэтому об этих игольных кружевах пишут исключительно в высоком штиле, не жалея восторженных прилагательных.
Пунчетто Бальсесиано (Puncetto Valsesiano)– это кружево из Пьемонта. В нём также преобладает геометрический орнамент. Отрадно, что с течением времени puncetto не модифицировалось, и по - прежнему архаично делается иголкой из хороших и тонких ниток. Налицо красота безупречной симметрии без неуместных зооморфных излишеств.
Хорватское игольное кружево, включено в почётный список памятников ЮНЕСКО, так как это художественная ценность с мировым именем. Чёткая и безупречная геометрия орнамента, высокий профессионализм и приверженность традициям налицо. Техника изготовления кружева пришла на остров Паг из Микен.
В Армении считают, что Венецианское игольное кружево создано армянами. Дело в том, что в XIV веке Киликийское армянское царство было в упадке. По этой причине ремесленники бежали оттуда, куда глаза глядят, а они в первую очередь глядели на богатую Венецию, которая к тому же торговала с Киликией. По версии Армении Киликийские кружевники и положили начало венецианскому кружеву.
Палестинское и армянское игольное кружево обычно располагается по краю белья, платка или скатерти. Армянское кружево в принципе отличается от Палестинского в основном маленькими цветочками с объёмом, которые несколько оживляют полотно.
Сегодня во фламандских провинциях Бельгии ещё пока практикуется техника игольного кружева в Аалсте. Оно в основном продается в Брюсселе. Это немыслимо дорогой вид игольного кружева, поэтому в коммерческих целях его не делают. В Брюсселе также не существует крупных кружевных мастерских, а тем более фабрик. Заказчики кружева – это в основном «сильные мира сего».
Традиционное ирландское вязание, выполненное тонким крючком, очень популярно. Оно несколько затмевает игольное кружево Изначально в Ирландии копировали итальянские и французские игольные кружева, но яркий национальный колорит взял верх, и в итоге родился собственный стиль.
Ирландское игольное кружево получило широкое признание из-за тонкости рукоделия и оригинального узора. Ремесло процветало в Ирландии до изобретения кружевных машин. Технику ирландского игольного кружева отличает асимметрия, а также чередование крупных и мелких мотивов.
Практически неизвестное у нас английское кружево Холли Пойнт (Hollie point) изготовлялось для детской одежды, особенно для крестильных наборов и для церковных нужд. Именно это кружево делали Пуритане, так как изготовление его считалось богоугодной работой. Холли-пойнт всегда была скорее домашним, нежели профессиональным искусством.Кружева включали религиозные мотивы, такие как лилии Благовещения , Древо жизни , Вифлеемская звезда , голубь мира.
Хедебо – это название Датского небольшого местечка. Уникально то, что разнообразные кружевные техники развивались среди фермеров, разрабатывались исключительно средним классом где-то до 1820 года. Кружевами украшали парадную одежду и постельное бельё, почти до 1870-х годов оно облагораживало жилища крестьян. Богатые граждане считали немыслимым унижением носить крестьянские кружева. Когда они, наконец, одуплились, промысел умер.
Oya, Oyasi или Oyalari – это названия турецкого игольного кружева. Традиция родом из Фригийского царства, которое в 8 в. н.э. находилось на территории нынешней Турции. У каждого региона был свой мотив — скажем, трабзонские мастерицы любили бабочек и розы. Оя проявляется в различных формах и мотивах, самые прекрасные из которых были созданы женщинами, живущими во дворцах Османской империи. Сегодня Oya по-прежнему очень популярен среди турецкой элиты, пользуется большим спросом.
Ремесло ойя - это уникальный язык турецких женщин. В Турции кружево имело символическое значение, а не только декоративное. Например, в Анатолии невеста должна была подарить матери жениха кружевной платок. Если кружево было ярким,— значит, невестка будет любить свою свекровь, ну а тусклое бежевое кружево было скверным знаком. Кружево из желтых нарциссов носили на голове, демонстрируя несчастливый брак. Если муж ехал далеко от родного дома на заработки, жена носила венок из кружев на голове в виде цветов шиповника. Влюбленная девушка одевала фиолетовые гиацинты из кружева. Это вид кружева характерен только лишь для Турции.
Халашские игольные кружева делают в городе города Кишкунхалаш (Kiskunhalas). В сложные по исполнению изделия, если они аутентичные, вплетен герб халашских рукодельниц в виде трех переплетенных рыб. Кружево раньше было нежно-оранжевого, бледно-зеленого или желтого цвета, но позже стало белым. Фирменный мотив халашских игольных кружев – бабочка, причем двух одинаковых мотивов найти невозможно. В настоящее время промысел медленно вымирает.
Тенрифе или солнечное кружево так называется благодаря розетке, как основному элементу. Из центра этой розетки обычно отходят лучи, которые формируют орнамент. Кружево Тенерифе появилось на Канарских островах и в Испании. Делают это кружево на шаблоне в виде круга или квадрата, получая оригинальные цветочные мотивы с лепестками. Готовые части соединяют вместе. Ещё его часто называют кружево "соль", что означает солнце по-испански.
Парагвайское игольное кружево Чандути(Ñandutí) буквально взрывает мозг у приверженцев Европейских традиций. Название кружева переводится с Гуарани, как «паутина». В Парагвай традицию привезли Испанцы, но ремесло приобрело свой колорит и только отдалённо напоминает Тенрифе.
Несомненно, те немногие мастера, которые делают сегодня настоящее игольное кружево, знают о нём гораздо больше.
Рубрики: | искусство |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |