Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...
Поссорились… Художник Овик Зограбян (Hovik Zohrabyan) - (0)Поссорились… Художник Овик Зограбян (Hovik Zohrabyan) Поссорились… Обида душу ...
Художник Туписов Владимир Геннадьевич: - (0)Туписов Владимир Геннадьевич: пейзажист &nbs...
Роскошь фламандского натюрморта «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» - (0)Роскошь фламандского натюрморта «Ars Vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» ...
Как в осень хорошо! Ирина Расшивалова - (0)Как в осень хорошо! Ирина ...
Петропавловская крепость: начало истории Санкт-Петербурга |
Старейшим архитектурным памятником и важной исторической достопримечательностью Санкт-Петербурга является Петропавловская крепость. С нее, по большому счету, начинается история северной столицы России.
В начале восемнадцатого столетия по указу Петра Первого с целью укрепления северо-западных рубежей России была построена в устье Невы на небольшом острове Петропавловская крепость. Первый камень при строительстве крепости был заложен 27 мая 1703 года, причем чертежи укреплений разрабатывались при непосредственном участии российского императора. Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова — чтобы угрожавшим России шведам было негде высадиться. Петропавловская — первая крепость в России бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.
Петропавловский собор
— усыпальница русских императоров. Строился одновременно с крепостью, сначала в дереве, а с 1712 года — в камне. С переносом столицы из Москвы в Петербург возник и новый обычай — хоронить коронованных особ не в Архангельском соборе Московского Кремля, а в Петропавловском Петербурга. К концу ХIХ века в соборе было 46 захоронений и потребовалась строительство Великокняжеской усыпальницы.
В свое время Петропавловский собор мог похвастаться уникальной коллекцией трофейных знамен и ключей от захваченных городов и крепостей, которая на протяжении двух веков хранилась в его стенах. Сегодня в соборе представлены лишь копии, а сами реликвии переданы в Эрмитаж
Об усыпальнице рода Романовых в Петропавловском соборе слухи, догадки и домыслы гуляют давно. Говорят о якобы пустых могилах, а одно из преданий гласит, что Николай ІІ вообще как-то обронил, дабы его могилу не думали искать.
Первой в соборе была погребена малолетняя дочь Петра и Екатерины. В 1785 году туда внесли гроб Петра І, что определило весь последующий порядок захоронения царствующих особ. В соборе нашли свое упокоение все русские императоры.
Легенды о Петропавловском соборе начали слагать еще с момента закладки первого его камня. Одно из преданий гласит: Петр І зарыл в его основании золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного. Возможно, император поступил так, ибо знал, что сооружение строится на месте бывшего языческого храма, где в свое время проводились обряды жертвоприношения. Астролог Павел Глоба уверяет: Великий Петр отдал приказ о строительстве только после того, как орлы, почитаемые правителем как вестники потустороннего мира, сделали несколько кругов над сей местностью.
А судя по семейной легенде потомков Трезини, зодчий сознательно придал колокольне Петропавловки контуры, схожие с фигурой Петра І, дабы возвести, таким образом, своеобразный памятник государю.
Самое высокое историческое здание.
122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга, но по-прежнему историческая доминанта. В ХVIII столетии из-за удара молнии шпиль накренился и архитектурный памятник не был поврежден благодаря отцу «промышленного альпинизма» в России Петру Телушкину. Ярославский мастер шесть недель поднимался на вершину по веревочной лестнице без лесов и ремонтировал и сам шпиль, и парящего ангела.
Четвертый ангел Петропавловской крепости.
Появилась позолоченная фигура на вершине шпиля под крестом в 1724 году благодаря архитектору каменного собора Доменико Трезини. Первый ангел спустя 30 лет «погиб» вместе с деревянным шпилем от удара молнии, крылья второго оторвал ветер небывалой силы. Третий ангел 1778 года вращался у основания креста, словно флюгер, а нынешний трехметровый парящий ангел увенчал шпиль после реконструкции ХIХ века.
Не обошелся без своей легенды и Петропавловский Ангел. Оказывается, поставлен он на стражу императором Петром І неспроста: находясь на самой высокой точке города, главной миссией его было оберегать город от всевозможных напастей. Что ж, скорее всего, на самом деле знаток европейской архитектуры Трезини просто хотел одновременно «убить двух зайцев» – и собор украсить, и флюгер приобрести.
Классикой строительного мастерства стала история Петра Телушкина – мастера, ремонтировавшего Ангела. При помощи нехитрых приспособлений крестьянин добрался до верхушки шпиля и исправил все повреждения. Легенда гласит: за сей подвиг мастер был вознагражден пожизненной возможностью заказывать выпивку в любом русском кабаке. Достаточно Телушкину было щелкнуть по клейму на шее, как ему тут же подавали выпивку. Отсюда, кстати, и берет свое начало характерный жест приглашения на «праздник души».
Мирная история военной цитадели
Петропавловская крепость не участвовала ни в одном сражении, хотя гарнизон веками пребывал в полной боевой готовности и создавался для защиты земель, завоеванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но стреляли пушки Петропавловской крепости лишь в мирных целях.
Иоанновские ворота
Пешеходная прогулка по Петропавловской крепости обязательно начинается с Иоанновских ворот, путь к которым пролегает через одноименный мост, пересекающий Кронверкский пролив. Ставшие частью Иоанновского равелина, они расположены на восточной стороне крепости. Идея названия принадлежит императрице Анне Иоанновне – дочери Иоанна V, старшего брата Петра I.
Именно в период ее правления в 1738 - 1740 годы у равелина появились ворота, сооружением которых завершалась перестройка в камне всей Петропавловской, или, как ее тогда называли, Петербургской, крепости. О чем и свидетельствует дата "1740 года" над высшей точкой арочного проема. Автором проекта является талантливый военный инженер Христофор Антонович Миних, непосредственно строительными работами руководил Христиан де Марин.
В архитектурном решении сохранились классические каноны античности и древнерусского зодчества, характерные для возведения арок и триумфальных ворот. В верхней надстроечной части сооружения - тимпане - размещен скульптурный декоративный элемент картуш в виде символа Российского государства - императорской золотой короны. Ее с обеих сторон окружают атрибуты воинской доблести: знамена, алебарды и барабаны.
Фронтонная композиция с внешней парадной стороны опирается на две пары барельефных колонн. Что, в свою очередь, продолжает идущую от примененной при строительстве Петровских ворот традицию оформления нижнего яруса. Внутренний фасад Иоанновских ворот претерпел изменения в 1829 году, когда дополнительно был облицован рустом. В это же время на нем появляются украшения розетки.
Последние реставрационные работы памятника истории и архитектуры проводились в 60-х годах прошлого столетия под руководством Ирины Бенуа и Александра Ротача.
Через Иоанновские ворота туристический маршрут в крепость проходит во внутренний дворик к знаменитым Петровским воротам.
Петровские ворота
Попасть в Петропавловскую крепость и не обратить внимания на Петровские ворота невозможно, ибо перед нами – вход, считающийся первым в России парадным входом. Обращённые к городу, возвышаются Петровские ворота на 16 метров и ведут в крепость через стену толщиной в 20 метров.
Возведённые в честь освобождения невских земель от шведов, они долгое время служили единственным входом в крепость. Автор этой триумфальной арки – Доменико Трезини: под его руководством сначала возвели деревянные ворота с резными украшениями, а в 1718 году перестроили их в камне.
Нарядные Петровские ворота были видны издалека и очень отличались от обычных ворот крепостей или монастырей, сливавшихся со стенами. Это был парадный вход, украшенный скульптурами, барельефами, горельефами и лепниной, что делало его значительным с виду и символизировало могущество России. К сожалению, не все скульптуры сохранились до наших дней.
Ворота названы в честь Петра I, на что указывала размещённая в средней части сооружения большая статуя апостола Петра с ключами в руках. По обе стороны от него – два трубящих ангела и две скульптурные аллегории: «Вера» – с крестом и книгой и поддерживающая якорь «Надежда». Далее по сторонам ворот помещённые в ниши фигуры двух Афин: городской – в свободных одеждах и воительницы в доспехах. Чуть позже над аркой установили российский герб, его красотой можно любоваться и сегодня. Над ним на фронтоне – аллегорический барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром».
Этому сооружению придавалось особое государственное значение: в праздничные дни после очередных побед ворота украшались иллюминацией.
В советское время Петровские ворота приобрели статус памятника петровского барокко и стали входом в музейный комплекс.
В дни блокады Ленинграда немецкие снаряды сильно повредили ворота, но ленинградским реставраторам удалось восстановить эту первую в России триумфальную арку.
Меншиков бастион
Меншиков бастион – один из первых в Петропавловской крепости: он был заложен сразу после Государева бастиона, как и сам светлейший князь Александр Данилович Меншиков был вторым человеком в империи после Государя. Так же, как все ранние укрепительные сооружения Петропавловской крепости, сей бастион изначально был деревянно-земляным, таким он оставался три года. Некоторые исторические источники свидетельствуют, что в 1706 году Петр I лично заложил первый кирпич нового каменного Меншикова бастиона.
В 20-х годах XVIII века, когда светлейший князь впал в немилость и был сослан в Сибирь, бастион лишился своего названия и был переименован в честь его Императорского величества Петра II. Историческое имя вернулось к нему, как ни странно, уже при Советской власти. Случилось так потому, что большевистская пропаганда преподносила Петра Великого и его сподвижников не только как реформаторов, но и как революционеров, стремившихся уничтожить патриархальный уклад царской России.
В разные годы бастион перестраивался и реконструировался для разных нужд. Два этажа его оборонительных казематов объединялись в один, прочие его помещения занимали Тайная канцелярия и Монетный двор, оружейные кузнечные мастерские и артиллерийские склады, кухня и столовая комендатуры.
Государев бастион
Традиционно принято считать, что первым бастионом Петропавловской крепости являлся именно он – Государев бастион, с которого, якобы, началась не только история фортификационного укрепления, но и всего Петербурга. Однако, день закладки крепости никак не связан с датой основания столицы Российской империи: эти два факта абсолютно не взаимосвязаны. Сам Петр, скорее всего, лишь присутствовал при начале строительства бастиона, названного впоследствии в его честь. Курировал же строительные работы Меншиков.
При этом нельзя отнять у Государева бастиона его значимость и первенство на других страницах истории. Именно над ним в 1703 году впервые был поднят крепостной флаг, а в 1704-м здесь загорелся первый маяк Петербурга.
Изначальная деревянно-земляная постройка была реконструирована в камне по проекту Доминико Трезини в период с 1717 по 1732 годы. Внутри монументального бастиона расположились двухъярусные казематы, в которых в разные годы размещались пороховые погреба, оружейные мастерские, склад курительных трубок, солдатские казармы. Под укреплением был устроен подземный коридор – патерна. Он соединял Государев бастион с другими строениями крепости. В XVIII веке, на протяжении сорока лет, в одном из отсеков бастиона находился ботик Петра I – легендарный «дедушка российского флота».
В 80-х годах XVIII века фасад, выходящий на Неву, был облицован мрамором. А в XIX веке, когда крепость стала тюрьмой, Государев бастион вместил в себя лазарет для заключенных и арестантскую баню.
В 2003 году на нем был установлен памятный знак в честь 300-летия Петербурга, поскольку опять-таки, согласно городской легенде, именно появление этого бастиона стало отправной точкой закладки города.
Петровская куртина
Соединяющая Меншиков и Государев бастионы Петровская куртина получила свое название из-за расположенных в ней Петровских ворот – главного, парадного входа в крепость. Эта часть крепостной ограды была отстроена в камне по проекту Доменико Трезини к 1720 году. Как и другие куртины крепости, она состояла из двухъярусных казематов, перестроенных в один этаж в начале ХХ века.
Под этим крепостным валом изначально проходил первый рукотворный канал Петербурга, обеспечивавший возможность захода военных судов, а также доставку продуктов и стройматериалов внутрь крепости. Также он мог использоваться для водоснабжения в случае осады. Канал осушили и засыпали в конце XIX столетия, а уже в 2003 году археологам удалось обнаружить его остатки - арочные конструкции, которые были частично восстановлены и включены в состав музейных объектов крепости. Теперь этот законсервированный сегмент крепостного рва можно увидеть вблизи Меншикова бастиона.
В разные годы внутренние помещения Петровской куртины служили разным целям: в них размещались военно-сиротское отделение, солдатские казармы, квартиры офицерского состава.
В 2012 году здесь открылся музей керамики, где экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные из фарфора и стекла. Самые ранние экспонаты датированы XVIII веком, коллекция включает в себя работы мастеров России и Европы.
Невская куртина
Как видно из названия, эта куртина - единственная часть крепостной ограды Петропавловской крепости, обращенная непосредственно к водам Невы. Она соединила между собой Нарышкин и Государев бастионы. Изначально, в 1703 году, куртина была возведена в виде вала из земли и дерева. Как и все строения крепости, свой каменный облик она получила позднее. Стоит отметить, что каменная отстройка фортификационных сооружений велась поэтапно, и именно Невскую куртину возвели в кирпиче и камне несколько позже остальных частей ограды – в период между 1727 и 1731 годами. Вероятно, это связано с тем, что она находилась под надежной защитой самой Невы.
Первый шаг к нынешнему облику Невской куртины был сделан по проекту архитектора Доменико Трезини, а позднее, в 1781 году, внешний фасад ее облицевали серым гранитом. До последнего десятилетия XIX века укрепление сохраняло первоначальную структуру своих внутренних помещений: ее составляли двадцать два каземата, обустроенных в два яруса. К началу XX столетия казематы перестроили в одноярусные. Это изменило внешний вид оконных проемов в стене. В разное время эти казематы использовались как солдатские казармы, оружейные склады и тюремные камеры, в которых содержались политические преступники.
Сегодня в Невской куртине воссозданы двухъярусные казематы, утраченные во всех остальных куртинах крепости. Здесь долгое время находилась постоянная экспозиция музея графического дела «Печатня», прежде чем ее закрыли на неопределенный срок для проведения ремонтных работ.
В этой куртине расположены Невские ворота, ведущие из крепости к Комендантской пристани. Через них выводили заключенных на казнь или на каторгу. «Ворота смерти» выпускали узников только в темное время суток, дабы вид тюремных лодок не омрачал столичной панорамы.
Невские ворота
«Ворота смерти» - так иногда называли в народе Невские ворота Петропавловской крепости, ведущие из цитадели прямо к водам Невы. Их продолжением явилась гранитная трехарочная пристань со ступенями, спускающимися в реку. Откуда же возникло столь мрачное второе имя? Дело в том, что именно через Невские ворота по ночам выводили узников тюрьмы. Отсюда по воде их отправляли прямиком на каторгу или казнь.
Изначально конструкция ворот и причала была исполнена из дерева, но в 20-х годах XVIII века ворота были заменены каменными. Автором проекта стал архитектор Доменико Трезини.
С тех пор ворота перестраивались четыре раза: последняя их реконструкция датируется 1787 годом. В таком виде они вошли в наши дни. Автор последнего проекта Невских ворот – архитектор Николай Львов – придал им практически квадратную форму: высота квадрата составляет 12 метров, ширина превышает высоту всего на 20 сантиметров. Массивный треугольный фронтон поддерживают четыре колонны, облицованные белым сердобольским, с серебристым отливом, гранитом. Со стороны Невы фронтон декорирован рельефным изображением якоря, и вензелем Екатерины II – с внутренней стороны.
В арку ворот вмонтирована доска со шкалой, показывающая уровень, до которого Нева поднималась во время крупнейших наводнений.
Артиллерийский цейхгауз
В первые годы XIX века на центральной аллее Петропавловской крепости появилось ещё одно строение – артиллерийский цейхгауз, его спроектировал военный инженер Александр Брискорн. Это одноэтажное протяжённое здание в стиле классицизма расположено напротив Инженерного дома. Вместе они композиционно обрамляют главную аллею, оканчивающуюся Монетным двором.
Слово «цейхгауз» в переводе с немецкого означает «дом для оборудования», «арсенал». Так что изначально это сооружение носило утилитарный характер: в нем хранилось оружие и военное снаряжение.
Впрочем, название дома очень быстро перестало соответствовать его содержанию. В середине XIX века помещения цейхгауза стали использоваться под архив, в конце века в них разместились пожарное депо и телефонная станция, часть здания была приспособлена под манеж для военных тренировок и гарнизонных учений в плохую погоду. Некоторым помещениям, правда, возвращали функцию военного склада, но ненадолго. В начале ХХ века в цейхгаузе существовали даже арестантские камеры.
В период блокады Ленинграда в здании цейхгауза были размещены мастерские, где ремонтировались грузовики для «Дороги жизни». Немцы старались разбомбить это здание, думая, что там находится оружие, но склада там давно уже не было…
В послевоенное время в стенах цейхгауза расположилось общество охраны памятников Ленинградской области, а в 1990-х здание отдали Государственному музею истории Санкт-Петербурга. Сейчас там размещена выставка восковых фигур, помогающая посетителям освежить свои знания в области истории и литературы. Сотни изваяний известных в России персон объединены в тематические группы и сценки: представители царской династии, классики русской литературы, политические персоны, деятели культуры и, конечно же, сама мадам Тюссо.
Кавальер
Головкин бастион Петропавловской крепости имел менее выгодную стратегическую позицию по сравнению с другими бастионами, поскольку он наиболее был приближен к противоположному берегу Невы, а значит, сильнее других уязвим со стороны суши. Поэтому на его территории возвели дополнительное вспомогательное фортификационное сооружение – кавальер. Изначально это была деревянно-земляная насыпь, окруженная рвом. Земля, извлеченная при выкапывании рва, и составила его основу. Соорудили кавальер в 1705 году. Высота его превышала высоту бастионных стен, дабы дать возможность установленным на нем орудиям вести обстрел неприятеля поверх основного укрепления. Форма кавальера повторяла внутреннюю геометрию Головкина бастиона.
В 1731 году кавальер вместе с Головкиным бастионом перестроили в камне, и назвали в честь императрицы Анны Иоанновны. По сей день он известен как «Аннинский кавальер». Работами по перестройке руководил генерал-фельдмаршал Бурхард Кристоф фон Миних. Новый каменный кавальер, в отличие от первоначальной пятиугольной насыпи, имел форму подковы. Общая высота этого здания – примерно 16 метров. Таким образом, расположенные наверху орудия могли огнем прикрывать находящийся на противоположном берегу кронверк. Орудия доставлялись на кавальер по каменному мосту, соединявшему его с бастионом.
Спустя 100 лет, в 30-х годах XIX века, каменная постройка изменила свой внешний облик. Фасад был переоформлен в стиле позднего классицизма, с окнами в виде арок и декоративными бойницами. В таком виде кавальер дошел и до наших дней, несколько раз сменив свои функции: в 1837 году его занял артиллерийский цейхгауз, а с 1961 года здание перешло в ведение Монетного двора, которому оно принадлежит до сих пор.
Инженерный дом
Дошедший до наших дней практически в первозданном виде Инженерный дом Петропавловской крепости - уникальный памятник петровскому, или, как его еще называют, раннему барокко в архитектуре. Камерное одноэтажное сооружение, возведенное в 1748-1749 гг., изначально предназначалось для военных складов и проживания инженеров-строителей, которые поддерживали состояние уже возведенных фортификационных укреплений и создавали новые. Поэтому и месторасположение его было выбрано неслучайно - слева от Петровских ворот, у входа.
До сих пор достоверно неизвестен автор здания: по некоторым данным это военный инженер Муравьев. Однако соавторство Петра I несомненно. Еще в начале XVIII века тот лично разработал три типа архитектурных проектов для общественных домов города. Инженерный дом относился к типу "дОма для зажиточных". Благодаря своей комплексной застройке, включающей два П-образных корпуса с двумя воротными выходами и образующей четырехугольный прямоугольник внутреннего двора, в конце XVIII столетия сооружение получило название Инженерного делового двора с цейхгаузами.
При рассмотрении этого комплекса можно ярко представить себе, каким был архитектурный Петербург петровской эпохи: терракотово-розовые фасады, украшенные рустованными лопатками, четкие линии планировки, просторные окна. До 1809-1811 годов здание венчала черепичная крыша с несколькими слуховыми окнами, которую заменило более практичное железо.
До реставрации интерьера в 60-х годах прошлого столетия, проведенной по проекту Ирины Бенуа, изменение во внешний облик вносилось лишь однажды. Выходящий на главную аллею воротный проезд в 1886 году был застроен, и оба здания соединились под общей крышей.
В разное время здесь находились чертежная мастерская, цейхгауз, архив и жилые помещения Инженерного департамента. С конца 60-х годов XX века в Инженерном доме действуют постоянные и временные тематические экспозиции, а в последние десятилетия он, кроме того, служит популярным местом встреч с выдающимися специалистами разных отраслей знаний.
Рубрики: | фото История города и страны Путешествия |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |