В конце 19 — начале 20 веков стиль модерн подарил миру множество талантливых представителей ювелирного искусства. Если, к примеру, во Франции это были Рене Лалик и Жорж Фуке, в Испании — Луис Масриера, то в Бельгии — Филипп Вольферс.
Филипп Вольферс (Philippe Wolfers) — знаменитый бельгийский дизайнер ювелирных изделий и посуды, работавший в стиле модерн. Филипп родился в 1858 году в Брюсселе в семье известного в Бельгии серебряных дел мастера Луи Вольферса. Кстати, фамилия Вольферс, вероятно, самая известная среди серебряных дел мастеров в Бельгии и одна из признанных ювелирных династий в Европе.
Филипп начал работу в мастерской своего отца в возрасте 16 лет, затем учился на скульптора в Брюссельской академии художеств. Закончил Академию в 1875 году. Компания Вольферсов, у которой на тот момент еще не было собственных магазинов, поставляла свою продукцию всем крупнейшим ювелирным домам в Европе, включая Cartier в Париже, Goldschmidt в Кельне и Bonebakker в Амстердаме. Молодой Филипп посещал этих клиентов несколько раз в год. Во время продолжительных поездок по Европе он рисовал собственные эскизы, являющиеся результатом любознательного разума и стремления к инновациям в ответ на традиции 19 века.
Также на стиль работ Ф. Вольферса, в том числе в серебре, оказал большое влияние так называемый японизм. В 1873 году Филипп вместе с отцом посетил всемирную ярмарку в Вене, где был очарован японским декоративным искусством. Это событие во многом повлияло на его творчество, ведь именно в его ранних ювелирных работах прослеживается стиль японских мастеров и склонность к природным сюжетам. Филипп вообще интересовался восточным искусством, эпохой Возрождения и особенно природой. Природа для него стала одним из самых важных источников вдохновения, а его рисунки цветов — уже сами по себе драгоценности.
Позднее ведущая роль Вольферса в бельгийском модерне связана с тем, что в его работах с середины 1880-х годов прослеживаются уже отчетливые черты нового стиля.
После смерти своего отца в 1892 году Филипп Вольферс стал художественным руководителем семейной компании «Wolfers Frères», которую он возглавил вместе с двумя братьями. Помимо ювелирных изделий, Вольферс разрабатывал эскизы серебряной посуды, стеклянных и хрустальных ваз, настольных ламп. Изделия из стекла всегда изготавливались в его мастерской в единственном экземпляре.
Кстати, на выставке в Берлине знаменитая настольная лампа Филиппа Вольферса произвела настоящий фурор. Лампа была изготовлена из чистого золота и украшена множеством драгоценных камней. На создание этого шедевра Филипп потратил около двух лет.
В свободное время дизайнер экспериментировал с новыми материалами и техникой. Например, в 1890-х годах он начал плотно работать со слоновой костью, которую специально для него поставляли из Конго, бельгийской колонии в Африке. Почти одновременно он брал уроки в технике эмали в Париже. Его предметы интерьера из серебра и слоновой кости были приняты публикой с большим восторгом на Всемирных выставках в Антверпене 1894 и Брюсселе 1897 года.
К 1897 году Филипп решил сосредоточиться, в основном, на разработке ювелирных изделий. Вообще период между 1897 и 1905 годами стал для Филиппа Вольферса очень плодотворным. Было создано более сотни настоящих произведений ювелирного искусства в стиле модерн из золота и серебра. Большинство изделий было выполнено в единственном экземпляре и вошло в специальный каталог компании, который сейчас официально включает в себя 151 изделие.
Вдохновленный движением символизма и сказочными образами, Филипп создавал роскошные драгоценности с цветочными орнаментами, стилизациями животных и природных линий, чувственных женских форм. В них флористические формы сочетались с драгоценными камнями, эмалью, слоновой костью и кристаллами. Как и многие ювелиры, работавшие в стиле модерн, Филипп Вольферс драгоценным камням в украшениях отдавал второстепенное значение, предпочитая им эмаль, а также искусную резьбу по кости и опалам.
Одним из самых впечатляющих ювелирных украшений, когда-либо созданных Филиппом Вольферсом, является колье с глициниями, разработанное в 1900 году для экспозиции на всемирной ярмарке в Париже. Оно состоит из пяти чередующихся соцветий глицинии с резными арбузными турмалинами (зеленый и розовый оттенки в одном кристалле) и опалами, расположенных между нежно-зелеными и пурпурными скоплениями эмалевых листьев в тонком обрамлении золота с инкрустацией гранатами и рубинами. В 2016 году колье «Glycines» было продано на аукционе Christie's за 220 тысяч евро.
Брошь в форме насекомого с эмалью, рубинами и бриллиантами, созданная примерно в то же время, была продана на аукционе Sotheby's за 51 тыс. долларов США. Несмотря на то, что Вольферс явно находился под влиянием Лалика, он все же следовал за своей собственной музой, даже изображая похожие темы, в частности, насекомых. Так, моль Филиппа была более стилизованной, почти абстрактной по сравнению с «живыми» насекомыми Лалика.
Ювелирные изделия Ф.Вольферса прекрасно демонстрируют, как период в стиле модерн принес стилистическую революцию в ювелирную промышленность как Бельгии, так и Европы вцелом.
Филипп Вольферс также часто использовал в изделиях резной опал — один из своих любимых камней, который он ценил за тонкую игру цвета и полупрозрачность. В то время как он работал с подобными образами — крылатыми богинями, медузами, птицами, змеями и насекомыми — его интерпретации были тяжелее, чем у Лалика, и часто тревожащими, не похожими на эфирные французские версии.
Разумеется, резные опалы в изделиях всегда были дополнены невероятно гармоничным сочетанием других материалов. Так, в бесподобной подвеске с женским ликом из опала соседствуют золото, эмаль оттенков фиолетового, синего, зеленого и желтого, рубины багетной огранки, классические бриллианты, сапфиры, жемчуг.
Культовым произведением Ф. Вольферса считается прекрасная золотая брошь-кулон в виде стрекозы «Libellule» (1903) с эмалью, опалами, рубинами, бриллиантами и мексиканским опалом.
Золотая подвеска «Cygne et Serpents» (1899) с опалом, рубинами, бриллиантами и жемчугом также является знаковой, потому что Филипп создал ее для своей жены Софи Уиллштедтер, на которой женился в 1885 году. Это украшение можно увидеть на ее портрете, написанном Фирмином Баешем. Интересно, что жена Филиппа Вольферса упоминается в архивах компании как «покупатель». Причина в том, что Софи была дочерью одного из клиентов Филиппа из Мангейма. Она была очень состоятельной и имела огромное приданое, которое было частично инвестировано в компанию ее мужа.
В 1900-е годы Вольферс открыл филиалы своего предприятия в Генте, Льеже, Антверпене, Будапеште, Дюссельдорфе, Лондоне и Париже. В 1905 году в его компании насчитывалось уже более двухсот сотрудников. Как и Лалик, Вольферс использовал труд квалифицированных мастеров, чтобы реализовать свои удивительные проекты.
После 1908 года Филипп Вольферс сосредоточился на скульптуре из мрамора, слоновой кости и бронзы, керамике, мебели и предметах декора из металла. Это было связано с тем, что стиль модерн постепенно стал выходить из моды. И если, к примеру, Лалик, после ювелирных изделий нашел себя в художественном стекле, то Вольферс обратил внимание на скульптуру. На этом этапе его авторский стиль стал более геометрическим и абстрактным с тяготением к симметричным формам в изделиях.
Для парижской экспозиции декоративно-прикладного искусства в 1925 году Ф. Вольферсом была специально создана гостиная, для которой он сам спроектировал каждую деталь: мебель, шторы, ковры, фарфор и другую утварь. Этот проект стал последней изюминкой его художественной карьеры.
С 1885 по 1929 годы Филипп Вольферс, вероятно, был самым значимым европейским дизайнером в серебре и художественной скульптуре. После смерти Филиппа Вольферса в 1929 году семейное дело было продолжено его сыном Марселем (1886-1976), благодаря которому эта бельгийская компания процветала вплоть до 70-х годов 20 века.
Выдающиеся произведения Филиппа Вольферса, чей успех в Бельгии был аналогичен успеху Лалика во Франции, во многом повлияли на ювелирное искусство эпохи модерна вцелом. Его украшения из золота с драгоценными и полудрагоценными камнями, слоновой костью и эмалью демонстрировали роскошь и символизм, которые прекрасно сочетались с декадентским стилем жизни того времени. Он также умел создавать великолепные предметы декора — настоящие произведения искусства, в которых стиралась граница между скульптурой и утилитарным предметом.
Благодарю за внимание и, как всегда, буду рада вашим комментариям!